Как пополнять словарь детей 6-7 лет в домашних условиях
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Как пополнять словарь детей 6-7 лет в домашних условиях
6-летний возраст – это очень ответственный период в жизни родителей, потому что остается всего один год и ребенок пойдет в школу. Каждая мама хочет, чтобы к этому непростому и ответственному периоду жизни ребенок был правильно сформирован и подготовлен не хуже его сверстников. При этом многие родители не задумываются, как важно развивать саму речь и насколько важен богатый словарный запас. В этом можно убедиться, если попросить ребенка что-нибудь рассказать, поделиться впечатлениями об услышанном или увиденным. В итоге можно заметить, что его речь невнятна, изобилует словами-паразитами и он с трудом подбирает нужные слова.
Словарный запас у детей складывается к 6-7 годам. В основном он обогащается через семью, общение с родителями, близкими родственниками. В норме активный словарный запас у ребенка 6-7 лет должен составлять от 3500 до 7000 слов. В дальнейшем он будет пополняться новыми словами в ходе учебного процесса (прочитанные литературные произведения, словесные игры, услышанное на экскурсиях и т.д.).
Формирование словарного запаса у детей
Когда ребенок зачисляется в первый класс, в большинстве школ проводится тестирование, необходимое для оценки речевого развития. При этом статистика часто оказывается неутешительной (в Москве до 80% старших дошкольников имеют признаки недоразвития речи).
В возрасте 5-7 лет ребенок должен не только знать, как можно больше слов, но и знать их значение, уметь разделять и понимать:
- части тела;
- оттенки и цвета;
- временные понятия (секунда, минута, месяц, год), дни недели, месяца, времена года (зима, лето и т.д.);
- бытовые предметы;
- природные явления;
- ориентацию в пространстве (лево, право, низ, верх);
- виды спорта, профессии;
- виды транспортных средств;
- числительные (желательно в пределах стони);
- фрукты, растения, домашние животные, овощи и т.д.
Если ребенок знает и произносит не так много слов, то нужно знать, как пополнять словарный запас, чтобы он был полностью готов к обучению в общеобразовательном учреждении.
Словесные игры
Многие словесные игры достаточно просты и занимают не более 10-15 минут, поэтому каждый родитель сможет найти время для занятий со своим ребенком. Есть несколько игр на расширение и активизацию словаря:
Игра «Лови да бросай – цвета называй»
Взрослый бросает мяч ребенку, называя прилагательное, которое обозначает цвет. Ребенок должен поймать мяч и вернуть его, назвав при этом существительное, которое подходит к сказанному прилагательному.
Примеры:
зеленый – лук, огурец, лес;
красный – флаг, помидор, огонь;
синий – море, чернила.
Игра «Съедобное – несъедобное»
Взрослый называет любое слово и кидает малышу мяч. Если сказанное слово обозначает предмет, который можно съесть, то ребенок ловит мяч, а если несъедобное, то отбрасывает.
Игра «Скажи наоборот»
Взрослый называет слово, а задача ребенка назвать другое слово, противоположное по значению.
Примеры:
день – ночь;
сильный – слабый;
горячо – холодно;
мягкий – твердый;
стоит – бежит;
война – мир.
Игра «Кто где живет?»
Взрослый бросает мяч ребенку и называет какое-нибудь животное. Задача ребенка – при возвращении мяча назвать место, где это животное живет.
Примеры:
дятел – на дереве;
собака – в будке (конуре);
синица – в гнезде;
лиса – в норе.
Игра «Кто подберет больше слов»
Игру лучше проводить в группе. Взрослый предлагает назвать как можно больше слов при ответе на вопрос. Можно использовать визуальные изображения.
Примеры:
Что можно завязать? (шнурки, шарф, платок и т.д.).
Что можно надеть? (рубашку, куртку, пальто, кофту).
Что можно связать? (носки, кофту, свитер, шапку, шарф и т.д.).
Игра «Большой – маленький»
Взрослый называет слово и бросает мяч малышу. Он должен поймать мяч и вернуть его, произнося при этом слово, которое составляет пару услышанному слову:
Примеры:
стул – стульчик;
рука – ручка;
нога – ножка;
диван – диванчик и т.д.
Игра «Угадай профессию»
Взрослый задает наводящий вопрос, а ребенок должен ответить, кем именно работает описываемый человек.
Примеры:
Кем работает тот, что продает нам продукты? (Ответ: продавец).
Человек, который возит людей на автобусе, работает…. (Ответ: шофером, водителем).
Человек, который строит дома, это …. (Ответ: строитель).
Игра «Угадай предмет»
Взрослый произносит несколько слов, которые в совокупности обозначают другое слово. Задача ребенка – угадать, что именно имеет в виду педагог (родитель).
Примеры:
Колеса, руль, двери, фары, капот (машина).
Ноги, пятачок, уши (свинья).
Кора, листья, сучья, ветки (дерево).
Игра «Подбери слово»
Эту игру можно проводить с мячом, одновременно развивая реакцию малыша. Взрослый называет слово и кидает мяч, а ребенок должен вернуть его и сказать слово, которое подходит по значению:
Примеры:
Свежий – воздух, хлеб.
Старая – скатерть, мебель, бабушка.
Свежая – зелень, новость, газета, булка.
Советы родителям
Чтобы словарный запас у детей формировался правильно, очень важна роль родителей, ведь именно от того, какие слова они произносят, как разговаривают между собой, зависит развитие речи у ребенка.
Обогащение словаря возможно с помощью вышеуказанных упражнений, которые нужно проводить регулярно. Помните о том, что лучше заниматься по 10 минут, но каждый день, чем по 30-60 минут, но 1 раз в 3-5 дней.
Есть и другие рекомендации для родителей:
- Больше общайтесь. При этом следите за своей речью, старайтесь использовать побольше метафор, прилагательных и синонимов слов. Не бойтесь использовать в разговоре с ребенком слова, которые он не понимает – он обязательно переспросит, что это значит, а вы в простой и доступной форме должны ему объяснить. Именно так он знакомится и запоминает новые слова.
- Читайте с ребенком. При этом делайте это с выражением, интонационно выделяя запятые. Спрашивайте малыша, понимает ли он смысл услышанного, и если какие-то слова ему непонятны, то их нужно объяснить.
- Побольше обсуждайте с ребенком картинки и изображения в книгах, которые вы читаете. Можно попросить составить краткий рассказ по какой-нибудь картинке.
- Постепенно приучайте малыша учить стихотворения. Можно начать с самых простых, и они обязательно должны вызывать у него интерес.
Занимаясь со своим ребенком, вы не только обогащаете его словарный запас, расширяете его представления об окружающем мире, но и формируете более доверительные отношения друг с другом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Подготовка и развитие артикуляционного аппарата у детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»
Консультация для родителей...

предметно-развивающая среда для детей с нарушением слуха в домашних условиях
Организация предметно-развивающей среды для детей с нарушение слуха в домашних условиях...

Развлечение для детей первой младшей группы детского сада «Мои любимые сказки» Выполнила и провела Новоселова Л.В. Цель: Стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказок, пополнять словарь детей, обогащать и уточнять значения слов – названий животных;
Развлечение для детей первой младшей группы детского сада «Мои любимые сказки»Выполнила и провела Новоселова Л.В.Цель: Стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказок, пополнять сл...

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста непринужденно в домашних условиях»
Помощь родителям , как можно развивать речь, интелект детей раннего возраста в домашних условиях ....

Мастер-класс "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях"
Данный материал помогает родителям создавать условия для сенсорного развития детей 2-3 лет в домашних условиях....

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях».
Описание в файле...
Презентация «Развитие мелкой моторики и сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»
Презентация была подготовлена в рамках мастер класса для родителей «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях», который помог им, с минимальным...