«Дидактические игры, развивающие навыки различения слогов»
консультация по логопедии

Малыхина Елена Владимировна

Слоговой анализ – важная ступень ознакомления ребенка со звуковой стороной слова.

 

Главное на этом этапе заключается в том, чтобы дети осознали принцип слогового строения слова. Необходимо детей познакомить с «ударением». Умение услышать ударный слог, необходимо не только для подготовки детей к обучению письму, чтению, но и для последующего усвоения языка в школе (например, написание безударных гласных). Это необходимо для правильного понимания и произнесения тех слов, которые различаются только ударением (замок – замок, полки – полки, стрелки – стрелки) и повышают общую культуру устной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Дидактические игры, развивающие навыки различения слогов»

Дифференциация слогов

Слоговой анализ – важная ступень ознакомления ребенка со звуковой стороной слова.

Главное на этом этапе заключается в том, чтобы дети осознали принцип слогового строения слова. Необходимо детей познакомить с «ударением». Умение услышать ударный слог, необходимо не только для подготовки детей к обучению письму, чтению, но и для последующего усвоения языка в школе (например, написание безударных гласных). Это необходимо для правильного понимания и произнесения тех слов, которые различаются только ударением (замок – замок, полки – полки, стрелки – стрелки) и повышают общую культуру устной речи.

Ребенок 6 лет должен знать, что слово делится на слоги, что количество их разное и расположены они в слове в определенной последовательности, один слог – ударный.

К концу подготовительной к школе группе  дети должны:

  • Слышать слоги в слове (С термином «слог» сначала детей не знакомят, заменяют выражением «часть слова»);
  • Произносить каждую часть слова отдельно;
  • Делить 2х – 3х сложные слова с открытыми слогами;
  • Самостоятельно подбирать слова с определенным слогом;
  • Составлять слова из заданных слогов;
  • Находить слова, начинающиеся с последнего слога услышанного слова;
  • Самостоятельно преобразовывать слова с одним слогом в слова с 2мя, 3мя слогами и наоборот;

Облегчает на первых порах понимание слогового членения, применение приема графического изображения частей слова в виде квадратов, кружков, коротких черточек…(1 квадрат,1 круг соответствует 1му слогу).  Дети определяют последовательность звучания слогов в слове, называют сколько слогов в слове.

Работа по ознакомлению детей со слоговым составом слова организуется с учетом возрастных, интеллектуальных и речевых возможностей детей, поэтому задания и упражнения подбираются те, которые ребенок выполняет самостоятельно, и те которые выполняются совместно с педагогом.

"Подними кружок, если я ошибусь"

Цель. Учить детей различать слоги, отличающиеся гласными звуками.

Оборудование. Сигнальные кружки красного цвета.

Ход.  Взрослый  произносит  цепочку  слогов,  отличающихся  гласными  звуками.

Например,  ма-ма-ма-му.  Дети  определяют,  что здесь  лишнее  (му)  и  поднимают сигнальные кружки.

 

«Цветные квадратики или Пирамидка»

Цель: Учить детей преобразовывать слова из односложного в 2х и 3х сложные слова. Закреплять знания детей о том, что слоги в слове произносятся друг за другом. Развивать творчество и познавательный интерес.

«Цветные квадратики» Слоговая линейка (автор Г.А. Тумакова)

Цель: Усвоить знания о слоговом составе слова. Упражнять в назывании слогов последовательно друг за другом. Узнавать количество слогов в слове путем выдвижения квадратиков на линейке.

Цель: Закрепить умения детей делить слова на слоги, подбирать слова к заданной слоговой схеме.

Слоговая линейка позволяет самостоятельно проводить разные действия с указанными словами: преобразование короткого слова в длинное, узнавать «спрятанные слова», четко представлять сам процесс деления слова на слоги, учит детей замедленно проговаривать слово по частям, вслушиваться в последовательное звучание слогов, т.к. линейка является развернутым макетом разложенного, произнесенного слова.

"Какой слог лишний?"

Цель. Учить детей различать слоги, отличающиеся фонетически далёкими согласными звуками.

Ход.  Взрослый  произносит  цепочку  слогов,  отличающихся  согласными  звуками.

Например, на-на-на-па. Дети определяют и называют лишний слог (па).

Телефон

Цель. Развивать фонематическое восприятие, дифференциация слогов с оппозиционными согласными, умение четко воспроизводить слоговые цепочки.

Описание игры. Дети сидят в ряд друг за другом. Взрослый говорит на ухо ребенку слог, слоги или серию слогов (например: са, су-су-со, па-па-са и т.д., состоящие из звуков не нарушенных в произношении детей) на ушко первому ребенку. Серия слогов передается по цепочке и последний ребенок произносит ее вслух. Последовательность цепочки меняется.

 

«Повтори правильно»

Цель. Развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки.

Оборудование: мяч.

Описание игры. Дети сидят по кругу. Педагог предлагает детям по очереди поймать мяч и внимательно послушать цепочку слогов, затем ребенок должен правильно повторить и бросить мяч обратно. Слоговые ряды могут быть различными: ми-ма-му-ме, па-пя-па, са-са-за, ша-са....

«Назови по порядку слоги»

Взрослый произносит слово, дети говорят: какой слог 1-й, какой – 2-й. Например:

САДЫ –1-й слог СА, 2-й слог ДЫ. Вначале берутся слова из 2-х слогов (ВОДА, ПОЛЕ,  ЛУНА,  УТРО,  НЕБО,  КОСМОС...).  Произнося слова по  слогам, дети  на каждый слог делают хлопок в ладоши.

"Скажи наоборот"

Цель. Различать слоги, отличающиеся согласными звуками по твердости-мягкости.

Ход. Взрослый произносит слоги с твердыми согласными, а дети

– с мягкими. Или наоборот.

Взрослый    ма      му    мо    мы

Ребенок      мя      мю   мё     ми

Упражнение «Эхо»

Цель: развитие фонематического слуха, фонематического восприятия, на формирование умения дифференцировать звуки в слогах.

Ход:

Вариант 1: Педагог предлагает повторить серию слогов с общим гласным и разными согласными звуками: та-ка-па па-ка-та

ка-на-па га-ба-да          фа-ха-ка ма-на-ва             ба-да-га ка-ва-ха   и т.д.

Вариант 2: Педагог предлагает повторить серию слогов с согласными звуками, различающимися по звонкости-глухости (серии из двух, трех слогов):

па-ба та-да        по-бо ка-га        пу-бу фа-ва           са-за шу-жу     и т.д.

па-ба-па та-да-та ва-фа-ва          по-бо-по да-та-да фа-ва-фа

пу-бу-пу ка-га-ка са-за-са           пы-бы-пы га-ка-га зу-су-су    и т.д.

Вариант 3: Педагог предлагает повторить серию слогов с согласными звуками, различающимися по мягкости-твердости:

па-пя по-пё пу-пю пы-пи               ма-мя мо-мё му-мю мы-ми

ва-вя во-вё ву-вю вы-ви                    та-тя то-тё ту-тю ты-ти      и т.д.

Вариант 4: Педагог предлагает повторить серию слогов с наращиванием стечения согласных звуков:

па-тпа на-пна ка-фка фа-тфа      та-пта на-фна ка-тка ка-пка

та-фта ма-кма на-кна та-кта и т.д.

Вариант 5: Педагог предлагает повторить серию слогов с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными:

пта-пто-пту-пты тма-тмо-тму-тмы          кта-кто-кту-кты кна-кно-кну-кны

фта-фто-фту-фты фка-фко-фку-фкы       тпа-тпо-тпу-тпы пна-пно-пну-пны

Вариант 6: Педагог предлагает повторить серию слогов со сменой позиции согласных звуков в стечении:

пта-тпа кта-тка фта-тфа      пка-кпа фка-кфа хта-тха    фпа-пфа гда-дга вба-бва

«Какой слог лишний?»

Цель:  развитие  фонематического  восприятия,  дифференциация  слогов  с оппозиционными согласными.

Описание игры: Взрослый произносит ряд повторяющихся слогов, например, на – на – па – на, и спрашивает ребят, какой слог «лишний». Затем слоговой ряд усложняется  (ва – фа – ва – ва, ...)

 Игра «Бабочка»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов, близких по звуковому составу.

Описание игры: взрослый предлагает детям «превратить руки в бабочек» (скрестить кисти рук в запястьях, прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, выпрямив пальцы – бабочка сложила крылья, взмах крыльев осуществляется только легким, но резким движением в запястьях). Бабочка летит, пока взрослый произносит слоги («песенки»), но замирает, когда взрослый произносит слог «ай»: ам, ом, ай, ап, оп, ох, ах, ай, ам, ах, ух, ай...

 

Игра «Медвежонок»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов, близких по звуковому составу.

Оборудование: две игрушки медведица и медвежонок.

Описание игры: взрослый показывает медвежонка и говорит, что он потерялся. Медвежонок еще маленький и не может громко позвать свою маму. Взрослый просит детей помочь медвежонку и громко повторить его слова: Ам-ма! Ом-мо! Ум-му! Затем появляется медведица и благодарит детей за помощь.

Игра «Малыш»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов, близких по звуковому составу.

Оборудование: кукла-мальчик

Описание игры: взрослый показывает игрушку и говорит, что малышу скучно, поэтому он плачет. Предлагает спеть вместе с малышом его песенку: сначала внимательно послушать, потом повторить. Взрослый тонким голоском произносит слоги, а дети повторяют: «Ма-му, ма-мо, ма-мы, му-мы, му-мо, мы-ма-мо...».

Игра «Веселый мяч»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов с оппозиционными согласными.

Оборудование: мяч.

Описание игры: дети встают полукругом, взрослый по очереди бросает мяч детям, произнося по одному слоги (па, ба, по, бо, та, да...). Дети возвращают мяч, повторяя названные слоги.

 

Игра «Повтори за мной»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов с оппозиционными согласными.

Оборудование: игрушечный медведь.

Описание игры: взрослый показывает игрушку и говорит, что этот медвежонок приехал к нам из сказочной страны и не умеет разговаривать на нашем языке. Предлагает научиться говорить на его языке (повторить слоги): па- ба, по-бо, пу-бу, па-па-па, ба-ба-ба.

Слог является минимальной единицей речевого потока. Удачно для игр на различение слогов брать звукоподражания. В такие игры с интересом будут играть как совсем малыши, так и детки постарше.

Игра "Кто как кричит?"

Взрослый выставляет картинки и говорит: "Посмотри на картинки, послушайте, кто как кричит и повтори".

- Девочка заблудилась в лесу и кричит: "Ау!"
- Малыш плачет: "Уа!"
- Филин сидит на суку: "ФУ- фу!"
- Довольный поросенок лежит в луже: "Уф- уф!"
"Запомнил, кто как кричит? Теперь я буду показывать картинку, а ты говори".
Другой вариант игры: картинки у ребенка. Взрослый произносит слоги, а малыш поднимает соответствующую картинку.

 

Игра «Похлопаем»

Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Игра «Слог да слог - и будет слово, мы в игру сыграем снова»

Вариант 1. Цель: закрепление умения добавлять слог до слова.

Ход игры. Взрослый говорит детям: - Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са-хар, са-ни. Затем взрослый поочередно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч об пол. 

Вариант 2.   Взрослый бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «со» или «шо», «сы» или «ши». Ребенок заканчивает слово. Например: Ша - шары, са - санки, шо - шорох, со - сорока, шу - шуба, су - сумка, ши - шины, сы - сырок.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие - дидактическая игра "Раздели слова на слоги"

Игра в компьютерном варианте, упражняет детей в делении слов на слоги. Проверить себя ребёнок может, кликнув мышкой....

Дидактическая игра "Прочитай по первому слогу"

Дидактическая игра "Прочитай по первому слогу"...

Дидактическая игра "Раздели слова на слоги"

Описание игры: Разделить слова на слоги и маркером соединить с нужной картинкой              Цель: Закрепить умение делить слова н...

Дидактическая игра "Учимся читать по слогам"

Задачи:Познакомить с графическим изображением буквы;учить выделять первый звук из слова, пополнить словарный запас;закрепить умение мыслить логически;Познакомить детей с буквами, учить отличать гласны...

Дидактическая игра "Учимся читать по слогам"

Синий мальчик-согласный звук. Красная девочка -гласная. Зелёный мальчик-мягкий согласный. Мальчик с девочкой берутся за руки и образуют вместе слог.(предварительно проговариваем с детьми о том, что ма...

Дидактическая игра "Составь слово из слогов"

Цель : Формировать у детей интерес к чтению, закреплять знание букв, умение складывать слова из слогов , читать слова...

Дидактические игры, развивающие навыки фонематического анализа (карточки)

Фонематический анализ – это умение расчленять слышимое слово на составляющие его звуки, четко представлять себе его звуковую структуру. Под фонематическим анализом понимаются умственные дей...