Дополнительная образовательная программа "Весёлая читайка"
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

Стукалова Светлана Николаевна
Дополнительная общеразвивающая программа «Весёлая читай-ка» по обучению чтению
(далее – программа) разработана для детей 5-7 лет. Программа общеразвивающая,
коммуникативной (речевой) направленности, ориентирует на общее всестороннее, гармоничное
развитие ребёнка, обеспечение эмоционального благополучия, полноценное владение навыками
осознанного чтения и совершенствование устной речи.
Занятия проводятся в кабинете учителя-логопеда в доступной игровой форме 2 раза в неделю,
длительностью 20-30 минут.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 94»

Принята

на Педагогическом совете

протокол от .30.08.2024 г. № 1

Утверждена приказом заведующего муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 94» от 31.08.2024 г. №

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 «Весёлая читай-ка»

для детей 6-7 лет

                                                                         Составитель: Стукалова С. Н.

МО г. Каменск-Уральский

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.

 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

2

1.1

Пояснительная записка

2

1.2

Цель и задачи программы

3

1.3.

Адресат программы

4

1.4.

Возрастные особенности детей

4

2.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

7

2.1

Методическое обеспечение

7

2.2

Формы работы

7

2.3

Основные направления, средства и принципы работы

8

2.4

Ожидаемые результаты

Уровни усвоения программы

10

3.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

11

4.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

16

5.

МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

21

6.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

22

7.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

24

Приложение

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Весёлая читай-ка» по обучению чтению

для детей  6 – 7 лет.

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая «Весёлая читай-ка» по обучению чтению (далее – программа) разработана для детей 6-7 лет. Программа общеразвивающая, коммуникативной (речевой) направленности, ориентирует на общее всестороннее, гармоничное развитие ребёнка, на обеспечение эмоционального благополучия, на полноценное владение навыками осознанного чтения и на совершенствование устной речи.

Вид программы: адаптированная, уровень базовый.

Актуальность программы. 

Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе
приобретают все большее значение. От того, как ребёнок будет введён в
грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в
усвоении русского языка в целом. Школа и родители заинтересованы в том,
чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к
обучению, то есть имели бы развитый фонематический слух, хорошую
устную речь, правильно поставленные первоначальные навыки в составлении
и анализе предложений, в делении слов на слоги, умели правильно держать
карандаш и свободно ориентироваться в тетради. Дети, получившие такую
подготовку, легко овладеют в школе процессом чтения и письма.
Актуальность данной программы обусловлена поиском путей

совершенствования процесса чтения детей старшего
дошкольного возраста. Именно
 совершенствование навыков чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, так как является частью процесса речевого развития. Одновременно чтение выступает одним из важнейших способов получения информации.

Новизна данной программы в том, что построена на основе принципов комплексности, преемственности и вариативности практических занятий, характеризующихся разнообразием игр, упражнений, направленных на решение определённых педагогических задач.

        Педагогическая целесообразность.

Методики, приемы и технологии и формы работы с детьми, используемые педагогом в процессе реализации Программы, подобраны из числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии ребёнка. Образовательную деятельность предполагается осуществлять средствами игры, являющейся основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности. Следует отметить, что в дошкольном возрасте при обучении чтению важно воспитывать у ребенка уверенность в собственных силах, успешность, желание использовать приобретенные навыки в повседневной жизни (чтение познавательных текстов, чтение афиш, заголовков  и текстов в газетах, журналах и т. д.). Любое занятие важно заканчивать теми упражнениями, которые доступны ребенку, доставляет ему удовольствие. Это стимулирует обучение, способствует его успешности.

При обучении чтению важно дозировать объем материала, индивидуализировать темп его подачи, учитывать произносительные возможности ребенка. Программа предполагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к школе.

Отличительной особенностью данной программы является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой – предупреждение ошибок в чтении.

  1. Цель и задачи программы

Цель программы: является развитие активной мыслительной деятельности дошкольников в процессе введения в звуковую систему родного языка, обучения навыкам звукового анализа, формирования навыка осознанного грамотного чтения на уровне возможностей каждого ребёнка.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих
задач:

Образовательные:

  • обучать правильному слоговому чтению, чтению целыми словами;
  • учить читать небольшие тексты и понимать их содержание;
  • учить определять количество слов в предложении и составлять
    предложения;
  • учить называть слова с заданным звуком, слогом;
  • формировать умение проводить звуковой анализ;

Развивающие:

  • обогащать словарный запас;
  • развивать речь детей;
  • развивать фонематический и речевой слух;
  • развивать слуховое восприятие, произвольное внимание, память,
    мышление;
  • развивать умение различать на слух гласные, твердые и мягкие
    согласные;
  • развивать навык чтения целыми словами и небольшими
    предложениями;
  • развивать навык осознанного чтения;
  • умение анализировать небольшие тексты и находить в них нужную информацию;  
  • умение пересказывать тексты;
  • развивать мелкую моторику и координацию движений руки;

Воспитательные:

  • формировать позитивное эмоционально - ценностное отношение к
    родному языку;
  • воспитывать уважение и интерес литературе и чтению;
  • способствовать развитию аккуратности, коммуникабельности,
    любознательности.
  1. Адресат программы

Программа ориентирована на удовлетворение запросов родителей (законных представителей) и потребностей детей.

Программа «Весёлая читай-ка» по обучению чтению предназначена для детей 6 - 7 лет, получивших первоначальные навыки чтения (знают буквы, умеют читать слова, предложения), и направлена на совершенствование навыков осознанного правильного чтения.

Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия представляют собой практикум, на котором дети не только приобретают навыки грамотного чтения, но и улучшают зрительную и слуховую память, а также развивают свою речь. За счет выполнения разнообразных игровых упражнений концентрируется внимание, расширяется поле зрения, синхронизируются оба полушария. Более того, сам механизм чтения и восприятия прочитанного, подскажет, как стать по-настоящему грамотным читателем и успешнее плыть в море современной печатной продукции.

Наполняемость группы детей для занятий по данной программе устанавливается в соответствии с нормативами и составляет 10 человек.

Срок реализации программы – 1 год, 72 ч.

Занятия проводятся с группой детей 6-7 лет - 2 раза в неделю, по 25-30 минут.

  1.  Возрастные особенности детей

При разработке программы учитывались возрастные особенности детей от 6 до 7 лет.

Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет

В целом ребенок 6-7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Дети способны давать определения некоторым моральным понятиям («добрый человек – это такой, который, всем помогает и хорошо относится, защищает слабых»). Социально-нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы. К 6-7 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания: может самостоятельно обслужить себя, обладает полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены; определяет состояние своего здоровья (здоров он или болен), а также состояние здоровья окружающих; может назвать и показать, что именно у него болит, какая часть тела, какой орган; владеет культурой приема пищи; одевается в соответствие с погодой, не переохлаждаясь и не утепляясь чрезмерно. Расширяется мотивационная сфера дошкольников 6-7 лет за счет развития таких социальных по происхождению мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), а также мотивов самореализации.  Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, которое формируется под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.

К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержаны и избирательны в эмоциональных проявлениях. Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка со взрослым. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении и сотрудничестве взрослого, ребенок при этом стремится как можно больше узнать о нем, причем круг его интересов выходит за рамки конкретного повседневного взаимодействия. Так, дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у них дети, кем они работают и т.п. Развитие общения детей со взрослыми к концу 7-го года жизни создает отчасти парадоксальную ситуацию. С одной стороны, ребенок становится более инициативным и свободным в общении и взаимодействии со взрослым, с другой, очень зависим от его авторитета. Для него чрезвычайно важно делать все правильно и быть хорошим в глазах взрослого.

Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети охотно делятся своими впечатлениями, высказывают суждения о событиях и людях, расспрашивают о том, где были, что видели и т.п., то есть участвуют в ситуациях «чистого общения», не связанных с осуществлением других видов деятельности. При этом они могут внимательно слушать друг друга, эмоционально сопереживать рассказам друзей. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем, у них наблюдаются и конкурентные отношения – в общении и взаимодействии стремятся, в первую очередь, проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер, и избегать негативных форм поведения.

В этом возрасте дети владеют обобщенными представлениям (понятиями) о своей гендерной принадлежности, устанавливают взаимосвязи между своей гендерной ролью и различными проявлениями мужских и женских свойств (одежда, прическа, эмоциональные реакции, правила поведения, проявление собственного достоинства).

В играх дети 6-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события - рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной, к другой. Могут вступать во взаимодействия с несколькими партнерами по игре, исполняя как главную, так и подчиненную роли (например, медсестра выполняет распоряжения врача, но пациенты, в свою очередь выполняют ее указания).

К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Вместе с тем возможности детей сознательно управлять своим вниманием весьма ограничены. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво.

В 6-7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно (т.е. без специальной цели) запомнить достаточно большой объем информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания – повторение. Однако, в отличие от малышей, они делают это либо шепотом, либо про себя. Если задачу на запоминание ставит взрослый, ребенок может использовать более сложный способ – логическое упорядочивание: разложить запоминаемые картинки по группам, выделить основные события рассказа.

Ребенок начинает относительно успешно использовать новое средство - слово (в отличие от детей старшего возраста, которые эффективно могут использовать только наглядно-образные средства - картинки, рисунки). С его помощью он анализирует запоминаемый материал, группирует его, относя к определенной категории предметов или явлений, устанавливает логические связи. Но, несмотря на возросшие возможности детей 6-7 лет целенаправленно запоминать информацию с использованием различных средств и способов, непроизвольное запоминание остается наиболее продуктивным до конца дошкольного детства. Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти.

Мышление девочек имеет более развитый вербальный компонент интеллекта, однако оно более детальное и конкретное, чем у мальчиков. Мальчики нацелены на поисковую деятельность, нестандартное решение задач, девочки ориентированы на результат, предпочитают типовые и шаблонные задания, отличаются тщательностью их исполнения.

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
  1. Методическое обеспечение программы

Программа разработана и адаптирована на основе следующих программ: 

  • Коноваленко В.В. «Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста».
  • Н.В Нищева «Программа обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи»
  •  Колесникова Е. В. «Развитие звуковой культуры речи у детей».

  1. Формы работы

Формы организации образовательного процесса с детьми: фронтальная, групповая, самостоятельная деятельность детей. Но основной формой работы с детьми по обучению чтению является групповое занятие.

Занятия с обучающимися в логопедическом кабинете, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения.

Виды занятий:

- фронтальные;

- игровое;

- контрольно-проверочное

  1. Основные направления, средства и принципы работы

 Основное содержание обучения детей чтению представлено следующими направлениями работы со своим кругом задач:

Звуки речи. /повторение/ Смыслоразличительные качества звуков. Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ слова. Число и последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак – рак). Работа с моделями: построение модели звукового состава слова, отражающей качественные характеристики звуков (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели.

 Гласные и согласные звуки. Смыслоразличительная функция твердых и мягких согласных звуков.

Согласные звонкие и глухие, парные – непарные.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Ударение. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ударение. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Звук и буква. Буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Гласные буквы как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, я (йотированные), их функции.

Обозначение буквами звука [й’] в разных позициях.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Гигиенические требования при письме. Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш при печатании и рисовании. Начертание письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки.

Выкладывание из разрезной азбуки, печатание под диктовку отдельных слов и предложений (три – пять слов со звуками в сильной позиции). Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков.

Слово и предложение. Слово как объект изучения. Материал для анализа. Значение слова. Слово и предложение (различение). Наблюдение над значением слова. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения. Заглавная буква в начале предложения, в именах собственных. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).

Идёт непосредственное обучение чтению, усвоению его механизма. Дети осваивают - орфографический вид чтения (читаю, как написано). Затем осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов.

Развитие речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи, слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.

Совершенствование произношения слов, особенно сложных по звукослоговой структуре, в соответствии с правилами орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми.

Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.

На занятиях по обучению чтению уделяется особое внимание интонационной выразительности речи. Важно научить дошкольника выделять интонационно звук в слове, слово в предложении. Формирование мелодики речи, навыков постановки логического ударения, умение управлять темпом и ритмом речи позволит заложить основы выразительного чтения, научит ребенка выделять значимую информацию, точно передавать в речи свои мысли и чувства.

Основные средства:

- речевые игры;

- игровые упражнения;

- артикуляционные упражнения;

- пальчиковые упражнения.

При работе по организации совместной двигательной деятельности детей используются следующие принципы:

  1. принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы;  организация и последовательная подача материала (от простого к сложному);
  2. принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;
  3. принцип доступности и посильности: реализуется в делении  изучаемого материала на этапы и в преподнесении  его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;
  4. онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).
  1. Ожидаемые результаты

По окончании обучения у ребёнка должен быть сформирован навык осознанного грамотного чтения.
Дети должны знать:

  • определения понятий: звук, буква, слог, слово, предложение, текст, ударная гласная, ударный слог;
  • отличия звуков и букв, гласных и согласных звуков, слогов, слов,
    словосочетаний, предложений и текстов;
  • графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения;
  • обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами второго ряда и буквой Мягкий знак;
    Дети должны уметь:
  • различать гласные и согласные звуки;
  • дифференцировать сходные по акустическим или артикуляционным характеристикам звуки и соответствующие им буквы;
  • различать звуки и буквы, слоги и слова, набор отдельных слов и
    предложение, набор отдельных предложений и текст;
  • анализировать небольшие тексты и находить в них нужную информацию;
  • пересказывать небольшие тексты;
  • определять ударные гласные, слоги;
  • определять в словах место и последовательность звуков;
  • определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в
    предложениях, предложений в тексте;
  • выполнять звукобуквенный анализ слов;
  • производить слоговой анализ и синтез слов, языковой анализ и синтез предложений;
  • графически обозначать звуки, слоги и слова;
  • составлять графическую схему предложения;

Оценка достижения детьми ожидаемых результатов осуществляется в ходе педагогического наблюдения.

Уровни освоения программы

Низкий. Ребенок ошибается в различении гласные и согласные, твердые и мягкие звуки. Пассивен в работе со схемами. Способ чтения – слоговое, понимание  - фрагментарное.

Средний. Ребенок допускает ошибки в звуковом анализе слов, затрудняется в дифференцировке твердых и мягких звуков. С ошибками составляет слова прстой слоговой структуры. Способ чтения - слоговое; правильность чтения - допускает небольшие ошибки; понимание прочитанного - отвечая на вопросы по тексту допускает небольшие ошибки.

Высокий. Ребенок проявляет интерес к языку, самостоятельно производит звуковой анализ слова с использованием моделей и схемы, различает гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, активно участвует в составлении предложений по «живой модели», Правильно составляет из букв разрезной азбуки слова простой слоговой структуры. Способ чтения-целыми словами; правильность чтения-без ошибок; понимание прочитанного - отвечает на вопросы по тексту без ошибок.

  1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Учебный план по оказанию дополнительных платных образовательных услуг разработан с учетом требований нормативных документов.

Режим оказания дополнительных платных образовательных услуг

Организация образовательного процесса регламентируется Учебным планом и Графиком проведения занятий в порядке оказания дополнительных платных образовательных услуг в 2024/2025 учебном году, утвержденных приказом заведующего от 31.08.2024 г. №___, которые разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно.

 Режим оказания дополнительных платных образовательных услуг устанавливается в соответствии с СанПиН

Проведение в Детском саду дополнительных занятий за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон, не допускается.

№ п/п

Название раздела

Всего часов

1

Мониторинг

1

2

Повторение звуков и букв русского языка; формирование мотивации    к занятиям

18

3

Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков

Чтение слов и предложений

19

4

Работа с предложением. Развитие умений звуко - слогового анализа и синтеза.

7

5

Чтение текстов

27

6

Всего

72

Содержание учебно-тематического плана

Содержание программы   позволяет в занимательной игровой форме усвоить дошкольниками такие понятия, как звук и буква, понять их различия и особенности.

Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи. Играя со сказочными персонажами, дети знакомится с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией.

В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза.

Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию материала. Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации подкрепляют интерес ребенка к изучению звуков и букв.

При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности.

Программа направлена не только на конечный результат - освоение начальных навыков чтения, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, его комфортное пребывание в мире, толерантное отношение к окружающим.

Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению навыком грамотного, правильного чтения

Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка воспитанников, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.

Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.

Освоение начальных навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое.

Теоретические занятия

На протяжении всех занятий педагог знакомит дошкольников со сказочной историей, благодаря использованию которой дети в доступной форме изучают звуки и буквы русского языка. Каждая сказка про звук и букву может быть использована как самостоятельное занятие, так и как часть занятия. Можно разбить одну сказку на несколько частей.

На первом занятии необходимо:

- прочитать сказку;

- проработать упражнения для губ или язычка;

- уточнить правильное произношение звука;

- описать звук;

- поиграть в игру со звуком.

Каждое занятие начинается с вопроса, какой звук и буква были пройдены на прошлом занятии, актуализируются характеристики пройденного звука, стихотворение про букву.

Заканчивается каждое занятие повторением: с каким звуком мы познакомились, чья это «песенка», повторение характеристики звука, стихотворения про букву.

Работа со звуком и буквой

Прежде чем приступить к изучению звуков и букв, проводятся подготовительные занятия - знакомство со Слышим и Буковкой: развитие речевого и фонематического слуха; активизация познавательных процессов.

Затем начинается процесс ознакомления со звуками и обозначаемыми им графическими элементами – буквами.

Последовательность элементов занятия:

1. Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

2. Выполнение упражнений для губ или язычка (в сказках про согласные звуки – это элементы артикуляционной гимнастики). Если некоторые дошкольники еще не выговаривают какие-либо звуки или произносят их неправильно, данные упражнения помогут ребенку развить мышцы губ и языка, подготовить речевой аппарат к произношению отсутствующих звуков. Рекомендуется выполнять предложенные упражнения перед зеркалом по 5—7 раз, чтобы ребенок мог контролировать движения губ и языка.

3. Далее изучаемый звук произносится верно, согласно анализу его правильной артикуляции.

4. Затем дошкольников знакомятся с характеристикой звука: какой он – гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой. Необходимо опираться на тактильный, слуховой, зрительный и двигательный анализаторы при знакомстве с характеристиками звука.

Сначала педагог объясняет, как можно узнать, какой это звук:

- при произнесении гласного звука воздух изо рта выходит легко и свободно, ему ничего не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык, то есть воздух не встречает никакой преграды, препятствия. Гласный звук можно «тянуть» и «петь». Горлышко всегда «гудит» — ребенок дотрагивается тыльной стороной ладони до горла, чтобы почувствовать эту вибрацию. Если дети не чувствуют, как «гудит» горлышко, помогите им: приложите одну руку ребенка к своему горлу, а другую — к его, произнесите звук [Ф] или [С] — горлышко не «гудит» (не вибрирует – голосовые связки не работают), а затем произнесите гласный звук [А] — горлышко «загудит» (голосовые связки вибрируют). Малыш чувствует, как «работает» ваше горлышко, старается повторить звуки так же, ладонью ощущая вибрацию своих голосовых связок;

- при произнесении согласного звука воздуху всегда мешают выходить свободно изо рта либо губы, либо губы и зубы, либо язык (воздух встречает преграду, препятствие на своем пути).

Для того, чтобы определить звонкость-глухость согласного звука, используйте тот же прием с горлышком — если горлышко «гудит», значит, звук звонкий, если не «гудит» — глухой. Можно прижимать ладошки к ушам: если уши «гудят», значит, звук звонкий, если не «гудят» — глухой.

- определить твердость-мягкость звука, предложите ребенку обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного звука губы «улыбаются». Произнесите перед зеркалом твердый звук [Ф] (губы находятся в нейтральном положении), а затем произнесите мягкий звук [Ф'] (губы растянулись в улыбке). Можно «помочь» кулачком: при произнесении твердого звука нужно сильно сжать кулачок, при произношении мягкого звука сжать кулачок слабо.

Затем ребенок сам перечисляет все характеристики звука, используя предложенные приемы.

5. Затем на занятиях вводятся и применяются игры с новым звуком: в каждой сказке представлена игра, развивающая речевой слух (фонематическое восприятие, анализ, синтез и представление). Используя эти игры на каждом занятии, педагог готовит речевой слух дошкольников к усвоению навыков чтения.

6. Далее, с помощью Буковки, вводится графический образ звука — буква. Расскажите стихотворение про букву.

7. Используемые приемы закрепления образа буквы:

- «рисование» буквы пальчиком в воздухе, на столе;

- выкладывание печатной буквы из карандашей, счетных палочек, спичек, шнурков или других предметов;

- выполнение изображения буквы пальчиком на манке, другой мелкой крупе.

- построение буквы из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли, гороха, гречи на столе;

- игра «Волшебный мешочек»: педагог предлагает детям доставать буквы из мешочка и называть их.

- педагог пальчиком «пишет» букву на тыльной стороне ладони, а ребенок, называет эту букву. Затем ребенок отгадывает букву с закрытыми глазами.

8. В конце занятия дошкольники читают слоги с изучаемой буквой (слитно, не разделяя слог на отдельные звуки). Если дети уже хорошо справляются с этим заданием, можно постепенно переходить к чтению слов.

4. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ЗАНЯТИЙ  ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ

Месяц

№ п/п

Тема занятия

Цель занятия

Навыки чтения

Сентябрь

1

Мониторинг

Оценка уровня и коррекция образовательной деятельности

Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков;

Формирование мотивации к занятиям;

Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук).

2

«Встреча Слыша и Буковки»

Развитие речевого и фонематического слуха дошкольников

Совершенствование тонкой моторики пальцев рук дошкольников

3

4

Буква как знак звука. Различение звука и буквы

Развитие речевого и фонематического слуха дошкольников

Совершенствование тонкой моторики пальцев рук дошкольников

5

6

Гласные звуки и буквы

Закрепление навыков и умений звуко-слогового анализа и синтеза

7

8

Выделение гласных звуков в слове

Закрепление навыков и умений звуко-слогового анализа и синтеза

Установление последовательности звуков в слове и определение количества гласных  звуков

Октябрь

9

10

11

12

Функции букв е, ё, ю, я.

Буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости предшествующих согласных звуков Закрепление навыков и умений звуко-слогового анализа и синтеза

Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук).

Чтение слов, предложений, небольшого текста

13

14

15

 16

Согласные звуки и буквы /повторение/

Закрепление навыков и умений звуко-слогового анализа и синтеза

Установление последовательности звуков в слове и определение количества звуков

Чтение слов, предложений, небольшого текста

Ноябрь

17

18

19

20

21

22

23

24

Парные звонкие -  глухие согласные

Звуки [п] — [б],

[с] — [з],

[т] — [д],

[ш] — [ж],

[к] — [г],

[ф] — [в]

Развитие фонематического слуха и восприятия

Закрепление навыков и умений звуко-слогового анализа и синтеза

Чтение слов, предложений, небольших текстов

Декабрь

25

 Звуки[с] — [з], буквы С – З 

Учимся дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки

Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу.

26

Звуки [ш] — [ж], буквы Ш – Ж

Учимся дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки

Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу.

27

Звуки [с] — [ш], буквы С – Ш

Учимся дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки

Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу.

Чтение предложений с интонацией и паузами

в соответствии со знаками

Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений.

Чтение слов с новой буквой, предложений и

коротких текстов.

28

Звуки [з] — [ж], буквы З – Ж

Учимся дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки

29

Звуки [р] — [л], буквы Р – Л

Учимся дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки

30

Звуки [ц] — [ч], буквы ЦЧ

Учимся дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки

31

Звуки [ч] — [щ], буквы ЧЩ

Учимся дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки

32

Звук и буква Й

Повторение звука и его роль в слове

Январь

33

Дифференциация  И - Й

Учимся дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки

Чтение предложений с интонацией и паузами

в соответствии со знаками

34

Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

Закрепление навыков и умений звуко-слогового анализа и синтеза

Чтение слов с новой буквой, предложений и

коротких текстов

35

Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова.

Закрепление навыков и умений звуко-слогового анализа и синтеза

Чтение слов с новой буквой, предложений и

коротких текстов.

36

37

Функция букв ь и ъ.

Сформировать стойкие представления у дошкольников о буквах [Ь] и [Ъ]

Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу

38

Алфавит

Познакомить детей с истории русского алфавита, показать значение алфавита для систематизации информации.

Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу

Работа с предложением

39

40

Различение слова и предложения. Работа с предложением

Закрепление навыка графического изображения предложения

Учимся выделять слова, изменять их порядок, распространять предложения. Составлять из слов предложение

Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу

Февраль

41

Слова - предметы

Различение слова и обозначаемого им предмета.

Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу

42

«Снежный ком»

Совместная работа: придумывание предложения с заданным словом;

Учимся  распространять предложения добавляя слова по цепочке

Чтение предложений с интонацией и паузами

в соответствии со знаками

43

«Живые слова»

Учимся взаимодействовать друг с другом

 (дети играют роль слов в предложении, идёт перестановка слов в предложении, прочтение получившегося)

Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу

44

Наблюдение над значением слова. Включение слов

в предложение.

Активизация и расширение словарного запаса.

Чтение предложений с интонацией и паузами

в соответствии со знаками

45

«Исправь ошибку» в предложении

Развитие читательской внимательности - корректировка предложений, содержащих смысловые и грамматические ошибки

Чтение предложений с интонацией и паузами

в соответствии со знаками

Работа с текстами Тексты с «хвостами»

46

 «Умная галка»

Чтение предложений с интонацией и паузами

в соответствии со знаками

47

«Хитрая рыба»

Учимся понимать фактическое содержание прочитанного текста

48

«Олениха»

Март

49

«Друзья»

50

«Котята»

51

«Медведь»

52

«Волчишка»

53

«Про хвосты»

Тексты с «прятками»

54

«Лёша и Барбос»

Формирование навыка осмысленного чтения.

Отработка правильного употребления окончаний с целью точной связи слов в предложении.

Чтение предложений с интонацией и паузами

в соответствии со знаками

55

«Встреча»

56

«Зоопарк»

Апрель

57

«Лошадка»

58

«Чудесная Ёлка»

59

«Котёнок»

60

«Дупло», «Птенчики»

61

«Гриша и гуси»

Тексты с «дырками»

62

«За грибами»

Проявлять желание самостоятельно читать, совершенствовать свой навык чтения;

Учимся соотносить иллюстрацию с текстом произведения, читать отрывки из текста, которые соответствуют иллюстрации.

Осознанное чтение на материале небольших прозаических текстов.

63

«Колышек»

64

«Малыши»

Май

65

«Подарки»

66

«На горке»

67

«Гроза»

68

«Лёд на реке»

69

«Куда всё подевалось»

70

«Где растут сосиски»

71

«Большое спасибо»

72

Итоговое занятие

  1. МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Для реализации программы не требуется дорогостоящего оснащения все в рамках логопедического кабинета. Логопедический кабинет оснащен разнообразным дидактическим материалом, обеспечивающим максимальную речевую активность.

  1. СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ПРОГРАММЫ

Формы аттестации

Подведение итогов по результатам освоения материала данной Программы детьми осуществляется во время проведения итогового открытого занятия с помощью выполнения контрольного задания.

Цель: определить уровень развития качества чтения

Задачи:

1. Определить уровень развития фонематического слуха;

2. Выявить уровень сформированности навыка чтения.

На итоговом занятии детям предлагается:

  • Провести звуковой анализ слов и выложить схему слов: крот, радуга, слива.
  • Составить слово из звуков: К, А, Ш, А; П, О, Л, К, А.
  • Разделить на слоги слова: крот, кукла, друг, машина, светофор, черепаха; определить все гласные буквы.
  • Прочитать предложение.
  • Прочитать текст.

Критерии и показатели: Критерии

Показатели

1. Фонематический слух

1. Выделение звуков из ряда других звуков.

2. Звукобуквенный анализ и синтез.

3. Деление слов на слоги. 

2. Чтение

1.Чтение предложений, небольшого текста

2.Темп чтения

3. Понимание текста

Система оценки

Система оценивания предполагает 4х бальную систему оценки:

2 балла – ребенок выполняет без ошибочно, все тестовые задания и пробы;

1,5 балла – ребенок выполняет основную часть заданий без ошибок, обращается за помощью к педагогу, может самостоятельно или по указанию педагога исправить ошибку;

1 балл – ребенок допускает ошибки при выполнении заданий, затрудняется или не способен исправить после указания педагога;

0,5 балла – ребенок не справляется с большинством диагностических заданий.

По результатам оценивания суммируется общий балл.

Уровневая характеристика подготовки детей к обучению грамоте

16-12  баллов

11-6  баллов

5  и ниже баллов

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Ребѐнок точно и правильно воспроизводит в темпе

предъявления слоговые ряды.

Правильно выполняет фонематический анализ и синтез с первой попытки (определяет место звука в слове, последовательность звука в слове, количество звуков в слове, делит слова на слоги). Ребѐнок правильно и точно воспроизводит в темпе предъявления звуко-слоговую структуру слова. Читает целыми словами в нормальном темпе. Отвечает на вопросы по тексту без ошибок

Ребѐнок первый член слогового ряда воспроизводит

правильно, второй или третий уподобляет предыдущему. Правильно выполняет фонематический анализ и синтез со второй попытки. Ребѐнок показывает замедленное послоговое воспроизведение. Показывает заторможенность и не скоординированность движении при выполнении задания. Пользуется слоговым способом чтения при среднем темпе. Понимание прочитанного - отвечая на вопросы по тексту допускает небольшие ошибки

Ребѐнок неточно воспроизводит члены

слогового ряда с перестановкой слогов, их заменой и пропусками или не воспроизводит. Правильно выполняет фонематический анализ и синтез с третьей попытки или не выполняет. Ребѐнок искажает звукослоговую структуру слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова) или не воспроизводит вовсе. Способ чтения – слоговое, в замедленном темпе, понимание - фрагментарное.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Белоусова Л.Е. Ура, я научился! СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004

2. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. М: «Питер», 1997.

3. Голубина Т.Г. Чему научит клеточка... М.: «Мозаика-Синтез», 2001.

4. Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: «Гном и Д», 2000.

5. Колесникова Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 5-6 лет. М.: «Гном и Д». 2000.

6. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: «Гном и Д», 2000.

7. Колесникова Е.В., Баренцева Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: «Гном-Пресс», 1995.

8. Савичев В.Н. Азбука веселая в картинках и стихах. Ярославль: «Академия развития», 1997.

9. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: 1997.

10. Сказка о веселом язычке. М.: Издательский дом «Карапуз», 2002.

11. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998.

12. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 6-х лет к обучению грамоте. М.: «Гном и Д», 2000.

  1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программы коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи», 2000.
  2. «Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением речи». Миронова С.А., 2000.

Приложение

Мониторинг

освоения начальных навыков чтения

Мониторинг на начало учебного года

Р а з д е л 1.  Фонетика

1.Дифференцирование гласных и согласных звуков.

Педагог  предлагает ребёнку поиграть в игру «Поймай гласный звук»:  он произносит гласные и согласные звуки: [а, м, н', о, у, р', р], а ребёнок «ловит» (хлопает в ладоши) только гласные звуки.

П р и м е ч а н и  е : возможен другой набор звуков.

-полный ответ – 3 балла;

-анализ с ошибками – 2 балла;

-ответ с помощью логопеда – 1 балл;

-отсутствие ответа – 0 баллов.

2.Выделение гласного звука в начале слов.

О б о р у д о в а н и е: предметные картинки.

Задание построено на игровом упражнении «Выбери картинку». Педагог предлагает ребёнку из ряда картинок выбрать одну, название которой начинается с одного из гласных звуков: [а, и, о, у ].

К р и т е р и и   о ц е н к и:

-полный ответ – 3 балла;

-анализ с ошибками – 2 балла;

-ответ с помощью логопеда – 1 балл;

-отсутствие ответа – 0 баллов.

3.Дифференцирование согласного звука в начале и конце слова.

М а т е р и а л   для анализа: мак - [м],[а],[к]; кит - [к],[и],[т].

П  р и м е ч а н и е : предлагаются односложные слова с мягкими и твёрдыми согласными звуками.

Педагог  произносит слово и предлагает ребёнку выделить согласные звуки, стоящие в начале и в конце слова с обоснованием своего ответа.

К р и т е р и и   о ц е н к и:

-полный ответ – 3 балла;

-анализ с ошибками – 2 балла;

-ответ с помощью логопеда – 1 балл;

-отсутствие ответа – 0 баллов.

4.Дифференцирование согласных звуков по твёрдости – мягкости.

М а т е р и а л  для анализа:

нос – нёс; мал – мял; вол – вёл;  белка – балка

О б о р у д о  в а н и е: фишки, обозначающие звуки.

Педагог  предлагает ребёнку поиграть в игру «Твёрдый – мягкий». Он произносит слова, а ребёнок выбирает фишку, обозначающую первый звук: твёрдый звук синяя фишка, мягкий звук – зелёная.

П р и м е ч а н и е. Детям, незнакомым с обозначением звуков фишками, педагог предлагает выбрать и повторить слово, начинающееся с согласного твёрдого звука, затем – с согласного мягкого.

К р и т е р и и   о ц е н к и:

-полный ответ – 3 балла;

-анализ с ошибками – 2 балла;

-ответ с помощью логопеда – 1 балл;

-отсутствие ответа – 0 баллов.

5.Дифференцирование согласных звуков по звонкости – глухости.

М а т е р и а л   для анализа:

балка – палка;  быль – пыль;  вата – фата;  дом – том

О б о р у д о  в а н и е: фишки, обозначающие согласные  звуки.

Анализ проводится аналогично предыдущей методике: если слово начинается с глухого согласного звука, ребёнок поднимает фишку без колокольчика; если со звонкого – фишку с колокольчиком.

К р и т е р и и   о ц е н к и:

-полный ответ – 3 балла;

-анализ с ошибками – 2 балла;

-ответ с помощью логопеда – 1 балл;

-отсутствие ответа – 0 баллов.

6. Звуковой анализ слов.

М а т е р и а л   для анализа: кот, дом, волк, тень, лиса.

О б о р у д о в а н и е: фишки, обозначающие согласные звуки.

Педагог моделирует игровую ситуацию «Разноцветные окна». Педагог зачитывает слова, а ребёнок сначала выкладывает с помощью фишек звуковую модель слова и определяет последовательность звуков, затем даёт полную характеристику этих звуков.

К р и т е р и и   о ц е н к и:

-полный ответ – 3 балла;

-анализ с ошибками – 2 балла;

-ответ с помощью логопеда – 1 балл;

-отсутствие ответа – 0 баллов.

Р а з д е л  2. Грамматический строй языка.

1.Составление рассказа по сюжетной картинке.

О б о р у д о в а н и е: сюжетные картинки.

Педагог предлагает ребёнку ряд сюжетных картинок. Ребёнок выбирает одну из них педагог предлагает ему составить рассказ по этой картинке и с помощью вопросов выявляет уровень развития грамматического строя речи.

К р и т е р и и   о ц е н к и:

-полный рассказ – 3 балла;

-рассказ с ошибками – 2 балла;

-рассказ с помощью логопеда – 1 балл;

-отсутствие рассказа – 0 баллов.

2.Структура предложения. Слова, называющие действия, предметы, признаки; короткие слова (предлоги) .

О б о р у д о в а н и е: фишки слов; обозначение точки; схема предложения.

Педагог из составленного ребёнком рассказа выбирает предложение и предлагает «записать» его  (построить схему). Ребёнок составляет схему предложения, объясняя значение каждого слова.

Н а п р и м е р: «Дети играли на красивой поляне».

Р е б ё н о к. Первое слово – дети – отвечает на вопрос  «кто?», значит, это слово- предмет, обозначим его условной фишкой.

Второе слово – играют. Дети что делают? Это слово-действие, обозначаем его условной фишкой и т.д.  В конце предложения ставим точку.

К р и т е р и и   о ц е н к и:

-полный ответ – 3 балла;

-анализ с ошибками – 2 балла;

-ответ с помощью логопеда – 1 балл;

-отсутствие ответа – 0 баллов.

Промежуточный мониторинг

Выявление в середине года промежуточного уровня знаний необходимо для корректировки учебно-тематического планирования и составления индивидуальных программ развития детей, нуждающихся в непосредственной помощи специалиста.

Р а з д е л 1. Фонетика.

1.Дифференцирование звуков: гласных, согласных: твёрдых – мягких, звонких – глухих.

О б о р у д о в а н и е: фишки, обозначающие звуки; наборное полотно «Здесь живут звуки».

Педагог говорит ребёнку, что звуки потерялись, и предлагает ему «расселить» их по домам. Перед ребёнком – схемы дорог к звуковым домикам. педагог произносит звук, ребёнок находит для него домик согласно его обозначению и доказывает, почему этот звук поселился именно в этом домике.

К р и т е р и и   о ц е н к и:

-полный ответ – 3 балла;

-анализ с ошибками – 2 балла;

-ответ с помощью логопеда – 1 балл;

-отсутствие ответа – 0 баллов.

2.Звуковой анализ слов.

О б о р у д о в а н и е: предметные картинки «Волк», «Лиса». Педагог  предлагает ребёнку назвать каждую картинку и построить  «звуковой домик» для данного слова-названия.

К р и т е р и и   о ц е н к и:

-полный ответ – 3 балла;

-частичный ответ  – 2 балла;

-ответ с помощью логопеда – 1 балл;

-отсутствие ответа – 0 баллов.

3.Деление слов на слоги.

О б о р у д о в а н и е: игрушки: волк, кукла, барабан и др.; слоговые схемы слов-названий игрушек.

Педагог  раскладывает игрушки и предлагает ребёнку посетить «магазин игрушек» и купить игрушку в соответствии с её стоимостью (слоговой схемой слова-названия).

К р и т е р и и   о ц е н к и:

-полный ответ – 3 балла;

-частичный ответ  – 2 балла;

-ответ с помощью логопеда – 1 балл;

-отсутствие ответа – 0 баллов.

4.Ударение.

О б о р у д о в а н и е: игрушки: волк, кукла, барабан и др.; слоговые схемы слов-названий игрушек; «ударный молоточек».

В дополнение к предыдущему заданию ребёнку предлагается определить ударение в слове-названии игрушки.

К р и т е р и и   о ц е н к и:

-правильное определение ударения – 2 балла;

-постановка ударения с помощью логопеда – 1 балл;

- отсутствие ответа – 0 баллов.

Р а з д е л 2. Грамматический строй речи.

1.Составление рассказа по сюжетной картинке.

О б о р у д о в а н и е: сюжетная картинка «Общая горка».

Ребёнку предъявляют сюжетную картинку «Общая горка» для составления рассказа по вопросам педагога :

- Какое время года изображено на картинке?

- Кого ты видишь на картинке?

- Как их зовут?

- Что делает Петя?

- Где находится Вова?

- Какое настроение у детей? Почему?

- Как ты думаешь, о чём они говорят?

К р и т е р и и   о ц е н к и :

- полный, связный рассказ – 3 балла;

- краткий рассказ (нераспространённые  предложения) – 2 балла;

- рассказ с помощью логопеда – 1 балл;

- отсутствие рассказа – 0 баллов.

2. Составление схемы предложения.

О б о р у  д о в а н и е: фишки с обозначением слов; изображение точки; схема предложения.

Педагог выбирает из рассказа ребёнка одно предложение и предлагает «записать» его (построить схему). Ребёнок моделирует предложение.

К р и т е р и и   о ц е н к и:

-полная схема  – 3 балла;

-частичное составление схемы  – 2 балла;

-построение схемы  с помощью логопеда – 1 балл;

-отсутствие схемы – 0 баллов.

Мониторинг на конец учебного года

Р а з д е л 1. Фонетика

Дифференцирование звуков: гласных, согласных: твёрдых – мягких, звонких – глухих.

Педагог  просит назвать:

- гласные звуки в словах  сон, мышка, лужа;

- согласные твёрдые в словах мяч, лук, рыба;

- согласные мягкие в словах луч, репа, конь, гусь;

- согласные звонкие в словах зуб, рак, коза;

- согласные глухие в словах фара, стул, мак.

К р и т е р и и   о ц е н к и:

- все звуки дифференцированы правильно – 3 балла;

- один или несколько звуков в группе дифференцированы неправильно – 2 балла;

- неправильно дифференцированы звуки 2 групп – 1 балл;

- ошибочно названы звуки во всех группах – 0 баллов.

Р а з д е л   2. Звуковой анализ слова

Звуковой анализ слов.

О б о р у д о в а н и е: предметные картинки.

Дети определяют последовательность звуков в словах шар, хвост, мишка. Педагог  предлагает преобразовать звуковую схему слова мишка в звуковую схему слова мышка.

К р и т е р и и    о ц е н к и:

- полная правильная схема – 2 балла;

- схема с пропуском одного звука или другими ошибками – 1 балл;

-отсутствие преобразования – 0 баллов.

Р  а з д е л  3. Грамматически строй речи

Понимание смысла текста. Пересказ.

Материал: рассказ В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».( Читается без названия.)

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли  лес. После утомительной дороги они сели на траву  отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца.

Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели боясь пошевелиться.

Соловей перестал петь. Оля собрала остатки еды и обрывки бумаги и бросила под куст.

Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

- Зачем ты берёшь с собой этот мусор? – сказала Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

- Стыдно… Перед соловушкой… - тихо ответила Лида.

Педагог  читает рассказ 2-3 раза и предлагает детям:

а) озаглавить рассказ;

б) пересказать его текст;

в)составить схему предложения: «Маленькие девочки пошли в лес».

К р и т е р и и   о ц е н к и:

-полный пересказ  – 3 балла;

-частичный пересказ (с пропусками,  ошибками)  – 2 балла;

-пересказ  с помощью логопеда – 1 балл;

-отсутствие пересказа – 0 баллов.

Раздел 4. Чтение

Тестовое задание (базовый уровень)

Летом.

Наступило тёплое лето. В саду поспела смородина. Даша и Таня собирают её в ведёрко. Затем девочки кладут смородину на блюдо. Мама будет варить из неё варенье. Зимой в холода дети будут пить чай с вареньем.

Вопросы для оценки понимания прочитанного:

1. Какая ягода поспела в саду?

2. Кто собирал смородину в ведёрко?

3. Куда девочка положила смородину?

4. Что мама сварит из ягод?

5. Что будут делать дети зимой в холода?

Высокий уровень: способ чтения-целыми словами; правильность чтения-без ошибок; понимание прочитанного - отвечает на вопросы по тексту без ошибок.

Средний уровень: способ чтения-слоговое; правильность чтения-допускает небольшие ошибки; понимание прочитанного - отвечая на вопросы по тексту допускает небольшие ошибки.

Низкий уровень: ребенок с заданиями не справился.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Читайка" в подготовительной школе группе.

рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Читайка" в подготовительной школе группе...

Дополнительная общеразвивающая программа "Читайка"

Программа «Читайка» составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты»....

Дополнительная общеразвивающая программа "Читайка" 6-7 лет

По реализаци программы "От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты"....

Дополнительная образовательная программа Для детей дошкольного возраста 6-7лет "Читайка"

Дополнительная образовательная программа Для детей дошкольного возраста 6-7лет  "Читайка"...

Рабочая программа "По-читайка" дополнительная образовательная услугу в старших группах дошкольного учреждения.

   Успешная учеба ребенка в начальных классах во многом зависит от общего развития его в дошкольном возрасте. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению чтения (по дополнительной программе «Малышок») «Читайка»

Конспек по итоговой кружковой работе "Читайка":  Закрепить и обобщить знания и умения, полученные детьми  на занятиях....

Дополнительная образовательная программа для подготовительной группы "Читайка"

Программа "Читайка"  для подготовительной группы, поможет подготовить детей к чтению в начальной школе, овладению навыку осознанного чтения....