Методическая разработка "Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания"
методическая разработка по логопедии

Лашина Ольга Сергеевна

Важным разделом логопедической работы является развитие дыхания и коррекция его нарушений. Очень важно научить ребёнка правильному дыханию, так как дыхание является энергетической основой нашей речи. При правильном речевом дыхании ребёнок сможет верно произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_dyhanie_1.docx512.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ромодановский детский сад комбинированного вида»

Методическая разработка

 "Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания"

C:\Users\Админ\Desktop\Флешка\ФЛЕШКА!\флешка\ФОТО ДЛЯ САДИКА\DSCN3367.JPG

Разработала: учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Лашина О.С.

Ромоданово, 2024

Известно, что органы дыхания наряду с основной биологической функцией газообмена, осуществляют также голосообразовательную и артикуляторную функции. Развитие речевого дыхания у ребенка в онтогенезе происходит одновременно с развитием речи и завершается примерно к 10 годам. «Речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи»

Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.

Важным разделом логопедической работы является развитие дыхания и коррекция его нарушений. Очень важно научить ребёнка правильному дыханию, так как дыхание является энергетической основой нашей речи. При правильном речевом дыхании ребёнок сможет верно произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы. Некоторые согласные требуют энергичного сильного выдоха. Детям следует предлагать те упражнения, которые они будут воспринимать как игру.

Дыхательная гимнастика способствует выравниванию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, усвоению рефлекторных связей, положительно влияет на функции нервно-регуляторных механизмов, управляющих дыханием.

Комплект игрового пособия состоит из игровых упражнений на развитие воздушной струи, целями и задачами которых являются:

-формирование целенаправленной воздушной струи.

-развитие силы воздушной струи.

-развитие дыхания, посредствам выработки воздушной струи и овладение артикуляцией определённых звуков.

-активизация губных мышц.

Последовательность работы над формированием речевого дыхания

Первый этап. Выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха.

Второй этап. Статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала.

Третий этап. Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков.

Четвертый этап. Произнесение слогов и звукоподражаний.

Пятый этап. Формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз, содержащих от 5 до 7 слов).

Техника выполнения упражнений

- воздух набирать через нос

- плечи не поднимать

- выдох должен быть длительным и плавным

- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)

- нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению.

Формируем правильный выдох

Основные моменты правильного речевого дыхания:

  • Короткий сильный вдох через нос, взрослый может визуально оценить расширение диафрагмы ребёнка.
  • Выдох осуществляется плавно, желательно избегать толчков. Губы при этом необходимо складывать трубочкой. Для того чтобы малышу было понятнее, нужно показать ему пропев букву «О».
  • Выдох сопровождается выходом воздуха через рот, а не через нос, обязательно проконтролируйте этот момент!
  • Выдох осуществляется до самого конца. После каждого выдоха необходимо делать паузу на 2-3 секунды

Наиболее эффективными мерами по тренировке правильного выдоха у дошкольников являются упражнения и игры, включающие в себя элементы дыхательной зарядки, а также артикуляционная гимнастика.

Приступая к занятиям, необходимо понимать, что эти занятия могут быстро утомить ребёнка и даже вызвать у него головокружение, поэтому желательно придерживаться нескольких простых правил:

  • Выполнение упражнений должно происходить в течение 3-6 минут. Количество минут зависит от возраста детей. Малышам двух-трёх лет упражнения нужно делать в течение 3 минут, не более.
  • Игры и упражнения должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении с достаточным количеством свежего воздуха.
  • Занятия по дыхательной гимнастике нужно проводить до приёма пищи, или через час после приема пищи.
  • Упражнение повторяется 3-5 раз;
  • Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова;
  • Обязательно чередовать с другими упражнениями.

На начальных этапах работы по развитию речевого дыхания следует сначала научить малыша совершать достаточно сильный, длительный и, вместе с этим, экономный выдох, используя игровые упражнения. Во время проведения игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.

Картотека игр и пособий

 «Буря в бутылке»

Цель: формирование правильной, непрерывной воздушной струи.

Оборудование: маленькая пластиковая бутылка (от фруктового сиропа 200 мл.) красочно оформленная, с отверстием в крышке, раскрошенный пенопласт, конфетти или кусочки мишуры, пластиковая трубочка. В бутылке сделать отверстия для трубочки, внутрь положить кусочки раскрошенный пенопласт, конфетти или кусочки мишуры.Picture background

Ход игры: - Ребята, давайте устроим настоящую снежную бурю. Для этого нужно набрать побольше воздуха и подуть в трубочку, белые кусочки пенопласта и конфетти закружатся.

«Попади мячом в ворота»

Цель: развитие сильного плавного выдоха.

Оборудование: шарик, ворота, обклеенная коробка с условной разметкой футбольного поля,  коктейльные трубочки.C:\Users\Админ\Desktop\Флешка\ФЛЕШКА!\флешка\ФОТО ДЛЯ САДИКА\DSCN3367.JPG

Ход игры: - Сегодня ребята, мы проводим соревнование кто точнее попадет мячом в ворота. Итак, мы начинаем. Участники, улыбнитесь, положите широкий язык на нижнюю губу (упражнение "Лопаточка") и плавно, со звуком [Ф], дуем на шарик. Вниманию! Следить за щеками ребенка и чтобы он произносил [Ф], а не [Х], то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная. 

Упражнение «Бабочка-лети»

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.C:\Users\nikit\Desktop\Пособия\DSC07253.jpg

Оборудование: цветки с прикрепленными к ним бабочкой, божьей коровкой и пчелкой.

Инструкция к проведению: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на бабочку так, чтобы она слетела с цветка плавно, а не резко или рывками»

 «Укутай ёлочку снежком»

Цель: формирование правильной, непрерывной воздушной струи; активизация губных мышц.

Оборудование: пластиковый контейнер любой формы, картонная ёлочка, маленькие комочки бумаги, помпоны или шарики от пенопласта, пластиковая трубочка.

Ходи игры: - Бедная ёлочка замёрзла в лесу зимой. Морозко забыл укутать её в снежную шубку. Помоги Морозке согреть ёлочку. Для этого нужно набрать побольше воздуха, подуть в трубочку и снежок укутает маленькую ёлочку.

Упражнение «Прожорливые фрукты»

Оборудование: заготовки-фрукты с отверстием-ртом, ватный шарик

Цель: развитие сильного плавного выдохаC:\Users\nikit\Desktop\Пособия\DSC07245.jpg

Ход игры: Игра предназначена для одного, двух или даже трёх детей одновременно. Можно устраивать соревнования - кто больше попадёт (накормит фрукты). - К нам в гости пришли забавные, веселые фрукты. Они очень голодные, давайте их угостим полезными витаминками (фантик, кусочек ваты или смятая бумажная салфетка). В воротики- рот, нужно задувать наши «витаминки». Носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на ватный шарик, как ветерок.

«На листочки я подую. Все дождинки быстро сдую»

Цель: развитие сильного плавного и продолжительного выдоха.

 Оборудование: сюжетная или предметная картинка небольшого размера, цветная бумага.

Ход игры: - Хотите попробовать себя в роли детектива? Хорошо! Нам пришло секретное задание, его нужно расшифровать. Для этого носом вдохнем, сложим губы трубочкой и длительно подуем, не надувая щек на цветные полосочки, как ветерок. Постарайся разглядеть, что скрыто за цветными полосками.

Упражнение «Флюгер»

Оборудование: башня игрушка-вертушка

Инструкция к проведению: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на флюгер»

Упражнение «Тучка»

Оборудование: тучка с капельками дождя

Инструкция к проведению: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на капельки, чтобы пошел дождик»C:\Users\nikit\Desktop\Пособия\DSC07255.jpg

Я тучка, тучка, тучка,

Я по небу лечу.

Большим дождем и ливнем

Я землю промочу!

Упражнение «Деревце» (осень, лето)

Оборудование: деревья с желтыми и зелеными листочками

Инструкция к проведению: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Представь, что подул ветерок и закачал листочки на дереве»C:\Users\nikit\Desktop\Пособия\DSC07240.jpg

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тихо затихает,

Дворник листья подметает.

Упражнение «Быстрые кораблики» https://avatars.mds.yandex.net/i?id=6bd14f7bb498cd0c470addd7bca789336f6bf1dd-5467951-images-thumbs&n=13

Оборудование: контейнеры с водой, импровизированные кораблики

Инструкция к проведению: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на кораблик. Чтобы кораблик двигался плавно, нужно дуть на него, не торопясь. Чтобы плыл быстро - выдуваем воздух с силой. Щёки не надувать».

Упражнение «Снег кружится, летает, летает»C:\Users\nikit\Desktop\Пособия\DSC07247.jpg

Цель: развитие сильного плавного выдоха

Оборудование: картинка с зимним пейзажем, бумажные снежинки, свисающие вниз на лентах.

Инструкция к проведению: «Наступила зима, и с неба посыпался снег. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на снежинки»

Упражнение «Фокус»

Цель: развитие сильного целенаправленного выдоха

Оборудование: маленький кусочек ваты

Инструкция к проведению: «Давай представим, что мы с тобой фокусники. Прежде чем показывать фокус своим родным, нам с тобой надо потренироваться. Открываем ротик. Делаем «чашечку» (боковые края языка прижаты к верхней губе, а посередине остается желобок). Кладем маленький кусочек ваты на нос. Делаем вдох через нос. Сильно дуем на ватку через рот так, чтобы она взлетела вверх».

Упражнение «Остров сокровищ»

Оборудование: деревянная рамка, на которой изображена пиратская карта-лабиринт острова сокровищ, теннисный мячик, трубочка для коктейля.

Инструкция к проведению: «Перед нами карта острова сокровищ. Давай отыщем клад. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подуй на мячик через соломинку в нужном направлении».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания

Методическая копилка пособий для развития речевого дыханияНикитина Екатерина Николаевна,учитель-логопед МДОУ д/с №22 г. Ростова Известно, что органы дыхания наряду с основной биологической функци...

Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания.

Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания....

Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания

Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитани...

Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания.

Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания....

Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания

Известно, что органы дыхания наряду с основной биологической функцией газообмена, осуществляют также голосообразовательную и артикуляторную функции. Развитие речевого дыхания у ребенка в онтоген...

«Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания»

Известно, что органы дыхания наряду с основной биологической функцией газообмена, осуществляют также голосообразовательную и артикуляторную функции. Развитие речевого дыхания у ребенка в онтоген...

Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания

Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитани...