Консультация для педагогов "Инновации в артикуляции"
консультация по логопедии (старшая группа)

Ирина Александровна Воронова

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

 Цель артикуляционной гимнастики: выработка  полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Т. е. цель артикуляционной гимнастики  заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад. Кроме этого, целью  артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений. При отборе упражнений для  артикуляционной гимнастики, необходимо учитывать характер дефекта, нормальную артикуляцию звука. В процессе артикуляторной гимнастики отрабатываются все основные компоненты правильной артикуляции звука, каждый элемент тормозит неправильные движения, которые дифференцируются с нужными, правильными движениями.

 

 

Требования к проведению артикуляционной гимнастики

*                   Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размешать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо педагога должно быть, хорошо освещено. Каждое упражнение необходимо повторять 2-3 раза.

*                   Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

*                   Педагог рассказывает о  предстоящем  упражнении,  используя игровые приемы.

*                   Показывает выполнение упражнения.

*                   Дает инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.

 

 

Виды артикуляционных упражнений:

- Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд.

 

 

Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и  переключаемость

 

Нетрадиционные формы  артикуляционной гимнастики

• Нетрадиционные упражнения с бусиной, драже и ложкой для совершенствования артикуляционной моторики

• «Биоэнергопластика»;

• «Театр пальчиков и Язычка» (или сопряженная гимнастика);

• Встречи с героями «Весёлых полянок» ;

• Использование дидактической куклы Кваки;

• Артикуляционный комплекс с трафаретами «Весёлых Язычков»;

• Адаптированные сказки с движениями (мультимедийная презентация);

• Сочинение историй из жизни Язычка с использованием картинок-образов «Звукознайкин и все-все-все» ;

• Выполнение артикуляционных упражнений с  применением  «волшебных  палочек — помогалочек»;

 

 

Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики

В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям я предлагаю нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

Упражнения с шариком:         Упражнение с ложкой         Упражнения для языка с водой

Биоэнергопластика .

Включает в себя три базовых понятия:

био — человек как биологический объект;

энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий;

пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Целью является развитие и совершенствование артикуляционной и пальчиковой моторики

*         Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными.

*         Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу.

«Театр пальчиков и Язычка» (или сопряженная гимнастика);

Это позволяет синхронизировать работу полушарий головного мозга, дает возможность задействовать те участки коры больших полушарий, которые раньше не участвовали в обучении, что способствует улучшению внимания, памяти, мышления ребенка, а, следовательно, компенсаторных возможностей мозга.

Встречи с героями «Весёлых полянок» встречи с героями Веселых полянок (комплексы упражнений для развития движений органов артикуляционного аппарата, сопровождаемые стихами, рассказами)

Использование дидактической куклы Кваки

Артикуляционный комплекс с трафаретами «Весёлых Язычков»;

Сказка о язычке

Рано утром проснулся Язычок от пения птиц. От удовольствия он улыбнулся (Улыбка) и решил сыграть на дудочке (Хоботок). Чтобы насладиться пением птиц Язычок широко распахнул окошко (Открыть рот и удерживать до 5-ти). В окошко заглянул теплый лучик солнца и Язычку захотелось позагорать (Лопаточка). Долго на солнце лежать нельзя, нужно поворачиваться с боку на бок (Часики). Язычок услышал звон. Это на полянку у его домика прилетели стрекозы (Дети бегают, взмахивая кистями рук, руки в стороны, произносят з-з-з). Вдруг откуда не возьмись налетел ветерок («Пружинка» и одновременно круговые движения прямыми руками снизу в разные стороны и произнесение в-в-в) и разогнал всех стрекоз.

Издали донеслось цоканье копыт (Дети стучат ножкой и произносят: цок-цок). В гости к язычку прискакала лошадь и язычок поехал на ней кататься (Дети бегут приставным шагом и щелкают языком – «Лошадка»). Устал язычок после конной прогулки, решил отдохнуть. Лег в кроватку и успокоился (Сидя, руки опущены, плечи расслаблены, ноги вытянуты, пя – пя – пя).

Сочинение историй из жизни Язычка с использованием картинок-образов «Звукознайкин и все-все-все»

Выполнение артикуляционных упражнений с  применением  «волшебных  палочек — помогалочек»

 

Таким образом, артикуляционные  упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsii_v_artikulyatsii.pptx2.32 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инновации в артикуляции

Слайд 2

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Т. е. цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад. Кроме этого, целью артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики, необходимо учитывать характер дефекта, нормальную артикуляцию звука. В процессе артикуляторной гимнастики отрабатываются все основные компоненты правильной артикуляции звука, каждый элемент тормозит неправильные движения, которые дифференцируются с нужными, правильными движениями.

Слайд 3

Требования к проведению артикуляционной гимнастики * Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размешать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо педагога должно быть, хорошо освещено. Каждое упражнение необходимо повторять 2-3 раза. * Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. * Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. * Показывает выполнение упражнения. * Дает инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.

Слайд 4

Виды артикуляционных упражнений: - Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд.

Слайд 5

Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость.

Слайд 6

Нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики • Нетрадиционные упражнения с бусиной, драже и ложкой для совершенствования артикуляционной моторики • «Биоэнергопластика»; • «Театр пальчиков и Язычка» (или сопряженная гимнастика); • Встречи с героями «Весёлых полянок» ; • Использование дидактической куклы Кваки; • Артикуляционный комплекс с трафаретами «Весёлых Язычков»; • Адаптированные сказки с движениями (мультимедийная презентация); • Сочинение историй из жизни Язычка с использованием картинок-образов « Звукознайкин и все-все-все» ; • Выполнение артикуляционных упражнений с применением «волшебных палочек — помогалочек »;

Слайд 7

Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям я предлагаю нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей. Упражнения с шариком: Упражнение с ложкой Упражнения для языка с водой

Слайд 8

Биоэнергопластика . Включает в себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект; энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. Целью является развитие и совершенствование артикуляционной и пальчиковой моторики * Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными. * Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу.

Слайд 10

«Театр пальчиков и Язычка» (или сопряженная гимнастика); Это позволяет синхронизировать работу полушарий головного мозга, дает возможность задействовать те участки коры больших полушарий, которые раньше не участвовали в обучении, что способствует улучшению внимания, памяти, мышления ребенка, а, следовательно, компенсаторных возможностей мозга. «Капуста» Текст произносит взрослый Движения или статичная поза Рук Губ и языка Мы капусту рубим, рубим, Прямые ладони ставим на ребро и стучим по столу Язычок стучит по верхним зубам- «д-д-д» Мы капусту трём, трём, Трём кулаки друг о друга Щёлкать язычком «Лошадки» Мы капусту солим, солим, Пальцами сложенными в щепотку «солим» по кругу Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык Мы капусту жмём, жмём С силой сжимать и разжимать кулачки рук Зубы сжаты, губы растянуты в улыбке А потом мы капусту в рот кладём- Ам! Поочерёдно подносим ко рту пальцы правой и левой руки Имитируем процесс жевания с закрытым ртом.

Слайд 11

Встречи с героями «Весёлых полянок» встречи с героями Веселых полянок (комплексы упражнений для развития движений органов артикуляционного аппарата, сопровождаемые стихами, рассказами)

Слайд 12

Использование дидактической куклы Кваки.

Слайд 13

Артикуляционный комплекс с трафаретами «Весёлых Язычков»;

Слайд 14

Адаптированные сказки с движениями (мультимедийная презентация); Сказка о язычке Рано утром проснулся Язычок от пения птиц. От удовольствия он улыбнулся (Улыбка) и решил сыграть на дудочке (Хоботок). Чтобы насладиться пением птиц Язычок широко распахнул окошко (Открыть рот и удерживать до 5-ти). В окошко заглянул теплый лучик солнца и Язычку захотелось позагорать (Лопаточка). Долго на солнце лежать нельзя, нужно поворачиваться с боку на бок (Часики). Язычок услышал звон. Это на полянку у его домика прилетели стрекозы (Дети бегают, взмахивая кистями рук, руки в стороны, произносят з-з-з). Вдруг откуда не возьмись налетел ветерок («Пружинка» и одновременно круговые движения прямыми руками снизу в разные стороны и произнесение в-в-в) и разогнал всех стрекоз. Издали донеслось цоканье копыт (Дети стучат ножкой и произносят: цок-цок). В гости к язычку прискакала лошадь и язычок поехал на ней кататься (Дети бегут приставным шагом и щелкают языком – «Лошадка»). Устал язычок после конной прогулки, решил отдохнуть. Лег в кроватку и успокоился (Сидя, руки опущены, плечи расслаблены, ноги вытянуты, пя – пя – пя ).

Слайд 15

Сочинение историй из жизни Язычка с использованием картинок-образов « Звукознайкин и все-все-все»

Слайд 16

Выполнение артикуляционных упражнений с применением «волшебных палочек — помогалочек »;

Слайд 17

Таким образом, артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАССАЖ ЛИЦА И ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ

МАССАЖ ЛИЦА И ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ...

Консультация для родителей "Игры и упражнения на развитие речевого дыхания и артикуляции у детей 2-3 лет".

Консультация для родителей "Игры и упражнения на развитие речевого дыхания и артикуляции у детей 2-3 лет". В консультации даны рекомендации и практический материал для родителей детей м...

Консультация для воспитателей на тему: "Модели артикуляции звуков в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда"

В своей работе по исправлению нарушей звукопроизношения очень часто использую модели артикуляции звуков. Они очень легко усваиваются детьми, что дает положительный результат в моей коррекционной работ...

Консультация для родителей и педагогов "Игры для развития правильной артикуляции и дыхания"

В консультации представлены игры для развития правильной артикуляции и дыхания детей. Игры ориентированы преимущественно на средний и старший дошкольный возраст. Данный методический материал может быт...

Консультация: схемы артикуляции звуков

Чтобы речь была разборчивой и четкой, необходимо укреплять органы речевого аппарата. С малых лет ребенок совершает множество манипуляций артикуляционным аппаратом, что способствует формированию речево...

Консультация для родителей на тему: «Развитие речи и артикуляции у детей дошкольного возраста посредством использования биоэнергопластики»

В консультации представлено значение артикуляционной гимнастики в сочетании  с биоэнергопластикой и этапы работы....

Презентация *Постановка звука К, Кь, Г, Гь, Х, Хь. Правильная артикуляция, деффекты артикуляции звуков, постановка звука*.

Презентация *Постановка звука К, Кь, Г, Гь, Х, Хь. Правильная артикуляция, деффекты артикуляции звуков, постановка звука*....