дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования по коммуникативно-речевому направлению «Звуковичок»
рабочая программа по логопедии (старшая группа)
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования по коммуникативно-речевому направлению «Звуковичок»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 56.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Березниковская средняя школа»
детский сад №2 «Катюша»
Принята на заседании педагогического совета Протокол №1 от « » 2022 г. | Утверждаю: директор МБОУ «Березниковская средняя школа» ___________/Воеводкина Г.А../ Приказ № ___« » 2022 г. |
Программа кружковой работы
по коммуникативно-речевому направлению
«Звуковичок»
Возраст обучающихся: 5-6 года
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: учитель-логопед
Третьякова Татьяна Анатольевна
Березник, 2022
Содержание:
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………..3
1.2. Планируемые результаты освоения Программы………………………….4
2. Содержательный раздел
2.1.Описание образовательной деятельности в рамках Программы………....6
2.2.Учебно-тематический план……………………………………………….....9
2.3. Перспективный план…………………………………………………..…...10
3. Организационный раздел
3.1. Место в режиме дня (расписание)…………………………………………23
3.2. Условия реализации Программы……………………………………...…...23
3.3. Список информационных источников…………………………...……......24
1. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Своевременное и правильное речевое развитие - необходимое условие формирования личности ребенка в дошкольном возрасте. От умения точно и правильно выразить свою мысль зависит свободное и непринужденное общение ребенка с окружающими. Не у всех детей речь развивается одинаково - одни рано начинают хорошо говорить и правильно произносят все звуки уже к 3-4 годам, другие говорят четко и ясно лишь в 6-7 лет. Даже среди первоклассников встречаются дети, которые неправильно произносят некоторые звуки, говорят слишком быстро или недостаточно отчетливо, пропускают звуки и окончания слов. Как правило, эти дефекты вскоре сказываются на учебе, поэтому нужно с особым вниманием относиться к речевому развитию ребенка в дошкольном возрасте.
Формирование активной речи во многом зависит от состояния слухового восприятия, развития речевого слуха: умения слышать, различать на слух, дифференцировать звуки, близкие по звучанию, улавливать на слух повышение и понижение голоса, его громкость, ритмичность и плавность речи, темп, интонационную выразительность и т.д. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.
Фонематическое восприятие является необходимой базой для всего последующего образования и поможет подготовить ребенка к школе, создавая основу для обучения грамоте.
Цель программы: формирование фонематического восприятия у детей 5-6 лет для предупреждения нарушений устной и письменной речи.
Задачи программы:
Обучающие:
- учить узнавать неречевые звуки;
- учить делить слова с открытыми слогами на части, определять количество слогов в слове;
- учить определять позицию звука в слове (в начале, в конце, в середине слова)
- учить различать на слух и при произношении гласные и согласные звуки, давать им характеристику;
- учить определять первый, последний звук в словах: гласный ударный, согласный;
- учить работать со звуковой схемой слов.
Развивающие:
- развивать фонематическое восприятие, фонематический слух;
- развивать слуховую память и внимание;
- развивать мелкую моторику, графо-моторные навыки
- расширять словарный запас.
Воспитательные:
- воспитывать культуру речевого общения;
- воспитывать доброжелательность, коммуникабельность и корректное отношение к собеседнику;
- воспитывать организованность и самостоятельность.
Участники:
дети от 5 до 6 лет
Сроки реализации: Программа рассчитана на 1 учебный год.
Год обучения | Количество занятий/часов | Кол-во детей в подгруппе/группе | |
В месяц | в год | ||
1 | 4 (100 мин.) | 32 (800 мин.) | 7 Всего: 20 |
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- умение проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить слова на слоги;
- умение выделять последовательность звуков в простых словах и давать им характеристику;
- умение применять символы и схемы в звуко-слоговой анализе слов;
- развитие мелкой моторики, графо-моторных навыков;
Для педагогов:
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды,
- внедрение данного опыта в практической деятельности педагогов для решения образовательных задач.
Формы подведения итогов: проведение мониторинга развития фонематических процессов детей в начале и в конце года по методике Дьяковой Н.И. «Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников».
2. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности в рамках Программы
Программа занятий кружка ориентирована на подготовку детей 5-6 лет к правильному произношению звуков, формированию речевого дыхания, своевременному овладению связной речью, отрабатыванию ритмической структуры слова, обогащению словаря, развитию фонематических процессов, а также развитию мелкой моторики пальцев рук.
Занятия строятся на основе сюжетов логопедических сказок, в гости к детям приходят разные персонажи, что позволяет создать доброжелательную атмосферу, побуждает ребенка принять активное участие в Коррекционно-развивающем процессе.
Соотнесение коррекционного содержания с игровыми приемами меняет отношение ребенка к занятиям, стимулирует его речевую активность и формирует положительный эмоциональный настрой на совместную деятельность. Игровая форма подачи материала позволяет ребенку не просто слушать и повторять, но и активно работать: выбирать, произносить, вставлять пропущенные слова, находить заданные звуки - это помогает более эффективному усвоению материала, позволяет избежать переутомления. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности для участия детей в коллективном труде.
Все занятия подобраны в соответствии с этапами по развитию фонематического восприятия:
1 этап - узнавание неречевых звуков.
2 этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.
3 этап - различение слов близких по своему звуковому составу.
4 этап - дифференциация слогов.
5 этап - дифференциация фонем.
6 этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.
Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развиваем умение узнавать и различать неречевые звуки. На следующих этапах, в играх и упражнениях дети учатся различать высоту, силу, тембр голоса, вслушиваться в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова. Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже - слоги, фонемы родного языка.
Задачей последнего этапа работы является формирование навыков элементарного звукового анализа.
Форма организации образовательного процесса: подгрупповая
Форма организации занятия: образовательная ситуация
Методы обучения и воспитания:
- Словесные (беседа,);
- Наглядные (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- Репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- Частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- Метод наглядного моделирования – использование карточек-символов звуков;
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
- Фронтальный – одновременная работа со всеми;
- Индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- Групповой – организация работы в группах;
- Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблемных ситуаций.
2.2. Учебно-тематический план
1-й год обучения
№ п/п | Название темы | Количество (минут) часов |
1. | «Звуки вокруг нас» | 25 мин. |
2. | «Тихо и Громко» | 25 мин. |
3. | «Три медведя» | 25 мин. |
4. | «Встречайте гостей» | 25 мин. |
5. | «Незнайка в гостях у ребят» | 25 мин. |
6. | «Юные поэты» | 25 мин. |
7. | «Мы-веселые зверята» | 25 мин. |
8. | «Знакомство со слогом» | 25 мин. |
9. | «Слоги-товарищи» | 25 мин. |
10 | «Как Язычок научился говорить» | 25 мин. |
11 | «Буратино в гостях у ребят» | 25 мин. |
12 | «Знакомство со звуком» | 25 мин. |
13 | «Игра с мячом» | 25 мин. |
14 | «Путешествие в страну согласных звуков» | 25 мин. |
15 | «Петрушка в гостях у ребят» | 25 мин. |
16 | «Большой и маленький братцы» | 25 мин. |
17 | «Мышка» | 25 мин. |
18 | «Веселая рыбалка» | 25 мин. |
19 | «Самый внимательный» | 25 мин. |
20 | «Как цыпленок потерялся» | 25 мин. |
21 | «Речевое лото» | 25 мин. |
22 | «Львенок Лоло в гостях у ребят» | 25 мин. |
23 | «Где прячется звук» | 25 мин. |
24 | «Кукла Катя в гостях у ребят» | 25 мин. |
25 | «Репка» | 25 мин. |
26 | «Чудесный мешочек» | 25 мин. |
27 | «Веселые загадки» | 25 мин. |
28 | «Песенка жука» | 25 мин. |
29 | «Веселые слоги» | 25 мин. |
30 | «Заблудившийся звук» | 25 мин. |
31 | «Какие бывают слова» | 25 мин. |
32 | «В гости к Знайке» | 25 мин. |
2.3. Перспективный план
Месяц | Тема | Задачи | Краткое содержание |
сентябрь | Подготовительный этап Способствовать формированию навыков фонематического анализа и синтеза, умению выделять данный звук в слове. «Хлопки», «Отстучи мячом, сколько слогов в слове», «Продолжи слово», «Придумай слово на заданный звук», «Тихо-громко», «Где звенит», «Звучащие коробочки» и т.д. | Подготовка к организации кружковой работы с детьми, проведение мониторинга развития фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста | - подбор наглядного и демонстрационного материала - подбор игр для развития фонематического восприятия - подготовка картотеки дыхательной гимнастики, артикуляционной гимнастики - заполнение таблицы мониторинга. |
1 этап - Узнавание неречевых звуков | |||
октябрь | 1. «Звуки вокруг нас» | Познакомить детей с неречевыми звуками, учить различать неречевые звуки на слух. Познакомить детей с органами артикуляционного аппарата. Развивать слуховое внимание и память, умение определять местонахождение источника звучания. | Просмотр презентации «Неречевые звуки» (слушаем различные звуки: улица, снег, вода, огонь, дождь и т.д.) Сказка о Веселом Язычке Д.и. «Что, где звучит». (Логопед играет на различных инструментах, дети отгадывают что звучит). |
2. «Тихо и Громко» | Развивать слуховое внимание, учить дифференцировать на слух тихие и громкие звуки, развивать чувство ритма. Развивать слуховое внимание, координацию движений. | Чтение сказки «Сказка о Тихо и Громко» (обсуждение прочитанного) Д.и «Тихо-громко» (Дети выполняют движения в соответствии со звучанием бубна). Д.и «Найди игрушку» (дети ищут игрушку с помощью хлопков: чем громче хлопки, тем ближе игрушка) | |
2 этап - Различение речевых звуков: высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, сочетаний звуков, слов и фраз. | |||
3. «Три медведя» | Развивать речевой слух, тренировать умение узнавать товарища по голосу, различать тембр голоса. Развивать речевой слух, учить определять высоту и силу звучания голоса. | Коммуникативная игра «Угадай чей голосок» (Взрослый предлагает ребенку по желанию, догадаться, кто из детей его позвал, сначала называем имя, а затем «ау»). Инсценировка сказки «Три медведя» с помощью настольного театра. (Вспомнить сказку. Меняя высоту голоса предложить угадать, кто из героев сказки говорит, затем предложить детям самостоятельно озвучить героев). | |
4. «Встречайте гостей» | Развивать слуховое внимание, коммуникативное общение. Расширять знания детей о диких животных и их детенышах. Развивать умение воспроизводить ритмический рисунок при отстукивании, отхлопывании. | Чтение стихотворения В. Кудлачёва «Лисичка и лисята» (обсуждение стихотворения, ответы на вопросы) Д.и «Чей малыш» Д.и «Встречайте гостей» (каждому животному соответствует свой музыкальный ритм, дети на слух определяют какое животное «приходит в гости») | |
3 этап - Развитие фонематического слуха. Различение слов близких по звуковому составу. | |||
ноябрь | 1.«Незнайка в гостях у ребят» | Развивать речевой слух, учить сравнивать слова по звуковому составу. Учить выбирать из слов, близких по звуковому составу, нужное в соответствии с данным понятием. Развивать межполушарное взаимодействие, мелкую моторику рук и их координацию. | Речевая игра «Загадки от Незнайки» (Логопед читает короткие стихи-загадки, на доску вывешиваются картинки близких по звучанию слов: дом, ком, сом, гном и т.д.) Д.и «Найди пару» (ребенок должен определить какое из названных слов похоже друг на друга по звуковому составу). Нейроупражнение «Делай одновременно» (Дети выполняют движения под музыку одновременно двумя руками, руками и ногами и т.д.) |
2. «Юные поэты» | Учить слышать правильное название предметов, развивать фонематический слух, слуховое внимание. Учить подбирать слова в рифму, расширять словарный запас. | Д.и. «Красный-зеленый» (Дети поднимают зеленый кружок, если слышат правильное звучание названия предмета или красный - если неправильное, например, банам-банан-панам). Игра «Кто придумает конец, тот и будет молодец» (Логопед читает стихотворение, а дети добавляют последнее слово в каждое предложение, чтобы получилась рифма). | |
3. «Мы-веселые зверята» | Учить изменять различные звукокомплексы по высоте и силе, развивать тембр и силу голоса. Развивать фонематический слух, учить соотносить изображение с предметом. | Речевая игра «Догадайся кто я» (Логопед предлагает ребенку сказать «мяу» (кот рядом и просит есть), тихо (кот за дверью), высоким голосом (маленький котенок), низким (старый кот) и т.д., аналогично со звукокомплексами -«мяу», «гав», «ква». Д.и «Лото» | |
4 этап - Дифференциация слогов | |||
4. «Знакомство со слогом» | Познакомить детей с понятием «слог» Учить слушать и запоминать слоги, выделять среди слоговых рядов близкие по звучанию. Учить воспроизводить слоговой ряд со сменой ударного слога. | Чтение сказки «Как Язычок повстречался со Слогом» (обсуждение прочитанного) Д.и. «Испорченный телефон» (логопед говорит на ушко первому ребенку слог, дети передают его друг другу по цепочке, далее обсуждают какой слог последний и кто, что услышал, повторяют слоги близкие по звучанию), «Телеграф» (предложить ребенку послать телеграмму, также как это сделал взрослый, сопровождая слоговые ряды ударом молоточка.) | |
декабрь | 1.«Слоги-товарищи» | Развивать слуховое внимание. Учить различать слоги по звонкости-глухости. | Чтение рассказа «Как кукушка голос потеряла» (со слогами-товарищами ку-гу) Д.и «Эхо» (воспроизведение слоговых рядов с согласными звуками, различающимися по звонкости-глухости на-ба; та-да и т.д.) |
2. «Как Язычок научился говорить» | Развивать слуховое внимание, память. Учить различать слоги по мягкости-твердости. | Чтение сказки «Как Язычок научился говорить» (обсуждение сказки) Д.и «Повторяй за мной» (Воспроизведение слоговых рядов с согласными звуками, различающимися по мягкости-твердости: на-ня; та-тя и т.д.) | |
3. «Буратино в гостях у ребят» | Развивать слуховое внимание, память, учить воспроизводить слоговые ряды со стечением согласных звуков. Развивать графо-моторные навыки. | Игровая ситуация «Помоги Буратино» Д.и «Добавь звук». (воспроизведение слоговых сочетаний с наращиванием стечения согласных-па-тпа;та-тма. Слоговые дорожки «Поможем Буратино добраться до дома» | |
5 этап - Дифференциация фонем | |||
4. «Знакомство со звуком» | Познакомить детей с понятием «звук», дать характеристику гласных звуков. Учить дифференцировать гласные звуки. Развивать мелкую моторику рук. | Чтение сказки «Жили-были Звуки» (обсуждение сказки) Д.и. «Гудит-поет-плачет» (предложить детям поднимать соответствующую картинку, если услышали звук: девочка плачет(а-а-а), поезд гудит (у-у-у), птичка поет (и-и-и) и т.д.) Пальчиковая игра «Посчитаем» | |
5. «Игра с мячом» | Учить выделять гласные звуки среди других. Развивать фонематическое восприятие, быстроту реакции, закреплять знания гласных звуков. Развивать координацию движений обеих рук. | Д.и. «Кто внимательный» (Логопед называет в потоке звуков гласные, который дети должны выделить заранее обговоренным символом). Игра с мячом «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой». Кинезеологическое упражнение «Колечки». | |
январь | 1.«Путешествие в страну согласных звуков» | Познакомить детей с согласными звуками, дать характеристику согласных звуков. Учить дифференцировать согласные звуки. Развивать силу голоса, формировать умение управлять своим голосом. | Чтение сказки «Как Язычок мешал петь песенку» Д.и. «Покажи картинку» (предложить детям поднять соответствующую картинку, когда они слышат гул самолета (ллл), звук мотора (ррр) и т.д. Фонопедическое упражнение «Напугаем медведя» |
2. «Петрушка в гостях у ребят» | Учить дифференцировать согласные звуки. Развивать слуховое внимание, память, быстроту реакции. | Речевая игра «Подскажи Петрушке звук» (Петрушка будет «говорить» слова, но недоговаривать последний согласный звук, его должны назвать дети.) П.и. «Звенит-жужжит» (У детей две команды: жуки и комары. Услышав - ЖЖЖ-бегают жуки; ЗЗЗ-комары). | |
3. «Большой и маленький братцы» | Учить различать звуки по мягкости-твердости, развивать фонематический слух, слуховое внимание. Способствовать выработке определенных движений языка с помощью движений кистей рук. | Чтение сказки «Большой и маленький братцы» (обсуждение сказки) Д. и. «Назови братца» (Логопед бросает мяч детям по очереди и называет твердый звук (большой братец), дети должны в ответ бросить мяч и назвать мягкий звук (маленький братец). Упражнение биоэнергопластики «По полям бегут ручьи» (Кистями рук выполнять волнообразные, плавные движения, одновременно языком выполнять упражнение «Качели», руки вниз-язык вниз, руки вверх-язык вверх) | |
6 этап - Вырабатывать навыки элементарного звукового анализа слов. | |||
февраль | 1. «Мышка» | Развивать фонематический слух, слуховое внимание. Учить находить заданный звук среди других звуков, воспринятых на слух. Учить находить заданный звук в названиях предметов на картинках. | Чтение стихотворения со звуком [м] «Мышка» (обсуждение по вопросам) Д.и. «Где звук?», «Найди звук» |
2. «Веселая рыбалка» | Развивать внимание, память, фонематический слух, активизировать словарь, развивать элементарные навыки звукового анализа слов. Развивать графо-моторные навыки, подготовить руку к письму. | Чтение стихотворения со звуком [н] «Носорог» (обсуждение стихотворения) Д.и «Веселая рыбалка» (Дети по очереди «вылавливают» магнитной удочкой картинки и определяют наличие или отсутствие заданного звука в слове. Игра «Поймай рыбку» (предложить провести прямые вертикальные линии на картинках-заготовках) | |
3.«Самый внимательный» | Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа слов, речевое дыхание. | Дыхательное упражнение «Подуем на бабочку» Д. и. «Насос» (дети имитируют работу насоса, произносят: «С-с-с» и делают большой круг, произносят: «Сь-сь-сь» и уменьшают круг) Упражнение на развитие звукового анализа слов «Какой звук в слове?» (Детям раздаются картинки в названии которых есть звуки [с] и [сь], они называют слово и какой звук есть в этом слове). | |
4. «Как цыпленок потерялся» | Развивать слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие. Развивать координацию движений обеих рук, активизировать мыслительные процессы. | Сказка-инсценировка (на фланелеграфе) «Как цыпленок потерялся» (звук [к]) Кинезеологическое упражнение «Кулак-ребро-ладонь» | |
март | 1.«Речевое лото» | Развивать фонематическое и зрительное восприятие, развивать навыки звукового анализа слов, продолжать учить дифференцировать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные. | Д.и. «Речевое лото». (Детям раздаются карты с изображением шести картинок, они должны определить какой звук есть во всех словах, логопед показывает картинки и спрашивает: «у кого есть это слово?». Выигрывает тот, кто первый закроет все картинки на большой карте без ошибок.) |
2.«Львенок Лоло в гостях у ребят» | Развивать фонематический слух, умение выделять звук в слове интонационно. Учить соотносить твердые и мягкие согласные звуки с их звуковой схемой - синим и зеленым кружком. | Игровая ситуация «Львенок Лоло в гостях у ребят» Речевая игра с мячом «Скажи, как я» (логопед бросает мяч детям по очереди, называет слова с выделением любого твердого и мягкого согласных звуков. Ребенок должен повторить слово так же и перебросить мяч логопеду). Упражнение «Найди и покажи» (Логопед раздает детям картинки, в названии которых есть звуки «л» или «ль». На фланелеграф выставляет синий и зеленый кружки. Дети по очереди выходят, называют слово с выделением этих звуков и ставят картинки около соответствующих кружков.) | |
3. «Где прячется звук» | Развивать навыки звукового анализа слов, учить определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова) Развивать мелкую моторику рук. | Чтение сказки «Где прячется звук» (обсуждение сказки) Игра «Где прячется звук» (Логопед показывает картинку и называет слово, дети должны определить место звука в слове и встать на соответствующее место). | |
4. «Кукла Катя в гостях у ребят» | Развивать фонематическое восприятие, учить определять первый гласный ударный звук в словах. Способствовать выработке определенных движений языка с помощью движений кистей рук. | Игровая ситуация «Кукла Катя в гостях у ребят» Д.и. «Поможем Кате найти звук» (Логопед показывает картинки и называет слова, дети должны определить какой звук первый в этих словах) Упражнение биоэнергопластики «Пробирается медведь сквозь лесной валежник» (руками-сжимать и разжимать кулачки, артикуляционное упражнение для языка «Спрячь конфетку») | |
5. «Репка» | Развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа слова, учить определять последний гласный ударный звук в словах. Развивать мелкую моторику рук. | Инсценировка сказки «Репка» (отработка понятий первый, последний звук, звук в начале) Д.и. «Придумай слово» (Детям предлагается придумать слова, чтобы они заканчивались гласным ударным звуком на тему «Овощи»). Пальчиковая игра «Овощи» | |
апрель | 1.«Чудесный мешочек» | Расширять активный и пассивный словарь, развивать фонематический слух, зрительную и слуховую память, навыки звукового анализа - учить определять первый согласный звук в односложных и двусложных словах. Развитие речевого выдоха и правильного дыхания. | Беседа с детьми «Весна». Д.и. «Чудесный мешочек» (дети достают из мешочка предметы или картинки, называют какой первый согласный звук в словах, исключаются слова с оппозиционными звуками и звуками [р],[рь], [л],[ль]) Дыхательные упражнения «Подуем на бабочку», «Ручейки бегут». |
2. «Веселые загадки» | Учить определять последний согласный звук в односложных словах, учить соотносить слова с его звуковой схемой, развивать навыки звукового анализа и синтеза. | Отгадывание загадок. Д.и. «Зашифрованные слова» (детям предлагается соотнести слова с его звуковой схемой). П.и. «Слово рассыпалось» (каждому ребенку присваивается звук и предлагается встать в таком порядке, чтобы получилось слово, например, кот, мел, дом, эхо и т.д.) | |
3. «Песенка жука» | Развивать фонематическое восприятие, слуховую память и внимание. Познакомить детей с понятием глухой-звонкий (с голосом, без голоса). Учить определять звук в середине слова. | Чтение чистоговорок со звуками [ш], [ж]. Чтение сказки «Что случилось с песенкой жука» (звуки-товарищи [ш], [ж]) Д.и «Где прячется звук» (С помощью пособия «Гусеничка» дети определяют, где прячется звук, в начале, в конце или в середине слова и какой это звук). | |
4. «Веселые слоги» | Развивать навыки слогового анализа слов. Учить определять количество слогов в слове. Развивать память, внимание, мышление. | Чтение сказки «Как Тиша и Мариша потерялись» Игра «Слово-слог». (Логопед называет слово или слог, дети если слышате слог-хлопают, а если слово-подпрыгивают). Д. и. «Раздели слова на слоги» (Логопед предлагает разделить слова на слоги с помощью хлопков). | |
май | 1.«Заблудившийся звук» | Развивать фонематические процессы, навыки звукового анализа слов. Продолжать учить детей составлять звуковую схему односложных и двусложных слов. Развивать графо-моторные навыки. | Игра «Найди заблудившийся звук». (Логопед детям стихотворение и предлагает определить, какой звук «заблудился») Д.и. «Кто больше назовет слов» (Детям предлагается назвать слова на заданный звук, за каждое названное слово ребенок получает фишку, в конце подводятся итоги) Штриховка по образцу «Веселые картинки». |
2. «Какие бывают слова» | Развивать фонематическое восприятие, умение высказывать свою мысль. Продолжать учить проводить звуковой анализ слов. Развивать межполушарное взаимодействие. | Чтение стихотворения «Какие бывают слова». (совместное обсуждение стихотворения) Д.и с мячом «Верни мне мягкий звук» Звуковой анализ слов куры, утки. Нейроупражнение «Обводилки» (обвести по контуру одновременно правой и левой рукой). | |
3.«В гости к Знайке» | Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, закреплять умение различать гласные и согласные, твёрдые, мягкие звуки. Закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов в словах. Развивать слуховую и зрительную память. | Игровая ситуация «В гости к Знайке». Д.и «Какой звук» Д.и. «Сколько слогов» (детям предлагается определить сколько слогов в словах по количеству гласных звуков). Игра на внимание «Хлопни, топни». | |
4. Подведение итогов | Проведение итогового мониторинга развития фонематических процессов детей дошкольного возраста. | Заполнение таблицы мониторинга. | |
3. Организационный раздел
3.1. Место в режиме дня
1-й год обучения: занятия проводятся один раз в неделю по 25 минут (с октября по май) во вторую половину дня.
3.2. Условия реализации Программы
Оборудование, материалы:
1. Различные игрушки для сказок и мотивации.
2 Дидактические игры.
3. Наглядный материал: плакаты, иллюстрации, предметные и сюжетные картинки.
4. Детские музыкальные инструменты.
5. Музыкальное сопровождение: фонограмма песенок и чистоговорок.
6. Игры на развитие речевого дыхания.
7. Картотека кинезеологических упражнений
8. Картотека упражнений биоэнергопластики.
9. Картотека нейроупражнений.
10. Наборы для фонетического разбора слов на каждого ребенка.
11. Ноутбук, магнитофон, мольберт.
3.3. Список информационных источников
- Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 2000.
- Быстрова Г.А., Сизова Э.И., Шуйская Т.А. Логосказки. СПб.: КАРО, 2001.
- Васильева С.В., Соколова Нейрологопедические игры для дошкольников, М.: «Школьная пресса», 2010.
- Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Наглядно-дидактическое пособие. М.:2011.
- Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 2008.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Учимся говорить правильно и красиво (пособие для детей 5-7 лет) М.: Астрель, 2010.
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 2010.
- Лопухина И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.: «Аквариум», 2010.
- Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 2009.
- Ушакова. О. С. «Развитие речи детей 5-6 лет». Изд.: ТЦ Сфера, 2017 г.
- Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс, 2007.
- - Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФНР – Программа. – М. 2008.
- Филичева Т. Б., Туманова Т. В.: «Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста», Изд.: Просвещение/Дрофа, 2009.
- https://urok.1sept.ru/articles/659422 - статья «Использование игровых приемов для развития речи дошкольников», авторы: Пилюгина Елена Геннадьевна, учитель-логопед, Шувалова Анна Сергеевна, учитель-логопед.
- https://infourok.ru/igri-na-razvitie-sluhovogo-vnimaniya-3955593.html - игры на развитие фонематического восприятия, автор - Красникова М.Н.
- https://multiurok.ru/files/tekhnologiia-razvitiia-fonematicheskogo-slukha-tka.html - Технология развития фонематического слуха (Ткаченко Т. А., Колесниковой Е. В., Коноваленко В. В.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования по грамоте «Грамотейка» для детей от 6 до 7 лет
Цель программы – освоение языка, грамматического строя даёт возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Организац...

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования детей младшего и среднего дошкольного возраста " Капитошка"
Программа кружка "Капитошка" предполагает развитие ребёнка в самых различных направлениях: эмоциональный интеллект, образное, пространственное, не стандартное мышление, развитие волевых и ли...
Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом образования в форме кружковой работы п...

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования по коммуникативно-речевому направлению «Превращения звуков»
Целью программы является развитие фонематических процессов у детей 5-6 лет. Организация дополнительных занятий в игровой форме по коррекции фонематического недоразвития вызывает у детей старшей группы...

Рабочая программа кружка "Пальчик, ручка, язычок" дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования 1 младшая группа.
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцам...

Рабочая программа кружка "Школа юного книголюба" дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования старшая - подготовительная группа.
Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения...