Перспективный годовой план работы учителя-логопеда Мордвиновой Ирины Борисовны СП "Детский сад № 16" ГБОУ СОШ № 9 г. Сызрани на 2025-2026 учебный год
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Мордвинова Ирина Борисовна

Перспективный годовой план работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл godovoy_plan_2025-2026.docx26.72 КБ

Предварительный просмотр:

«ПРИНЯТО»                                                                                                                             «УТВЕРЖДАЮ»

Педагогическим советом                                                                                        Директор ГБОУ СОШ № 9 г. Сызрани

Протокол  №   ___                                                                                                        ____________________ Л.В. Просвирнина

от ____ августа 2025 г.                                                                                                

Перспективный годовой план работы

учителя-логопеда Мордвиновой Ирины Борисовны

СП «Детский сад № 16» ГБОУ СОШ № 9 г. Сызрани

на 2025-2026 год

Сызрань 2025 год

Цель работы учителя-логопеда в ДОУ заключается в создании рациональных условий для логопедического коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями.

Задачи:

- своевременно выявлять и предупреждать речевые нарушения у детей старшего дошкольного возраста;

- формировать полноценную звуковую сторону речи (звукопроизношение, слоговую структуру, фонематические процессы);

- развивать и совершенствовать навыки связной речи;

- оказывать помощь в усвоении лексических и грамматических средств языка;

-  проводить консультативную работу с педагогами ДОУ, родителями;

- овладение фонематической системой языка (коррекция звуков, уточнение артикуляции, имеющихся звуков); развитие фонематического                         восприятия; развитие сложных форм звукового анализа и синтеза;

- развитие словаря у детей, преимущественно путем развития внимания к словообразованию, к эмоционально-оценочному значению слов;

- развитие у детей внимания к морфологическому составу слов, изменению слов, и сочетаний их  в предложении;

- воспитание у детей умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи;

- развитие артикуляционной и мелкой моторики

- подготовка обучения грамоте.

ФОРМИРОВАНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ ПРИ ЕЁ НЕДОРАЗВИТИИ

1.Научить детей грамматически правильно строить распространенные предложения (сложно-сочиненные и сложно-подчиненные)

Сопровождать работу по словоизменению, учить согласовывать прилагательные с существительными, числительными с существительными в роде, числе, падеже.

2.Учить связно, последовательно, логично излагать свои мысли, события из окружающей жизни, личного опыта.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

1.Познакомить с понятиями «слово» и «предложение».

2.Работать над простым предложением, его составом. Учить придумывать предложения по 1 слову, по  2 словам; работа с деформированной речью.

3.Работать над распространенными предложениями, над употреблением предлогов в предложении, над интонацией, законченностью предложений.

4.Анализ предложений.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Развивать разговорную и описательную речь:

- учить рассказывать, точно придерживаясь текста;

-составлять связные рассказы из предложенных предложений;

-заучивание стихотворений, скороговорок;

-пересказ знакомых сказок и рассказов;

-составление рассказов по картинкам, по серии картинок;

-придумывание творческих рассказов (по началу или концу рассказа).

РАЗВИТИЕ МОТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

1.Развитие общей моторики.

2.Развитие мелкой моторики кистей рук (построение из кубиков, вырезание, лепка, раскрашивание, штриховка, работа с мозаикой).

3.Двигательные упражнения с речевым сопровождением.

4.Артикуляционная гимнастика.

РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ВНИМАНИЯ  К МОРФОЛОГИЧЕСКОМУ СОСТАВУ СЛОВА

1.Анализ слов с постепенным усложнением звукового состава, деление слов на слоги:

-двусложные слова (типа «Нина»);

-односложные слова (типа «мак», «кит»);

-двусложные  слова (типа «вата», «муха»);

-трехсложные слова (типа «сапоги», «машина»);

-слова со стечением согласных (типа «кошка»).

2.Анализ слов: научить по слогам произносить слово, сочетая ритм слова с ритмичным движением рук, учить составлять схему слов.

3.Различать согласные и гласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные.

РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ

1.Сформировать у детей систему чётко различаемых, противопоставленных друг другу фонем.

2.Нацучить произносить слова различной слоговой сложности.

3.Научить свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи.

4.Учить правильно строить простые распространенные предложения, наблюдать связь в слово сочетаниях и предложениях (распространение предложений второстепенными членами, правильно строить сложные предложения).

5.Формирование и закрепление навыка практического словоизменения (по родам, числам, падежам, временам).

6.Развивать фонематическое восприятие, память, внимание.

  - научить вслушиваться в речь, различать и воспроизводить отдельные звуковые элементы речи.

  - запоминать воспринимаемый на слух материал, сравнивать звучание своей и чужой речи.

1 ПЕРИОД (ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ)

2 ПЕРИОД (ДЕКАБРЬ-ФЕВРАЛЬ)

3 ПЕРИОД (МАРТ, АПРЕЛЬ)

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

1.Индивидуальные беседы и консультации:

-особенности воспитания детей с речевыми нарушениями;

-правила речи;

-помощь родителей  в выполнении домашнего задания;

-развитие мелкой моторики;

-роль родителей в речевом развитии ребенка.

2.Родительские собрания:

-характеристика детей с  ОНР I,  III,  уровня речевого развития; ФФНР;

-результаты логопедического обследования детей;

-содержание коррекционной работы;

-результаты коррекционной работы с детьми.

3.Оформление тематических заданий для родителей.

4.Привлечение родителей к выполнению методических рекомендаций.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

1. Исследование индивидуального развития детей учителем-логопедом. Заполнение речевых карт учителем-логопедом. (сентябрь).

2.Изготовление наглядного материала (в течении года).

3.Наблюдение за детьми. (в течении года)

4.Знакомство с новой методической литературой.

5.Посещение открытых занятий, педсоветов, посещение районных и городских семинаров, вебинаров.

РАБОТА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ

1.Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателями комбинированной группы.

2.Основные направления коррекционной работы.    

№ п/п

Содержание работы

Форма работы

Период

Необходимые условия выполнения

Организационный блок

Комплектование групп

Зачисление в комбинированную группу

Разработка циклограммы

Документальный блок

-оформление документации

-разработка планов, ИОМ

-подготовка анкеты для родителей

-подготовка речевых карт

Оформление текущей документации

Работа с документацией

Август

Сентябрь

Бумажный носитель, компьютер

1.

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

Диагностический блок

Выявление детей с проблемами в речевом развитии

Первичное обследование детей группы

Подробное обследование детей отобранной группы; распределение детей на подгруппы:

Диагностика и обследование:

1.Грамматический строй речи языка;

2.Обследование звукопроизношения;

3.Обследование словаря детей;

4.Состояние связной речи;

5.Обследование мелкой моторики рук и мимической артикуляции;

6.Обследование фонематического слуха.

Сбор медицинских и педагогических сведений о раннем развитии ребенка

Динамическое наблюдение в процессе обучения; промежуточные срезы

Наблюдение

Беседа

Подбор диагностических методик

Диагностические

материалы

Знакомство с медицинскими картами

Наблюдения, беседы

Проведение диагностики

Декабрь

Январь

Сентябрь

Январь

Май

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Май

Диагностические

материалы на каждого

ребенка.

Оформление журнала. Дидактические пособия.

2.

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

2.5.

Блок анализа и планирования

Анализ результатов диагностики и комплектования

Статистический отчет

Выработка стратегии коррекционно-развивающего процесса и планирования работы на год

Выбор способов организации коррекционно-развивающего процесса:

-комплектование групп/подгрупп по проявлению нарушений

-планирование индивидуальной работы с детьми

Оформление документации:

-личное дело каждого воспитанника, заполнение речевых карт;

-план организации совместной деятельности всех воспитанников;

-планы (перспективный, календарный, индивидуальный и подгрупповой);

-папка индивидуальных занятий с ребенком, где отражена структура дефекта, направление коррекционно-педагогической работы;

Папка для родителей ребенка с индивидуальными методическими рекомендациями

ППк (по проблемам отдельно взятых детей): педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели

Результаты диагностики

Графики, таблицы

Составление плана работы

Списки (приказы)

Сентябрь

Май

Сентябрь

Сентябрь

В течение года

Октябрь

Тесты, файлы, комплект

диагностик

3.

3.1.

3.2.

3.3.

Коррекционно-развивающие занятия

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда по развитию всех сторон речи:

Индивидуальные занятия:

1.Подготовительный этап

-формирование произвольных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям;

-Развитие произвольного внимания и памяти, мыслительных

операций и аналитических, сравнения, вывод;

-умение осознавать и различать фонемы, формирование навыков и умений

2.Этапы формирования произносительных умений и навыков

-постановка звуков, формирование навыков правильного их использования в речи (автоматизация умений);

-формирование умений отбирать звуки, не смешивая между собой  (дифференциация звуков)

3.Этап формирования коммуникативных умений и навыков

-формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков в ситуациях общения

Подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматического строя речи

Подгрупповые занятия  по формированию звуковой культуры речи

Индивидуальные занятия

Индивидуальные занятия

Индивидуальные занятия

Подгрупповые занятия

Занятия

Октябрь - Май

Дидактический материал, картинки и пособия

Картинки, наглядные пособия.

Современный универсальный набор интерактивных, дидактических материалов для развивающих занятий с детьми /презентации/

Бумажный носитель

Конспекты, дидактический материал

Игры, пособия

Мультфильмы в детском саду: логопедические занятия по лексическим темам для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010

4.

4.1.

4.2.

Блок профилактической и консультативной работы

Оказание консультативной помощи родителям детей с проблемами в развитии речи:

1.Индивидуальные беседы с родителями

Цель: налаживание контактов,  определение уровня наблюдательности и степени понимания ребенка взрослым. Уточнение анамнестических сведений, анкетных данных,  объясняется необходимость участия родителей в формировании мотивационного отношения ребенка к обучению у логопеда.

Методические рекомендации по развитию воздушной струи и формированию правильного звукопроизношения у дошкольников. Дыхательная гимнастика.

Консультация для родителей, по итогам промежуточного среза

1.«Говори с ребенком чаще»

«Если ребенок плохо говорит»

Для родителей «Готовимся к школе, овладеваем звуковым анализом и синтезом слов»

2.Наглядные папки и передвижки, стенд

Тема: «Советы логопеда»

Цель: ознакомить родителей с задачами текущего периода, с методами и приемами работы с детьми.

3.Индивидуальные консультации с родителями «Вопрос-ответ»

Профилактика нарушений письменной речи.

Беседа

Консультация

Консультация

Консультация

Консультация

Консультация для родителей детей 3-4 лет, 4-5 лет

Консультация (под-я гр.)

Стенд в группе

Консультация

Беседы

Подгрупповые занятия

В течение года

Октябрь

Январь

Февраль

Май

Май

В течение года

Октябрь

Октябрь –

Май

Литература, консультации

5.

5.1.

5.2.

5.3.

5.4.

5.5.

Методическое обеспечение

Научно-методическая помощь работникам по вопросам коррекции:

-консультации;

-анкетирование.

Консультация  для педагогов «Методы и приемы обогащения лексического словаря у детей от 2-7 лет»

«Читаем книги развиваем речь»

«Логопедическое ассорти»

Индивидуальные консультации учителя-логопеда по работе с детьми с ОВЗ

Открытые показы занятий коррекционно-развивающего занятия для детей 5-7 лет.

Консультации

Консультация

Консультация

Семинар-практикум

Методические разработки

В течение года

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

В течении года

Апрель

6.

6.1.

6.2.

6.3.

Блок контроля

Информация  о работе учителя-логопеда на педагогическом и методическом советах

1.Педагогический совет № 2

Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных приемов рисования в декоративно-прикладном искусстве».

«Нетрадиционные техники рисования как средство коррекции речи и психомоторных функций у детей с ТНР, ЗПР»

2.Педагогический совет № 3

Тема: «Формирование нравственно-патриотического потенциала дошкольников через знакомство с историей родного края».

 «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в работе учителя-логопеда в детском саду»

3.Педагогический совет № 5

Тема: «Итоги работы СП «Детский сад № 16» ГБОУ СОШ № 9 г. Сызрани в 2025-2026 учебном году».

 «Анализ выполнения годового плана работы СП за 2025-2026 учебный год»

«Обсуждение задач работы на 2026-2027 учебный год».

Информация на родительских  собраниях:

Первое родительское собрание на тему: «Если ребенок плохо говорит»:

Цель: рассказ о речевых нарушениях у детей, где уточняются цели работы логопеда, проводится ознакомление с программой.

Задача: формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к коррекционной работе с детьми:

-рассказ о возможных последствиях нарушений произношения при отсутствии коррекции, просьба о помощи, которая способствует исправлению дефектов речи (приводятся примеры последствий отсутствия помощи родителей и тесного сотрудничества с логопедом);

-обучающий семинар-практикум (показ артикуляционной гимнастики для постановки различных групп звуков, ознакомление с символикой для подготовки к обучению грамоте и звуко-слоговому анализу и синтезу), дыхательная гимнастика.

Второе родительское собрание

-совместно с родителями наметить пути углубления и взаимопонимания и эмоционального контакта с детьми;

Цель: уточнить уровень наблюдательности.

Третье родительское собрание

-подведение итогов логопедической работы за год;

-информация о работе ППк;

-рекомендации по исправлению у детей неправильного стереотипа говорения

Проведение  консилиума по выпуску детей, первичному и повторному обследованию.

Подведение итогов работы за учебный год: представление и аналитический отчет о результатах коррекционной работы.

Педагогический совет

Протокол

Протокол

Протокол

Собрание

Собрание

Собрание

Представления

Отчет

Октябрь

Январь

Май

Сентябрь –Октябрь

Январь-Февраль

Май

По графику ППк

Методическая литература

Документация для воспитателей

                                                                                                                             Учитель – логопед ___________________________ И.Б. Мордвинова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный годовой план работы учителя-логопеда Захаровой М.С. на 2017-2018 уч.г.

Перспективный годовой план работы учителя-логопеда Захаровой М.С. на 2017-2018 уч.г....

Перспективный годовой план работы учителя-логопеда Захаровой М.С. на 2018-2019 уч.г.

Перспективный годовой план работы учителя-логопеда Захаровой М.С. на 2018-2019 уч.г....

Перспективный годовой план работы учителя-логопеда На 2020-2021 учебный год

Направления логопедического пункта при МБДОУ «Детский сад №78 «Исток»:1.  Мониторинговое (диагностическое) – создание условий для непрерывного диагностико-...

Перспективный годовой план работы учителя-логопеда на 2021-2022 год

Перспективный годовой план работыучителя-логопедаФоминовой Екатерины Владимировны на логопедическом пункте МБДОУ «Детский сад №78 «Исток»на 2021-2022 учебный год...

Перспективный годовой план работы учителя-логопеда на логопедическом пункте МБДОУ «Детский сад №78 «Исток» на 2023-2024 учебный год

Перспективный годовой план работыучителя-логопедаПинчук Юлии Талгатовнына логопедическом пункте МБДОУ «Детский сад №78 «Исток»на 2023-2024 учебный год...