Консультация учителя-логопеда для родителей детей старшего дошкольного возраста «Критерии речевой готовности ребенка к школе»
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи и высшим психическим функциям. Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.
Ниже представленные компоненты речевой системы, которые должны быть развиты у ребенка к моменту поступления в первый класс.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация учителя-логопеда для родителей детей старшего дошкольного возраста
«Критерии речевой готовности ребенка к школе»
Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи и высшим психическим функциям. Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.
Ниже представленные компоненты речевой системы, которые должны быть развиты у ребенка к моменту поступления в первый класс.
Звукопроизношение и фонематический слух
Ребенок должен владеть правильным, четким произношением звуков всех фонетических групп в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
К 6 годам ребёнок должен уметь различать звуки родного языка на слух и в произношении, дифференцировать их между собой, определять наличие заданного звука в словах.
Навыки звукового анализа и синтеза
Данный критерий предполагает следующее:
- слышать и выделять первый и последний звук в слове, а также определенный по счету;
- определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
- определять количество и последовательность звуков и слогов в слове;
- уметь делить слова на слоги и расставлять ударение;
- называть слова с заданным звуком и слогом;
- подбирать слова с определенным количеством звуков и слогов;
- уметь составлять слова из звуков, букв и слогов;
- знать и правильно употреблять следующие термины: «звук» (гласный и согласный, звонкий и глухой, твердый и мягкий), «буква», «слог», «слово», «предложение», «текст»;
- составлять схемы слов и предложений, соотносить слова и схемы с их схематичным видом;
- уметь работать с разрезной азбукой.
Без специального обучения ребёнок этими навыками овладеть не может. Обучение звуковому анализу и синтезу проходит на логопедических занятиях и занятиях по обучению грамоте.
Слоговая структура слова
Ребенку 6-7 лет должны быть доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор, водопроводчик, лекарство и др.). Он произносит их в быстром темпе, не изменяя звуковой состав слов.
Словарный запас
К 7 годам у ребёнка должен быть широкий словарный запас (около 2000 слов). В собственной речи дети должны активно использовать существительные, прилагательные, глаголы, наречия, числительные, предлоги. Уметь подбирать антонимы, синонимы, однокоренные слова, обобщающие понятия. Понимать многозначные и переносные слова, а также значение фразеологизмов, пословиц и поговорок.
Грамматический строй речи
Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).
Например:
* Назови предметы в единственном и множественном числе.
Котенок – котята, дерево – деревья, яблоко…, конфета…т.д.
* Составь одно слово из двух.
Сам летает – самолет, голубые глаза – голубоглазый, любит тепло…, мало солить…, сам варит… т.д.
* Образуй новые слова. Дом из кирпича – кирпичный, монета из меди…т.д.
* Измени слова ХОЧУ и МОГУ так, чтобы они были связаны с другими словами в предложении. Я хочу гулять во дворе. Мы…пойти в зоопарк. Ты…играть в футбол, Вы…, Он…, Они…т.д.
Связная речь
К 7 годам ребёнок должен уметь:
- пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки;
- составлять рассказ по картинке, по серии картин;
- отвечать на вопросы по тексту.
При пересказе (рассказе) обратите внимание
- на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль);
- на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ (рассказ));
- на лексику (полнота и точность использования слов);
- на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).
Речевая коммуникация
- ребёнок должен быть достаточно активен в общении;
- уметь слушать и понимать речь;
- строить общение с учетом ситуации;
- легко входить в контакт с детьми и взрослыми;
- ясно и последовательно выражать свои мысли;
- пользоваться формами речевого этикета;
Уважаемые родители!
Если ваш ребенок имеет трудности в речевом развитии и нуждается в специальной помощи, не стоит надеяться на то, что он «вырастет, и сам научиться говорить». Необходимо обратиться за помощью к специалисту!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста на тему: «Готовность к школе: что мы не понимаем?»
Готовность к школе: что мы не понимаем?...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»
Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях....

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»
Консультация для родителей...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»
консультация для родителей...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»
Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способн...
