Консультация для родителей на тему: "Профилактика оптической дисграфии у дошкольников"
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Елена Михайловна Данилюк
Актуальность профилактики дисграфии у дошкольников обусловлена высокой распространённостью этих нарушений у младших школьников. Чтобы избежать таких проблем в школе родители уже в детском саду могут помочь своему ребёнку, выполняя вместе с ним несложные упражнения и задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему  «Профилактика  оптической дисграфии у дошкольников».

Составитель материала:  Данилюк Елена Михайловна, учитель-логопед МБДОУ д/сада№58 г.Иркутска.        

     С каждым годом детей с диагнозом «дисграфия» становится больше. Это происходит по разным причинам. При дисграфии младшие школьники с трудом овладевают письмом: списывание и диктанты пестрят многочисленными ошибками. Дети не используют заглавные буквы, знаки препинания, пропускают буквы и слоги, заменяют их. Хотя логопедический диагноз дисграфия ставится, только во 2- м классе, уже в старшем дошкольном возрасте можно говорить об угрозе её возникновения. По характеру наушений дисграфия бывает акустическая (фонематическая), оптическая, аграмматическая, дисграфия на почве нарушения языкового анализа.   Чтобы предотвратить появление дисграфии и снизить риск ее появления у вашего ребенка можно использовать ряд несложных и интересных игр и упражнений. Более детально рассмотрим упражнения и игры для коррекции и профилактики оптической дисграфии.

Оптическая дисграфия - это трудности усвоения и смешения сходных графических букв и их взаимная замена, обусловленное несформированными зрительно-пространственными функциями.

   Для оптической дисграфии характерны следующие ошибки:

1. Замены букв по начертанию

- недописывание элементов букв

- написание лишних элементов (о-а, л-м, и-ш, и-ц, п-т, П-Т, Х-Ж);

2. Искажение и замены букв близких по начертанию в пространстве

- вверх- вниз в-д, б-д

- вправо-влево «зеркальное написание»;

3. Отсутствие тонких зрительных дифференцировок;

4. Грубые нарушения пространственного восприятия при хорошем словарном запасе и сохранном фонемном и языковом анализе.

      Если у ребенка присутствует одна или несколько специфических ошибок из перечисленных выше, предлагаются  следующие задания: коррекционную работу нужно начинать не с букв, а с геометрических фигур:

- Предлагаются парные картинки с изображением одного и того же предмета, но с изменением при этом некоторых его деталей (домик с неодинаковым количеством окон, разным расположением трубы на крыше и пр.; ёлочка с разным количеством веточек-штрихов и т. п.);

- различение геометрических фигур по форме и величине (при неправильном выполнение, ребёнку необходимо пояснить различия в фигурах);

- очень важно проведение специальной работы по усвоению понятий "верх - низ", "вверху - внизу", "выше - ниже", "справа - слева".

    Сначала ребёнок только показывает, какие фигуры расположены справа, слева, сверху, между: Потом сам называет место расположения фигур по отношению к другой фигуре.

- "оречевление" различного пространственного расположения предметов (карандаш на книге, в книге, под книгой и т.д.)

Лишь после предварительной подготовки можно переходить непосредственно к работе над дифференциацией смешиваемых букв:

- сравнение двух смешиваемых букв, сопровождаемое словесным описанием имеющихся между ними различий;

- складывание букв из составляющих их элементов;

- построение буквы по словесной инструкции с одновременным показом взрослым;

- построение буквы самостоятельно, по заданию взрослого, без зрительного образца;

- отгадывание буквы, построенной другим;

-  реконструирование, то есть "переделка" одной буквы в другую;

-  "достраивание" букв путём добавления к ним недостающих элементов;

-  нахождение "спрятавшихся" букв в фигуре

(- Б, Т, Г, Р, Ф;    - В, Р, Ь, Ъ, Ф;    - Ж, Х, Т, Г, У, К)

-  лепка смешиваемых букв из пластилина;

- письмо смешиваемых букв в воздухе;

- письмо букв на ладони у ребёнка (опора на более сохранный в данном случае двигательный анализатор);

- вырезание букв из бумаги или картона;

- обводка контуров букв;

- раскрашивание буквы большого размера (5-6 см.), написанной взрослым;

- письмо букв по опорным точкам, поставленными взрослыми;

- узнавание букв, по-разному расположенных в пространстве ("перевернутых", "положенных на бок" и пр.);

- узнавание и последующее называние недописанных букв;

- узнавание букв, наложенных друг на друга;

- узнавание букв, написанных разными шрифтами (печатные, рукописные, заглавные, строчные, стилизованные);

- называние рядом написанных сходных по описанию букв;  

На заключительных этапах работы:

- печатание смешиваемых или неправильно изображаемых букв под диктовку;

- печатание под диктовку слогов, а затем и слов со смешиваемыми или неправильно изображаемыми буквами.

Задания для профилактики и исправления "зеркального" написания букв:

- развитие ориентировки в окружающем пространстве;

- в каждой паре букв показать правильно написанную букву;

- рассказать, как можно "переделать" "зеркальную" букву в правильную;

- зачеркнуть все "зеркальные" буквы;

- на заключительных этапах работы письменные упражнения под контролем взрослых.

  Данные упражнения позволяют не только закрепить правильный оптический образ буквы, но и являются средством предупреждения возникновения оптической дисграфии.

Список литературы.

1. Лозбякова М.И. "Учимся правильно и чётко говорить".- М, 2003г.

2. Парамонова Л.Г. "Говори и пиши правильно".- СПб, 1996г.

3. Парамонова Л.Г. "Логопедия для всех".- М, 2002г.

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у детей".

Профилактика нарушения осанкиу детей дошкольного возраста. Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предра...

Консультация для родителей на тему "Профилактика голосовых расстройств у дошкольников"

Рекомендации логопеда родителям по профилактике голосовых расстройств у дошкольников...

Консультация для родителей на тему: "Профилактика дисграфии"

Уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, кому из детей «угрожает» появление дисграфии. ...

Консультация для родителей на тему: «Профилактика жестокого обращения родителей с детьми».

Консультация для родителей на тему:«Профилактика жестокого обращения родителей с детьми»....

Консультация для родителей на тему: «Профилактика гриппа у детей». Как будет протекать болезнь у ребенка, предугадать никогда нельзя. Поэтому лучше принять меры профилактики гриппа у детей, чтобы постараться и вовсе обезопасить его от заражения.

Как будет протекать болезнь у ребенка, предугадать никогда нельзя. Поэтому лучше принять меры профилактики гриппа у детей, чтобы постараться и вовсе обезопасить его от заражения.Наблюдать, как твой ре...

Консультация для родителей на тему: «Профилактика заболеваний ОРЗ и ОРВИ. Традиционные и народные методы профилактики и лечения ОРЗ и ОРВИ »

Профилактика гриппа, ОРВИ и коронавируса — это единый комплекс мероприятий, направленный на предотвращение заболеваемости. Сегодня актуальны слова Гиппократа: «Болезнь легче предупредить, ...

Консультация для педагогов на тему "Профилактика отклонений в речевом развитии дошкольников" + картотека артикуляционных гимнастик

Одним из важнейших направлений преодоление имеющихся нарушений речи у детей является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Каковы же причины возникновения речев...