Советы от учителя-логопеда родителям будущих первоклассников
консультация по логопедии

     Поступление в школу – это новый этап в жизни вашего ребенка. От уровня речевого развития во многом зависит готовность ребёнка к школьному обучению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_logopeda.docx140.19 КБ

Предварительный просмотр:

Советы от учителя-логопеда родителям будущих первоклассников

     Поступление в школу – это новый этап в жизни вашего ребенка. От уровня речевого развития во многом зависит готовность ребёнка к школьному обучению. Хорошо развития устная речь – важнейшее условие для успешного обучения в школе. Чем лучше развита устная речь, тем легче ребёнку будет

овладеть чтением и письмом. Если речь школьника развита недостаточно, или имеются нарушения в речевом развитии, могут проявиться проблемы в обучении ребёнка письму и чтению. Появляются специфические ошибки в письменной речи и при чтении, не связанные с применением орфографических правил, такие ошибки носят стойкий характер, и их возникновение не связано с нарушениями интеллектуального развития ребёнка или с нерегулярностью его школьного обучения. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии и исправить их до начала обучения.  

Что же подразумевают под понятием «Речевая готовность к школьному обучению». Существуют критерии готовности к школьному обучению:  

Правильное произношение всех звуков.

 В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь отчётливо произносить все звуки родного языка, не пропускать, не искажать, не заменять их в свободной речи.  

Достаточная   сформированность    фонематических          процессов. 

Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу.

Очень важно, чтобы ребёнок умел:

  • различать звуки речи на слух;
  • выделять звук на фоне слова;
  • слышать и выделять первый и последний звук в слове;
  • определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
  • определять количество и последовательность звуков в слове, место
  • звука в слове по отношению к другим;
  • называть слова с заданным звуком;
  • уметь составлять слова из звуков;

Достаточная сформированность слоговой структуры слова.

Ребенку доступны слова сложной слоговой структуры (водопровод, аквариум, аквалангист, экскаватор). Он произносит их в нормальном темпе, не переставляет, не пропускает, не добавляет звуки и слоги.

Достаточный словарный запас.

 К 7 годам у ребёнка достаточно большой словарный запас, около 2000 слов.

Не нужно подсчитывать количество слов, произносимых ребёнком. Вы можете оценить словарный запас по лексическим темам: «Времена года», «Транспорт», «Мебель», «Профессии», «Дикие и домашние животные» и др. Важно, чтобы ребенок не только мог ответить на вопрос: «Какие

овощи (фрукты, виды транспорта…) ты знаешь?», но и мог рассказать об этом предмете, описать его внешний вид, назначение. Важно, чтобы при общении ребёнок использовал все части речи, понимал и употреблял антонимы и синонимы, понимал переносное значение слов, знал многозначные слова, пользовался разными способами словообразования (употреблял слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывал прилагательные от существительных).

Сформированность грамматического строя речи.

Ребенку нужно научиться правильно строить простые предложения, понимать связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами, пользоваться разными способами словоизменения (изменять существительные по числам, падежам, понимать и употреблять предложно-падежные конструкции, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).

Сформированность связной речи. 

Важно, чтобы ребёнок к 7 годам научился:

  • пересказывать небольшие по объёму тексты (рассказы, сказки);
  • составлять рассказ по сюжетной картине, по серии картинок, по представлению;

Важно обратить внимание:

  • на понимание ребёнком прочитанного текста. Ребёнок может ответить на вопросы по тексту;
  • на полноту, последовательность и точность пересказа, рассказа;
  • на умение правильно строить предложения, использование сложных предложений.

Развитие коммуникативных функций.

 Полноценному развитию коммуникативных функций ребёнка способствует постоянное общение с детьми, взрослыми.

Ребёнок должен быть достаточно активен в общении:

уметь слушать и понимать речь; строить общение с учётом

ситуации; ясно и последовательно выражать свои мысли; пользоваться формами речевого этикета.

Но самое главное – наличие у будущего первоклассника желания учиться!

Уважаемые родители!

Если ваш ребенок имеет трудности в речевом развитии, не стоит надеяться на то, что оно «всё само пройдёт». Необходимо обратиться к специалисту. Важно вовремя выявить нарушения в речевом развитии и скорректировать их!

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для родителей: Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников.

Данные рекомендации для родителей помогут будущим первоклассникам в успешном овладении основами русского языка....

Буклет "Копилка советов от учителя - логопеда для родителей".

Данный буклет будет полезен моим коллегам логопедам дошкольных образовательных учреждений. В буклете отражены такие важные вопросы как "Зачем ребенку нужен логопед?", "Возрастные особен...

Выступление учителя-логопеда перед родителями будущих первоклассников

Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму. Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние э...

Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников.

Материал полезен для    родителей будущих первоклассников....

Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников.

Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников....

КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ – ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ»

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.В случае если речь школ...

Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников

Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников.Перечислены требования к речевому и общему развитию будущих первоклассников, которые лежат в основе успешного овладения русским язык...