Консультация учителя-логопеда для родителей и воспитателей «Развитие ручной моторики и тонкой моторики пальцев рук для успешного развития речи»
консультация по логопедии (средняя группа)

Чеха Юлия Алексеевна

Последовательность формирования графических умений.

В соответствии с данной системой свою практическую деятельности по развитию ручной моторики у детей дошкольного возраста осуществляю в нескольких направлениях:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons._dlya_razv.palchikov.docx83.26 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация учителя-логопеда для родителей

и воспитателей

«Развитие ручной моторики и тонкой моторики пальцев рук для успешного развития речи»

Программа для умственно отсталых дошкольников

Развитие ручной моторики и тонкой моторики пальцев рук имеет выраженную коррекционно-развивающую направленность. Развитие ручной моторики тесно связано с речевым, психологическим и личностным развитием ребенка. Под влиянием интенсивной коррекционной работы активно развиваются высшие психические функции, активизируется межполушарное и межанализаторное взаимодействие.


Общеизвестно, что развитие ручной моторики зависит как от физической зрелости коры головного мозга, так и от условий воспитания, которые либо стимулируют ее развитие, либо задерживают. При этом, моторно умелый ребенок имеет возможность продемонстрировать свою состоятельность, что повышает его самооценку и в конечном итоге гармонизирует личностное развитие.

Таким образом, развитие ручной моторики у дошкольников влияет на их интеллектуальное, эмоциональное, а тек же речевое развитие. Последнее является особо важным для практикующих логопедов.

Программы для умственно отсталых дошкольников

Ценность данной системы заключается еще и в том, что учитель-логопед, обследовав состояние ручной моторики вновь прибывшего ребенка (по выделенным авторами умениям), может определить уровень развития данного процесса и легко наметить программу дальнейшего развития моторных и графических навыков, устанавливая индивидуальный темп прохождения этапов системы.

В соответствии с данной системой свою практическую деятельности по развитию ручной моторики у детей дошкольного возраста осуществляю в нескольких направлениях:

1. Формирование движений кистей и пальцев рук по подражанию с использованием стихотворных текстов (пальчиковые игры, пальчиковый театр).

2. Формирование специальных моторных умений, в соответствии с принципом «От простого к сложному» и ориентируясь на последовательность появления тех или иных моторных умений в онтогенезе нормально развивающегося ребенка (принцип «Генетического хода развития Л. В. Выготского»).

3. Формирование графических умений, начиная с первого года обучения, что является подготовкой руки к обучению письму. В этой работе мы так же руководствуемся принципами «Генетического хода развития» и принципом «От простого к сложному».

При формировании подвижности кистей и пальцев рук, мы считаем более рациональным специальный подбор речевого материала для пальчиковых игр в соответствии с изучаемыми лексическими темами по разделу «Ознакомление с окружающим». Это является дополнительным приемом обогащения и коррекции лексико-грамматического строя речи, а так же придает работе сюжетность, является игровым, занимательным приемом, не отвлекающим детей от работы. Кроме того, развитием ручной моторики мы предлагаем заниматься и при драматизации сказок. При этом, дети не изображают героев сказок, и не используют кукольный театр, а выполняют их из пальчиков, заменяя каждого героя пальчиковой позой.

Специальные моторные умения формируются в следующей последовательности:

- захватывание сыпучих материалов, мелких предметов щепотью;

- захватывание сыпучих материалов, мелких предметов обеими ладонями;

- размашистые движения кистей рук на плоскости слева направо и сверху вниз;

- нанизывание крупных бусин из разного материала на шнурок;

- захватывание сыпучих материалов указательным типом хватания;

- выкладывание дорожек, затем простых предметов из бусинок и мозаики, используя захват предметов щепотью;

- застегивание – расстегивание различных видов застежек;

- размазывание пальцем пластилина по дощечке, затем выкладывание гороха по контуру простого предмета, нанесенного на пластилин;

- шнуровка сверху вниз, затем слева направо без перекрещивания шнурка (начиная с 2-х дырочек, с постепенным увеличением их количества);

- шнуровка с перекрещиванием шнурка;

- плетение из полосок бумаги.

Программа для умственно отсталых дошкольников

Последовательность формирования графических умений:

- прямые линии краской по большому листу бумаги;

- прямые линии пальцем, затем карандашом по дорожке на листе бумаги от начала до конца (ширина дорожки от 2,5 – 2 см. до 1,5 – 0,5 см.);

- прямые линии по пунктиру, затем самостоятельно до определенной точки сверху вниз, слева направо;

- линии карандашом по наклонной линии – образцу;

- непрерывные линии между двумя волнистыми, затем ломаными полосками;

- обводка по контуру простых предметов;

- волнистые линии по пунктиру;

- штриховка в одном направлении – сверху вниз;

- раскрашивание контурных сюжетных рисунков цветными карандашами;

- проведение линии по «сложной» дорожке;

- копирование образца (рисование такого же рисунка рядом по точкам);

- внешние и внутренние трафареты закрашивание полученных изображений;

- штриховка прямыми линиями в разных направлениях;

- дорисовывание половины предмета до целого предметного изображения;

- знакомство с тетрадью в крупную клетку: учить обводить клетки, пропускать определенное количество клеток; рисование вертикальных и горизонтальных линий в две клетки, чередование их; изображение орнамента, соблюдая строчку, чередование элементов орнамента;

- простые лабиринты.

Работа по данным направлениям ведется параллельно, начиная с первого года обучения. Знакомство с новым речевым материалом, моторными и графическими умениями осуществляется на специальных занятиях учителя – логопеда, учителя – дефектолога, а затем используется воспитателями в своих видах деятельности (лепке, рисовании, аппликации, конструировании), а так же дается в качестве домашних заданий на выходные для совместной деятельности с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста»

Развитие мелкой моторики кисти руки является важнейшей задачей воспитания детей младшего и среднего дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики с использованием различных технологий как фактор успешного развития дошкольника"

Система работы по достижению положительной динамики в развитии мелкой моторики рук дошкольников через использование различных форм, методов и приёмов....

Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики с использованием различных технологий как фактор успешного развития дошкольников"

Для развития мелкой моторики дошкольников необходимо использовать систему специальных упражнений и заданий, которые проводятся во время индивидуальных и подгрупповых занятий....

Консультация для воспитателей: «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста».

Развитие мелкой моторики кисти руки является важнейшей задачей воспитания детей младшего дошкольного возраста. Тренировка движений пальцев и всей кисти руки является одним из факторов, стимулирующих р...

Консультация для воспитателей: «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста».

Развитие мелкой моторики кисти руки является важнейшей задачей воспитания детей младшего дошкольного возраста. Тренировка движений пальцев и всей кисти руки является одним из факторов, стимулирующих р...