Консультация для педагогов "Инновации в артикуляции"
консультация по логопедии (старшая группа)
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Т. е. цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад. Кроме этого, целью артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики, необходимо учитывать характер дефекта, нормальную артикуляцию звука. В процессе артикуляторной гимнастики отрабатываются все основные компоненты правильной артикуляции звука, каждый элемент тормозит неправильные движения, которые дифференцируются с нужными, правильными движениями.
Требования к проведению артикуляционной гимнастики
* Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размешать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо педагога должно быть, хорошо освещено. Каждое упражнение необходимо повторять 2-3 раза.
* Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
* Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
* Показывает выполнение упражнения.
* Дает инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.
Виды артикуляционных упражнений:
- Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд.
Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость
Нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики
• Нетрадиционные упражнения с бусиной, драже и ложкой для совершенствования артикуляционной моторики
• «Биоэнергопластика»;
• «Театр пальчиков и Язычка» (или сопряженная гимнастика);
• Встречи с героями «Весёлых полянок» ;
• Использование дидактической куклы Кваки;
• Артикуляционный комплекс с трафаретами «Весёлых Язычков»;
• Адаптированные сказки с движениями (мультимедийная презентация);
• Сочинение историй из жизни Язычка с использованием картинок-образов «Звукознайкин и все-все-все» ;
• Выполнение артикуляционных упражнений с применением «волшебных палочек — помогалочек»;
Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики
В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям я предлагаю нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.
Упражнения с шариком: Упражнение с ложкой Упражнения для языка с водой
Биоэнергопластика .
Включает в себя три базовых понятия:
био — человек как биологический объект;
энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий;
пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Целью является развитие и совершенствование артикуляционной и пальчиковой моторики
* Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными.
* Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу.
«Театр пальчиков и Язычка» (или сопряженная гимнастика);
Это позволяет синхронизировать работу полушарий головного мозга, дает возможность задействовать те участки коры больших полушарий, которые раньше не участвовали в обучении, что способствует улучшению внимания, памяти, мышления ребенка, а, следовательно, компенсаторных возможностей мозга.
Встречи с героями «Весёлых полянок» встречи с героями Веселых полянок (комплексы упражнений для развития движений органов артикуляционного аппарата, сопровождаемые стихами, рассказами)
Использование дидактической куклы Кваки
Артикуляционный комплекс с трафаретами «Весёлых Язычков»;
Сказка о язычке
Рано утром проснулся Язычок от пения птиц. От удовольствия он улыбнулся (Улыбка) и решил сыграть на дудочке (Хоботок). Чтобы насладиться пением птиц Язычок широко распахнул окошко (Открыть рот и удерживать до 5-ти). В окошко заглянул теплый лучик солнца и Язычку захотелось позагорать (Лопаточка). Долго на солнце лежать нельзя, нужно поворачиваться с боку на бок (Часики). Язычок услышал звон. Это на полянку у его домика прилетели стрекозы (Дети бегают, взмахивая кистями рук, руки в стороны, произносят з-з-з). Вдруг откуда не возьмись налетел ветерок («Пружинка» и одновременно круговые движения прямыми руками снизу в разные стороны и произнесение в-в-в) и разогнал всех стрекоз.
Издали донеслось цоканье копыт (Дети стучат ножкой и произносят: цок-цок). В гости к язычку прискакала лошадь и язычок поехал на ней кататься (Дети бегут приставным шагом и щелкают языком – «Лошадка»). Устал язычок после конной прогулки, решил отдохнуть. Лег в кроватку и успокоился (Сидя, руки опущены, плечи расслаблены, ноги вытянуты, пя – пя – пя).
Сочинение историй из жизни Язычка с использованием картинок-образов «Звукознайкин и все-все-все»
Выполнение артикуляционных упражнений с применением «волшебных палочек — помогалочек»
Таким образом, артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Т. е. цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад. Кроме этого, целью артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики, необходимо учитывать характер дефекта, нормальную артикуляцию звука. В процессе артикуляторной гимнастики отрабатываются все основные компоненты правильной артикуляции звука, каждый элемент тормозит неправильные движения, которые дифференцируются с нужными, правильными движениями.
Требования к проведению артикуляционной гимнастики * Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размешать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо педагога должно быть, хорошо освещено. Каждое упражнение необходимо повторять 2-3 раза. * Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. * Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. * Показывает выполнение упражнения. * Дает инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.
Виды артикуляционных упражнений: - Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд.
Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость.
Нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики • Нетрадиционные упражнения с бусиной, драже и ложкой для совершенствования артикуляционной моторики • «Биоэнергопластика»; • «Театр пальчиков и Язычка» (или сопряженная гимнастика); • Встречи с героями «Весёлых полянок» ; • Использование дидактической куклы Кваки; • Артикуляционный комплекс с трафаретами «Весёлых Язычков»; • Адаптированные сказки с движениями (мультимедийная презентация); • Сочинение историй из жизни Язычка с использованием картинок-образов « Звукознайкин и все-все-все» ; • Выполнение артикуляционных упражнений с применением «волшебных палочек — помогалочек »;
Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям я предлагаю нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей. Упражнения с шариком: Упражнение с ложкой Упражнения для языка с водой
Биоэнергопластика . Включает в себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект; энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. Целью является развитие и совершенствование артикуляционной и пальчиковой моторики * Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными. * Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу.
«Театр пальчиков и Язычка» (или сопряженная гимнастика); Это позволяет синхронизировать работу полушарий головного мозга, дает возможность задействовать те участки коры больших полушарий, которые раньше не участвовали в обучении, что способствует улучшению внимания, памяти, мышления ребенка, а, следовательно, компенсаторных возможностей мозга. «Капуста» Текст произносит взрослый Движения или статичная поза Рук Губ и языка Мы капусту рубим, рубим, Прямые ладони ставим на ребро и стучим по столу Язычок стучит по верхним зубам- «д-д-д» Мы капусту трём, трём, Трём кулаки друг о друга Щёлкать язычком «Лошадки» Мы капусту солим, солим, Пальцами сложенными в щепотку «солим» по кругу Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык Мы капусту жмём, жмём С силой сжимать и разжимать кулачки рук Зубы сжаты, губы растянуты в улыбке А потом мы капусту в рот кладём- Ам! Поочерёдно подносим ко рту пальцы правой и левой руки Имитируем процесс жевания с закрытым ртом.
Встречи с героями «Весёлых полянок» встречи с героями Веселых полянок (комплексы упражнений для развития движений органов артикуляционного аппарата, сопровождаемые стихами, рассказами)
Использование дидактической куклы Кваки.
Артикуляционный комплекс с трафаретами «Весёлых Язычков»;
Адаптированные сказки с движениями (мультимедийная презентация); Сказка о язычке Рано утром проснулся Язычок от пения птиц. От удовольствия он улыбнулся (Улыбка) и решил сыграть на дудочке (Хоботок). Чтобы насладиться пением птиц Язычок широко распахнул окошко (Открыть рот и удерживать до 5-ти). В окошко заглянул теплый лучик солнца и Язычку захотелось позагорать (Лопаточка). Долго на солнце лежать нельзя, нужно поворачиваться с боку на бок (Часики). Язычок услышал звон. Это на полянку у его домика прилетели стрекозы (Дети бегают, взмахивая кистями рук, руки в стороны, произносят з-з-з). Вдруг откуда не возьмись налетел ветерок («Пружинка» и одновременно круговые движения прямыми руками снизу в разные стороны и произнесение в-в-в) и разогнал всех стрекоз. Издали донеслось цоканье копыт (Дети стучат ножкой и произносят: цок-цок). В гости к язычку прискакала лошадь и язычок поехал на ней кататься (Дети бегут приставным шагом и щелкают языком – «Лошадка»). Устал язычок после конной прогулки, решил отдохнуть. Лег в кроватку и успокоился (Сидя, руки опущены, плечи расслаблены, ноги вытянуты, пя – пя – пя ).
Сочинение историй из жизни Язычка с использованием картинок-образов « Звукознайкин и все-все-все»
Выполнение артикуляционных упражнений с применением «волшебных палочек — помогалочек »;
Таким образом, артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры и упражнения на развитие речевого дыхания и артикуляции у детей 2-3 лет".
Консультация для родителей "Игры и упражнения на развитие речевого дыхания и артикуляции у детей 2-3 лет". В консультации даны рекомендации и практический материал для родителей детей м...

Консультация для воспитателей на тему: "Модели артикуляции звуков в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда"
В своей работе по исправлению нарушей звукопроизношения очень часто использую модели артикуляции звуков. Они очень легко усваиваются детьми, что дает положительный результат в моей коррекционной работ...

Консультация для родителей и педагогов "Игры для развития правильной артикуляции и дыхания"
В консультации представлены игры для развития правильной артикуляции и дыхания детей. Игры ориентированы преимущественно на средний и старший дошкольный возраст. Данный методический материал может быт...

Консультация: схемы артикуляции звуков
Чтобы речь была разборчивой и четкой, необходимо укреплять органы речевого аппарата. С малых лет ребенок совершает множество манипуляций артикуляционным аппаратом, что способствует формированию речево...

Консультация для родителей на тему: «Развитие речи и артикуляции у детей дошкольного возраста посредством использования биоэнергопластики»
В консультации представлено значение артикуляционной гимнастики в сочетании с биоэнергопластикой и этапы работы....
Презентация *Постановка звука К, Кь, Г, Гь, Х, Хь. Правильная артикуляция, деффекты артикуляции звуков, постановка звука*.
Презентация *Постановка звука К, Кь, Г, Гь, Х, Хь. Правильная артикуляция, деффекты артикуляции звуков, постановка звука*....

