Перспективный годовой план работы учителя-логопеда Мордвиновой Ирины Борисовны СП "Детский сад № 16" ГБОУ СОШ № 9 г. Сызрани на 2025-2026 учебный год
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДАЮ»
Педагогическим советом Директор ГБОУ СОШ № 9 г. Сызрани
Протокол № ___ ____________________ Л.В. Просвирнина
от ____ августа 2025 г.
Перспективный годовой план работы
учителя-логопеда Мордвиновой Ирины Борисовны
СП «Детский сад № 16» ГБОУ СОШ № 9 г. Сызрани
на 2025-2026 год
Сызрань 2025 год
Цель работы учителя-логопеда в ДОУ заключается в создании рациональных условий для логопедического коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями.
Задачи:
- своевременно выявлять и предупреждать речевые нарушения у детей старшего дошкольного возраста;
- формировать полноценную звуковую сторону речи (звукопроизношение, слоговую структуру, фонематические процессы);
- развивать и совершенствовать навыки связной речи;
- оказывать помощь в усвоении лексических и грамматических средств языка;
- проводить консультативную работу с педагогами ДОУ, родителями;
- овладение фонематической системой языка (коррекция звуков, уточнение артикуляции, имеющихся звуков); развитие фонематического восприятия; развитие сложных форм звукового анализа и синтеза;
- развитие словаря у детей, преимущественно путем развития внимания к словообразованию, к эмоционально-оценочному значению слов;
- развитие у детей внимания к морфологическому составу слов, изменению слов, и сочетаний их в предложении;
- воспитание у детей умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи;
- развитие артикуляционной и мелкой моторики
- подготовка обучения грамоте.
ФОРМИРОВАНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ ПРИ ЕЁ НЕДОРАЗВИТИИ
1.Научить детей грамматически правильно строить распространенные предложения (сложно-сочиненные и сложно-подчиненные)
Сопровождать работу по словоизменению, учить согласовывать прилагательные с существительными, числительными с существительными в роде, числе, падеже.
2.Учить связно, последовательно, логично излагать свои мысли, события из окружающей жизни, личного опыта.
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ
1.Познакомить с понятиями «слово» и «предложение».
2.Работать над простым предложением, его составом. Учить придумывать предложения по 1 слову, по 2 словам; работа с деформированной речью.
3.Работать над распространенными предложениями, над употреблением предлогов в предложении, над интонацией, законченностью предложений.
4.Анализ предложений.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Развивать разговорную и описательную речь:
- учить рассказывать, точно придерживаясь текста;
-составлять связные рассказы из предложенных предложений;
-заучивание стихотворений, скороговорок;
-пересказ знакомых сказок и рассказов;
-составление рассказов по картинкам, по серии картинок;
-придумывание творческих рассказов (по началу или концу рассказа).
РАЗВИТИЕ МОТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
1.Развитие общей моторики.
2.Развитие мелкой моторики кистей рук (построение из кубиков, вырезание, лепка, раскрашивание, штриховка, работа с мозаикой).
3.Двигательные упражнения с речевым сопровождением.
4.Артикуляционная гимнастика.
РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ВНИМАНИЯ К МОРФОЛОГИЧЕСКОМУ СОСТАВУ СЛОВА
1.Анализ слов с постепенным усложнением звукового состава, деление слов на слоги:
-двусложные слова (типа «Нина»);
-односложные слова (типа «мак», «кит»);
-двусложные слова (типа «вата», «муха»);
-трехсложные слова (типа «сапоги», «машина»);
-слова со стечением согласных (типа «кошка»).
2.Анализ слов: научить по слогам произносить слово, сочетая ритм слова с ритмичным движением рук, учить составлять схему слов.
3.Различать согласные и гласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные.
РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ
1.Сформировать у детей систему чётко различаемых, противопоставленных друг другу фонем.
2.Нацучить произносить слова различной слоговой сложности.
3.Научить свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи.
4.Учить правильно строить простые распространенные предложения, наблюдать связь в слово сочетаниях и предложениях (распространение предложений второстепенными членами, правильно строить сложные предложения).
5.Формирование и закрепление навыка практического словоизменения (по родам, числам, падежам, временам).
6.Развивать фонематическое восприятие, память, внимание.
- научить вслушиваться в речь, различать и воспроизводить отдельные звуковые элементы речи.
- запоминать воспринимаемый на слух материал, сравнивать звучание своей и чужой речи.
1 ПЕРИОД (ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ)
2 ПЕРИОД (ДЕКАБРЬ-ФЕВРАЛЬ)
3 ПЕРИОД (МАРТ, АПРЕЛЬ)
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
1.Индивидуальные беседы и консультации:
-особенности воспитания детей с речевыми нарушениями;
-правила речи;
-помощь родителей в выполнении домашнего задания;
-развитие мелкой моторики;
-роль родителей в речевом развитии ребенка.
2.Родительские собрания:
-характеристика детей с ОНР I, III, уровня речевого развития; ФФНР;
-результаты логопедического обследования детей;
-содержание коррекционной работы;
-результаты коррекционной работы с детьми.
3.Оформление тематических заданий для родителей.
4.Привлечение родителей к выполнению методических рекомендаций.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
1. Исследование индивидуального развития детей учителем-логопедом. Заполнение речевых карт учителем-логопедом. (сентябрь).
2.Изготовление наглядного материала (в течении года).
3.Наблюдение за детьми. (в течении года)
4.Знакомство с новой методической литературой.
5.Посещение открытых занятий, педсоветов, посещение районных и городских семинаров, вебинаров.
РАБОТА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ
1.Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателями комбинированной группы.
2.Основные направления коррекционной работы.
№ п/п | Содержание работы | Форма работы | Период | Необходимые условия выполнения |
Организационный блок Комплектование групп Зачисление в комбинированную группу Разработка циклограммы Документальный блок -оформление документации -разработка планов, ИОМ -подготовка анкеты для родителей -подготовка речевых карт | Оформление текущей документации Работа с документацией | Август Сентябрь | Бумажный носитель, компьютер | |
1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. | Диагностический блок Выявление детей с проблемами в речевом развитии Первичное обследование детей группы Подробное обследование детей отобранной группы; распределение детей на подгруппы: Диагностика и обследование: 1.Грамматический строй речи языка; 2.Обследование звукопроизношения; 3.Обследование словаря детей; 4.Состояние связной речи; 5.Обследование мелкой моторики рук и мимической артикуляции; 6.Обследование фонематического слуха. Сбор медицинских и педагогических сведений о раннем развитии ребенка Динамическое наблюдение в процессе обучения; промежуточные срезы | Наблюдение Беседа Подбор диагностических методик Диагностические материалы Знакомство с медицинскими картами Наблюдения, беседы Проведение диагностики | Декабрь Январь Сентябрь Январь Май Сентябрь Сентябрь Сентябрь Май | Диагностические материалы на каждого ребенка. Оформление журнала. Дидактические пособия. |
2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. | Блок анализа и планирования Анализ результатов диагностики и комплектования Статистический отчет Выработка стратегии коррекционно-развивающего процесса и планирования работы на год Выбор способов организации коррекционно-развивающего процесса: -комплектование групп/подгрупп по проявлению нарушений -планирование индивидуальной работы с детьми Оформление документации: -личное дело каждого воспитанника, заполнение речевых карт; -план организации совместной деятельности всех воспитанников; -планы (перспективный, календарный, индивидуальный и подгрупповой); -папка индивидуальных занятий с ребенком, где отражена структура дефекта, направление коррекционно-педагогической работы; Папка для родителей ребенка с индивидуальными методическими рекомендациями ППк (по проблемам отдельно взятых детей): педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели | Результаты диагностики Графики, таблицы Составление плана работы Списки (приказы) | Сентябрь Май Сентябрь Сентябрь В течение года Октябрь | Тесты, файлы, комплект диагностик |
3. 3.1. 3.2. 3.3. | Коррекционно-развивающие занятия Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда по развитию всех сторон речи: Индивидуальные занятия: 1.Подготовительный этап -формирование произвольных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям; -Развитие произвольного внимания и памяти, мыслительных операций и аналитических, сравнения, вывод; -умение осознавать и различать фонемы, формирование навыков и умений 2.Этапы формирования произносительных умений и навыков -постановка звуков, формирование навыков правильного их использования в речи (автоматизация умений); -формирование умений отбирать звуки, не смешивая между собой (дифференциация звуков) 3.Этап формирования коммуникативных умений и навыков -формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков в ситуациях общения Подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматического строя речи Подгрупповые занятия по формированию звуковой культуры речи | Индивидуальные занятия Индивидуальные занятия Индивидуальные занятия Подгрупповые занятия Занятия | Октябрь - Май | Дидактический материал, картинки и пособия Картинки, наглядные пособия. Современный универсальный набор интерактивных, дидактических материалов для развивающих занятий с детьми /презентации/ Бумажный носитель Конспекты, дидактический материал Игры, пособия Мультфильмы в детском саду: логопедические занятия по лексическим темам для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010 |
4. 4.1. 4.2. | Блок профилактической и консультативной работы Оказание консультативной помощи родителям детей с проблемами в развитии речи: 1.Индивидуальные беседы с родителями Цель: налаживание контактов, определение уровня наблюдательности и степени понимания ребенка взрослым. Уточнение анамнестических сведений, анкетных данных, объясняется необходимость участия родителей в формировании мотивационного отношения ребенка к обучению у логопеда. Методические рекомендации по развитию воздушной струи и формированию правильного звукопроизношения у дошкольников. Дыхательная гимнастика. Консультация для родителей, по итогам промежуточного среза 1.«Говори с ребенком чаще» «Если ребенок плохо говорит» Для родителей «Готовимся к школе, овладеваем звуковым анализом и синтезом слов» 2.Наглядные папки и передвижки, стенд Тема: «Советы логопеда» Цель: ознакомить родителей с задачами текущего периода, с методами и приемами работы с детьми. 3.Индивидуальные консультации с родителями «Вопрос-ответ» Профилактика нарушений письменной речи. | Беседа Консультация Консультация Консультация Консультация Консультация для родителей детей 3-4 лет, 4-5 лет Консультация (под-я гр.) Стенд в группе Консультация Беседы Подгрупповые занятия | В течение года Октябрь Январь Февраль Май Май В течение года Октябрь Октябрь – Май | Литература, консультации |
5. 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 5.5. | Методическое обеспечение Научно-методическая помощь работникам по вопросам коррекции: -консультации; -анкетирование. Консультация для педагогов «Методы и приемы обогащения лексического словаря у детей от 2-7 лет» «Читаем книги развиваем речь» «Логопедическое ассорти» Индивидуальные консультации учителя-логопеда по работе с детьми с ОВЗ Открытые показы занятий коррекционно-развивающего занятия для детей 5-7 лет. | Консультации Консультация Консультация Семинар-практикум Методические разработки | В течение года Сентябрь Октябрь Ноябрь В течении года Апрель | |
6. 6.1. 6.2. 6.3. | Блок контроля Информация о работе учителя-логопеда на педагогическом и методическом советах 1.Педагогический совет № 2 Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных приемов рисования в декоративно-прикладном искусстве». «Нетрадиционные техники рисования как средство коррекции речи и психомоторных функций у детей с ТНР, ЗПР» 2.Педагогический совет № 3 Тема: «Формирование нравственно-патриотического потенциала дошкольников через знакомство с историей родного края». «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в работе учителя-логопеда в детском саду» 3.Педагогический совет № 5 Тема: «Итоги работы СП «Детский сад № 16» ГБОУ СОШ № 9 г. Сызрани в 2025-2026 учебном году». «Анализ выполнения годового плана работы СП за 2025-2026 учебный год» «Обсуждение задач работы на 2026-2027 учебный год». Информация на родительских собраниях: Первое родительское собрание на тему: «Если ребенок плохо говорит»: Цель: рассказ о речевых нарушениях у детей, где уточняются цели работы логопеда, проводится ознакомление с программой. Задача: формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к коррекционной работе с детьми: -рассказ о возможных последствиях нарушений произношения при отсутствии коррекции, просьба о помощи, которая способствует исправлению дефектов речи (приводятся примеры последствий отсутствия помощи родителей и тесного сотрудничества с логопедом); -обучающий семинар-практикум (показ артикуляционной гимнастики для постановки различных групп звуков, ознакомление с символикой для подготовки к обучению грамоте и звуко-слоговому анализу и синтезу), дыхательная гимнастика. Второе родительское собрание -совместно с родителями наметить пути углубления и взаимопонимания и эмоционального контакта с детьми; Цель: уточнить уровень наблюдательности. Третье родительское собрание -подведение итогов логопедической работы за год; -информация о работе ППк; -рекомендации по исправлению у детей неправильного стереотипа говорения Проведение консилиума по выпуску детей, первичному и повторному обследованию. Подведение итогов работы за учебный год: представление и аналитический отчет о результатах коррекционной работы. Педагогический совет | Протокол Протокол Протокол Собрание Собрание Собрание Представления Отчет | Октябрь Январь Май Сентябрь –Октябрь Январь-Февраль Май По графику ППк | Методическая литература Документация для воспитателей |
Учитель – логопед ___________________________ И.Б. Мордвинова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный годовой план работы учителя-логопеда Захаровой М.С. на 2017-2018 уч.г.
Перспективный годовой план работы учителя-логопеда Захаровой М.С. на 2017-2018 уч.г....

Перспективный годовой план работы учителя-логопеда Захаровой М.С. на 2018-2019 уч.г.
Перспективный годовой план работы учителя-логопеда Захаровой М.С. на 2018-2019 уч.г....

Перспективный годовой план работы учителя-логопеда Фоминовой Екатерины Владимировны на логопедическом пункте МБДОУ «Детский сад №78 «Исток» на 2018-2019 учебный год
Перспективный годовой план работыучителя-логопеда...

Перспективный годовой план работы учителя-логопеда Фоминовой Екатерины Владимировны на логопедическом пункте МБДОУ «Детский сад №78 «Исток» на 2019-2020 учебный год
Перспективный годовой план работыучителя-логопеда...

Перспективный годовой план работы учителя-логопеда На 2020-2021 учебный год
Направления логопедического пункта при МБДОУ «Детский сад №78 «Исток»:1. Мониторинговое (диагностическое) – создание условий для непрерывного диагностико-...

Перспективный годовой план работы учителя-логопеда на 2021-2022 год
Перспективный годовой план работыучителя-логопедаФоминовой Екатерины Владимировны на логопедическом пункте МБДОУ «Детский сад №78 «Исток»на 2021-2022 учебный год...

Перспективный годовой план работы учителя-логопеда на логопедическом пункте МБДОУ «Детский сад №78 «Исток» на 2023-2024 учебный год
Перспективный годовой план работыучителя-логопедаПинчук Юлии Талгатовнына логопедическом пункте МБДОУ «Детский сад №78 «Исток»на 2023-2024 учебный год...
