Консультация для педагогов «Игры на словообразование для детей 6-7 лет».
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Любая форма нарушения речевой деятельности ребенка предполагает прохождение им всего сложного пути усвоения родного языка как системы. В этой системе лексико-грамматическая сторона речи образует единое целое с другими ее частям.
Задачи педагога:
- расширять пассивный и активный словарь;
-развивать грамматический строй речи;
-учить понимать и употреблять грамматические формы;
-формировать умение употреблять основные грамматические категории, навык изменять слова по падежам, лицам, числам, родам.
Игры на развитие словообразования можно использовать на занятиях по развитию речи в заключительной части.
Игры кратковременные, проводятся в быстром темпе. В случае затруднений в ответах или при первых ошибках требуемое слово необходимо подсказать, проговорить вместе с детьми, использовать еще раз в ходе игры.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Игры на словообразование для детей 6-7 лет».
Подготовил:
учитель-логопед МАДОУ ЦРР-д/с № 14
Киселева Э.А.
Любая форма нарушения речевой деятельности ребенка предполагает прохождение им всего сложного пути усвоения родного языка как системы. В этой системе лексико-грамматическая сторона речи образует единое целое с другими ее частям.
Задачи педагога:
- расширять пассивный и активный словарь;
-развивать грамматический строй речи;
-учить понимать и употреблять грамматические формы;
-формировать умение употреблять основные грамматические категории, навык изменять слова по падежам, лицам, числам, родам.
Игры на развитие словообразования можно использовать на занятиях по развитию речи в заключительной части.
Игры кратковременные, проводятся в быстром темпе. В случае затруднений в ответах или при первых ошибках требуемое слово необходимо подсказать, проговорить вместе с детьми, использовать еще раз в ходе игры.
Примеры игр на словообразование.
«Назови правильно посуду».
Цель: упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов.
Оборудование: картинки с изображением посуду.
Ход игры.
Педагог: сейчас мы будем вспоминать интересные слова, которые обозначают посуду. Если кто-то забыл нужное слово, его легко составить от слова, обозначающего продукт, который хранится в этой посуде. Например; посуда, где лежит хлеб – это хлебница.
(Педагог показывает картинку с продуктом, а дети выбирают картинку с изображением посуды)
Посуда для конфет- конфетница; посуда для перца- перечница; посуда для сахара- сахарница; посуда для селедки – селедочница; посуда для салата- салатница; посуда для соли-солонка; посуда для масла-масленка.
«Чей дом?»
Цель: учит образовывать притяжательные местоимения.
Оборудование: изображение разных домов, картинки с изображением домашних животных (козел, коза, корова, теленок, верблюд, поросенок, осел, 2 овцы, 2 утки), изображение разбойников.
Ход игры.
Педагог: Жил-был козел и он все время у всех спрашивал: «Чей дом?». Всем он приказывал отвечать громко и правильно, а если кто то тихо отвечал или неправильно, выгонял из своего домика. Начинал он со своего дома и громко кричал: «В этом доме живет козел. Чей дом? Козлиный».
Рядом стоял дом, где жила коза. Чей дом? (Козий).
В другом доме жили коровы и телята. Чей дом? (Коровий и телячий).
Дальше жил верблюд. Чей дом? (Верблюжий).
В этом доме живет поросенок. Чей дом? (Поросячий).
А молодой осел боялся ошибиться и остаться без дома. Как отвечал осел? Чей дом? (Ослиный).
Всегда весело и громко отвечали две овцы. Чей дом? (Овечий).
Дружно крякали в ответ утки. Чей дом? (Утиный).
А в одном пустом доме поселились разбойники. Стали они вспоминать правильное слово, чтобы козла обхитрить и остаться в доме. Чей дом? (Разбойничий). Ничего не поделать, раз ответили правильно, выгнать их нельзя.
«Разговор козочки и волка».
Цель: учить образовывать существительные с увеличительными и уменьшительными суффиксами.
Оборудование: изображение волка и козочки.
Ход игры.
Педагог: я расскажу вам сказку. Я начну, а потом вы мне будете помогать. Встретились козочка и волк. Остановились и разговаривают.
Коза говорит: «Меня козлятки по голосу узнают, у меня голосок ласковый».
Волк отвечает: « А я их пугаю. У тебя голосок, а у меня голосище».
Коза: «Меня козлятки любят. У меня ласковые глазки».
Волк: «У тебя глазки, а у меня глазищи»,
Коза: «Я учу козляток топать, у меня маленькая ножка»,
Волк: «У тебя ножка, а у меня ножища».
Стала коза волка бодать он и убежал.
«Назови»
Цель: упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов.
Оборудование: изображение взрослых людей и детей (мальчик, девочка).
Ход игры.
Педагог: давайте вместе поиграем. Вам надо одним словом назвать человека, о котором я буду говорить. Это слово должно отвечать на вопрос «Кто он?».
(дети должны назвать существительное мужского и женского рода).
-Человек мне помогает, он мой (помощник, помощница);
-Человек умеет шутить, он большой (шутник, шутница);
-Этот ребенок любит проказы, он (проказник, проказница);
- А этот все время умничает, он такой (умник, умница);
-Человек очень добрый, назовем его (добряк, добрячка);
-Вова (Наташа) очень сильный(сильная), про него (нее) говоря (силач, силачка);
-Алеша (Рита) очень модничает, он (она) настоящий (модник, модница);
-А Дима (Марина) много болтает, он (она) такой (такая) (болтун, болтунья);
-Женя (Катя) много говорит он(она) (говорун, говорунья);
-Этот малыш постоянно шалит, он (она) (шалун, шалунья);
-Про хвастливого говорят он(она) (хвастун, хвастунья);
-Рома (маша) часто молчит, он (она) у нас(молчун, молчунья);
Витю (Таню) ленятся, их назовем (Лентяем, лентяйкой).
«И я тоже»
Цель: упражнять в образовании существительных женского рода с помощью суффиксов.
Ход игры.
Педагог: пусть сейчас мальчики расскажут про себя, и каждый постарается сказать правильно. Например, он говорит «Я мастер». А девочка отвечает: «Я мастерица».
Дети выполняют задание.
-Я летчик- и я тоже летчица.
-Я шутник – я тоже шутница.
-Я ученик – я тоже ученица.
-Я затейник - я тоже затейница.
- Я защитник- я тоже защитница.
-Я танцовщик – я тоже танцовщица.
-Я учитель- я тоже учительница.
-Я отличник – я тоже отличница.
«Сложи в одно слово»
Цель: учить образовывать слова путем словосложения.
Оборудование: пиктограммы ( лист, снег, вода, лед + падает; лед+ходит; буря+ломает; сено+ косит; и дт.
Ход игры.
Педагог: в нашей речи встречаются слова, которые как будто сложены из двух. Иногда такое слово заменяет собой целое предложение, и мы тогда говорим более кратко.
Например: «Помещение, в котором хранятся овощи». А можно сказать «Овощехранилище».
Такое сложное слово всем понятно, так как в него вошли части знакомых нам слов: «овощи» и «хранить». Попробуйте теперь сами составить 1 сложное слово из двух: «вода» и «хранить» - «водохранилище».
- По водохранилищу могут плыть пароходы, лодки, в нем живет много рыбы. А вы слышали слово «Электропоезд»? Это поезд , который едет с помощью электричества. Может кто еще знает слова , которые начинаются с части «электро»? Дети отвечают.
А теперь сложите другие слова. В природе много явлений, названия которых состоят из двух слов. А помогут нам картинки -символы.
Педагог выставляет картинки-символы парами.
Листья падают-листопад; снег падает- снегопад; вода падает-водопад; лед ходит – ледоход; сено косят- сенокос; голый лед-гололед; буря ломает- бурелом.
В нашей жизни часто используются машины. Название этих машин получается по названию работы, которую они выполняют.
Педагог выставляет картинки-символы парами.
Овощи режет- овощерезка; кофе мелет- кофемолка; мясо рубит- мясорубка; сок выжимает- соковыжималка; пыль сосет- пылесос; сам варит- самоварка.
А еще много машин, без которых трудно обойтись.
Педагог выставляет картинки-символы парами.
Сам сваливает- самосвал; сам катит- самокат; по снегу катит- снегокат; по снегу ходит- снегоход; везде ходит- вездеход; лед колет- ледокол; бетон мешает- бетономешалка; сено косит- сенокосилка; бензин возит- бензовоз; молоко возит – молоковоз; землю черпает – землечерпалка; мышей ловит – мышеловка.
Вы знаете, что люди выполняют разную работу, у них разные профессии. Послушайтесь в название профессий, и вы поймете, какую работу выполняет человек.
Рыболов – ловит рыбу; зверолов – ловит зверей; садовод- сады разводит; оленевод- оленей разводит; пчеловод- пчел разводит; водолаз- в воду лазает; экскурсовод- экскурсию водит; цветовод – цветы разводит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Игры по воспитанию культуры поведения детей дошкольного возраста на улице »
Чтобы занятия по обучению детей безопасного поведению на улицах и дорогах проходили успешно, необходимо организовать уголок дорожного движения. В нем должны быть представлены следующее: - наглядно-ил...

Консультация для педагогов «Игры - как средство экологического воспитания детей»
Научить детей видеть красивое - дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям. Дети очень наблюдательны и чутки к словам, настро...

Консультация для педагогов «Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах»
Обучая ребенка Правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях: нельзя ...
Консультация для педагогов «Игры с элементами театрализации для детей дошкольного возраста».
Консультациядля педагогов«Игры с элементами театрализации для детей дошкольного возраста»....

Консультация для педагогов «Игры для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
Для современной образовательной системы проблема умственного, интеллектуального развития чрезвычайно важна. Необходимо компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний. На первый план выдвигае...

Консультация для педагогов «Игра как средство обучения грамоте детей дошкольного возраста»
В данном материале освещена проблема обучения грамоте детей дошкольного возраста, представлена подборка игр на разных этапах обучения и современная литература, позволяющая педагогам подобрать методы и...

Консультация для педагогов Игры, инсценировки для развития эмоций детей
Консультация для педагогов Игры, инсценировки для развития эмоций детей...
