Дидактический материал по развитию мелкой моторики детей
учебно-методический материал по логопедии

Олейник Людмила Михайловна

Развитие мелкой моторики с использованием здоровьесберегающих технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie.docx18.67 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук для детей раннего дошкольного возраста как здоровьесберегающая технология.

В современном мире здоровье и его сохранение стали одной из наиболее актуальных проблем. Здоровье детей, его сохранение и укрепление являются приоритетным направлением деятельности не только образовательных и медицинских учреждений, но и всего общества в целом.

Основные задачи здоровьесбережения:
- сохранение здоровья детей;
 -повышение двигательной активности и умственной работоспособности;
 -создание благоприятных условий для развития, обучения и оздоровления детей;
 -создание позитивного эмоционального настроя.

Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует формированию интереса ребёнка к процессу обучения, повышению познавательной активности и, что самое главное, улучшению психоэмоционального состояния и здоровья детей. Это способствует снижению заболеваемости и повышению уровня физической подготовленности.

В нашем дошкольном учреждении активно используются следующие здоровьесберегающие технологии:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья: пальчиковая, дыхательная и артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, дорожки здоровья, динамические паузы, кинезиологические игры и упражнения, подвижные и спортивные игры и т. д.;
 -технологии обучения здоровому образу жизни: оздоровительная гимнастика, игры-релаксации, точечный массаж, привитие детям гигиенических навыков, физкультминутки во время занятий, физкультурные занятия, спортивные праздники и досуги.

Развитие мелкой моторики является частью системы здоровьесберегающих технологий.

Что такое мелкая моторика?

Под выражением «мелкая моторика» физиологами подразумевается движение мелких мышц кистей рук. Но тут очень важно иметь в виду координацию «руки-глаза», ведь развитие мелких движений рук осуществляется при помощи зрения.

Для чего нужно развивать мелкую моторику?

Для начала стоит отметить, что вообще моторика рук самым прямым образом развита с развитием речи. Исследования учёных показали, что с точки зрения анатомии, примерно треть всей площади двигательной проекции коры головного мозга занята проекцией кистей рук, находящейся совсем рядом с речевой зоной.

 По этой причине, если мы хотим научить ребенка говорить, мы должны заниматься не только тренировкой его артикуляционного аппарата, но ещё и всячески развивать мелкую моторику, а именно: движение пальцев рук.

Но есть и ещё кое-что, о чём обязательно нужно упомянуть: мелкая моторика рук развивает не только речь. Помимо этого, она взаимодействует с мышлением, воображением, двигательной и зрительной памятью, наблюдательностью, координацией и вниманием.

Но когда следует начинать развивать мелкую моторику?

Специалисты рекомендуют начинать развитие мелкой моторики у детей в возрасте восьми месяцев. Именно в этот период пальцы рук уже будут поддаваться активной тренировке.

Выбор средств для развития мелкой моторики достаточно многообразен. Причём, чем большее количество способов вы будете использовать, тем более эффективными и полноценными будут занятия, а результат станет более ощутимым.

Я предлагаю рассмотреть некоторые способы развития мелкой моторики применяемые  на практике.

Игры с мелкими камешками, пуговицами, бусинками и крупой оказывают на организм ребёнка превосходное развивающее, оздоравливающее и тонизирующее действие.

  • Рисунки из крупы. Берётся кусочек картона, и ребёнок рисует на нём любое изображение, например, солнышко. Затем нужно взять самый безопасный клей и нанести его по контуру рисунка, а ребёнок должен положить на эти линии, например, горох, фасоль или гречку. Такая игра служит прекрасной тренировкой мышц кистей и пальцев.
  • Упражнение с использованием щипцов. Нужно дать ребёнку щипцы и попросить его складывать в бутылку, имеющую узкое горлышко, бусинки, горошинки и т.п.
  • Сортировка мелких предметов по размеру, форме и цвету. Попросите ребёнка рассортировать крупу, пуговицы или бусинки по цветам, размеру или форме.

Однако во время игры с мелкими предметами ребёнка нельзя оставлять без присмотра. Нужно убедиться, что игрушки или предметы, которые ими служат, безопасны, не имеют неровных острых поверхностей, а также следить, чтобы малыш ничего не тянул в рот.

Помимо специально подобранных игрушек и пособий, которые есть в дидактическом уголке, мы создали необычные игрушки, которые вызвали большой интерес у детей. В процессе создания этих игр участвовали и родители.

Также средством работы в этом направлении можно выбрать кинезиологические игры и упражнения.
Кинезиологические упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, формируют пространственные представления, укрепляют мелкую моторику пальцев рук. Дети с удовольствием выполняют упражнения, а игры проходят весело и вызывают большой интерес.

Результатом нашей работы являются положительные эмоции, радостное и бодрое настроение детей в течение всего дня. Это способствует успешному овладению речью, развитию памяти, воображения и мышления, а также даёт возможность детям бегать и прыгать. Таким образом, дети развиваются всесторонне.

В заключение хочется процитировать И. П. Павлова: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра на развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста "Цветные ленточки"

Почему игры шнуровки полезны1) Игры шнуровки развивают мелкую моторику.2) Игры шнуровки развивают координацию движения ручек (сенсомоторная координация).3) Игры шнуровки развивают усидчивость, терпени...

Самодельные дидактические пособия для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста

В публикации представлен материал направленный на развитие мелкой моторики малышей....

Многофункциональный дидактический материал на развитие мелкой моторики "Чудо - гусеница"

Цель:Развитие мелкой моторики, активных зон ладошек, тактильной чувствительности пальцев рук.Задачи:•Развитие мелкой моторики через действия с мелкими предметами;•Формирование умения обследовать предм...

Дидактический материал для развития мелкой моторики

Данный материал представлен в виде "Ежиков", в которых содержатся загадки, пословицы, физминутки, стихи, считали про ежей. Упражнения с прицепками, кнопками....

Дидактический материал для развития мелкой моторики

Данный материал содержит "Цветик-семицветик", "Дерево", "Осьминожек", который помогает детям в развитии мелкой моторики...

"Коврики" дидактический материал для развития мелкой моторики

 Плетение необычный вид творчества, который позволяет создавать красивые, эффектные изделия и развивать мелкую моторику рук....