Артикуляционная гимнастика с движениями кистей рук
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Иванова Елена Сергеевна

Артикуляционная гимнастика с движениями кистей рук - нейроупражнения в работе логопеда для детей с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyrouprazhneniya_i_artikulyatsionnaya_gimnastika.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Нейропсихологические игры и упражнения в коррекции речевых нарушений дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Дети с дизартрией испытывают трудности в выполнении артикуляционных и мимических проб, трудности вызывают манипуляции с мелкими предметами (застёгивание пуговиц и завязывание шнурков). При первичном обследовании речевых и неречевых навыков у детей с ТНР можно отметить низкие показатели и проследить их тесную взаимосвязь.

Значительно расширить спектр решаемых в ходе логопедического занятия коррекционных задач можно за счёт сочетания традиционных упражнений артикуляционной гимнастики с движениями кистей рук. Известно, что движение тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, оказывают чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, а также развивают координацию движений и мелкую моторику.

Артикуляционная гимнастика совместно с движениями пальцев рук актуальна, она играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушениями речи. Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму, являясь мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Примеры упражнений, направленные на развитие артикуляционного аппарата и координации движений

«Индюк». Стоя, рот широко раскрыт, прямые руки подняты перед собой. Положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, поглаживая её. Темп движений постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл» (так «болбочет» индюк). Одновременно с движением языка двигаются вперёд-назад мягкие, расслабленные кисти рук (локти не сгибать). Упражнение выполняется в течение 5-10 секунд.

«Улыбка-трубочка». Стоя, руки согнуты в локтях и выставлены перед грудью ладонями вперёд, губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы, одновременно развести руки в стороны и произнести длительно, протяжно звук [и]. Длительно и протяжно произносим звук [у], вытягивая губы вперёд «трубочкой», при этом ладони соединяются перед грудью, локти разводятся в стороны. Выполняется 5 раз.

«На лошадке поскачу». Стоя, прямые руки вытянуты вперёд перед грудью. Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»). Одновременно сжимать и разжимать кулаки обеих рук (или поочерёдно, то правой, то левой рукой). Выполняется 5-10 раз.

«Толстый и худой хомячок». Стоя, ноги вместе, руки опущены вдоль тела. Прямые руки вытянуть в стороны, пальцы при этом разведены с силой, ноги раздвинуть прыжком на ширину плеч, щёки надуть (3-5 секунд). Вернуться в исходное положение. Выполняется 5 раз.

«Непослушный язычок». Стоя, прямые руки подняты над головой, губы при этом растянуты в улыбке. Пошлёпывание губами широкого кончика языка, при этом пальцы с силой сжимаются в кулак и разжимаются. Выполняется в течение 10 секунд.

Артикуляционная гимнастика

с движениями кистей рук

«Толстяк». Кисти рук держать ладонями вниз. Щёки одновременно надуть, кисти рук сжать в кулаки. Щёки сдуть, руки вернуть в исходное положение.

«Худышка». Руки опущены вниз. Щёки втянуть в ротовую полость, ладони соединить на уровне груди. Вернуться в исходное положение.

«Полощем рот». Кисти рук ладонями вниз. Надуваем правую щёку, пальца правой руки сжимаем в кулак. Воздух перегоняем в левую щёку, пальца правой руки разжимаем, а левой сжимаем в кулак.

«Трубочка-улыбка». Кисти рук ладонями вниз. Губы вытягиваем вперёд, пальцы собираем в щепоть. Губы растягивая в улыбке, пальцы врозь.

«Маятник». Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше. Кисти рук ладонями вниз, параллельно полу. Производить языком плавные движения от одного уголка рта к другому. Движения кистей рук синхронны движению языка (влево- вправо). Проделать упражнение 10-15 раз.

«Змейка». Открыть рот и производить «узким» языком движения вперёд-назад («жало змейки»). При этом кисти рук сжимать в кулак и разжимать.

«Качели».Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить «широкий» язык за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5 секунд. Кисти рук ладонями вниз. Потом поднять «широкий» язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Синхронно выполняются движения ладонями вверх и вниз.

Нейрологопедические игры

Эти игры универсальны: с одной стороны, они могу использоваться для решения речевых проблем воспитанников; с другой стороны, помогают в преодолении сопутствующих нарушений у детей и таким образ способствуют:

  • развитию моторной сферы (статическая организация движений, динамический праксис);
  • развитию слухомоторной координации; межполушарному взаимодействию;
  • развитию стереогноза;
  • развитию слухового восприятия, внимания, памяти; координации речи с движением и др.

Эти игры многоцелевые, но наполненные необходимым речевым материалом, в зависимости от решаемых логопедом задач, условно можно разделить на несколько групп.

  • Игры на развитие моторной сферы ребенка и координацию речи с движением («Мы кузнечики», «Совушка», «Палочка-выручалочка»).

Игры на развитие кистевого праксиса с одновременным проговариванием рифмованного текста, координацию речи и движения («Сорока-белобока», «Ладушки-ладошки»).

Игры и упражнения с использованием нейродорожек и нейролабиринтов. Допускаются различные варианты игр: напечатанные или выложенные педагогом из текстурных материалов на столе, либо на полу («Волшебные ладошки», «Нейроладошки», «Следопыт», «Обведи-ка» и др.).

Кинезиологические игры («Ухо-нос», «Лезгинка», «Замок»).

  • Игры на развитие тактильного восприятия (стереогноза):

«Волшебный мешочек», «Сенсорный куб», «Почтовый ящик», «Волшебный

сундучок», различные виды сухих бассейнов, и пр.

Игры на развитие зрительного восприятия, внимания, памяти: «Угадай предмет по описанию», «Узнай предмет по контуру», «Трафареты», «Зоркий глаз», «Лото», «Домино», «Что изменилось?», «Парочки», «Нажимай – запоминай», «Повторяй-ка» и др.

  • Игры на развитие слухового восприятия, внимания, памяти:

«Повтори ритм по образцу», «Угадай мелодию», «Что звучит?», «Чей голосок?», «Где звенит колокольчик?», «Длинный – короткий (звук)», «Высокий – низкий (звук)», различные шумовые коробочки.

  • Игры на развитие мышления: «Кручу-верчу», «Доббль», «Круги

Луллия», «Аналогии», «Четвертый лишний», игры-классификации и пр.

Представленные игры и упражнения многофункциональны и могут использоваться и на этапе диагностики, и на этапе коррекционной работы с детьми.

Нейрологопедические игры помогают ребёнку контролировать свою двигательную активность, развивать внимание и просто необходимы детям с моторной неловкостью, неустойчивым настроением, детям которые жалуются на то, что всё время «устают»; со сниженной работоспособностью , двигательной заторможенностью; детям у которых есть трудности в формировании пространственных представлений; сложности с овладением письма и чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека артикуляционной гимнастики с движением рук.

Картотека артикуляционной гимнастики с движением рук....

Игры, развивающие движения кисти - "Пальчиковая гимнастика".

Выполняя различные пальчиковые упражнения, малыш овладевает двигательными умениями и навыками, у него развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, язык...

Биоэнергопластика -артикуляционная гимнастика с движениями кистей рук

Биоэнергопластика - это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук.В логопедической группе №1 учитель -логопед Кискина Г.Ю. примененяет на своих занятиях т...

Игры, развивающие движения кисти – «Пальчиковая гимнастика»

Пальчиковую гимнастику для детей 3 - 4 лет в детском саду необходимо выполнять ежедневно. Длительность занятий составляет около 5 минут. Следите, чтобы ребенок не отвлекались на другие действия,...

Игры, развивающие движения кисти "Пальчиковая гимнастика"

1 Комплекс «Весёлые ладошки»1. Ладошки лежат на столе, пальцы вместе, энергичными скользящими движениями широко развести пальцы, соединить (5 раз).2. «Ладошка – кулачок ...

Артикуляционная гимнастика с движением рук

Артикуляционная гимнастика с движением рук...