Семинар для родителей "Автоматизация звуков в домашних условиях"
материал по логопедии (старшая группа)
Знакомство родителей с процессом автоматизации звуков в домашних условиях с использованием подручных средств.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №20»
Семинар для родителей ДОУ по теме:
«Автоматизация звуков в домашних условиях»
Подготовили: учитель – логопед
Лапина Светлана Евгеньевна
Филимоненко Лариса Александровна
Ярославль, 2025
"Автоматизация звуков в домашних условиях"
Цель: познакомить родителей с процессом автоматизации звуков в домашних условиях с использованием подручных средств.
Введение
У детей с общим недоразвитием речи нарушены сразу несколько сторон речи: лексика, грамматика, слоговая структура слова, фонематический слух, связная речь и так далее. Но, как показывает практика, родители чаще всего обращают внимание именно на недостатки звукопроизносительной стороны речи. О коррекции звукопроизношения мы сегодня и поговорим.
Что такое автоматизация звуков? Её этапы.
Наступил долгожданный момент: на индивидуальных занятиях с логопедом ребенок научился произносить трудный для него звук, звук поставлен. Но прежде, чем ребенок начнет активно использовать его в речи, предстоит проделать большую работу. Нужно ввести звук в речь или, иначе, автоматизировать его.
Автоматизация звуков — это закрепление правильного произнесения звука путём постепенного введения поставленного звука в слоги, слова, предложения и самостоятельную речь ребёнка.
Родители часто бывают разочарованы тем, что, повторяя звук изолированно по просьбе взрослых или по собственной инициативе, ребенок не произносит его в речи, которая остается практически без изменений. Это вполне закономерное явление, говорящее о том, что пришло время для важного этапа логопедической работы – закрепления правильного произношения. Насколько постановка звука кропотливый труд логопеда, требующий специальных знаний и навыков, настолько автоматизация звуков – сотрудничество ребенка и его родителей.
Этап автоматизации звука, как правило, самый длительный из процессов коррекции звукопроизношения.
Автоматизация любого звука включает в себя:
• автоматизацию изолированного звука;
• автоматизацию звука в слогах;
• автоматизацию звука в словах;
• автоматизацию звука в словосочетаниях;
• автоматизацию звука в предложениях;
• автоматизацию звука в связной речи;
Обычно это происходит следующим образом: логопед прорабатывает необходимый речевой материал на своих занятиях и даёт родителям рекомендации для работы с ребёнком дома.
Поставленный звук еще очень хрупкий, и без закрепления он может быстро исчезнуть. Это хорошо видно на примере летних каникул. Если всё лето не закреплять поставленный звук, то вы скоро заметите, что он его не выговаривает, как и раньше.
Что затрудняет автоматизацию звуков :
• наличие патологии в строении артикуляционного аппарата;
• наличие неврологической симптоматики у ребенка;
• недостаточно сформированные фонематические процессы у ребенка;
• отсутствие самоконтроля и контроля со стороны родителей за звукопроизношением;
• отсутствие заинтересованности в результатах работы.
Основные средства и приемы в работе над автоматизацией звуков.
Довольно часто встречается ситуация, когда родители жалуются: “Не хочет заниматься дома!”.
Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша.
Что же поможет нам разнообразить скучные занятия и сделать эту работу более увлекательной?
Основные наши помощники - это:
- Картинки с изображением предметов, в названии которых есть автоматизируемый звук (в начале, середине или в конце слова)
- Настольные игры. Разнообразные ходилки, вкладыши, обводилки, нейроигры, пазлы, которые можно при обрести в магазине или сделать самим, совместно с ребенком.
- Словесные игры и упражнения. Словесные игры и упражнения не требуют особого оснащения, это игры без игрушек и картинок, игры со словом. Дети играют не с предметами, а со словами и в этой игре упражняются в их правильном использовании и произношении. Игры «Один – много», ««Доскажи словечко», «Что кому?» и др.
- Подвижные игры. Игры, в процессе которых ребенок производит движения с непосредственным произнесение слов с автоматизируемым звуком. Пальчиковые игры, игры с мячом, со скакалкой, с массажными ковриками. Например: ребенок отбивает мяч и называет слова на заданный звук или перепрыгивает через гимнастическую палку, кубики, массажные коврики и произносит заданные слоги с автоматизированным звуком. И тд.
- Различные предметы и др.
Сегодня мы хотим более подробно рассказать вам об играх и упражнениях по автоматизации звуков с использованием различных предметов, не требующих материальных затрат и окружающих ребенка в повседневной жизни.
Юла (маленький волчок) – проговариваем речевой материал, пока крутится волчок или юла. Можно использовать маленький волчок, который раскручивается пальцами. В этом случае упражнение будет развивать и мелкую моторику пальцев рук ребёнка.
Скрепки скрепляем друг с другом и получаем цепочку. Интереснее ребёнку будет если скрепки разноцветные. На каждую скрепку называем звук (слог, слово, предложение).
Бусинки – собираем бусы. Задание аналогично заданию со скрепками. Можно учитывать и цвет бусин и скрепок, например брать только те цвета, в названии которых слышится звук [р].
Прищепки – цепляем прищепки на какую–нибудь фигуру, например, если возьмём жёлтый круг и жёлтые прищепки, то получится солнышко и лучики. Присоединение каждого лучика сопровождается произнесением речевого материала.
Мозаика – собираем несложные узоры. Ребёнок должен правильно сказать звук (слог, слово, словосочетание, предложение), чтобы заработать деталь.
Мыльные пузыри – вдуваем слово в волшебный пузырь. Ребёнок называет правильно слово и выдувает мыльный пузырь.
Сортировка мелких предметов. В большой ёмкости перемешаны различные мелкие предметы. Это могут быть макароны разных сортов, фасоль, разноцветные пуговицы или бусины. Понадобятся и более мелкие ёмкости по количеству сортов предметов. Взрослый даёт задание, например, разложить пуговицы по размеру. Если ребёнок берёт крупную пуговицу, то он проговаривает слог «ра», если мелкую – то «ру», пуговицу среднего размера – «ро». Можно предложить припоминать слова с заданным звуком в начале, середине, конце. Данное упражнение позволяет не только автоматизировать звук в речь, но и прекрасно тренирует мелкую моторику и психические процессы: мышление, внимание, восприятие.
Для автоматизации звуков отлично подойдёт приём с использованием игрушек. Некоторые из них можно использовать для автоматизации изолированных звуков. Например, как рычит тигр – [р-р-р], как гудит самолёт – [л-л-л]. Можно учить игрушку говорить. В этом случае взрослый и ребёнок проговаривают речевой материал для игрушки.
Для автоматизации звуков (особенно в изолированной позиции) можно использовать различные дорожки и лабиринты. Их можно встретить в детских журналах, в интернете или нарисовать самим. Ребёнку предлагается произносить заданный звук до тех пор, пока он «бежит» по дорожке, выкладывая камушки.
Так же возможно использование столовых приборов, счетных палочек, карандашей и красок, разнообразные ленты и любые предметы, в названии которых есть автоматизируемый звук.
Например: автоматизация звука Л в начале слова. Пусть ребенок выкладывает ложки и называет их.
Автоматизация звука Л во фразе:
Берем несколько ложек, пусть ребенок их посчитает: одна Ложка, две Ложки, три Ложки и тд.
Можно поиграть в игру «Чего не стало?»: не стало ложки, не стало двух ложек, не стало трех ложек.
Игра «Большой- маленький». Выкладываем чередую столовые и чайные ложки. Ребенок проговаривает: большая ложка, маленькая ложка и тд.
В данных играх вы закрепляете не только звук, но и развиваете грамматический строй.
Ваша фантазия и желание помочь своему ребенку окажут колоссальную помощь в преодолении нарушения звукопроизношения.
Однако, важно помнить!
Заниматься необходимо систематически.
Чтобы добиться положительного результата, нужно заниматься ежедневно по 15–20 минут. Также важно исправлять произношение ребёнка в повседневной жизни и напоминать ему, что он должен следить за своей речью.
Заключение
Использование предметов из окружения ребенка помогают сделать процесс автоматизации весёлым и продуктивным. Позволяет ускорить усвоение звуков, повышает интерес к логопедическим занятиям.
Самое главное при выполнении всех этих упражнений – следить за правильным произнесением автоматизируемого звука и соблюдать рекомендации учителя –логопеда!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей На тему: « Ура! Звук родился» Как закрепить правильное произношение поставленных звуков в домашних условиях.
Конспект семинара-практикума для родителей, целью которого является оказание помощи родителям в овладении основными приёмами автоматизации поставленных звуков....

Семинар - практикум "Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"
Семинар- практикум для родителей: " Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"...

Семинар-практикум для родителей. "Как закрепить правильное произношение поставленных звуков в домашних условиях"
Семинар-практикум для родителей....
Автоматизация звуков в домашних условиях . Игры для автоматизации звука.
Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи», когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаю...
Работа над звуками в домашних условиях (звук Ш)
Работа над звуками в домашних условиях. Автоматизация и закрепление звука Ш....

Семинар-практикум для родителей На тему: « Ура! Звук родился» Как закрепить правильное произношение поставленных звуков в домашних условиях.
Семинар практикум...

"Эти трудные звуки" - автоматизация звуков в домашних условиях
Автоматизация звуков речи – это очень утомительный процесс, требующий от ребенка большого напряжения, многократного повторения одного и того же материала. Как правило, поставленный звук достаточ...
