Речь родителей – образец для ребёнка
консультация по логопедии (старшая группа)

Любой родитель хочет видеть своего ребенка успешным и уверенным в себе. Немаловажную роль для достижения этой цели играет красивая, правильная речь. Не имеет значения, кем в будущем станет ваш ребенок. Четкая, грамотная речь пригодится в любой сфере деятельности. Очень большое значение для развития речи ребенка имеет речевая среда, в которой он растет.

 

        Ребенок подражает речи взрослых, с которыми он чаще всего общается. По этой причине родители, бабушки и дедушки должны постараться, чтобы их речь была образцом для малыша. Ведь ребенок изначально не знает, как нужно правильно говорить. Он обращает внимание на взрослых, прислушивается к их речи, старается копировать ее, постепенно приближаясь к образцу.

 

Ошибки, которые допускают некоторые родители, общаясь с детьми:

 

  • Есть такие родители - «молчуны», которые из-за своих индивидуальных особенностей совсем мало разговаривают между собой, почти не общаются с другими людьми. Как следствие, речь детей в таких семьях запаздывает в своем развитии, поскольку у ребенка есть возможность подражать только молчанию. Молчать в таких условиях будет даже ребенок с нормально развитым речевым аппаратом. Ну, а если у ребенка имеются какие-нибудь нарушения в центральном или периферическом отделах речевого аппарата, то ему будет очень сложно начать говорить. Из этого нужно сделать вывод, что с ребенком и в его присутствии нужно разговаривать обязательно. С самых первых дней его жизни необходимо разговаривать с ребенком. Речь должна быть эмоциональной, ласковой, сопровождаться улыбкой. Эмоциональный контакт с ребенком способствует его полноценному развитию.

 

  •  Часто мы наблюдаем родителей, которые, не имея речевых недостатков, говорят быстро, невыразительно, нечетко проговаривают окончания. Таким же образом они разговаривают с ребенком, отвечают на заданные ребенком вопросы. В этой ситуации ребенок также лишен полноценного образца для подражания. Это также может привести его к возникновению речевых проблем. Чтобы ребенок  не перенял от вас подобную манеру речи, старайтесь в его присутствии говорить неторопливо, четко,  проговаривая окончания слов.
  • Иногда случается, что детей дошкольного возраста (а это период активного речевого развития) «отправляют» в деревню к бабушке. Как правило, бабушки больше обращают внимание на физическое здоровье детей, а их речевому развитию не уделяют достаточного внимания. В таких случаях речь ребенка к моменту поступления в школу часто оказывается недостаточно развитой.

 

  • Довольно часто взрослые, умиляясь и подражая детской речи, начинают «сюсюкать» с детьми, т.е. воспроизводят все недочеты детской речи. Это также является одним из видов неблагоприятного воздействия на речь ребенка. Последствия такого поведения со стороны взрослых будут негативными: у малыша будет отсутствовать стимул для совершенствования своей речи. Хотелось бы донести до родителей, насколько важно правильно разговаривать с ребенком. Ведь из-за того, что ребенок находится в условиях неблагоприятной речевой среды, дефекты речи могут появиться даже у детей с нормально развитым речевым аппаратом. Если у ребенка есть какие-нибудь отклонения в речевом аппарате, то последствия могут быть очень серьезными.

 

 

Дорогие родители!

У вас есть одно очень важное преимущество по сравнению с самым квалифицированным специалистом-логопедом: вы находитесь рядом с малышом на протяжении продолжительного времени. В процессе повседневного общения вы можете много сделать для развития речи малыша: почитать сказку, попеть песенки, поиграть в игры и просто поговорить с ним. Не забывайте о своих возможностях, и у вашего ребенка все будет хорошо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_1.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных движений пальцев кисти рук

Речь относится к высшим уровням организации движений. В коре больших полушарий двигательный центр и речедвигательный располагаются рядом (один является частью другого). Поэтому при развитии речи и движений (мелкой и общей моторики), так же как и их нарушений идут «параллельно».

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму..

Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни, разработан следующий метод: ребёнка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, — говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.

В современных исследованиях указывается на неоднородность структуры дефекта при ОНР, обусловленной наличием вербальных и невербальных нарушений. Одним из нарушений невербального характера является нарушение моторной сферы, в частности мелкой моторики, которое выражено недостаточной координацией, недифференцированностью, малым объемом движений пальцев и кисти рук, неловкостью, слабо развитыми тактильными ощущениями, недостаточным темпом и переключаемостью последовательно организованных движений. Согласно данным психологов и физиологов, у детей дошкольного возраста с ОНР не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы находятся на разной стадии развития. Поэтому движения характеризуются недостаточной чёткостью и организованностью. Отмечается утомляемость и истощаемость движений, недостаточная сформированность графомоторных навыков.

Поэтому одним из направлений коррекционной работы с детьми групп компенсирующей направленности является развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук детей.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Упражнения можно условно разделить на три группы.

I группа. Упражнения для кистей рук

∙развивают подражательную способность;

∙учат напрягать и расслаблять мышцы;

∙развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

∙учат переключаться с одного движения на другое.

II группа. Упражнения для пальцев условно статические.

  • Совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений

III группа. Упражнения для пальцев динамические

∙развивают точную координацию движений;

∙учат сгибать и разгибать пальцы рук;

∙учат противопоставлять большой палец остальным.

При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:

∙Отрабатывать последовательно все упражнения, начиная с первой группы.

∙Игровые задания должны постепенно усложняться.

∙Начинать игру можно только тогда, когда ребёнок хочет играть.

∙Никогда не начинать игру, если вы сами утомлены или если ребёнок неважно себя чувствует.

∙Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать все пальцы руки.

∙Для повышения коэффициента полезного действия упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца.

∙Подбор упражнений с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

∙Наличие познавательной направленности текстов к упражнениям.

∙Недопустимо переутомление ребёнка в игре.

∙Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях.

В нашей группе организована систематическая работа по развитию мелкой моторики. Развитию тонких дифференцированных движений пальцев рук уделяется ежедневно 15-20 минут . В течение учебного года ведется просветительская работа родителей воспитателями по развитию мелкой моторики у детей. Регулярно проводятся родительские собрания, индивидуальные беседы с показом дидактических игр, упражнений. Также проводятся консультации: «Тренируем пальчики – развиваем речь», «Чтобы лучше говорить, надо с пальцами дружить», «Развитие мелкой моторики как основа подготовки руки к письму у старших дошкольников с ОНР».

Каждый пальчик руки имеет обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Есть такой тест на распознание пальцев, который помогает оценить функционирование теменно-затылочных отделов коры головного мозга ребенка:

Закройте ладонь и пальцы протянутой руки ребёнка своей рукой. Другой рукой дотрагивайтесь до пальцев его протянутой руки. Попросите вытянуть на другой руке тот палец, который вы трогаете.

3-летний ребенок - правильно определяет большой палец.

5-летний ребенок - различает большой палец и мизинец.

6-летний - свободно различает большой палец, мизинец и указательный.

Различение среднего и безымянного пальцев представляет большую проблему для шестилетнего ребенка. Необходимо иметь в виду, что пальцы на правой руке ребенок - правша, как правило, различает несколько лучше, чем на левой. По данным зарубежных авторов, неумение ребенком распознавать пальцы - прогностический признак будущих трудностей с чтением и письмом.

Исходя из этого, в систему по развитию мелкой моторики детей необходимо включить специальные игровые задания.

Виды игр и заданий

1. Игры с пальчиками, сопровождающие стихами и потешками

2. Специальные комплексы пальчиковой гимнастики без речевого сопровождения

3. Игровые задания на распознание пальцев («Пальчик, пальчик, как зовут?», «Покажи такой же пальчик на другой руке», «Угадай и покажи», «Какой и где пальчик?») и т. д.

4. Игры с игрушками и предметами (шнуровка, колец, мозаика, конструктор, нанизывание бус, застёгивание и расстегивание пуговиц, раскладывание палочек, пуговиц, каштанов, строительный материал, перчаточный и теневой театр и т. д.)

5. Массаж, самомассаж кисти рук и пальцев (ручной, карандашный, точечный, прищепочный - биологически активные точки на подушечках пальцев и т. д.)

6. Лепка из пластилина и глины, раскрашивание картинок; рисование карандашами, красками, пальцами; работа с ножницами и т. д.

7. Графомоторные задания (штриховка, обводка, рисование линий: прямые дорожки, фигурные дорожки; по контурам,
рисование: по точкам, по клеточкам; печатание букв, слогов, слов и т. д.)

В целом, такая система работы по развитию тонких дифференцированных движений пальцев рук показывает положительный результат.

У детей значительно улучшаются показатели выполнения моторных заданий на статическую и динамическую координацию, на переключаемость, одновременность и отчетливость движений, улучшаются графомоторные навыки, уменьшается количество синкинезий и тремора пальцев. Движения дошкольников становятся уверенными, повышается темп их выполнения. Кроме того, развивая мелкую моторику, комплексно развиваются различные психические процессы - зрительно-пространственные функции, память, внимание, мышление, восприятие и, конечно же, речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Речь родителей – образец для ребёнка

В настоящее время у большего числа детей возникают проблемы нарушения речи, звукопроизношения. И всё чаще приходится обращаться за помощью к специалистам- логопедам для постановки звуков, и коррекции ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Речь родителей – образец для ребёнка

В настоящее время у большего числа детей возникают проблемы нарушения речи, звукопроизношения. И всё чаще приходится обращаться за помощью к специалистам- логопедам для постановки звуков, и коррекции ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Речь родителей – образец для ребёнка

В настоящее время у большего числа детей возникают проблемы  нарушения речи, звукопроизношения. В данной статье есть рекомендации родителям по устранению ошибок в развитии речи детей....

Рекомендации для родителей «Речь родителей — образец для ребёнка»

Рекомендации для родителей, как развивать речь ребенка собственным примером. Как желательно общаться с ребенком и каких ошибок можно избежать....

Тематическая консультация для родителей "Речь родителей - образец для ребёнка"

В материале рассматривается влияние речи родителей на формирование речи ребёнка. Даны рекомендации о том, как следует развивать речь ребёнка, на что обратить особое внимание....

Консультация для родителей "Речь родителей – образец для ребёнка"

laquo;Речь - это живая ступенька человеческого духа, его богатая казна, в которую народ укладывает свою жизнь и свою надежду, свой ум, опыт, ощущение» К. Д. Ушинский...

Консультация для родителей «Речь родителей – образец для ребёнка»

Очень большое значение для развития речи ребёнка имеет речевая среда, в которой он растёт. Ребёнок подражает речи взрослых, с которыми он чаще всего общается. По этой причине родители, бабушки и...