План самообразования учителя-логопеда по теме «Кинезиология в коррекционной работе для детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями и ОВЗ»
учебно-методический материал по логопедии

В настоящее время с каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. И основную группу нарушений составляют тяжелые нарушения речи. Нарушена речевая деятельность, отмечается незрелость психических процессов, речевая активность недостаточная, пространственные нарушения, снижение работоспособности, расстройства в эмоционально-волевой сфере, отставание в двигательной сфере, которая приводит к плохой координации движений.

 

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. 

«Гимнастика мозга» напоминает обычную зарядку и проста в исполнении, не требует много времени, а также эффективна для любого возраста.

Цель: 

  • Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
  • Создать информационную базу.
  • Создать условия для развития межполушарного воздействия, способствующего активизации мыслительной деятельности.
  • Поддерживать достижения детей, воспитывать чувство гордости за достигнутые результаты.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx57.95 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования

учителя-логопеда

по теме «Кинезиология в коррекционной работе

для детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

        и ОВЗ»         

на 2023-2024 учебный год

Актуальность:

В настоящее время с каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. И основную группу нарушений составляют тяжелые нарушения речи. Нарушена речевая деятельность, отмечается незрелость психических процессов, речевая активность недостаточная, пространственные нарушения, снижение работоспособности, расстройства в эмоционально-волевой сфере, отставание в двигательной сфере, которая приводит к плохой координации движений.

Кинезиология выросла из хиропрактики Пальмера, которая зародилась в 1890-х годах.  Американец Даниэль Дэвид Пальмер практиковал лечение наложением рук на больное место. Вправив сместившийся позвонок у дворника, которого считали глухим от рождения, он вернул ему слух. Так родилось понимание, что человек – гораздо более сложная система, чем это принято думать.

Этот подход развил американский врач из Детройта Джордж Гудхарт, создав прикладную кинезиологию в 60-е годы. Он зародил основную идею кинезиологии: человек – система самовосстанавливающаяся.

Так возникла Прикладная кинезиология – медицинское направление кинезиологии. Этому направлению может обучиться и использовать в работе только человек, имеющий медицинское образование.

Но есть и другая наука – «Образовательная кинезиология»

«Движение – дверь в обучение» — девиз автора метода американского психолога и доктора наук в области образования Пола Деннисона.

Речь идет не только об улучшения академических навыков (чтение, письмо, счет и пр.), но и о возможности эффективно обучаться любой новой деятельности и оставаться, не зависимо от возраста, любопытствующим, думающим, способным решать жизненные задачи, воображать и создавать новое, что в результате повышает в целом качество нашей жизни.

Так как основой развития интеллекта является развитие межполушарного взаимодействия, его можно развивать с помощью кинезиологических упражнений.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. 

«Гимнастика мозга» напоминает обычную зарядку и проста в исполнении, не требует много времени, а также эффективна для любого возраста.

К образовательной кинезиологии относятся дыхательные, глазодвигательные, перекрестные (реципрокные) телесные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, для развития мелкой моторики рук, релаксации, развития коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами.

Цель: 

  • Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
  • Создать информационную базу.
  • Создать условия для развития межполушарного воздействия, способствующего активизации мыслительной деятельности.
  • Поддерживать достижения детей, воспитывать чувство гордости за достигнутые результаты.

Задачи:

  1. Изучить методическую литературу по теме.
  2. Внедрить в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей.
  3. Познакомить родителей (законных представителей) с современными кинезиологическими методиками, их целями и задачами
  4. Научить родителей (законных представителей) применять эти методики на практике.
  5. Пополнить педагогическую копилку новой информацией.
  6. Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

Сроки: 

тема выбрана для изучения и практического использования на 2023-2024 учебный год.

 

Участники: 

дети, воспитатели и родители подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ. 

Ожидаемые результаты:

  • Дети успешно освоят кинезиологические упражнения, которые позволят эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов и речи, овладевать умениями, которые ранее были недоступны детям.
  • использование родителями и педагогами кинезеологических упражнений в занятиях с детьми. 

Реализация плана самообразования

Форма работы

Сроки

Содержание

Результат

(практический выход)

Изучение методической литературы и других источников

В течение года

I. Изучение методической литературы: 

1.        П. Деннисон, Г. Деннисон «Программа «Гимнастика ума» Пер. С.М. Масгутовой, Москва, 1997 г.

2. В. Любимова «Кинезиология. Второй уровень познания тела», «Невский проспект», Санкт – Петербург, 2005 г.

3. В. Любимова «Кинезиология, или природная мудрость тела», «Невский проспект», Санкт – Петербург, 2005 г. 4. А.Л. Сиротюк «Кинезиологические упражнения» М., 2003г.

5. Учебно-методическое пособие Сазонов «Кинезиологическа я гимнастика против стрессов» В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О. П.;

II. Поиск материалов в Интернете.

Анализ изученных источников.

Работа с детьми

Октябрь-май        

1. Подгрупповые занятия с

использованием кинезиологических упражнений.

2. Индивидуальные занятия с

использованием кинезиологических упражнений.

Проведение практических занятий

Работа с педагогами и родителями:

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Консультация для педагогов: «Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста».

Консультация для родителей: «Кинезиологические игры в развитии интеллекта»

 Консультация для педагогов (презентация):  «Кинезиологические упражнения как вид здоровьесбеоегающих технологий».

 Медиа-копилка для родителей «Кинезиологические игры».

 Консультация для педагогов  

 «Образовательная  кинезиология»; для родителей «Кинезиология против стрессов»

Мастер-класс для педагогов:

«Зарядка для ума и тела»

Консультация для родителей «Всё, чем занимаем, в игру превращаем».

Консультация для родителей: «Использование кинезиологических упражнений в повседневной жизни»

Памятки

Памятки

Презентация

Презентация

Памятки

Создание буклетов для родителей

В течение года

Обновление информационного уголка (информационных стендов) занимательными упражнениями. Оформление картотеки:

«Кинезеологические упражнения»

Создание стендовой информации, картотеки

План внедрения кинезиологической программы

Основные направления

Месяц

Месяц

Месяц

Месяц

Месяц

октябрь- ноябрь

декабрь -январь

февраль

март-апрель

май

1

Формирование пространственных представлений

Д/и «Карточки»

Д/у «Подними правую (левую) руку»

Д/у «Возьми предмет»

Д/и «Мое место»

Д/у «Где находится предмет»

Д/и «Холодно-горячо»

Д/у «Задания»

Д/и «Лабиринт»

Д/у «Задания»

Д/и «Осьминожки»

Д/и «Клад»

2

Межполушарное взаимодействие

«Кулак-ребро-ладонь»

«Ухо – нос»

«Кулак-ребро-ладонь» «Клешня краба»

«Рисующий слон»

«Замок»

«Зеркальное рисование»

«Ухо – нос»

«Лягушка»

«Носик – художник»

3

Общая моторика и развитие саматогности-ческий функций

«Растяжки по «осям» (верх-низ)

«Растяжки по осям»

(лево – право)

«Растяжки по осям»

(перекрест

ные)

«Растяжки по осям»

(все вместе)

«Дерево»

4

Самомас.

лица

Самомас. рук

Самомас. ушей

Самомас. ног

Самомас. тела

Самомас. тела

5

Перекрестные движения

«Горизонтальная восьмерка»

«Перекрест-

ные движения»

Выполнять перекрестные скоординированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад)

«Ползание на четвереньках, руки – крест – на крест»

Ходьба с похлопыва

нием себя по коленям, левой по правому, правой по левому

Лежа на полу коснуться локтем колена;

левым правой ноги, правым – левой ноги

6

Артикуляционная моторика

Движения челюстью в разных направле-ниях

Движения языком, как щелканье, цоканье, посвистывание

Движения языком в определен ной последова-тельности

«Ползание на четвереньках, руки – крест – на крест»

Движения рук совмещать с движения ми языка.

Язык двигается за рукой

«Ползание на четвереньках, руки – крест – на крест»

Движения рук совмещать с движения ми языка.

Язык двигается в противоположную стророну»

7

Мимические движения

«Рожицы»

Вытягиваем губы трубочкой

«Рожицы»

Широко открываем рот

«Рожицы»

Выдвигаем язык

«Рожицы»

Хмурое сдвигание бровей

«Рожицы»

Улыбка

8

Мелкая моторика

Раскатывать на доске маленький комочек пластилина по очереди пальцами левой руки.

«Пальчики здоровают-ся»

«Зайчик –кольцо»

«Колечки»

«Колечки с усложне-нием»

Брать пальцами правой руки спички из коробка и складывать их рядом, не сдвигая руку с места. Убрать спички в коробку.

«Поклон пальчиками»

«Каранда-ши»

«Цветок»

Брать пальцами левой руки спички из коробка и складывать их рядом, не сдвигая руку с места .Убрать спички в коробку.

«Заяц – коза»

«Слоник»

«Тяни- толкай»

Отщипыва-ние кончиками пальцев клочков бумаги.

«Замок»

«Бусинка»

Нанизывание бус. 

«Змейки»

«Братцы»

«Обратные колечки»

9

Тактильный гномик

«Найди, из чего сделано»

Ощупать три – пять игрушек, определить материал, из которого она сделана

«Пальчиковый бассейн»

В коробку с фасолью поместить мелкие игрушки, ребенок должен их найти, ощупать и узнать

«Волшебный мешочек»

На ощупь угадать бытовые предметы (карандаш, монета, кольцо и т.д.)

«Волшебный мешочек»

На ощупь угадать мелкие игрушки

«Волшебный мешочек»

На ощупь угадать

геометрические фигуры различной величины и фактуры (из бархатной бумаги, наждачной бумаги, плотной фольги)

 10

Зеркальное рисование

Вращать обеими кистями рук до и против часовой стрелки (однонаправленно)

Вращать обеими кистями рук до и против часовой стрелки (разнонаправленно)

«Горизонталььная восьмерка»

Нарисовать в горизонталь ной плоскости цифру 8 сначала одной рукой, потом обеими руками вместе

Рисовать одновременно двумя руками зеркально-симметричные рисунки

Рисовать одновременно двумя руками буквы

 11

Симметричное рисование

Рисование одновременно двумя руками по прописям для левшей и правшей

Рисование одновременно двумя руками по прописям для левшей и правшей

Рисование одновременно двумя руками по прописям для левшей и правшей

Рисование одновременно двумя руками по прописям для левшей и правшей

Рисование одновременно двумя руками по прописям для левшей и правшей

12

Зрительное восприятие и глазодвигательные упражнения

Следить глазами за движениями пальцев по траектории горизонтальной восьмерки хорошо высунутым изо рта языком

Следить глазами по контуру вообража-емой

фигуры

(круг, квадрат, треугольник, цифры и т.д)

Совместные движения глаз и языка. Однонаправленные движения

Совместные движения глаз и языка.

Разнонаправленные движения

С закрытыми глазами опознавать небольшой предмет, данный в руку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями".

Презентация на тему " Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством использования традиционных и инновационных форм работы"Автор: Петрова С.В., воспитате...

Презентация для родителей старшей группы общеобразовательного детского сада "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений."

Эта презентация направлена на то, чтобы привлечь родителей к проблеме развития речи до школы, активизировать их занятия в домашних условиях. Во время презентации родителям было предложено самим поучас...

Особенности работы учителя - логопеда по предупреждению нарушений чтения у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями в ДОУ

В данной работе кратко описаны виды дислексии. Предложены виды игр и упражнений по преодолениию предпосылок к нарушению чтения у детей дошкольного возраста....

Педагогический проект. "Эффективность метода кинезиологии в коррекционной работе для детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями."

Последние годы значительно увеличилось количество детей логопатов. Поэтому перед педагогами остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррек...

Кинезиология в коррекционной работе для детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями и ОВЗ.

Кинезиология в коррекционной работе для детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями и ОВЗ.            Гимнастика мозга – клю...

Конспект ООД по развитию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями по теме: «Путешествие Колобка»

Конспект открытой образовательной деятельности по развитию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями по теме: «Путешествие Колобка»...

Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.        В начальной школе некоторые родители с удивлением узнают,...