Применение педагогических методов и приемов в коррекции речи по предупреждению дисграфии и дислексии у старших дошкольников
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Ирина Николаевна Мельникова

Дислексия – это избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению.

Причины дислексии имеют нейробиологический характер. Это важно для понимания, потому что нередко от незнания родители и учителя списывают сложности с чтением на «лень» или «невнимательность» ребенка, только запуская ситуацию. Но доказано, что при таком отклонении определенные зоны мозга отличаются меньшей активностью, а так же имеют пониженную плотность. Дополнительными причинами дислексии (провоцирующими факторами) становятся:

  1. Нарушения, которые влияют на равновесие между двумя полушариями мозга;
  2. Серьезные, тяжелые инфекции, влияющие на мозг – самым распространенным примером является менингит;
  3. Черепно-мозговые травмы;
  4. Осложнения при родах и беременности: от инфекций до асфиксии плода. При беременности ухудшают ситуацию и вредные привычки матери: курение, употребление спиртного, а также наркотических средств.

Серьезное влияние имеют на это отклонение и факторы социального характера. Причем они могут быть абсолютно противоположными по своей направленности. Так, симптомы дислексии могут проявиться и от слишком большой учебной нагрузки, и от запущенности – полного игнорирования развития ребенка.

На данный момент выделяют шесть видов дислексии.

  1. Фонематическая (акустическая). По классификации дислексии  - наиболее распространенная проблема,  которая часто встречается у учеников младших классов. При такой проблеме ребята переставляют слоги, искажают структуру слова (кот-ток).
  2. Аграмматическая. Предполагает ошибки в составлении конструкций, например, человек может неправильно использовать окончания, падежи, времена. («белая стол», я быть голодный).
  3. Семантическая. Каждое слово, которое читает человек, он понимает, но в отдельности от всего текста. А собрать слова в предложения либо в другие, еще более сложные конструкции, он не может  - поэтому сложно уловить смысл того, что было прочитано. По этой причине дислексия у взрослых и детей не позволяет получать достойное количество информации из книг.
  4. Мнестическая. Это проблема на уровне отдельных букв, которые не позволяют усвоить и понять всё слово целиком.
  5. Оптическая. Отклонения происходят на зрительном уровне. Например, дислексик видит слово задом наперед (зеркально) или же не может удержать взгляд на той строчке, которую читает – глаза постоянно скользят по странице, не позволяя придерживаться нужной последовательности чтения.
  6. Тактильная. Специфическая, характерна для людей, которые не видят и используют для чтения азбуку Брайля.

Общие моменты на которые нужно обратить внимание для обнаружения дислексии:

  • Проблемы с концентрацией,  вниманием и памятью;
  • Сложности с ориентацией в пространстве, например – когда ребенок путает право и лево, верх и низ;
  • Трудности с простыми и более трудными инструкциями;
  • Изменения в последовательности букв, чисел при записывании;
  • Неумение хорошо справляться с ручками, карандашами. Неуклюжесть в использовании инструментов.

 Диагностика.

Для диагностики дислексии необходимо проверять особенности долгосрочной и краткосрочной памяти, способности к анализу, уровень концентрации, внимания, логику, интеллект. Важной частью работы является психологическое обследование. Приветствуется совместная работа учителя-логопеда и педагога - психолога.

 

 

Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, не связанное с интеллектуальными возможностями человека. Симптомы патологии специфичны: пациент совершает однотипные повторяющиеся ошибки в письменной речи. Диагностируем дисграфию логопеды и неврологи.

Логопедия выделяет два расстройства письменной речи – дисграфию и агрофию. В первом случае основным симптомом нарушения становится заметные искажения написанных слов, во втором – полная утрата навыков письма.

Причины развития.

Патология может развиваться как осложнение расстройств, затрагивающих ЦНС:

  • Вирусные, бактериальные и грибковые инфекции;
  • Интоксикация организма;
  • Родовые травмы;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Менингит;
  • Энцефалит…

В некоторых случаях дисграфия становится следствием социально-психологических условий воспитания ребенка. Нарушение письменной речи характерны для школьников, проживающих в условиях билингвизма (родители пользуются разными языками для общения внутри семьи). Нередко неспособность к письменной речи формируется у детей с ограниченным числом собеседников, синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

В группу риска входят дети с задержкой психического развития, речевыми нарушениями и врожденными поражениями центральной нервной системы.

Симптомы дисграфии.

Проявления расстройства типичны. В письменной речи ребенка систематически повторяются ошибки:

  • Замена схожих по начертанию букв аналогами;
  • Употребление звонких букв вместо глухих и наоборот;
  • Объединение слов и предлогов в одну конструкцию;
  • Отсутствие согласования между членами предложения.

Виды расстройств.

Современная логопедия классифицирует расстройства письменной речи с учетом типа нарушений, приводящих к проявлению повторяющихся ошибок. Существует 5 форм дисграфии:

  • Артикуляторно-акустическая;
  • Акустическая;
  • Лингвистическая;
  • Аграмматическая;
  • Оптическая.

Артикуляторно-акустический тип расстройства связан с неправильным произношением звуков. Ребенок пишет слова с ошибками из-за того, что не способен произнести их правильно. Эта форма нарушения проявляется в виде одинаковых ошибок в устной и письменной речи.

Акустическая дисграфия развивается из-за несформированного фонематического восприятия. Ребёнок произносит слова без ошибок, но при письме заменяет свистящие звуки шипящими, звонкие - глухими и наоборот.

Лингвистический тип  расстройства становится следствием нарушения языкового анализа и синтеза. В процессе письма ребенок переставляет местами отдельные буквы и целые слоги, добавляет к словам лишние части. Школьники отделяют приставки от корней. Эта форма нарушения характерна для учащихся 1-3 классов.

Аграматическая дисграфия проявляется при изменении слов по родам, числам или падежам. Ребенок не способен подобрать правильное окончание для любой части речи. У школьников в предложениях встречается инверсия слов, пропуски подлежащих или сказуемых.

При оптическом типе расстройства ребенок заменяет или смешивает буквы со схожим начертанием: вместо «л» употребляет «м», вместо «ж» - «х». нередко встречается зеркальное написание символов.

Диагностика патологии.

При расстройстве письменной речи показаны консультации невролога, офтальмолога  и отоларинголога. Эти специалисты выявляют органические причины нарушения и исключают из анамнеза ребенка патологии зрения и слуха.

Логопедическая диагностика призвана разграничить проявление дисграфии и незнание правил грамматики, характерные для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Во время логопедического обследования педагогу необходимо обратить внимание на:

  1. Ознакомиться с анамнезом: выявить возможные патологии центральной нервной системы, органов зрения, слуха;
  2. Провести анализ письменных работ с занятий;
  3. Провести оценку уровня речевого развития дошкольника (умение согласовывать между собой части речи, сформированность знаний и представлений и роде, числе и падеже и тд.);
  4. Обследование строения артикуляционного аппарата, оценить объем речевой и ручной  моторики, определить ведущую рука;
  5. Оценить целостность звукопроизношения, способности ребенка к фонематическому анализу и синтезу, уровень слуховой дифференциации звуков;
  6. Оценить уровень сформированности активного и пассивного словаря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл disleksiya_i_disgrafiya.docx31.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

Детский сад 11

Доклад по самообразованию на тему:

«Применение педагогических методов и приемов в коррекции речи по предупреждению дисграфии и дислексии у старших дошкольников»

Учитель-логопед: Мельникова

Ирина Николаевна

Зея, 2025

Дислексия – это избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению.

Причины дислексии имеют нейробиологический характер. Это важно для понимания, потому что нередко от незнания родители и учителя списывают сложности с чтением на «лень» или «невнимательность» ребенка, только запуская ситуацию. Но доказано, что при таком отклонении определенные зоны мозга отличаются меньшей активностью, а так же имеют пониженную плотность. Дополнительными причинами дислексии (провоцирующими факторами) становятся:

  1. Нарушения, которые влияют на равновесие между двумя полушариями мозга;
  2. Серьезные, тяжелые инфекции, влияющие на мозг – самым распространенным примером является менингит;
  3. Черепно-мозговые травмы;
  4. Осложнения при родах и беременности: от инфекций до асфиксии плода. При беременности ухудшают ситуацию и вредные привычки матери: курение, употребление спиртного, а также наркотических средств.

Серьезное влияние имеют на это отклонение и факторы социального характера. Причем они могут быть абсолютно противоположными по своей направленности. Так, симптомы дислексии могут проявиться и от слишком большой учебной нагрузки, и от запущенности – полного игнорирования развития ребенка.

На данный момент выделяют шесть видов дислексии.

  1. Фонематическая (акустическая). По классификации дислексии  - наиболее распространенная проблема,  которая часто встречается у учеников младших классов. При такой проблеме ребята переставляют слоги, искажают структуру слова (кот-ток).
  2. Аграмматическая. Предполагает ошибки в составлении конструкций, например, человек может неправильно использовать окончания, падежи, времена. («белая стол», я быть голодный).
  3. Семантическая. Каждое слово, которое читает человек, он понимает, но в отдельности от всего текста. А собрать слова в предложения либо в другие, еще более сложные конструкции, он не может  - поэтому сложно уловить смысл того, что было прочитано. По этой причине дислексия у взрослых и детей не позволяет получать достойное количество информации из книг.
  4. Мнестическая. Это проблема на уровне отдельных букв, которые не позволяют усвоить и понять всё слово целиком.
  5. Оптическая. Отклонения происходят на зрительном уровне. Например, дислексик видит слово задом наперед (зеркально) или же не может удержать взгляд на той строчке, которую читает – глаза постоянно скользят по странице, не позволяя придерживаться нужной последовательности чтения.
  6. Тактильная. Специфическая, характерна для людей, которые не видят и используют для чтения азбуку Брайля.

Общие моменты на которые нужно обратить внимание для обнаружения дислексии:

  • Проблемы с концентрацией,  вниманием и памятью;
  • Сложности с ориентацией в пространстве, например – когда ребенок путает право и лево, верх и низ;
  • Трудности с простыми и более трудными инструкциями;
  • Изменения в последовательности букв, чисел при записывании;
  • Неумение хорошо справляться с ручками, карандашами. Неуклюжесть в использовании инструментов.

 Диагностика.

Для диагностики дислексии необходимо проверять особенности долгосрочной и краткосрочной памяти, способности к анализу, уровень концентрации, внимания, логику, интеллект. Важной частью работы является психологическое обследование. Приветствуется совместная работа учителя-логопеда и педагога - психолога.

Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, не связанное с интеллектуальными возможностями человека. Симптомы патологии специфичны: пациент совершает однотипные повторяющиеся ошибки в письменной речи. Диагностируем дисграфию логопеды и неврологи.

Логопедия выделяет два расстройства письменной речи – дисграфию и агрофию. В первом случае основным симптомом нарушения становится заметные искажения написанных слов, во втором – полная утрата навыков письма.

Причины развития.

Патология может развиваться как осложнение расстройств, затрагивающих ЦНС:

  • Вирусные, бактериальные и грибковые инфекции;
  • Интоксикация организма;
  • Родовые травмы;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Менингит;
  • Энцефалит…

В некоторых случаях дисграфия становится следствием социально-психологических условий воспитания ребенка. Нарушение письменной речи характерны для школьников, проживающих в условиях билингвизма (родители пользуются разными языками для общения внутри семьи). Нередко неспособность к письменной речи формируется у детей с ограниченным числом собеседников, синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

В группу риска входят дети с задержкой психического развития, речевыми нарушениями и врожденными поражениями центральной нервной системы.

Симптомы дисграфии.

Проявления расстройства типичны. В письменной речи ребенка систематически повторяются ошибки:

  • Замена схожих по начертанию букв аналогами;
  • Употребление звонких букв вместо глухих и наоборот;
  • Объединение слов и предлогов в одну конструкцию;
  • Отсутствие согласования между членами предложения.

Виды расстройств.

Современная логопедия классифицирует расстройства письменной речи с учетом типа нарушений, приводящих к проявлению повторяющихся ошибок. Существует 5 форм дисграфии:

  • Артикуляторно-акустическая;
  • Акустическая;
  • Лингвистическая;
  • Аграмматическая;
  • Оптическая.

Артикуляторно-акустический тип расстройства связан с неправильным произношением звуков. Ребенок пишет слова с ошибками из-за того, что не способен произнести их правильно. Эта форма нарушения проявляется в виде одинаковых ошибок в устной и письменной речи.

Акустическая дисграфия развивается из-за несформированного фонематического восприятия. Ребёнок произносит слова без ошибок, но при письме заменяет свистящие звуки шипящими, звонкие - глухими и наоборот.

Лингвистический тип  расстройства становится следствием нарушения языкового анализа и синтеза. В процессе письма ребенок переставляет местами отдельные буквы и целые слоги, добавляет к словам лишние части. Школьники отделяют приставки от корней. Эта форма нарушения характерна для учащихся 1-3 классов.

Аграматическая дисграфия проявляется при изменении слов по родам, числам или падежам. Ребенок не способен подобрать правильное окончание для любой части речи. У школьников в предложениях встречается инверсия слов, пропуски подлежащих или сказуемых.

При оптическом типе расстройства ребенок заменяет или смешивает буквы со схожим начертанием: вместо «л» употребляет «м», вместо «ж» - «х». нередко встречается зеркальное написание символов.

Диагностика патологии.

При расстройстве письменной речи показаны консультации невролога, офтальмолога  и отоларинголога. Эти специалисты выявляют органические причины нарушения и исключают из анамнеза ребенка патологии зрения и слуха.

Логопедическая диагностика призвана разграничить проявление дисграфии и незнание правил грамматики, характерные для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Во время логопедического обследования педагогу необходимо обратить внимание на:

  1. Ознакомиться с анамнезом: выявить возможные патологии центральной нервной системы, органов зрения, слуха;
  2. Провести анализ письменных работ с занятий;
  3. Провести оценку уровня речевого развития дошкольника (умение согласовывать между собой части речи, сформированность знаний и представлений и роде, числе и падеже и тд.);
  4. Обследование строения артикуляционного аппарата, оценить объем речевой и ручной  моторики, определить ведущую рука;
  5. Оценить целостность звукопроизношения, способности ребенка к фонематическому анализу и синтезу, уровень слуховой дифференциации звуков;
  6. Оценить уровень сформированности активного и пассивного словаря.

Коррекционные методы и приемы при

предупреждении дисграфии и дислексии.

Логопеду необходимо устранить дефекты в звукопроизношении, сформировать понимание ребенка о  фонематических процессах, наращивать и активизировать словарный запас, формировать грамматические, предложно-падежные конструкции, формировать устойчивое представление детей о роде, числе предметов, развивать память, внимание, мышление. Данный факт сформированности всех перечисленных знаний, умений и навыков гарантированно предупреждает возникновение дисграфии в младшем школьном возрасте. В дошкольном возрасте рекомендованы следующие игры.

Игра «Повторяй за мной». Взрослый стоит напротив ребенка. Сначала он называет, а затем показывает простые движения: поднимаем правую руку вверх, левую руку вперед, правой рукой потрогать правое ухо, левой рукой погладить живот, правую ногу поставить на пятку. Ребенок повторяет. Перед началом занятия нужно объяснить, где находится право и где лево у него и у ведущего и как правильно повторять движения.

        Игра «Продолжи строчку». Ло-ло-ло – как на улице…Ул-ул-ул – у меня сломался…Ко-ко-ко – пейте дети… Мама Милу мыла мылом, Мила мыло не…о.

Игра «Узнай букву». Ребенок закрывает глаза, а взрослый рисует на его ладошке букву. Нужно узнать ее и назвать.

Игра «Читаем по слогам». Взрослый произносит слова по слогам: КО-РО-ВА, ЗА-ЯЦ, РУ-ПОР, КА-РАН-ДАШ. Ребенок каждый слог обозначает хлопком или сжимает небольшой шарик (всей ладошкой и пальчиками).

Игра «Пары слов с различием в 1 звуке». Взрослый читает, а ребенок повторяет: ветер-вечер, козы-косы, гроза-роза, волк-полк, ложка-ножка, кони-пони.

Игра «Пары слов с мягкими-твердыми звуками и разным смыслом». Ест-есть, угол-уголь, галка-галька.

Игра «Лишнее слово». Услышав лишнее слово, дошкольник должен топнуть ногой: Столб-столб-стол-столб, кошка-кошка-мошка-кошка, роза-роза-роса-роза.

Игра «Цепочки родственных слов». Взрослый читает, а ребенок повторяет: вода-водный-подводный, лес-лесник-лесной, цвет-цветной-разноцветный-бесцветный,  веселье-весело-веселый.

Игра «Произнеси как можно четче». Самолеты взлетают: у-у-у. Машины едут: ж-ж-ж. Лошадки поскакали: цок-цок-цок. Рядом змея ползет: ш-ш-ш. Муха бьется в стекло: з-з-з.

Выучи скороговорку. 

Шел Егор через двор с топором чинить забор.

Вез на горку Саня за собою сани.

Ехал с горки Саня, а на Сане сани.

Игра «Слепи из пластилина букву».

Игра «Что изменилось?» Перед ребенком лежат 4–5 карточек с буквами. Он внимательно смотрит на них, а затем отворачивается. Взрослый меняет положение карточек или прячет одну. Ребенок поворачивается и определяет, что поменялось.

Игра «Пройди лабиринт»

Игра «Клад». Взрослый прячет игрушку в комнате и дает звуковую карту. Например, ты найдешь клад, если станешь спиной к двери, сделаешь 3 шага влево, 2 шага вперед и 1 шаг направо.

Игра «Что здесь спрятано?» Нужно вглядеться в рисунок и назвать все предметы.

 Игра с крупой. Насыпать манку на поднос и написать букву

Игра «Выложи из камушков». Дошкольнику выдаются карточки с буквами и спички, которые нужно выложить сверху букв. На следующем занятии буквы из спичек следует сложить рядом с рисунком. В раннем возрасте вместо карточек с буквами можно использовать карточки с рисунками.

Игра «Дорисуй». Ребенку выдается картинка с половиной рисунка. Аналогично этой половине нужно нарисовать вторую часть.

Игра «Запомни и нарисуй». Дошкольнику показывают карточку с 4–5 геометрическими фигурами. Нужно запомнить их и нарисовать на бумаге в правильном порядке и правильного размера.

Предупредить нарушения дисграфии помогут так же следующие виды деятельности:

  • рисование;
  • лепка объемных фигур из пластилина и теста;
  • аппликации;
  • складывание пазлов;
  • игры с конструктором;
  • игры с мозаикой;
  • подвижные игры, развивающие ловкость и координацию движений.

Таким образом, можно подвести итог, что все игры, методы и приемы по профилактике дисграфии и дислексии логопеды используют практически на постоянной основе в процессе образовательной коррекционной деятельности. Развитие всех компонентов речи способствуют предупреждению дисграфии и дислексии, что в дальнейшем способствует качественному и гармоничному обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Работа по предупреждению дисграфии и дислексии у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи».

Содержание коррекционной работы по развитию фонематического слуха, звукослогового анализа и синтеза, познавательных процессов, мелкой моторики рук, конструктивного мышления, сукцессивных способностей,...

Семинар - Профилактика дисграфии у старших дошкольников и младших школьников с применением игровых методов и приемов

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...

Буклет - Профилактика дисграфии у старших дошкольников и младших школьников с применением игровых методов и приемов

Известно, что дидактические и речевые игры и развлечения помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и р...

Профилактика дисграфии и дислексии у старших дошкольников

Понятие дислексии и дисграфии. Виды дисграфии.Способы коррекции дисграфии....

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БУКЛЕТ "ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Буклет разработан для родителей и педагогов. Включает в себя следующие разделы:1. Развитие артикуляционного аппарата2. Нормализация правильного речевого дыхания3. Развитие просодических компонентов ре...

Презентация на тему: "Направления работы учителя - логопеда по предупреждению дисграфии и дислексии у старших дошкольников".

В презентации освещены некоторые направления работы с детьми в ДОУ по профилактике дисграфии и дислексии....