План самообразования учителя-логопеда по теме «Кинезиология в коррекционной работе для детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями и ОВЗ»
учебно-методический материал по логопедии
В настоящее время с каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. И основную группу нарушений составляют тяжелые нарушения речи. Нарушена речевая деятельность, отмечается незрелость психических процессов, речевая активность недостаточная, пространственные нарушения, снижение работоспособности, расстройства в эмоционально-волевой сфере, отставание в двигательной сфере, которая приводит к плохой координации движений.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
«Гимнастика мозга» напоминает обычную зарядку и проста в исполнении, не требует много времени, а также эффективна для любого возраста.
Цель:
- Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
- Создать информационную базу.
- Создать условия для развития межполушарного воздействия, способствующего активизации мыслительной деятельности.
- Поддерживать достижения детей, воспитывать чувство гордости за достигнутые результаты.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 57.95 КБ |
Предварительный просмотр:
План самообразования
учителя-логопеда
по теме «Кинезиология в коррекционной работе
для детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями
и ОВЗ»
на 2023-2024 учебный год
Актуальность:
В настоящее время с каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. И основную группу нарушений составляют тяжелые нарушения речи. Нарушена речевая деятельность, отмечается незрелость психических процессов, речевая активность недостаточная, пространственные нарушения, снижение работоспособности, расстройства в эмоционально-волевой сфере, отставание в двигательной сфере, которая приводит к плохой координации движений.
Кинезиология выросла из хиропрактики Пальмера, которая зародилась в 1890-х годах. Американец Даниэль Дэвид Пальмер практиковал лечение наложением рук на больное место. Вправив сместившийся позвонок у дворника, которого считали глухим от рождения, он вернул ему слух. Так родилось понимание, что человек – гораздо более сложная система, чем это принято думать.
Этот подход развил американский врач из Детройта Джордж Гудхарт, создав прикладную кинезиологию в 60-е годы. Он зародил основную идею кинезиологии: человек – система самовосстанавливающаяся.
Так возникла Прикладная кинезиология – медицинское направление кинезиологии. Этому направлению может обучиться и использовать в работе только человек, имеющий медицинское образование.
Но есть и другая наука – «Образовательная кинезиология»
«Движение – дверь в обучение» — девиз автора метода американского психолога и доктора наук в области образования Пола Деннисона.
Речь идет не только об улучшения академических навыков (чтение, письмо, счет и пр.), но и о возможности эффективно обучаться любой новой деятельности и оставаться, не зависимо от возраста, любопытствующим, думающим, способным решать жизненные задачи, воображать и создавать новое, что в результате повышает в целом качество нашей жизни.
Так как основой развития интеллекта является развитие межполушарного взаимодействия, его можно развивать с помощью кинезиологических упражнений.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
«Гимнастика мозга» напоминает обычную зарядку и проста в исполнении, не требует много времени, а также эффективна для любого возраста.
К образовательной кинезиологии относятся дыхательные, глазодвигательные, перекрестные (реципрокные) телесные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, для развития мелкой моторики рук, релаксации, развития коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами.
Цель:
- Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
- Создать информационную базу.
- Создать условия для развития межполушарного воздействия, способствующего активизации мыслительной деятельности.
- Поддерживать достижения детей, воспитывать чувство гордости за достигнутые результаты.
Задачи:
- Изучить методическую литературу по теме.
- Внедрить в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей.
- Познакомить родителей (законных представителей) с современными кинезиологическими методиками, их целями и задачами
- Научить родителей (законных представителей) применять эти методики на практике.
- Пополнить педагогическую копилку новой информацией.
- Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
Сроки:
тема выбрана для изучения и практического использования на 2023-2024 учебный год.
Участники:
дети, воспитатели и родители подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ.
Ожидаемые результаты:
- Дети успешно освоят кинезиологические упражнения, которые позволят эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов и речи, овладевать умениями, которые ранее были недоступны детям.
- использование родителями и педагогами кинезеологических упражнений в занятиях с детьми.
Реализация плана самообразования
Форма работы | Сроки | Содержание | Результат (практический выход) |
Изучение методической литературы и других источников | В течение года | I. Изучение методической литературы: 1. П. Деннисон, Г. Деннисон «Программа «Гимнастика ума» Пер. С.М. Масгутовой, Москва, 1997 г. 2. В. Любимова «Кинезиология. Второй уровень познания тела», «Невский проспект», Санкт – Петербург, 2005 г. 3. В. Любимова «Кинезиология, или природная мудрость тела», «Невский проспект», Санкт – Петербург, 2005 г. 4. А.Л. Сиротюк «Кинезиологические упражнения» М., 2003г. 5. Учебно-методическое пособие Сазонов «Кинезиологическа я гимнастика против стрессов» В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О. П.; II. Поиск материалов в Интернете. | Анализ изученных источников. |
Работа с детьми | Октябрь-май | 1. Подгрупповые занятия с использованием кинезиологических упражнений. 2. Индивидуальные занятия с использованием кинезиологических упражнений. | Проведение практических занятий |
Работа с педагогами и родителями: | октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май | Консультация для педагогов: «Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста». Консультация для родителей: «Кинезиологические игры в развитии интеллекта» Консультация для педагогов (презентация): «Кинезиологические упражнения как вид здоровьесбеоегающих технологий». Медиа-копилка для родителей «Кинезиологические игры». Консультация для педагогов «Образовательная кинезиология»; для родителей «Кинезиология против стрессов» Мастер-класс для педагогов: «Зарядка для ума и тела» Консультация для родителей «Всё, чем занимаем, в игру превращаем». Консультация для родителей: «Использование кинезиологических упражнений в повседневной жизни» | Памятки Памятки Презентация Презентация Памятки Создание буклетов для родителей |
В течение года | Обновление информационного уголка (информационных стендов) занимательными упражнениями. Оформление картотеки: «Кинезеологические упражнения» | Создание стендовой информации, картотеки |
План внедрения кинезиологической программы
№ | Основные направления | Месяц | Месяц | Месяц | Месяц | Месяц |
октябрь- ноябрь | декабрь -январь | февраль | март-апрель | май | ||
1 | Формирование пространственных представлений | Д/и «Карточки» Д/у «Подними правую (левую) руку» Д/у «Возьми предмет» | Д/и «Мое место» Д/у «Где находится предмет» | Д/и «Холодно-горячо» Д/у «Задания» | Д/и «Лабиринт» Д/у «Задания» | Д/и «Осьминожки» Д/и «Клад» |
2 | Межполушарное взаимодействие | «Кулак-ребро-ладонь» «Ухо – нос» | «Кулак-ребро-ладонь» «Клешня краба» | «Рисующий слон» «Замок» | «Зеркальное рисование» «Ухо – нос» | «Лягушка» «Носик – художник» |
3 | Общая моторика и развитие саматогности-ческий функций | «Растяжки по «осям» (верх-низ) | «Растяжки по осям» (лево – право) | «Растяжки по осям» (перекрест ные) | «Растяжки по осям» (все вместе) | «Дерево» |
4 | Самомас. лица | Самомас. рук | Самомас. ушей | Самомас. ног | Самомас. тела | Самомас. тела |
5 | Перекрестные движения | «Горизонтальная восьмерка» | «Перекрест- ные движения» Выполнять перекрестные скоординированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад) | «Ползание на четвереньках, руки – крест – на крест» | Ходьба с похлопыва нием себя по коленям, левой по правому, правой по левому | Лежа на полу коснуться локтем колена; левым правой ноги, правым – левой ноги |
6 | Артикуляционная моторика | Движения челюстью в разных направле-ниях | Движения языком, как щелканье, цоканье, посвистывание | Движения языком в определен ной последова-тельности | «Ползание на четвереньках, руки – крест – на крест» Движения рук совмещать с движения ми языка. Язык двигается за рукой | «Ползание на четвереньках, руки – крест – на крест» Движения рук совмещать с движения ми языка. Язык двигается в противоположную стророну» |
7 | Мимические движения | «Рожицы» Вытягиваем губы трубочкой | «Рожицы» Широко открываем рот | «Рожицы» Выдвигаем язык | «Рожицы» Хмурое сдвигание бровей | «Рожицы» Улыбка |
8 | Мелкая моторика | Раскатывать на доске маленький комочек пластилина по очереди пальцами левой руки. «Пальчики здоровают-ся» «Зайчик –кольцо» «Колечки» «Колечки с усложне-нием» | Брать пальцами правой руки спички из коробка и складывать их рядом, не сдвигая руку с места. Убрать спички в коробку. «Поклон пальчиками» «Каранда-ши» «Цветок» | Брать пальцами левой руки спички из коробка и складывать их рядом, не сдвигая руку с места .Убрать спички в коробку. «Заяц – коза» «Слоник» «Тяни- толкай» | Отщипыва-ние кончиками пальцев клочков бумаги. «Замок» «Бусинка» | Нанизывание бус. «Змейки» «Братцы» «Обратные колечки» |
9 | Тактильный гномик | «Найди, из чего сделано» Ощупать три – пять игрушек, определить материал, из которого она сделана | «Пальчиковый бассейн» В коробку с фасолью поместить мелкие игрушки, ребенок должен их найти, ощупать и узнать | «Волшебный мешочек» На ощупь угадать бытовые предметы (карандаш, монета, кольцо и т.д.) | «Волшебный мешочек» На ощупь угадать мелкие игрушки | «Волшебный мешочек» На ощупь угадать геометрические фигуры различной величины и фактуры (из бархатной бумаги, наждачной бумаги, плотной фольги) |
10 | Зеркальное рисование | Вращать обеими кистями рук до и против часовой стрелки (однонаправленно) | Вращать обеими кистями рук до и против часовой стрелки (разнонаправленно) | «Горизонталььная восьмерка» Нарисовать в горизонталь ной плоскости цифру 8 сначала одной рукой, потом обеими руками вместе | Рисовать одновременно двумя руками зеркально-симметричные рисунки | Рисовать одновременно двумя руками буквы |
11 | Симметричное рисование | Рисование одновременно двумя руками по прописям для левшей и правшей | Рисование одновременно двумя руками по прописям для левшей и правшей | Рисование одновременно двумя руками по прописям для левшей и правшей | Рисование одновременно двумя руками по прописям для левшей и правшей | Рисование одновременно двумя руками по прописям для левшей и правшей |
12 | Зрительное восприятие и глазодвигательные упражнения | Следить глазами за движениями пальцев по траектории горизонтальной восьмерки хорошо высунутым изо рта языком | Следить глазами по контуру вообража-емой фигуры (круг, квадрат, треугольник, цифры и т.д) | Совместные движения глаз и языка. Однонаправленные движения | Совместные движения глаз и языка. Разнонаправленные движения | С закрытыми глазами опознавать небольшой предмет, данный в руку |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями".
Презентация на тему " Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством использования традиционных и инновационных форм работы"Автор: Петрова С.В., воспитате...
Презентация для родителей старшей группы общеобразовательного детского сада "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений."
Эта презентация направлена на то, чтобы привлечь родителей к проблеме развития речи до школы, активизировать их занятия в домашних условиях. Во время презентации родителям было предложено самим поучас...

Особенности работы учителя - логопеда по предупреждению нарушений чтения у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями в ДОУ
В данной работе кратко описаны виды дислексии. Предложены виды игр и упражнений по преодолениию предпосылок к нарушению чтения у детей дошкольного возраста....

Педагогический проект. "Эффективность метода кинезиологии в коррекционной работе для детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями."
Последние годы значительно увеличилось количество детей логопатов. Поэтому перед педагогами остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррек...

Кинезиология в коррекционной работе для детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями и ОВЗ.
Кинезиология в коррекционной работе для детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями и ОВЗ. Гимнастика мозга – клю...

Конспект ООД по развитию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями по теме: «Путешествие Колобка»
Конспект открытой образовательной деятельности по развитию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями по теме: «Путешествие Колобка»...

Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. В начальной школе некоторые родители с удивлением узнают,...