Развивающая предметно – пространственная среда кабинета учителя –логопеда ДОУ.
методическая разработка по логопедии

Седова Татьяна Владимировна

Развивающая предметно-пространственная среда кабинета учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развивающая предметно – пространственная среда

кабинета учителя –логопеда ДОУ.

Предметно-развивающая среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа.

Особенности предметно-развивающей пространственной среды логопедического кабинета.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда в соответствии с Программой должны обеспечивать:

- экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком (кинестетический), (стол песочный с подсветкой) и крупой;

- двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики;

-эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в кабинете логопеда создает возможности для:

- успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии,

- позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности,

- помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует

всестороннему гармоничному развитию личности.

Предметно-развивающее пространство должно быть  организовано таким образом, чтобы ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его непосредственным руководством.

Центры и уголки должны быть размещены в зоне доступности для детей и наполняться в соответствии с возрастными особенностями воспитанников. Для детей доступны все функциональные пространства кабинета.

Развивающая предметно-пространственная среда позволяет предусмотреть сбалансированное чередование специально организованной образовательной и нерегламентированной деятельности детей. Обстановка, созданная в кабинете учителя-логопеда, уравновешивает эмоциональный фон ребенка, способствует его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Логопедический кабинет должен иметь зональную структуру. В нем можно выделить

несколько основных зон:

1. Зона методического, дидактического и игрового сопровождения.

Она представлена шкафами и стеллажами и содержит следующие разделы: материалы по обследованию речи детей;

- методическая литература по коррекции речи детей;

- учебно-методическая литература по обучению грамоте детей с нарушениями речи;

- учебно-методические планы и другая документация учителя-логопеда;

- пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках, пластиковых контейнерах, папках и конвертах).

2. Информационная зона для педагогов и родителей

Она расположена на стендах («Советы логопеда»): приемных обновляется регулярно. В логопедическом кабинете имеется подборка популярных сведений о развитии и коррекции речи детей.

3. Зона индивидуальной коррекции речи.

Здесь располагаются зеркало и рабочий стол, за которым проходит индивидуальная коррекционная работа. Перед зеркалом располагается стол, на котором располагается материал для выработки воздушной струи, развития мелкой моторики, подборка артикуляционной гимнастики.

Вывод:

Постоянное обновление оснащения кабинета делает для детей коррекционную

логопедическую деятельность интересной, комфортной, эмоционально обогащенной и, конечно, развивающей. В результате использования ресурсов коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета, значительно повышается интерес детей к коррекционным занятиям. Среда помогает в преодолении общего недоразвития речи, способствует развитию пространственных представлений и зрительно-предметного гнозиса, развивает познавательный интерес, повышает речевую активность, способствует обучению детей элементам грамоты; развитию лексико грамматического строя и связной речи, психических функций.

Благодаря чёткой, насыщенной игровыми компонентами, эстетично оформленной коррекционно - развивающей среде кабинета учителя-логопеда успешно решаются следующие задачи:

Автоматизация и дифференциация поставленных звуков;

 Формирование слоговой структуры слов;

Пополнение активного и пассивного словаря;

Формирование навыков звукового анализа и синтез;

Развитие общей и мелкой моторики;

Работа над речевым дыханием;

 Развитие психологической базы речи;

Активное сотрудничество с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развивающей предметно-пространственной среды кабинета учителя-логопеда

Размышляя о своей профессии, пришла к выводу, что учитель-логопед – это и психолог, и актёр, и музыкант, и дизайнер. Он должен не только научить детей говорить красиво и правильно, но и создать услови...

Развивающая предметно - пространственная среда кабинета учителя - дефектолога, логопеда.

В статье раскрыто содержание предметно - пространственной среды учителя - дефектолога (логопеда), работающих с разными категориями детей с ОВЗ....

Развивающая предметно-пространственная среда кабинета учителя-дефектолога

В презентации на примере лексических тем "Зимушка-зима" и "На ферме" отражена сменяемость учебного, игрового, дидактического материала...

Организация развивающей предметно - пространственной среды кабинета учителя-логопеда ДОУ

При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-лого...

презентация "Развивающая предметно-пространственная среда кабинета учителя-логопеда в ДОО"

Основное назначение логопедического кабинета –создание рациональных условий для коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.   Предметно-развивающая среда логопедического ...

"Развивающая предметно -пространственная среда кабинета учителя- логопеда в ДОУ"

Свою работу я осуществляю по реализации образовательной области «Речевое развитие». Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи в логопедическом кабинете не...

Развивающая предметно-пространственная среда кабинета учителя логопеда в ДОУ

Организованная развивающая предметно – пространственная среда логопедического кабинета способствует целенаправленному формированию эмоционально-положительного психологического климата в процессе...