Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)

Заварыкина Альбина Алексеевна

Программа предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса и учитывает его интересы, мотивы, способности и психофизические особенности ребенка с ТНР;

образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка, что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка;

В соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие ребенка посредством различных видов детской активности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannnaya_tnr.docx84.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Огонек»

(МБДОУ детский сад «Огонек»)

Принято:

Педагогическим советом

МБДОУ детский сад «Огонек»

Протокол №_____

«____»__________2024г

Утверждено:

Заведующий МБДОУ

 детский сад «Огонек»        

__________ Е.А.Лукшина

Адаптированная образовательная программа

дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи

Выполнила:

учитель-логопед  
А.А. Заварыкина

пгт. Верхнеднепровский

ВВЕДЕНИЕ

3

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

4

1.1.1. Цели и задачи программы

4

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

5

1.2. Планируемые результаты

6

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

8

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

                8

2.1.1. Социально-коммуникативное развитие

8

2.1.2. Познавательное развитие

10

2.1.3. Речевое развитие

11

2.1.4. Художественно-эстетическое развитие

12

2.1.5. Физическое развитие

13

2.2 Программа коррекционной работы с детьми ТНР

14

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

24

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

24

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды

25

3.3. Кадровые условия реализации Программы

27

Список литературы

29

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР) представляют собой сложную  разнородную группу, характеризующуюся разной степенью и механизмом нарушения речи, временем его возникновения, разнородным уровнем психофизического развития. Это определяет различные возможности детей в овладении навыками речевого общения.

Дошкольники с ТНР овладевают грамматическими формами словоизменения, словообразования, типами предложений, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ТНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развитии морфологической и синтаксической системы языка, семантических формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.

При включении ребенка с речевыми нарушениями в образовательный процесс дошкольной образовательной организации обязательным условием является организация его систематического, адекватного, непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения. Реализация данного условия возможна благодаря имеющейся в Российской Федерации системы медико-психолого-педагогической помощи дошкольникам с ТНР.

С учетом специфики дошкольного образования как фундамента всего последующего общего образования, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, Стандарт), разработана  индивидуальная адаптированная  образовательная программа   дошкольного образовательного учреждения детский сад «Огонёк»  Смоленской области, Дорогобужского района, пгт. Верхнеднепровского, для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее – Программа). Программа разработана  на основе Основной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Огонёк» (далее Программа ООП), Примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в соответствии с рекомендациями  ПМПК, психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями воспитанников с ОВЗ, обусловленными тяжелыми нарушениями речи.                                                                                           

 Программа является документом, с учетом которого дошкольное образовательное учреждение детский сад  «Огонёк», осуществляет образовательную деятельность на уровне дошкольного образования (далее – ДОУ детский сад «Огонёк») с ребенком с тяжелыми нарушениями речи.  Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.1. Цели и задачи Программы

Целью Программы является проектирование социальной ситуации развития, осуществление коррекционно-развивающей деятельности и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ),  воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи.

Доступное и качественное образование детей дошкольного возраста с ТНР достигается через решение следующих задач:

– реализация адаптированной  образовательной программы;

– коррекция недостатков психофизического развития ребенка с ТНР;

– охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка с ТНР, в том числе его эмоционального благополучия;

– обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ТНР в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

– создание благоприятных условий развития в соответствии с его возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ТНР как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;

– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

– формирование общей культуры личности ребенка с ТНР, развитие его социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

– формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям ребенка с ТНР;

– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья ребенка с ТНР;

– обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:

1. Общие принципы и подходы к формированию программ:

– поддержка разнообразия детства;

– сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;

– позитивная социализация ребенка;

– личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

– содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

– сотрудничество Организации с семьей;

– возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями ребенка.

2. Специфические принципы и подходы к формированию программ:

сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование ребенка, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования ребенка для обогащения детского развития. Программа предполагает, что бюджетное учреждение  устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать удовлетворению особых образовательных потребностей ребенка с ТНР, оказанию психолого-педагогической и/или медицинской поддержки в случае необходимости;

индивидуализация дошкольного образования ребенка с ТНР предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса и учитывает его интересы, мотивы, способности и психофизические особенности;

развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка;

полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие ребенка посредством различных видов детской активности. Деление Программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов. Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие ребенка с ТНР тесно связано с речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое – с познавательным и речевым и т. п. Содержание образовательной деятельности в каждой области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития ребенка с ТНР дошкольного возраста;

инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы. Стандарт и Программа задают инвариантные ценности и ориентиры, с учетом которых ДОУ  разработало свою адаптированную  образовательную программу. При этом за ДОУ остаётся право выбора способов их достижения, выбора образовательных программ, учитывающих разнородность состава групп воспитанников, их психофизических особенностей, запросов родителей (законных представителей).

1.2. Планируемые результаты на этапе  освоения « Программы»  ребенком старшего дошкольного возраста (5-7 лет)   с ТНР

К концу данного возрастного этапа ребенок:

– обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;

– усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

– употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, многозначные;

– умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;

– правильно употребляет основные грамматические формы слова;

– составляет различные виды описательных рассказов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет творческие рассказы;

– владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза;

– осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);

– правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);

– владеет основными видами продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании и др.;

– выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;

– участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;

– передает как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание к собеседнику;

– регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки;

– отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми, стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого;

– использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством, историческими сведениями, мультфильмами и т. п.;

– использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности;

– устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;

– определяет пространственное расположение предметов относительно себя, геометрические фигуры;

– владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1–9, соотносит их с количеством предметов; решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения;

– определяет времена года, части суток;

– самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);

– пересказывает литературные произведения, составляет рассказ по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей;

–  составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;

– составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы из личного опыта;

– владеет предпосылками овладения грамотой;

– стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности;

– имеет элементарные представления о видах искусства, понимает доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народная игрушка), воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор;

– проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к музыкальным инструментам;

– сопереживает персонажам художественных произведений;

– выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции взрослых: согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения;

– осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений;

– знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта;

– владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

Образовательная деятельность с ребенком с ОВЗ

2.1.1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачи:

  1. Создание условий для усвоения норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
  2. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
  3. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.
  4. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
  5. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Основные направления:

1) Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Основные цели и задачи:

  1. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
  2. Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
  3. Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

2) Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание.

Основные цели и задачи:

  1. Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации.
  2. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.

3) Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.

Основные цели и задачи:

  1. Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
  2. Воспитание культурно-гигиенических навыков.
  3. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.
  4. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
  5. Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

4) Формирование основ безопасности.

Основные цели и задачи:

  1. Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.
  2. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
  3. Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.
  4. Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

2.1.2.Образовательная область «Познавательное развитие».

Цель: развитие познавательных способностей и познавательных интересов детей.

Задачи:

  1. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
  2. Формирование познавательных действий, становление сознания.
  3. Развитие воображения и творческой активности.
  4. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, тепе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),
  5. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.

Основные направления:

  1. Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Основные цели и задачи:

  1. Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.
  2. Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
  3. Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

2) Приобщение к социокультурным ценностям.

Основные цели и задачи:

  1. Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.
  2. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
  3. Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.

3)Формирование элементарных математических представлений.

Основные цели и задачи:

  1. Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

4)Ознакомление с миром природы.

Основные цели и задачи:

  1. Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.
  2. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.
  3. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

2.1.3.Образовательная область «Речевое развитие».

Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Задачи:

  1. Владение речью как средством общения.
  2. Обогащение активного словаря.
  3. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
  4. Развитие речевого творчества.
  5. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
  6. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
  7. Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Основные направления:

1)Развитие речи.

Основные цели и задачи:

  1. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
  2. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
  3. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

2)Художественная литература.

Основные цели и задачи:

  1. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.
  2. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

2.1.4.Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие».

Цель: Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.

Задачи:

  1. Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
  2. Становление эстетического отношения к окружающему миру.
  3. Формирование элементарных представлений о видах искусства.
  4. Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
  5. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
  6. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Основные направления:

1)Приобщение к искусству.

Основные цели и задачи:

  1. Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.
  2. Приобщение детей к народному и профессиональному искусств (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства.
  3. Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства.

2)Изобразительная деятельность.

Основные цели и задачи:

  1. Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде.
  2. Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства.
  3. Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

3)Конструктивно-модельная деятельность.

Основные цели и задачи:

  1. Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.
  2. Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

4)Музыкально-художественная деятельность.

Основные цели и задачи:

  1. Приобщение к музыкальному искусству; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.
  2. Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.
  3. Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.
  4. Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.

2.1.5.Образовательная область «Физическое развитие».

Цель: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия.

Задачи:

  1. Приобретение опыта в двигательной деятельности.
  2. Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта.
  3. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

Основные направления:

1)Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Основные цели и задачи:

  1. Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.

2)Физическая культура.

Основные цели и задачи:

  1. Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.
  2. Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки.
  3. Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.
  4. Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в сам самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.

2.2. Программа коррекционной работы с ребенком с ОВЗ (ТНР)

Программа коррекционной работы обеспечивает:

- выявление особых образовательных потребностей ребенка с ТНР, обусловленных недостатками в его психофизическом и  речевом развитии;

- осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи воспитаннику с ТНР с учетом его психофизического, речевого развития, индивидуальных возможностей и в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;  

- возможность освоения ребенком  с ТНР адаптированной  образовательной программы дошкольного образования.

Задачи программы:  

- определение особых образовательных потребностей ребенка с ТНР, обусловленных уровнем его речевого развития и степенью выраженности нарушения;

- коррекция речевых нарушений  на  основе координации педагогических, психологических и медицинских средств воздействия;  

- оказание родителям (законным представителям) ребенка с ТНР консультативной и методической помощи по особенностям развития детей с ТНР и направлениям коррекционного воздействия.

Программа коррекционной работы предусматривает:

- проведение индивидуальной и подгрупповой логопедической работы, обеспечивающей удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка с ТНР с целью преодоления неречевых и речевых расстройств;  

- достижение  уровня  речевого  развития,  оптимального  для ребёнка, и обеспечивающего возможность использования освоенных умений и навыков в разных видах  детской деятельности и в различных коммуникативных ситуациях;

- обеспечение коррекционной направленности  при реализации содержания образовательных областей  и воспитательных мероприятий;  

- психолого-педагогическое  сопровождение  семьи  (законных представителей) с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организацию партнерских отношений с родителями (законными представителями).

Коррекционно-развивающая работа всех педагогических работников дошкольной образовательной организации включает:

- системное и разностороннее развитие речи и коррекцию речевых расстройств (с учетом уровня речевого развития, механизма, структуры речевого дефекта у ребенка с ТНР);

- социально-коммуникативное развитие;

- развитие и коррекцию сенсорных, моторных, психических функций  у ребенка с ТНР;

- познавательное развитие,

- развитие высших психических функций;

- коррекцию нарушений развития личности, эмоционально - волевой сферы с целью максимальной социальной адаптации ребёнка с ТНР;

-  различные формы просветительской деятельности (консультации, собрания,  лекции,  беседы,  использование  информационных  средств), направленные на разъяснение участникам образовательных отношений, в том числе родителей (законных представителей), вопросов, связанных с особенностями образования детей с ТНР.              

Организация коррекционно-логопедической работы  с ребенком с ОВЗ ( ТНР) старшего дошкольного возраста  (5-7 лет)

  Система обучения и воспитания ребенка с  ТНР старшего дошкольного возраста рассчитана на два учебных года (старшая и подготовительная к школе группы), каждый из которых разбит на три условных периода. В течение этого времени у ребенка формируется самостоятельная связная, грамматически правильно оформленная речь, количественные и качественные параметры лексического строя языка, соответствующие возрастным требованиям, происходит усвоение фонетической системы родного языка, а также элементов грамоты, что способствует развитию готовности ребенка к обучению в школе. Ребенок с общим недоразвитием речи в большинстве случаев не может полноценно овладевать учебным материалом на фронтальных занятиях со всей группой. Эта особенность обусловлена не только отставанием в речевом развитии, но и своеобразием процессов внимания, памяти, а также быстрой утомляемостью и истощаемостью ребенка на занятиях. В связи с этим целесообразным и оправданным является  проведение логопедических и, частично, общих (воспитательских), занятий  по подгруппам. Как правило, формируются подгруппы детей в зависимости от состояния их речевых и неречевых возможностей. В старшей группе учителем-логопедом проводится подгрупповая и индивидуальная  работа. На работу с одной подгруппой детей  в старшей группе отводится   25 минут,  индивидуальное занятие длится 20 минут. Вечерние консультации для родителей  логопед назначает по мере необходимости.    Во вторую половину дня воспитатель осуществляет индивидуальную работу с  ребенком по заданию логопеда.

       В старшей группе предусмотрены следующие виды логопедических занятий:

- занятия по формированию связной речи;

- занятия по формированию лексико-грамматических средств языка;

- занятия по формированию фонематического восприятия, анализа и синтеза.

- занятия по формированию произношения.

Направление коррекционно-логопедической работы

Содержание коррекционно-логопедической работы по периодам

Сентябрь

Обследование детей

  1. Обследовать состояния речи и неречевых психических функций
  2. Выявить структуру и механизм речевых нарушений
  3. Заполнить речевую карту

I период обучения (октябрь, ноябрь, декабрь)

Развитие общих речевых навыков:

  1. Выработать четкое, координированное движение органов речевого аппарата
  2. Учить ребенка делать короткий и бесшумный вдох, не поднимая плечи,  спокойный и плавный выдох, не надувая щеки
  3. Работать  над постановкой диафрагмального дыхания
  4. Работать над мягкой атакой голоса. Выработать у ребенка умение пользоваться громким и тихим голосом

Звукопроизношение:

  1. Уточнение произношения гласных звуков и наиболее легких согласных звуков: [м] - [м`], [б] – [б`], [д] – [д`], [н` - [н`], [в] – [в`], [г] – [г`], [п] – [п`], [т] – [т`], [ф] – [ф`], [к] – [к`], [х]
  2. Подготовка артикуляторного аппарата к постановке звуков
  3. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа)

Работа над слоговой структурой слова:

  1. Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (стол, мост)
  2. Работа над двусложными словами без стечения согласных (муха, домик)
  3. Работа над трехсложными словами без стечения согласных (малина, василек)

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений:

  1. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки)
  2. Знакомство со звуками [б], [д], [г], [в], [н], [м]
  3. Выделение ударного гласного в словах
  4. Придумывание слов на гласные звуки
  5. Анализ звукосочетания: ау, уа, иа
  6. Звуковой анализ слов: ам, ум, му, мы, да, он, на, но, ну
  7. Определение наличия звука в слове (хлопни в ладоши, если есть звук в слове) – на материале изученных звуков

Лексика:

Расширение и уточнение словаря по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы», «Игрушки», «Деревья», «Перелетные птицы», «Дикие животные», «Посуда», «Продукты», «Мебель», «Зима», «Профессии», «Домашние животные и их детеныши», «Новогодний праздник»

Грамматический строй речи:

  1. Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа
  2. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число
  3. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растет, яблоки растут)
  4. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже
  5. Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои
  6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме «Овощи-фрукты» и т.п.
  7. Согласование числительных два и пять с существительными

Развитие связной речи:

  1. Составление простых распространенных предложений
  2. Научить ребенка умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом
  3. Учить ребенка составлять описательные рассказы по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Деревья», «Перелетные птицы», «Дикие животные», «Посуда», «Мебель»
  4. Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений)
  5. Учить ребенка пересказывать небольшие рассказы и сказки (дословный и свободный пересказ)

Развитие мелкой моторики:

  1. Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам I периода)
  2. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу)
  3. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой

II период обучения (январь, февраль, март)

Развитие общих речевых навыков:

  1. Продолжить работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей
  2. Познакомить с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной

Звукопроизношение:

  1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи звуков (индивидуальная работа)
  2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков

(индивидуально на материале правильно произносимых данным ребенком звуков)

Работа над слоговой структурой слова:

  1. Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок), в середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость)
  2. Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных в начале слова (сметана)

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений:

  1. Выделение гласных звуков в конце слова под ударением (пила, кино, усы, пишу, носки)
  2. Выделение гласных звуков в трех звуковых словах (мак, дом, сук, мышь, кит)
  3. Знакомство со звуками [п], [т], [к], [ф], [ч], [с] – [с`], [з] – [з`], [ц], [ш], [ж]
  4. Выделение твердых согласных звуков в начале и в конце слова (дом, лес)

Лексика:

Расширение и уточнение словаря по темам: «Зима», «Зимние забавы», «Зимующие птицы», «Дикие животные», «Животные севера», «Животные жарких стран», «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «День Защитника Отечества», «Весна», «Семья. Праздник 8 Марта», «Профессии наших мам», «Транспорт» (наземный, подземный, водный, воздушный)

Грамматический строй речи:

  1. Закрепить употребление падежных окончаний существительных единственного числа
  2. Закрепить употребление окончаний существительных в именительном падеже множественного числа
  3. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже
  4. Практическое употребление простых предлогов места (в, на, за, под, над) и движения (в, из, к, от, по)
  5. Образование притяжательных прилагательных по теме «Дикие и домашние животные», образование относительных прилагательных по темам II периода обучения
  6. Образование глаголов движения с приставками
  7. Образование существительных единственного и множественного числа по теме «Дикие и домашние животные и их детеныши»
  8. Согласование числительных два и пять с существительными

Развитие связной речи:

  1. Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы
  2. Обучать пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин

Развитие мелкой моторики:

  1. Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев)
  2. Работа по развитию конструктивного праксиса
  3. Продолжить работу по обводке и штриховке фигур (по изучаемым темам)
  4. Усложнить работу с карандашом: обводка по контуру, штриховка, работа с карандашом по клеткам в тетради

III период обучения (апрель, май, июнь)

Общие речевые навыки:

  1. Продолжить работу над речевым дыханием
  2. Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи

Звукопроизношение:

  1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи звуков (индивидуальная работа)
  2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков

Работа над слоговой структурой слова:

  1. Закрепление слоговой структуры двухсложных слов со стечением согласных начале слова
  2. Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных (крапива, пылинка, карандаш)

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений:

  1. Знакомство со звуками [щ], [ч], [й], [л] – [л`], [р] – [р`]
  2. Анализ трехзвуковых слов с гласными [а], [о], [у], [ы], [э], [и], составление схемы слова (ива, осы, уха, эхо, мак, кот, душ, сыр, кит и др.)
  3. Дифференциация на слух парных согласных [б] - [п], [в] - [ф], [г] - [к], [д] - [т], [ж] - [ш] в словах (бочка - почка, удочка - уточка и т.д.)

Лексика:

Расширение и уточнение словаря по темам: «Цветы», «Птицы», «Сад-огород», «Плоды и семена», «Рыбы», «Дом и его части»,  «Инструменты», «Праздник 9 Мая», «Насекомые», «Здравствуй лето»

Грамматический строй речи:

  1. Закрепление употребления падежных окончаний имен существительных единственного и множественного числа
  2. Согласование числительных два и пять с существительными
  3. Закрепление употребления простых предлогов. Употребление сложных предлогов: из -за, из-под, около, возле и др.
  4. Образование сравнительной степени прилагательных (длинный - длиннее –самый длинный)
  5. Образование наречий от прилагательных (быстрый - быстро и др.)
  6. Закрепление способов образования новых слов с помощью приставок и суффиксов

Развитие связной речи:

  1. Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта
  2. Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами
  3. Обучение ребенка составлению рассказов из опыта и творческих рассказов

Развитие мелкой моторики:

  1. Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев)
  2. Усложнение работы с карандашом
  3. Усложнение работы над конструктивным праксисом

План логопедической работы по коррекции звукопроизношения   

I. Подготовительный

     Задача — тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:

а) вызвать интерес к логопедическим занятиям;

б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;

в) формирование и развитие артикуляционной моторики  для постановки звуков;

г) в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;

д) укрепление физического здоровья (консультации врачей — узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж и др.).

II. Формирование произносительных умений и навыков

     Задачи:

а) устранение дефектного звукопроизношения;

б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;

в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

     Виды коррекционной -логопедической работы на данных этапах:

1. Подготовительные упражнения (артикуляционная гимнастика):

  • для свистящих: "Улыбка", "Заборчик", "Лопатка", "Желобок", "Щеточка", "Футбол", "Фокус" и др.
  • для шипящих: "Трубочка", "Вкусное варенье", "Чашечка", "Грибок", "Погреем руки" и др.
  • для [Р], [Р']: "Болтушка", "Маляр", "Индюк", "Лошадка", "Грибок", "Барабанщик", "Гармошка", "Пулемет"и др.
  • для [Л], [Л]:  : "Улыбка", "Лопатка", "Накажем язык" и др.

2. Постановка звуков в такой последовательности: свистящие [С], [3], [Ц], [С'], [3'], шипящие [Ш], [Ж], [Ч], [Щ],  соноры [Л], [Л],  [Р], [Р'].

     Способ постановки смешанный.

     Подготовительные упражнения ( артикуляционная гимнастика):

  • для свистящих: "Улыбка", "Заборчик", "Лопатка", "Желобок", "Щеточка", "Футбол", "Фокус"
  • для шипящих: "Трубочка", "Вкусное варенье", "Чашечка", "Грибок", "Погреем руки"
  • для [Р], [Р']: "Болтушка", "Маляр", "Индюк", "Лошадка", "Грибок", "Барабанщик", "Гармошка", "Пулемет"
  • для [Л]: "Улыбка", "Лопатка", "Накажем язык".  

     Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.

3. Автоматизация звука в слогах по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе:

  • [С], [3], [Ш], [Ж], [С'], [3'], [Л'] автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных;
  • [Ц], [Ч], [Щ], [Л] – наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
  •  [Р], [Р'] можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

4. Автоматизация звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.

     По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом.

     Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.

5. Автоматизация звуков во фразе и предложениях.

     Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается во фразы и предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.

6. Дифференциация звуков:

[С]-[3], [С]-[С'], [С]-[Ц], [С]-[Ш];

[Ж]-[3], [Ж]-[Ш];

[Ч]-[С'], [Ч]-[Т], [Ч]-[Щ];

[Щ]-[С'], [Щ]-[Т'], [Щ]-[Ч], [Щ]-[Ш];

[Р]-[Л], [Р]-[Р'], [Р']-[Л'], [Р']-[Й], [Л']-[Л].

7. Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и др.).

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих образование ребенка с ТНР в соответствии с его особыми образовательными потребностями.

1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку  с ТНР предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и  жизненных навыков; учитываются обусловленные структурой нарушенного речеязыкового развития особенности деятельности (в том числе речевой), средств ее реализации,  ограниченный объем личного опыта.

2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка с ТНР, стимулирование самооценки.

3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка с ТНР, с учетом необходимости развития вербальных и невербальных компонентов развития ребенка с ТНР в разных видах игры.

4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка с ТНР и сохранению его индивидуальности.

5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности с учетом особенностей развития и образовательных потребностей ребенка с ТНР.

6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста  с тяжелыми нарушениями речи.

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Предметно-пространственная развивающая  среда (далее –  РППС) ДОУ детский сад «Огонёк»  соответствует требованиям Стандарта и санитарно-эпидемиологическим требованиям (см. раздел Перечень нормативных и нормативно-методических документов).

Предметно-пространственная развивающая  среда в ДОУ детский сад «Огонёк» обеспечивает реализацию адаптированной  образовательной программы для ребенка с ТНР, разработанную с учетом Программы.

РППС  ДОУ детский сад «Огонёк»  создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, поддерживая формирование его индивидуальной траектории развития. Она  строится на основе принципа соответствия анатомо-физиологическим особенностям детей (соответствие росту, массе тела, размеру руки, дающей возможность захвата предмета и др.).

Для выполнения этой задачи в  детском саду создана  РППС: содержательно-насыщенная и динамична; трансформируемая; полифункциональная; доступная; безопасная; эстетичная.

         РППС  обеспечивает условия для развития игровой и познавательно-исследовательской  деятельности детей.

Речевому развитию способствуют наличие в РППС «Речевого центра», «Центра познания» и других дополнительных материалов, например плакатов и картин, рассказов в картинках, аудиозаписей литературных произведений и песен, а также других материалов.

Для художественно-эстетического развития ребенка с ТНР и коррекции нарушений развития фонематического слуха и ритмической структуры подбираются музыкально-дидактические игры: на обогащение слухового опыта; на определение характера музыки; на развитие звуковысотного слуха; на развитие музыко-слуховой памяти; на развитие тембрового слуха; на развитие чувства ритма.

РППС  детского сада обеспечивает условия для физического и психического развития, охраны и укрепления здоровья, коррекции недостатков развития ребенка с ТНР.

В ДОУ созданы условия для проведения педагогической диагностики состояния здоровья детей с ТНР, занятий со специалистами (учителем-логопедом) с целью проведения коррекционных и профилактических мероприятий. Имеется кабинет учителя-логопеда, включающий необходимые для логопедической работы с детьми оборудование и материалы: настенное зеркало, индивидуальные зеркала, пособия для логопедической работы с детьми: игрушки, иллюстративный материал, дидактические материалы для развития дыхания и пр.

В ДОУ детский сад «Огонёк»  создана полифункциональная интерактивная среда.

В ДОУ имеется ноутбук, проектор.  

Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду обеспечивает реализацию  адаптированной образовательной программы  для ребенка с ОВЗ (ТНР).

Для организации РППС  в семейных условиях родителям (законным представителям) также рекомендуется ознакомиться с адаптированной образовательной программой МДОУ,  для соблюдения единства семейного и общественного воспитания.

В связи с этим РППС, обеспечивающая потребности и нужды ребенка с ТНР  включает:

Спортивный зал, оборудованный маты  напольные, гимнастические палки и гантели, гимнастические скамейки и лесенки с разным количеством ступеней, игровые обручи, мячи надувные и резиновые разного размера,  различные коврики и дорожки  и т.п.

Оборудование для игр и занятий

Наборы для занятий с песком: наборы резиновых, пластиковых игрушек, совочки, лопатки, ведерки, грабли и т.п.

Конструкторы разной величины и наборы фигур для плоскостного и объемного конструирования.

Оборудование для творческих занятий: театральные ширмы, наборы кукольных, теневых  и пальчиковых театров, фланелеграфы, мольберты, доски и панели для работы с пластилином и глиной.

Развивающие и обучающие игры,  различные виды домино, головоломок; игры, направленные на развитие интеллектуальных, сенсорных, моторных возможностей ребенка, а также – на развитие представлений  об окружающем мире, на формирование практических и социальных навыков и умений.

Игровая среда представлена наполненными центрами «Семья», «Магазин», «Театр», «Парикмахерская», «Мастерская», «Больница» и др.

Оборудование логопедического кабинета

Мебель: столы,  стулья в количестве, достаточном для подгруппы детей, шкафы, стеллажи или полки для оборудования;

Зеркала:   настенное большое зеркало с ширмой, индивидуальные зеркала по количеству детей.

Дидактические материалы для обследования и коррекционной работы:

  - авторский альбомы для обследования и коррекции звукопроизношения, слоговой структуры слов;

- дидактические пособия по развитию словарного запаса: обобщающие понятия (посуда, овощи-фрукты, дикие и домашние животные, транспорт, детеныши животных, одежда, обувь и т.п.),  целый предмет и его части, части тела человека, и животных, слова-действия, признаки предметов (качественные, относительные, притяжательные), слова – антонимы, слова – синонимы, слова с переносным значением и т.п.

- дидактические пособия по развитию грамматического строя речи по темам: согласование существительных с прилагательными, глаголами, числительными; глаголов с местоимениями; простые и сложные предлоги;  простые и сложные предложения; однородные члены предложения, картинки и с изображением предметов, объектов, обозначаемых родственными и однокоренными словами и т.д.

- дидактические пособия по развитию связной речи: картины, серии картин; наборы предметных и сюжетных картинок для распространения или уточнения сюжетной линии; игрушки для составления рассказов-описаний, сборники сказок, рассказов для составления пересказов, различные детские хрестоматии; загадки, потешки, поговорки, скороговорки (в зависимости от возраста и уровня речевого развития детей) и т.п.

- дидактические пособия по развитию моторно-графических навыков: наборы для развития чувствительности и подвижности рук, настенные и настольные панно и модули,  конструкторы, ручки, карандаши, фломастеры, глина, пластилин и т.п.

- дидактические пособия по обучению элементам грамоты, разрезная азбука букв, схемы слов, контурные, силуэтные, объемные  и др. изображения букв, изображения букв со смешанными или отсутствующими графическими элементами, рабочие тетради.

Пособия для обследования и развития интеллекта

Пирамидки разной величины, кубики вкладыши счетные палочки, разрезные картинки (на 2,3,4 части), наборы картинок по тематическим циклам (для выделения 4-ой лишней), наборы парных картинок для сравнения (аппликация и цветок в вазе), кукла, серии сюжетных картинок, альбом с заданиями на определение уровня логического мышления.

Пособия для обследования и развития фонематических процессов,  формирования навыков языкового анализа и синтеза,  обучения грамоте.

Разрезная азбука.

Символы для составления картинно-графической схемы предложений.

Наборы букв разной величины (заглавные и прописные), печатные, наборы элементов букв, которые можно раскрасить, вырезать по контуру, заштриховать, слепить из теста, пластилина, сделать из проволоки, картона, бархатной бумаги или наждачной.

Карточки с перевернутыми буквами, схемами слов разной сложности.

Дидактические игры в соответствии с разделами коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР.

3.3. Кадровые условия реализации Программы

Реализация Программы осуществляется:

  1. Воспитателями

      2) Учителем-логопедом

     3) Музыкальным руководителем

     4) Инструктором по физической культуре

           В ДОУ детский сад «Огонёк»   имеется персонал для управления, финансово-хозяйственной и хозяйственной деятельности, медицинского обслуживания.

В целях эффективной реализации Программы в ДОУ созданы условия для профессионального развития педагогических и руководящих кадров, в т. ч. их дополнительного профессионального образования. Программой предусмотрены различные формы и программы дополнительного профессионального образования, в т. ч. учитывающие особенности реализуемой основной образовательной программы.

ДОУ детский сад  «Огонёк» самостоятельно или с привлечением других организаций и партнеров обеспечивает консультативную поддержку руководящих и педагогических работников по вопросам образования детей. ДОУ осуществляет организационно-методическое сопровождение процесса реализации Программы.


Список литературы:

1. Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.

2. Нищева Н. В. Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя-логопеда. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

3. Тимофеева Л. Л. Формирование культуры безопасности. Планирование образовательной деятельности в старшей группе — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

4. Дубровская Н. В. Коллаж. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014

5. Нищева Н. В. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы в детском саду. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.

6. Бартош Н. Т., Савинская С. П. Интегрированные развивающие занятия в логопедической группе. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.

7. Кириллова Ю. А. Физическое развитие детей с тяжелыми нарушениями речи в ДОО. Парциальная программа. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.

8. Нищева Н. В. Если ребенок плохо говорит. Консультации логопеда. — СПб., ДЕТСТВОПРЕСС, 2015.

9. Нищева Н. В. Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 3 до 4 и с 4 до 5 лет). – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.

10. Нищева Н. В. Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 5 до 6 и с 6 до 7лет). – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.

11. С. Г. Шевченко. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей. – Смоленск, 1994.

12. Е. А. Стребелева, Браткова М. В. статья «Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями» //Дефектология. – 2001. - №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи.

В данном материале представлен фрагмент АООП для детей с ТНР. Полностью ознакомиться с Программой можно на сайте образовательной организации в разделе "ресурсная школа"[[{"type":"media","vie...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи

      Одна из актуальных задач в современном дошкольном образовании  обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства н...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи

Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР) дошкольного детства, формирование основ базовой культуры ли...

Приказ" О создании рабочей группы по разрабртке адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи"

Приказ "О создании рабочей группы по разработке  адаптированной основной образовательной  программы дошкольного  образования для детей  с тяжелыми нарушениями  речи"...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (5-7 ЛЕТ) ГРУППЫ № 11 «ПЧЕЛКИ» МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА «ЗОЛУШКА» Г.ВОЛГОДОНСКА

Программа разработана в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для...