Папка - передвижка «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников»
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
При современном ритме жизни все труднее становится найти время для занятий со своими детьми… Не стоит упускать малейшего повода что-то обсудить с ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога – малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнерские отношения).
Простое чтение перед сном не только положительно повлияет на развитие речи и кругозор ребенка, но и скажется на школьных отметках по чтению и литературе! Создайте новую семейную традицию взамен просмотра телевизора. Семейное чтение «на ночь» применимо не только к дошкольникам, но и к школьникам. Такая семейная традиция отразится не только на речи, но и на ваших отношениях с ребёнком.
Важно отметить, что занятия станут наиболее успешными, если они доставляют удовольствие. Положительный эмоциональный настрой совершенно необходим, поскольку занятия по принуждению, при негативном отношении к ним со стороны ребёнка не дают и не могут дать положительного результата.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 345.03 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль родителей
в формировании грамматически правильной речи у дошкольников»
Речь – явление социальное и
служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребёнка. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. В процессе развития речи ребёнок овладевает языком. Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.
Бытует мнение, что речь развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребёнок сам, постепенно, овладевает устной речью. Это ошибочное суждение зачастую накладывает отпечаток на речь дошкольника. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал правильную речь, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, чётко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Если взрослые не следят за своей речью, то до ребёнка многие слова долетают искаженно: «скока» вместо «сколько», «ложи» вместо «клади», «заплотишь» вместо «заплатишь». Также нужно следить за правильностью постановки ударения, например, «баловАться», а не «бАловаться», «свёкла» а не «свеклА». Особенно чётко нужно произносить незнакомые, новые для ребёнка и длинные слова. Следует объяснять их значение.
Важно, чтобы взрослые осознавали, что невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии, а от речевых возможностей зависит общее интеллектуальное развитие человека.
Чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют определенного уровня развития, в том числе и речевого. Если ребёнок не достиг этого уровня, то очень вероятно большое количество ошибок при письме и чтении.
Но нельзя сводить проблему формирования речи только к обучению грамоте, т.к. развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью.
Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно.
Домашние занятия помогут вашему ребёнку не только в развитии речи, но и расширят кругозор.
Для успешного развития речи ничего специально не нужно организовывать. Главное взрослому настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя.
Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки, мультфильмы.
Игры для развития речи
с использованием подручных предметов
У вас на столе лежит яблоко? Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка, причем любого возраста.
- Игра-соревнование «Подбери словечко»
Яблоко какое? – сладкое, сочное, круглое, блестящее, большое, спелое, душистое, желтое, тяжелое, вымытое.
Игра пройдет интереснее, если вы пригласите других членов семьи, друзей вашего ребёнка, их родителей. Тот, кто придумал следующее слово – откусывает кусочек яблока.
- Игра «Нарисуй и заштрихуй»
Пока яблоко еще целое, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для пальчиков. Готовая картинка пусть украсит стену в детской комнате.
- Игра «Вспомни сказку»
В каких сказках упоминаются яблоки? – «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблочки». Тут уж за правильный ответ можно заслужить и целое яблоко.
- Игра с союзом «а»
А когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой: 1 яблоко желтое, а 2 – красное; одно сладкое, а другое – кислое; у первого коричневые семечки, а у второго – белые и т. д.
Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития речи.
Развиваем грамматически правильную речь
на прогулке
На прогулке вы можете прививать и закреплять речевые навыки по лексическим темам: «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»,
«Город», «Транспорт», «Птицы» и др.
Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми. Все это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в виде беседы.
Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор ребёнка, а вместе с ним словарь существительных, глаголов, прилагательных. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно говорить их.
Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голос птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т. д. Это развивает слуховое внимание. Ребёнку будут интересны игры «О чем рассказала улица?»,
«Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки»,
«Кто позвал?».
Развиваем грамматически правильную речь
на кухне
На кухне у вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам: «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника», «Фрукты», «Овощи».
Рассказывайте ребёнку, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т. д., часто бывает так, что дети заменяют эти действия общими словами, «готовит» или «делает»). Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарем, предлагайте ребёнку все новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.
Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, черствый и т. д.). Задавайте ребёнку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы еще забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь на кухне. И пусть рассказывает вам о том, что он делает. Ведь в деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, патиссон и др.). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребёнка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас.
Практически на любом наглядном материале, окружающем нас, могут быть проведены такие речевые игры как «Четвертый лишний», «Чего не стало?» «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай, о чем я говорю», «Скажи наоборот» и т. д.
Заключение.
При современном ритме жизни все труднее становится найти время для занятий со своими детьми… Не стоит упускать малейшего повода что-то обсудить с ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога – малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнерские отношения).
Простое чтение перед сном не только положительно повлияет на развитие речи и кругозор ребенка, но и скажется на школьных отметках по чтению и литературе! Создайте новую семейную традицию взамен просмотра телевизора. Семейное чтение «на ночь» применимо не только к дошкольникам, но и к школьникам. Такая семейная традиция отразится не только на речи, но и на ваших отношениях с ребёнком.
Важно отметить, что занятия станут наиболее успешными, если они доставляют удовольствие. Положительный эмоциональный настрой совершенно необходим, поскольку занятия по принуждению, при негативном отношении к ним со стороны ребёнка не дают и не могут дать положительного результата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников.
Одним из условий нормального развития ребенка и его дальнейшего успешного обучения в школе является полноценное формирование речи в дошкольном возрасте.В общении с взрослым ребенок овладевает речевыми...
Консультация «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников»
В консультации представлены примеры заданий по формированию грамматически правильной речи в домашних условиях....
Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи у дошкольников с ОНР.
Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи у дошкольников с ОНР....

Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников. Учитель-логопед Фатьянова Е.Ю.
Развитие правильного звукопроизношения и формирование связной речи является очень важным процессом и для родителей, и для их ребенка. На родителей возложена огромная ответственность перед своими детьм...

Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников
Многие родители считают, что развитая речь – это умение читать и писать, хотя бы печатными буквами, умение рассказывать стихотворения. Они стараются научить этому своего ребенка как можно раньше, не о...

«Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников»
Цель: создать условия для понимания родителями особенностью выполнения ежедневных домашних заданий по развитию речи....

Консультация для родителей "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников"
Консультация для родителей "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников"...





