консультации
консультация по логопедии

этапы усвоения трудных звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_usvoeniya_trudnyh_zvukov.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Этапы усвоения детьми трудных звуков

Даже при нормальном речевом развитии, ребёнок далеко не сразу овладевает нормативным произношением. Употребить новый звук в слове, использовать его в повседневной речи для ребёнка дело непростое. Многие звуки произносятся детьми практически без усилий – М, Н, Т, П и конечно гласные звуки. Хотя и здесь возможны искажения – чаще всего назальный, носовой оттенок речи и растянутое долгое произнесение гласных. Тяжелее всего даются шипящие, свистящие, а также Р и Л.

Возраст ребёнка

1 -2 года

2 -3 года

3 – 5 лет

5 – 6 лет

звуки

А О Э
П Б М

И Ы У
В Ф
Т Д Н
К Г Х Й

С З Ц
Ш Ж
Ч Щ

Л

Р

Неточное произношение у детей в возрасте до трёх – четырёх лет естественно – это так называемое возрастное косноязычие (при нормальном физическом и психическом развитии и наличии полноценного слуха). Не позднее чем к 5 – 6 годамребёнок должени овладеть правильным произношением всех звуков родной речи. Всякие нарушения в произношении звуков после этого возраста рассматриваются как дефекты произношения, исправлять которые бывает очень трудно. Поэтому именно в этом периоде жизни ребёнка (до 5 -6 лет) особенно важно следить за формированием его произношения и вовремя предупреждать закрепление косноязычия.

Ни в коем случае нельзя подражать неправильному произношению ребёнка – сюсюкать с ним. Тем самым вы лишаете ребёнка возможности слышать правильное произношение и отличать от неправильного. Это ведёт к тому, что у ребёнка не вырабатывается слуховой самоконтроль и закрепляется искажённое произношение.

С детьми нужно говорить всегда правильно и таким образом давать речевой образец для подражания.

Как образуются звуки

Люди с правильной, чёткой речью обычно не задумываются над этим вопросом. Поток звуков льётся как бы автоматически и воспринимается так же как бы автоматически. И только когда, например, выпадает зуб, впервые замечает, что речь нарушается.

Речевой аппарат человека – это сложнейшая структура с центром в головном мозге. Давайте вспомним, какие органы речи участвуют в образовании звуков.

Почему детям трудно даются некоторые звуки? Во-первых у них ещё недостаточно развит фонематический слух, поэтому они часто не узнают звуки в речи взрослого и воспроизводят в искаженном виде. Во-вторых , артикуляционный аппарат ребёнка еще недостаточно устойчив, и ему не так то просто справиться с преградами на пути струи воздуха, когда он выговаривает согласные звуки.

Чтобы образовался нужный звук, язык, губы, зубы должны принять опредлённое положение (артикуляционную позу), а именно это подчас не удаётся ребёнку, особенно при произнесении свистящих, шипящих и сонорных Л, Р.

Этапы усвоения детьми трудных звуков.

#1047;вук С.

Твёрдый звук появляется у детей в возрасте 2 – 2,5 года. Могут быть замены с-сь, межзубное или призубное произношение. К четырём годам дети усваивают произношение твёрдого звука с (однако возможны замены и пропуски). К пяти годам, как правило, закрепляется произношение звука с. Иногда наблюдается смешение звуков с-з, с-ц, с-ш. В старшем дошкольном возрасте нужно продолжать работу над чётким и ясным произношением звука.

#1047;вук З

Появляется звук з на втором году жизни. В основном ребёнок заменяет его мягким вариантом. Зея (Зоя). К концу третьего года у ребёнка появляется твёрдый звук з, однако может быть смешение артикуляционно близких звуков: «жук» - «зюк», «зубы» - «субы». К концу четвёртого года жизни большинство детей усваивают и правильно произносят звук.

#1047;вук Ц

Усвоение звука ц происходит через такие промежуточные звуки ть-сь-с-тс-тц (типлёнок, сыплёнок). Данная система заменителей не является обязательной для всех детей. На третьем году жизни у ребёнка может ещё отсутствовать твёрдый звук ц и заменяться звуком ть или сь (с). К концу третьего года этот звук появляется у некоторых детей, а к четырем дифферецируется и произносится правильно.

Звук Ш.

Шипящий звук ш появляется обычно на третьем году жизни. Но он еще очень неустойчив.Многие дети смешивают его со свистящим с (суба вместо шуба). У некоторых детей в 4-5 лет может наблюдаться неправильное формирование звука; боковое, нижнее и др. Не всегда четко дифференцируется в речи. Может заменяться не только свистящими, но и звуками х и ф (фыфки, хыхки). К 5 – 6 годам произносительная сторона достигает довольно высокого уровня.

Звук Ж

Появляется в 2 года 3 месяца. Некоторые дети произносят его сразу верно, но большинство заменяют свистящим «зук» вместо «жук». В 3 – 4 года большинство детей усваивают правильное произношение звука Ж.

К 4 – 6 годам звук обычно чистый, но иногда дети испытывают затруднения при произнесении слов насыщенных свистящими и шипящими звуками.

Звук Ч

Появляется в 2 года 3 месяца. Но некоторые малыши заменяют его соответствующим твёрдым свистящим «цасы» вместо «часы». В 4года большинство детей усваивают и правильно произносят звук Ч. Возникают трудности при произнесении слов, насыщенных одновременно свистящими и шипящими звуками. свистящими и шипящими звуками. В 5 -6 лет Ч произносятся чётко. Но может наблюдаться смешение Ч-Ц, Щ-Ч. Необходима работа по развитию фонематического слуха.

Звук Щ.

У некоторых детей появляется в 2года 3месяца. Но большинство ещё не произносит шипящий, заменяя его твёрдым свистящим «сенок» вместо «щенок»

В 4 – 5 лет может наблюдаться обратная замена, когда вновь появившейся звук Щ произносится и в тех словах, где его употребление неуместно. К 5 -7 годам заканчивается усвоение шипящего Щ. Но может быть и смешение Щ – Ч, Щ – СЬ.

Звук Л.

Мягкий звук Л появляется на втором году жизни. В 3 года дети заменяют мягким Л недостающие звуки Л, Р. Иногда заменяют Л звуком Й. К четырём годам появляется звук Л, но иногда дети заменяют его на И или Ль. В 5-6 лет улучшается произношение, но могут быть трудности в употреблении слов, насыщенных одновременно звуками Л и Р.

Звук Р.

Твёрдый звук Р появляется у детей в 2 – 2,5 года. Процесс усвоения звука Р происходит через следующую ситему заменителей Й – Ль – Л – Рь – Р (рыба – йыба – либа – лыба). Данная система заменителей не является обязательной для всех детей. У большинства детей в 4 года может наблюдаться замена сонорного звука на Й, или Ль. К концу пятого года большинство детей усваивают и правильно произносят звук Р.

Некоторые дети не в силах вызвать вибрацию кончика языка и произносят Р как гортанный.

Таким образом, мы с вами познакомились с примерными сроками усвоения детьми звуков речи, рассмотрели этапы формирования трудных звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....