Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе и особенности развития дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
консультация по логопедии

Голубева Алина Дмитриевна

Фонетико-фонематическую сторону можно назвать отражением культуры речи в целом, соблюдения в речи говорящего норм произношения. Фонетической стороной речи обычно называют произнесение звуков в качестве итога совместной деятельности всех отделов речедвигательной системы. В онтогенезе зарождение и формирование фонетической и фонематической сторон речи осуществляется поэтапно. Слух играет самую важную роль в процессе овладения речью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdat_dokument_microsoft_word.docx15.88 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе и особенности развития дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Фонетико-фонематическую сторону можно назвать отражением культуры речи в целом, соблюдения в речи говорящего норм произношения. Фонетической стороной речи обычно называют произнесение звуков в качестве итога совместной деятельности всех отделов речедвигательной системы. В онтогенезе зарождение и формирование фонетической и фонематической сторон речи осуществляется поэтапно. Слух играет самую важную роль в процессе овладения речью. Во время формирования фонематического слуха у ребенка также развиваются голосовые реакции. В них входят различные звукосочетания, а также слоги. Гуление появляется у ребенка примерно в два-три месяца, а лепет в три-четыре месяца. В этот возрастной период осуществляется первичное формирование фонематического слуха. В это время ребенок внимательно слушает звуки, ищет источник звука, поворачивает голову к тому, кто говорит. Около шести месяцев в лепете возникают уже ясные звуки, однако они пока не являются устойчивыми, поэтому ребенок их проговаривает в коротких звукосочетаниях. Из гласных звуков ребенок хорошо произносит звук [а], из согласных — [п], [б], [м], [к], [т]. К первому году жизни ребенку уже удается четко произносить легкие по артикуляции звуки: из гласных — [а], [у], из согласных — [п], [б], [м], [н], [т], [д], [к], [г]. На этапе второго года жизни ребенок может уже довольно часто произносить звуки [э], [ы], [и], однако в этом случае твердые согласные они произносят как мягкие, например: ть, дь, сь, зь. На данном возрастном этапе в речь ребенка интенсивно входят легкие по структуре слова.

На третьем году жизни у ребенка уже ясно оформляется артикуляция губно-зубных звуков: [ф], [в], [ф'], [в']. Фонематическое восприятие на данном возрастном этапе сформировано уже довольно неплохо: ребенок практически не смешивает слова, похожие по звучанию, и старается сохранить слоговую структуру слова. Во время четвертого года жизни осуществляется последующее закрепление артикуляционной системы, движения мышц сменяются более координированными. Ребенок начинает применять в речи твердые согласные, шипящие звуки, верно произносит слова, имеющие стечение нескольких согласных. На этапе пятого года жизни у ребенка происходит рост подвижности артикуляционного аппарата. Основная масса детей верно произносят шипящие звуки, сонорные — [л], [р], однако некоторые допускают ошибки в произношении свистящих и шипящих звуков, взаимозаменяют их. [7] В конце пятого года жизни ребенок может уже верно произносить все звуки своего языка, а также слов, имеющие различную структуру слога. Благодаря хорошо сформированному на данном этапе фонематическому слуху, ребенок может выявить слоги или слова с определенным звуком из группы иных слов, разделить похожие по звучанию звуки. Произносительная сторона речи ребенка на седьмом году жизни сильно приближена к речи взрослых, учитывая нормы литературного произношения. Таким образом, на момент поступления в школу, у него уже хорошо развито звукопроизношение, неплохо сформированы все стороны речи. Это предоставляет ему возможность легко изучать школьную программу. Дети с ФФНР — это дети с преимущественными нарушениями звукопроизношения: с функциональными и механическими дислалиями, ринолалиями, легкими формами дизартрии. Характерной чертой фонематического недоразвития можно назвать незаконченность процесса формирования звуков, которые характеризуются тонкими артикуляционными или акустическими свойствами. Недоразвитость звуков выражается в следующих качествах: замена звуков на более легкие по артикуляции (происходит замена звонких на глухие, [р'] на звук [л'] и [й], [с] — [ш] или [ф] и т. п.); недоразвитость процесса разделения звуков (вместо нескольких артикуляционно близких звуков ребенок произносит невнятный звук); некоторые звуки дошкольник может отдельно четко произнести, однако в речи не применяет, либо подменяет их. К примеру, ребенок верно произносит простые слова «собака», «шуба», однако в связной речи можно наблюдать смешение звуков [с] и [ш]; характерно также нестойкое применение звуков в речи. Одно и то же слово ребенок в различных ситуациях или при многократном повторении произносит по-разному. [7] Зачастую упомянутые специфические признаки произношения совмещаются с искаженным произнесением звуков, другими словами, ребенок может произносить звук искаженно и в то же время смешивать его с другими звуками или пропускать совсем. Число неверно произносимых звуков может доходить до шестнадцати-двадцати. Наиболее часто недоразвитыми оказываются свистящие и шипящие звуки, звуки [л], [р], [р'], звонкие часто меняются на парные глухие, реже — плохо противопоставлены некоторые пары мягких и твердых звуков; отсутствует непарный мягкий согласный [й]; гласный [ы]. Бывают также и иные нарушения произношения. Ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста является образное мышление. В период старшего дошкольного возраста, решая задачи по аналогии, ребенок осуществляет постепенный переход от внешних проб к пробам, осуществляемым в уме. Умение решать задачи в уме формируется благодаря тому, что образы, использующиеся дошкольником, приобретают обобщенный характер, выражают только те особенности предмета, которые нужны для решения той или другой задачи. Прочная связь между нарушениями речи и другими сторонами психического развития детей объясняет некоторые характерные свойства их мышления. [5] Как считает О. Н. Усанова, в зависимости от состояния невербального интеллекта, детей можно поделить на три группы: 1) дети, развитие невербального интеллекта которых немного отлично от нормы. Однако, такое своеобразие в формировании интеллекта не имеет связи с речевыми нарушениями и абсолютно не зависит от них; 2) дети, развитие невербального интеллекта которых coответствует норме; 3) дети, развитие невербального интеллекта которых находится на крайней границе нормы. [6] Взаимодействие с другими детьми сильно сказывается на формирование индивидуальности ребенка. Спокойствие и удовлетворенность ребенка, а также то, с какой успешностью он осознает нормы отношения с ровесниками, сильно зависит от стиля общения и от положения среди сверстников. При взаимодействии детей довольно быстро формируются отношения, в которых есть место предпочитаемым и отвергаемым детям. К окончанию дошкольного возраста большая часть черт характера ребенка уже полностью сформированы, они развивались в ходе обучения в детском дошкольном учреждении и при взаимодействии с окружающими людьми. Если развившиеся черты характера будут соответствовать новым требованиям жизни ребенка, то он легко пройдет адаптацию в школе и данные черты характера будут в последующем улучшаться и оттачиваться. Однако, если созданные черты не будет соответствовать новым условиям и нормам, то ребенку необходимо будет пройти ломку характера, а это довольно трудный и тяжелый процесс для него, для самооценки ребенка и для его самоидентификации. Игровая деятельность ребенка с речевым нарушением формируется при прямом влиянии направляющего взрослого и обязательного ежедневного руководства ею. В первое время игровые действия проходят в условиях сильно ограниченного речевого общения, что влечет за собой сокращение количества игр, а также их сюжетную ограниченность. Большую часть знаний и эмоций дети приобретают в ходе целенаправленной игровой деятельности. Итак, дефект произношения звуков при ФФНР взаимосвязан с несформированностью у детей фонематического восприятия, что, как следствие, делает сложным усвоение верного звукопроизношения, развитие способностей к звуковому анализу и синтезу, овладение грамотой. У детей с ФФНР отмечаются особенности мышления, игровой деятельности и особенности взаимодействия с другими детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ФОНЕТИКО – ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

1.  с  помощью  занимательного  игрового  материала  сделать  процесс  обучения  занимательным, весёлым, высокоэффективным;2. развивать  речевой...

буклет на тему:"Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе"

Этапы формирования фонетико-фонематических процессов у детей с двух месяцев до семи лет...

буклет на тему:"Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе"

Этапы формирования фонетико-фонематических процессов у детей с двух месяцев до семи лет...

Развитие фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Развитие фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речиХарактеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Известно, что самым рас...

Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе

Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе...

КООД по развитию фонетико - фонематической стороны речи у детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи .

Образовательная область: речевое развитие.Тема: «Звуки Н – Нь. Буква Н»Цель:  развитие фонетико-фонематической стороны речи детей 5-6 летЗадачи:Коррекционно-образовательные: поз...