Проект "Веселый язычок"
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Цель: 
Создать систему работы по развитию артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: 
1.Расширение и углубление теоретических знаний по разделу звуковая культура речи.
2.Раскрыть значимость артикуляционной и дыхательной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения.
3. Апробирование инновационных технологий и выработка рекомендаций по их использованию в воспитании правильного звукопроизношения.
4. Изучение, обобщение и внедрение в практику опыта коллег.
5.Развитие творческой инициативности детей, родителей и педагогов.
 
Предполагаемый результат:
Использование нетрадиционных и игровых приемов для развития артикуляционной и мелкой моторики, развития речевого дыхания будет способствовать формированию правильного звукопроизношения дошкольников.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_artikulyatsionnaya_gimnastika.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад № 27 «Петушок»

Логопедический проект

«Веселый язычок»

Выполнила : Бесполденова Ольга Андреевна,

учитель-логопед

Камень-на-Оби

2025

Актуальность проекта

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата, развитие целенаправленной воздушной струи, развитие мелкой моторики.

Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь педагогов.

Существует много средств устранения недостатков речи: артикуляционная и дыхательная гимнастики, развитие мелкой моторики. Знакомство детей с артикуляционной и дыхательной гимнастикой происходит с ранних лет. Благодаря артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию речевого дыхания некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно. Артикуляционная и дыхательная гимнастики интересны своей яркой, доступной, понятной для детей формой. Дети с интересом и восхищением пытаются подражать педагогу, родителям, сверстникам, повторить их действие. Таким образом, развивается воображение, обогащается речь. Упражняются органы артикуляции, развивается мелкая моторика.

Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время.

Цель: 

Создать систему работы по развитию артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: 

1.Расширение и углубление теоретических знаний по разделу звуковая культура речи.

2.Раскрыть значимость артикуляционной и дыхательной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения.

3. Апробирование инновационных технологий и выработка рекомендаций по их использованию в воспитании правильного звукопроизношения.

4. Изучение, обобщение и внедрение в практику опыта коллег.

5.Развитие творческой инициативности детей, родителей и педагогов.

Предполагаемый результат:

Использование нетрадиционных и игровых приемов для развития артикуляционной и мелкой моторики, развития речевого дыхания будет способствовать формированию правильного звукопроизношения дошкольников.

Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников, логопед.

Возраст детей: 5-7 лет.

Вид проекта:

- Групповой.

- Краткосрочный.

Срок реализации: 01.08-5.09. 2025 года.

Интеграция образовательных областей : «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

 1 этап

Подготовительный

  1. Создание необходимых условий для реализации проекта:

- Определение цели и задач проекта.

- Составление плана реализации проекта

- Подбор информации о значимости артикуляционной, дыхательной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения

- Подготовка дидактических пособий, презентаций, музыкального материала.

2 этап

Основной

1.Работа с детьми

  • Проведение артикуляционной гимнастики
  • Проведение дыхательной гимнастики
  • Проведение "Су-джок терапии"
  • Проведение и заучивание кинезиологических упражнений

2.Работа с воспитателями

  • Беседа  о значимости артикуляционной, дыхательной гимнастики. Рекомендации по выполнению и проведению. Цель: сформировать у воспитателей представление о необходимости внедрения артикуляционной и дыхательной гимнастики в педагогический процесс. Выработать практические навыки проведения артикуляционной и дыхательной гимнастики у воспитателей с детьми.
  • Использование в работе по подготовке речедвигательного аппарата традиционных и нетрадиционных логопедических методов и средств воздействия: "Веселые истории для артикуляционной гимнастики"; адаптированные сказки ( "Язычок на проулке", "Язычок в зоопарке", "Котик", "Зоопарк" Е.Н.Косинова, "Веселая прогулка"), использование артикуляционной гимнастики с музыкальным сопровождением, гастрономической и сладкой артикуляционной гимнастики, игра "Рыбалка", презентации.                                                                               Цель: заинтересовать педагогов новыми приемами для осуществления традиционных и нетрадиционных способов проведения артикуляционной гимнастики; на практике изучить педагогические приемы и провести мастер-класс для воспитателей.
  • Внедрение в практику новых технологий "Су-джок терапия" , "Кинезиологических упражнений"                            Цель: апробирование инновационных технологий и выработка рекомендаций по использованию шариков "Су-джок", упражнений по кинезиологии.

3.Работа с родителями

  • Консультация о значимости артикуляционной и дыхательной гимнастики для развития правильного звукопроизношения, совершенствования качества речи.                                                                                              Цель: профилактика речевых нарушений, улучшение качества речи.
  • Практикумы по освоению навыков проведения артикуляционной гимнастики со своими детьми (по запросу родителей)                                                                                                                                                                                  Цель: закрепление  умений в использовании практических приемов и средств для проведения артикуляционной гимнастики.
  • Создание комплексов упражнений с учетом нарушенного звукопроизношения (индивидуально, вклеивается в тетрадь для домашних заданий).                                                                                                                                       Цель: осуществить личностно-ориентированный подход для коррекции речевых нарушений.
  • Изготовление буклетов "Дыхательная гимнастика"

3 этап

Заключительный

  • Оформление альбомов по артикуляционной гимнастике (комплексов для определенных видов нарушений в звукопроизношении);
  • Презентация проекта на педагогическом совете;
  • Популяризация на интернет ресурсах методической литературы по теме среди родителей и педагогов;
  • Итоговая диагностика артикуляционных навыков детей дошкольного возраста.

                                                      Перспективный план

 

Период

цель

Вид работы с детьми

Вид работы с педагогами

Вид работы с родителями

1.08.25

8.08.25

Познакомить детей, педагогов, родителей с некоторыми упражнениями артикуляционной гимнастики

Мастер-классы по артикуляционной гимнастики:

1.Знакомство с упражнениями с музыкальным сопровождением.

2.Игра «рыбалка»

Разучивание некоторых упражнений артикуляционной гимнастики, показ мастер-класса по использованию артикуляционной гимнастики в работе с дошкольниками.

Оформление информационного стенда «Артикуляционная гимнастика»

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики.

11.08.25

15.08.25

Продолжать знакомство педагогов, детей, родителей с  артикуляционной гимнастикой.

Мастер-классы по артикуляционной гимнастике:

1.Логопедическая сказка «Путешествие язычка»

2.Сладкая артикуляционная гимнастика

Продолжить разучивание некоторых упражнений артикуляционной гимнастики, показ мастер-класса по использованию артикуляционной гимнастики в работе с дошкольниками.

Оформление информационного стенда «Логопедические сказки» Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики.

18.08.25

22.08.25

Продолжать знакомство детей, педагогов, родителей  с артикуляционной гимнастикой.

Мастер-класс по артикуляционной гимнастике:

1.Гастрономическая артикуляционная гимнастика.

Продолжать изучать упражнения и виды работы по артикуляционной гимнастике.

Оформление информационного стенда «Гастрономическая артикуляционная гимнастика»

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики.

25.08.25

29.08.25

Познакомить детей, педагогов, родителей с дыхательной гимнастикой, продолжать работу по совершенствованию артикуляционной гимнастики  

Мастер-класс по дыхательной гимнастике:

1.Развитие диафрагмального дыхания и речевого с помощью губ.

2. Развитие речевого дыхания

3.Упражнения с коктейльными трубочками.

Разучивание некоторых упражнений дыхательной гимнастики, показ мастер-класса по использованию дыхательной гимнастики в работе с дошкольниками.

Оформление информационного стенда «Дыхательная гимнастика»

Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики.

1.09.25

5.09.25

Познакомить детей, педагогов, родителей с массажными шариками «Су-джок»,

Познакомить детей с кинезиологическими упражнения для развития мелкой моторики

Массажный шарик «су-джок», дыхательная и артикуляционная гимнастика

Мастер-классы:

1.Показ упражнений- манипуляций с шариком.

2.Разучивание стихотворения «Угощение гномов»

Заучивание упражнений: кулак-ладонь, ладонь-ребро, кулак-ребро-ладонь

Разучивание некоторых видов работы по использованию массажного шарика «су-джок», показ мастер-класса по использованию шарика в работе с дошкольниками.

Разучивание некоторых видов работы по использованию кинезиологических упражнений в работе с детьми

Оформление информационного стенда «Использование массажного шарика «су-джок» в работе с детьми»

Оформление информационного стенда «Картотека кинезиологических упражнений». Буклет «Кинезиологические игры и упражнения для детей дошкольного возраста».

Результат реализации проекта:

Дети старшего дошкольного возраста:

  • познакомились с артикуляционной и дыхательной гимнастикой, массажным шариком «су-джок»;
  • научились некоторым видам артикуляционной и дыхательной гимнастики;
  • совершенствовалась мелкая и общая моторики;
  • улучшилось качество звукопроизношения, усовершенствовалась мелкая моторика.

Родители:

  • познакомились и расширили теоретические знания по звуковой культуре речи, развитию мелкой и общей моторики; получили практические знания.
  • научились некоторым видам артикуляционной и дыхательной гимнастики

Педагоги:

  • Повышение квалификации профессионального и педагогического мастерства

Приложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка о язычке

Развитие артикуляционного аппарата.  ...

Путешествие язычка

Конспект занятия вокального кружка в старшей и подготовительной группесоставитель Мертвищева О.Г. музыкальный руководитель МДОУ №3 «Орленок»...

Подборка артикуляционной гимнастики " Сказки веселого язычка"

Никто не заменит работу логопеда, но родители могут самостоятельно помочь ребенку в речевом развитии, чтобы не терять времени до поступления в логопедическую группу  или на прием к логопеду. Дан...

Артикуляционная гимнастика "Весёлые превращения Язычка"

Комплекс артикуляционных упражнений в стихотворной форме....

Знаете ли вы …что у нашего язычка есть тоже сказки. Можно весело и с пользой поиграть. Сказка «О Веселом Язычке»

Знаете ли вы …что  у нашего язычка есть тоже сказки.  Сказка «О Веселом Язычке»...

Логопедический проект "Мой подвижный язычок, Язычок - Звуковичок"

Информационно - практический  проект  для детей  старшего  дошкольного возраста с тяжелым нарушением  речи. Этот  проект  призван вызвать  интерес  детей к...