Проект "Веселый язычок"
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 27 «Петушок»
Логопедический проект
«Веселый язычок»
Выполнила : Бесполденова Ольга Андреевна,
учитель-логопед
Камень-на-Оби
2025
Актуальность проекта
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше.
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата, развитие целенаправленной воздушной струи, развитие мелкой моторики.
Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь педагогов.
Существует много средств устранения недостатков речи: артикуляционная и дыхательная гимнастики, развитие мелкой моторики. Знакомство детей с артикуляционной и дыхательной гимнастикой происходит с ранних лет. Благодаря артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию речевого дыхания некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно. Артикуляционная и дыхательная гимнастики интересны своей яркой, доступной, понятной для детей формой. Дети с интересом и восхищением пытаются подражать педагогу, родителям, сверстникам, повторить их действие. Таким образом, развивается воображение, обогащается речь. Упражняются органы артикуляции, развивается мелкая моторика.
Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время.
Цель:
Создать систему работы по развитию артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.Расширение и углубление теоретических знаний по разделу звуковая культура речи.
2.Раскрыть значимость артикуляционной и дыхательной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения.
3. Апробирование инновационных технологий и выработка рекомендаций по их использованию в воспитании правильного звукопроизношения.
4. Изучение, обобщение и внедрение в практику опыта коллег.
5.Развитие творческой инициативности детей, родителей и педагогов.
Предполагаемый результат:
Использование нетрадиционных и игровых приемов для развития артикуляционной и мелкой моторики, развития речевого дыхания будет способствовать формированию правильного звукопроизношения дошкольников.
Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников, логопед.
Возраст детей: 5-7 лет.
Вид проекта:
- Групповой.
- Краткосрочный.
Срок реализации: 01.08-5.09. 2025 года.
Интеграция образовательных областей : «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
1 этап
Подготовительный
- Создание необходимых условий для реализации проекта:
- Определение цели и задач проекта.
- Составление плана реализации проекта
- Подбор информации о значимости артикуляционной, дыхательной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения
- Подготовка дидактических пособий, презентаций, музыкального материала.
2 этап
Основной
1.Работа с детьми
- Проведение артикуляционной гимнастики
- Проведение дыхательной гимнастики
- Проведение "Су-джок терапии"
- Проведение и заучивание кинезиологических упражнений
2.Работа с воспитателями
- Беседа о значимости артикуляционной, дыхательной гимнастики. Рекомендации по выполнению и проведению. Цель: сформировать у воспитателей представление о необходимости внедрения артикуляционной и дыхательной гимнастики в педагогический процесс. Выработать практические навыки проведения артикуляционной и дыхательной гимнастики у воспитателей с детьми.
- Использование в работе по подготовке речедвигательного аппарата традиционных и нетрадиционных логопедических методов и средств воздействия: "Веселые истории для артикуляционной гимнастики"; адаптированные сказки ( "Язычок на проулке", "Язычок в зоопарке", "Котик", "Зоопарк" Е.Н.Косинова, "Веселая прогулка"), использование артикуляционной гимнастики с музыкальным сопровождением, гастрономической и сладкой артикуляционной гимнастики, игра "Рыбалка", презентации. Цель: заинтересовать педагогов новыми приемами для осуществления традиционных и нетрадиционных способов проведения артикуляционной гимнастики; на практике изучить педагогические приемы и провести мастер-класс для воспитателей.
- Внедрение в практику новых технологий "Су-джок терапия" , "Кинезиологических упражнений" Цель: апробирование инновационных технологий и выработка рекомендаций по использованию шариков "Су-джок", упражнений по кинезиологии.
3.Работа с родителями
- Консультация о значимости артикуляционной и дыхательной гимнастики для развития правильного звукопроизношения, совершенствования качества речи. Цель: профилактика речевых нарушений, улучшение качества речи.
- Практикумы по освоению навыков проведения артикуляционной гимнастики со своими детьми (по запросу родителей) Цель: закрепление умений в использовании практических приемов и средств для проведения артикуляционной гимнастики.
- Создание комплексов упражнений с учетом нарушенного звукопроизношения (индивидуально, вклеивается в тетрадь для домашних заданий). Цель: осуществить личностно-ориентированный подход для коррекции речевых нарушений.
- Изготовление буклетов "Дыхательная гимнастика"
3 этап
Заключительный
- Оформление альбомов по артикуляционной гимнастике (комплексов для определенных видов нарушений в звукопроизношении);
- Презентация проекта на педагогическом совете;
- Популяризация на интернет ресурсах методической литературы по теме среди родителей и педагогов;
- Итоговая диагностика артикуляционных навыков детей дошкольного возраста.
Перспективный план
Период | цель | Вид работы с детьми | Вид работы с педагогами | Вид работы с родителями |
1.08.25 8.08.25 | Познакомить детей, педагогов, родителей с некоторыми упражнениями артикуляционной гимнастики | Мастер-классы по артикуляционной гимнастики: 1.Знакомство с упражнениями с музыкальным сопровождением. 2.Игра «рыбалка» | Разучивание некоторых упражнений артикуляционной гимнастики, показ мастер-класса по использованию артикуляционной гимнастики в работе с дошкольниками. | Оформление информационного стенда «Артикуляционная гимнастика» Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики. |
11.08.25 15.08.25 | Продолжать знакомство педагогов, детей, родителей с артикуляционной гимнастикой. | Мастер-классы по артикуляционной гимнастике: 1.Логопедическая сказка «Путешествие язычка» 2.Сладкая артикуляционная гимнастика | Продолжить разучивание некоторых упражнений артикуляционной гимнастики, показ мастер-класса по использованию артикуляционной гимнастики в работе с дошкольниками. | Оформление информационного стенда «Логопедические сказки» Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики. |
18.08.25 22.08.25 | Продолжать знакомство детей, педагогов, родителей с артикуляционной гимнастикой. | Мастер-класс по артикуляционной гимнастике: 1.Гастрономическая артикуляционная гимнастика. | Продолжать изучать упражнения и виды работы по артикуляционной гимнастике. | Оформление информационного стенда «Гастрономическая артикуляционная гимнастика» Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики. |
25.08.25 29.08.25 | Познакомить детей, педагогов, родителей с дыхательной гимнастикой, продолжать работу по совершенствованию артикуляционной гимнастики | Мастер-класс по дыхательной гимнастике: 1.Развитие диафрагмального дыхания и речевого с помощью губ. 2. Развитие речевого дыхания 3.Упражнения с коктейльными трубочками. | Разучивание некоторых упражнений дыхательной гимнастики, показ мастер-класса по использованию дыхательной гимнастики в работе с дошкольниками. | Оформление информационного стенда «Дыхательная гимнастика» Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики. |
1.09.25 5.09.25 | Познакомить детей, педагогов, родителей с массажными шариками «Су-джок», Познакомить детей с кинезиологическими упражнения для развития мелкой моторики | Массажный шарик «су-джок», дыхательная и артикуляционная гимнастика Мастер-классы: 1.Показ упражнений- манипуляций с шариком. 2.Разучивание стихотворения «Угощение гномов» Заучивание упражнений: кулак-ладонь, ладонь-ребро, кулак-ребро-ладонь | Разучивание некоторых видов работы по использованию массажного шарика «су-джок», показ мастер-класса по использованию шарика в работе с дошкольниками. Разучивание некоторых видов работы по использованию кинезиологических упражнений в работе с детьми | Оформление информационного стенда «Использование массажного шарика «су-джок» в работе с детьми» Оформление информационного стенда «Картотека кинезиологических упражнений». Буклет «Кинезиологические игры и упражнения для детей дошкольного возраста». |
Результат реализации проекта:
Дети старшего дошкольного возраста:
- познакомились с артикуляционной и дыхательной гимнастикой, массажным шариком «су-джок»;
- научились некоторым видам артикуляционной и дыхательной гимнастики;
- совершенствовалась мелкая и общая моторики;
- улучшилось качество звукопроизношения, усовершенствовалась мелкая моторика.
Родители:
- познакомились и расширили теоретические знания по звуковой культуре речи, развитию мелкой и общей моторики; получили практические знания.
- научились некоторым видам артикуляционной и дыхательной гимнастики
Педагоги:
- Повышение квалификации профессионального и педагогического мастерства
Приложения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка о язычке
Развитие артикуляционного аппарата. ...
Путешествие язычка
Конспект занятия вокального кружка в старшей и подготовительной группесоставитель Мертвищева О.Г. музыкальный руководитель МДОУ №3 «Орленок»...
конспект непосредственно образовательной деятельности "Здравствуй,умный язычок"
занятие для второй младшей группы...
Подборка артикуляционной гимнастики " Сказки веселого язычка"
Никто не заменит работу логопеда, но родители могут самостоятельно помочь ребенку в речевом развитии, чтобы не терять времени до поступления в логопедическую группу или на прием к логопеду. Дан...

Артикуляционная гимнастика "Весёлые превращения Язычка"
Комплекс артикуляционных упражнений в стихотворной форме....

Знаете ли вы …что у нашего язычка есть тоже сказки. Можно весело и с пользой поиграть. Сказка «О Веселом Язычке»
Знаете ли вы …что у нашего язычка есть тоже сказки. Сказка «О Веселом Язычке»...

Логопедический проект "Мой подвижный язычок, Язычок - Звуковичок"
Информационно - практический проект для детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи. Этот проект призван вызвать интерес детей к...