Консультация для родителей на тему: "Профилактика оптической дисграфии у дошкольников"
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему «Профилактика оптической дисграфии у дошкольников».
Составитель материала: Данилюк Елена Михайловна, учитель-логопед МБДОУ д/сада№58 г.Иркутска.
С каждым годом детей с диагнозом «дисграфия» становится больше. Это происходит по разным причинам. При дисграфии младшие школьники с трудом овладевают письмом: списывание и диктанты пестрят многочисленными ошибками. Дети не используют заглавные буквы, знаки препинания, пропускают буквы и слоги, заменяют их. Хотя логопедический диагноз дисграфия ставится, только во 2- м классе, уже в старшем дошкольном возрасте можно говорить об угрозе её возникновения. По характеру наушений дисграфия бывает акустическая (фонематическая), оптическая, аграмматическая, дисграфия на почве нарушения языкового анализа. Чтобы предотвратить появление дисграфии и снизить риск ее появления у вашего ребенка можно использовать ряд несложных и интересных игр и упражнений. Более детально рассмотрим упражнения и игры для коррекции и профилактики оптической дисграфии.
Оптическая дисграфия - это трудности усвоения и смешения сходных графических букв и их взаимная замена, обусловленное несформированными зрительно-пространственными функциями.
Для оптической дисграфии характерны следующие ошибки:
1. Замены букв по начертанию
- недописывание элементов букв
- написание лишних элементов (о-а, л-м, и-ш, и-ц, п-т, П-Т, Х-Ж);
2. Искажение и замены букв близких по начертанию в пространстве
- вверх- вниз в-д, б-д
- вправо-влево «зеркальное написание»;
3. Отсутствие тонких зрительных дифференцировок;
4. Грубые нарушения пространственного восприятия при хорошем словарном запасе и сохранном фонемном и языковом анализе.
Если у ребенка присутствует одна или несколько специфических ошибок из перечисленных выше, предлагаются следующие задания: коррекционную работу нужно начинать не с букв, а с геометрических фигур:
- Предлагаются парные картинки с изображением одного и того же предмета, но с изменением при этом некоторых его деталей (домик с неодинаковым количеством окон, разным расположением трубы на крыше и пр.; ёлочка с разным количеством веточек-штрихов и т. п.);
- различение геометрических фигур по форме и величине (при неправильном выполнение, ребёнку необходимо пояснить различия в фигурах);
- очень важно проведение специальной работы по усвоению понятий "верх - низ", "вверху - внизу", "выше - ниже", "справа - слева".
Сначала ребёнок только показывает, какие фигуры расположены справа, слева, сверху, между: Потом сам называет место расположения фигур по отношению к другой фигуре.
- "оречевление" различного пространственного расположения предметов (карандаш на книге, в книге, под книгой и т.д.)
Лишь после предварительной подготовки можно переходить непосредственно к работе над дифференциацией смешиваемых букв:
- сравнение двух смешиваемых букв, сопровождаемое словесным описанием имеющихся между ними различий;
- складывание букв из составляющих их элементов;
- построение буквы по словесной инструкции с одновременным показом взрослым;
- построение буквы самостоятельно, по заданию взрослого, без зрительного образца;
- отгадывание буквы, построенной другим;
- реконструирование, то есть "переделка" одной буквы в другую;
- "достраивание" букв путём добавления к ним недостающих элементов;
- нахождение "спрятавшихся" букв в фигуре
(- Б, Т, Г, Р, Ф; - В, Р, Ь, Ъ, Ф; - Ж, Х, Т, Г, У, К)
- лепка смешиваемых букв из пластилина;
- письмо смешиваемых букв в воздухе;
- письмо букв на ладони у ребёнка (опора на более сохранный в данном случае двигательный анализатор);
- вырезание букв из бумаги или картона;
- обводка контуров букв;
- раскрашивание буквы большого размера (5-6 см.), написанной взрослым;
- письмо букв по опорным точкам, поставленными взрослыми;
- узнавание букв, по-разному расположенных в пространстве ("перевернутых", "положенных на бок" и пр.);
- узнавание и последующее называние недописанных букв;
- узнавание букв, наложенных друг на друга;
- узнавание букв, написанных разными шрифтами (печатные, рукописные, заглавные, строчные, стилизованные);
- называние рядом написанных сходных по описанию букв;
На заключительных этапах работы:
- печатание смешиваемых или неправильно изображаемых букв под диктовку;
- печатание под диктовку слогов, а затем и слов со смешиваемыми или неправильно изображаемыми буквами.
Задания для профилактики и исправления "зеркального" написания букв:
- развитие ориентировки в окружающем пространстве;
- в каждой паре букв показать правильно написанную букву;
- рассказать, как можно "переделать" "зеркальную" букву в правильную;
- зачеркнуть все "зеркальные" буквы;
- на заключительных этапах работы письменные упражнения под контролем взрослых.
Данные упражнения позволяют не только закрепить правильный оптический образ буквы, но и являются средством предупреждения возникновения оптической дисграфии.
Список литературы.
1. Лозбякова М.И. "Учимся правильно и чётко говорить".- М, 2003г.
2. Парамонова Л.Г. "Говори и пиши правильно".- СПб, 1996г.
3. Парамонова Л.Г. "Логопедия для всех".- М, 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: "Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у детей".
Профилактика нарушения осанкиу детей дошкольного возраста. Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предра...

Консультация для родителей на тему "Профилактика голосовых расстройств у дошкольников"
Рекомендации логопеда родителям по профилактике голосовых расстройств у дошкольников...
Консультация для родителей на тему: "Профилактика дисграфии"
Уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, кому из детей «угрожает» появление дисграфии. ...

Консультация для родителей на тему: «Профилактика жестокого обращения родителей с детьми».
Консультация для родителей на тему:«Профилактика жестокого обращения родителей с детьми»....
Консультация для родителей на тему: «Профилактика гриппа у детей». Как будет протекать болезнь у ребенка, предугадать никогда нельзя. Поэтому лучше принять меры профилактики гриппа у детей, чтобы постараться и вовсе обезопасить его от заражения.
Как будет протекать болезнь у ребенка, предугадать никогда нельзя. Поэтому лучше принять меры профилактики гриппа у детей, чтобы постараться и вовсе обезопасить его от заражения.Наблюдать, как твой ре...

Консультация для родителей на тему: «Профилактика заболеваний ОРЗ и ОРВИ. Традиционные и народные методы профилактики и лечения ОРЗ и ОРВИ »
Профилактика гриппа, ОРВИ и коронавируса — это единый комплекс мероприятий, направленный на предотвращение заболеваемости. Сегодня актуальны слова Гиппократа: «Болезнь легче предупредить, ...

Консультация для педагогов на тему "Профилактика отклонений в речевом развитии дошкольников" + картотека артикуляционных гимнастик
Одним из важнейших направлений преодоление имеющихся нарушений речи у детей является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Каковы же причины возникновения речев...
