Консультация для педагогов «Игры на словообразование для детей 6-7 лет».
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Киселёва Элла Анатольевна

Любая форма нарушения речевой деятельности ребенка предполагает прохождение им всего сложного пути усвоения родного языка как системы. В этой системе лексико-грамматическая сторона речи образует единое целое с другими  ее частям.

Задачи педагога:

- расширять пассивный и активный словарь;

-развивать грамматический строй речи;

-учить понимать и употреблять грамматические формы;

-формировать умение употреблять основные грамматические категории, навык изменять слова по падежам, лицам, числам, родам.

   Игры на развитие словообразования можно использовать на занятиях по развитию речи в заключительной части.

Игры кратковременные, проводятся в быстром темпе. В случае затруднений в ответах или при первых ошибках требуемое слово необходимо подсказать, проговорить вместе с детьми, использовать еще раз в ходе игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx22.65 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Консультация для педагогов

                               «Игры на словообразование для детей 6-7 лет».

                                                Подготовил:

учитель-логопед МАДОУ ЦРР-д/с № 14

Киселева Э.А.

   Любая форма нарушения речевой деятельности ребенка предполагает прохождение им всего сложного пути усвоения родного языка как системы. В этой системе лексико-грамматическая сторона речи образует единое целое с другими  ее частям.

Задачи педагога:

- расширять пассивный и активный словарь;

-развивать грамматический строй речи;

-учить понимать и употреблять грамматические формы;

-формировать умение употреблять основные грамматические категории, навык изменять слова по падежам, лицам, числам, родам.

   Игры на развитие словообразования можно использовать на занятиях по развитию речи в заключительной части.

Игры кратковременные, проводятся в быстром темпе. В случае затруднений в ответах или при первых ошибках требуемое слово необходимо подсказать, проговорить вместе с детьми, использовать еще раз в ходе игры.

Примеры игр на словообразование.

«Назови правильно посуду».

Цель: упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов.

Оборудование: картинки с изображением посуду.

Ход игры.

Педагог: сейчас мы будем вспоминать интересные слова, которые обозначают посуду. Если кто-то забыл нужное слово, его легко составить от слова, обозначающего продукт, который хранится в этой посуде. Например; посуда, где лежит хлеб – это хлебница.

(Педагог показывает картинку с продуктом, а дети выбирают картинку с изображением посуды)

Посуда для конфет- конфетница; посуда для перца- перечница; посуда для сахара- сахарница; посуда для селедки – селедочница; посуда для салата- салатница; посуда для соли-солонка; посуда для масла-масленка.

«Чей дом?»

Цель: учит образовывать притяжательные местоимения.

Оборудование: изображение разных домов, картинки с изображением домашних животных (козел, коза, корова, теленок, верблюд, поросенок, осел,  2 овцы, 2 утки), изображение разбойников.

Ход игры.

   Педагог: Жил-был козел и он все время  у всех спрашивал: «Чей дом?». Всем он приказывал отвечать громко и правильно, а если кто то тихо отвечал или неправильно, выгонял из своего домика. Начинал он со своего дома и громко кричал: «В  этом доме живет козел. Чей дом? Козлиный».

   Рядом стоял дом, где жила коза. Чей дом? (Козий).

   В другом доме жили коровы и телята. Чей дом? (Коровий и телячий).

  Дальше жил верблюд. Чей дом? (Верблюжий).

  В этом доме живет поросенок. Чей дом? (Поросячий).

  А молодой осел боялся ошибиться и остаться без дома. Как отвечал осел? Чей дом? (Ослиный).

  Всегда весело и громко отвечали две овцы. Чей дом? (Овечий).

  Дружно крякали в ответ утки. Чей дом? (Утиный).

А в одном пустом доме поселились разбойники. Стали они вспоминать правильное слово, чтобы козла обхитрить и остаться в доме. Чей дом? (Разбойничий). Ничего не поделать, раз ответили правильно, выгнать их нельзя.

«Разговор козочки и волка».

Цель: учить образовывать существительные с увеличительными и уменьшительными суффиксами.

Оборудование: изображение волка и козочки.

Ход игры.

Педагог: я расскажу вам сказку. Я начну, а потом вы мне будете помогать. Встретились козочка и волк. Остановились и разговаривают.

Коза говорит: «Меня козлятки по голосу узнают, у меня голосок ласковый».

Волк отвечает: « А я их пугаю. У тебя голосок, а у меня голосище».

Коза: «Меня козлятки любят. У меня ласковые глазки».

Волк: «У тебя глазки, а у меня глазищи»,

Коза: «Я учу козляток топать, у меня маленькая ножка»,

Волк: «У тебя ножка, а у меня ножища».

Стала коза волка бодать он и убежал.

«Назови»

Цель: упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов.

Оборудование: изображение взрослых людей и детей (мальчик, девочка).

Ход игры.

Педагог: давайте вместе поиграем. Вам надо одним словом назвать человека, о котором я буду говорить. Это слово должно отвечать на вопрос «Кто он?».

(дети должны назвать существительное мужского и женского рода).

-Человек мне помогает, он мой (помощник, помощница);

-Человек умеет шутить, он большой (шутник, шутница);

-Этот ребенок любит проказы, он (проказник, проказница);

- А этот все время умничает, он такой (умник, умница);

-Человек очень добрый, назовем его (добряк, добрячка);

-Вова (Наташа) очень сильный(сильная), про него (нее) говоря (силач, силачка);

-Алеша (Рита) очень модничает, он (она)  настоящий (модник, модница);

-А Дима (Марина) много болтает, он (она)  такой (такая) (болтун, болтунья);

-Женя (Катя) много говорит он(она) (говорун, говорунья);

-Этот малыш постоянно шалит, он (она) (шалун, шалунья);

-Про хвастливого говорят он(она) (хвастун, хвастунья);

-Рома (маша) часто молчит, он (она) у нас(молчун, молчунья);

Витю (Таню) ленятся, их назовем (Лентяем, лентяйкой).

«И я тоже»

Цель: упражнять в образовании существительных женского рода с помощью суффиксов.

Ход игры.

Педагог: пусть сейчас мальчики расскажут про себя, и каждый постарается сказать правильно. Например, он говорит «Я мастер». А девочка отвечает: «Я мастерица».

Дети выполняют задание.

-Я летчик- и я тоже летчица.

-Я шутник – я тоже шутница.

-Я ученик – я тоже ученица.

-Я затейник - я тоже затейница.

- Я защитник- я тоже защитница.

-Я танцовщик – я тоже танцовщица.

-Я учитель- я тоже учительница.

-Я отличник – я тоже отличница.

«Сложи в одно слово»

Цель: учить образовывать слова путем словосложения.

Оборудование: пиктограммы ( лист, снег, вода, лед + падает; лед+ходит; буря+ломает; сено+ косит; и дт.

Ход игры.

Педагог: в нашей речи встречаются слова, которые как будто сложены из двух. Иногда такое слово заменяет собой целое предложение, и мы тогда говорим более кратко.

Например: «Помещение, в котором хранятся овощи». А можно сказать «Овощехранилище».

Такое сложное слово всем понятно, так как в него вошли части знакомых нам слов: «овощи» и «хранить». Попробуйте теперь сами составить  1 сложное слово из двух: «вода» и «хранить» - «водохранилище».

 - По водохранилищу могут плыть пароходы, лодки, в нем живет много рыбы. А вы слышали слово «Электропоезд»? Это поезд , который едет с помощью электричества. Может кто еще знает слова , которые начинаются с части «электро»? Дети отвечают.

   А теперь сложите другие слова. В природе много явлений, названия которых состоят из двух слов. А помогут нам картинки -символы.

    Педагог выставляет картинки-символы парами.

Листья падают-листопад; снег падает- снегопад; вода падает-водопад; лед ходит – ледоход; сено косят- сенокос; голый лед-гололед; буря ломает- бурелом.

  В нашей жизни часто используются машины. Название этих машин  получается по названию работы, которую они выполняют.

   Педагог выставляет картинки-символы парами.

Овощи режет- овощерезка; кофе мелет- кофемолка; мясо рубит- мясорубка; сок выжимает- соковыжималка; пыль сосет- пылесос; сам варит- самоварка.

 А еще много машин, без которых трудно обойтись.

  Педагог выставляет картинки-символы парами.

Сам сваливает- самосвал; сам катит- самокат; по снегу катит- снегокат; по снегу ходит- снегоход; везде ходит- вездеход; лед колет- ледокол; бетон мешает- бетономешалка; сено косит- сенокосилка; бензин возит- бензовоз; молоко возит – молоковоз; землю черпает – землечерпалка; мышей ловит – мышеловка.

  Вы знаете, что люди выполняют разную работу, у них разные профессии. Послушайтесь в название профессий, и вы поймете, какую работу выполняет человек.

 Рыболов – ловит рыбу; зверолов – ловит зверей; садовод- сады разводит; оленевод- оленей разводит; пчеловод- пчел разводит; водолаз- в воду лазает; экскурсовод- экскурсию водит; цветовод – цветы разводит.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Игры по воспитанию культуры поведения детей дошкольного возраста на улице »

Чтобы занятия по обучению детей безопасного поведению на улицах и дорогах проходили успешно, необходимо организовать уголок дорожного движения. В нем должны быть представлены следующее: - наглядно-ил...

Консультация для педагогов «Игры - как средство экологического воспитания детей»

Научить детей видеть красивое - дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям. Дети очень наблюдательны и чутки к словам, настро...

Консультация для педагогов «Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах»

Обучая ребенка Правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях: нельзя ...

Консультация для педагогов «Игры с элементами театрализации для детей дошкольного возраста».

Консультациядля педагогов«Игры с элементами театрализации для детей дошкольного возраста»....

Консультация для педагогов «Игры для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»

Для современной образовательной системы проблема умственного, интеллектуального развития чрезвычайно важна. Необходимо компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний. На первый план выдвигае...

Консультация для педагогов «Игра как средство обучения грамоте детей дошкольного возраста»

В данном материале освещена проблема обучения грамоте детей дошкольного возраста, представлена подборка игр на разных этапах обучения и современная литература, позволяющая педагогам подобрать методы и...

Консультация для педагогов Игры, инсценировки для развития эмоций детей

Консультация для педагогов Игры, инсценировки для развития эмоций детей...