Консультация для педагогов «Взаимодействие участников педагогического процесса, как основа коррекционной работы».
консультация по логопедии

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него

правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными

трудностями, являющимися следствием чрезвычайной сложности самого явления

речи.

Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе воспитания и

обучения детей, очень заметным стало количество детей, имеющих отклонения в

речевом развитии. Значительную часть из таких детей составляют дети

5-6 -летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой культурой

речи. У детей отмечается нарушение звукопроизношения. Такие дети составляют

основную группу риска по неуспеваемости, несмотря на то, что они имеют

полноценный слух и интеллект. Формирование правильного произношения – это

сложный процесс. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Но при

благоприятных условиях обучения дети овладевают правильным произношением

звуков родного языка. Адекватные методы, организационные формы работы с

детьми, целенаправленное воздействие на детей способствуют преодолению

имеющихся у детей речевых дефектов.

Успех коррекционной - развивающей работы дошкольного образовательного

учреждения определяется строгой, продуманной системой, суть которой

заключается в логопедизации учебно-воспитательного процесса и деятельности

детей.

Необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса,

т.е. комплексный подход, который направлен на нормализацию всех сторон речи,

развитие моторики и познавательных психических процессов, воспитание

личности ребенка и оздоровление организма в целом. Необходима совместная

работа логопеда, психолога, воспитателя, музыкального работника, специалиста

по физическому воспитанию.

Задачи которые стоят перед специалистами:

· коррекционно-образовательтные

· коррекционно-развивающие

· коррекционно-воспитательные

Активно воздействуя на ребенка специфическими профессиональными

средствами, педагоги строят свою работу на основе общих педагогических

принципов.

Комплексный подход по коррекции нарушения

звукопроизношения обозначен двумя аспектами:

1. Сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы,

которая направлена на нормализацию всех сторон речи, артикуляционной

моторики и оздоровление организма в целом.

2. Совместная работа невролога, учителя-логопеда, педагога- психолога,

воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физическому

воспитанию и родителей.

Основная цель коррекционной работы специалистов ДОУ с

детьми

– это развитие правильной, грамотной речи при подготовке к обучению в школе.

В рамках комплексного подхода к коррекции звукопроизношения у детей

дошкольного возраста используются разнообразные системы работы. И

практически каждая система использует дидактический принцип от простого к

сложному.

Коррекционная работа проводится в следующих направлениях:

1. Работа учителя-логопеда. Коррекция нарушенных звуков

осуществляются на протяжении регулярного, систематического курса занятий, с

учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и срока

коррекционной работы. Индивидуальные занятия строятся в соответствии с

этапами работы по исправлению неправильного звукопроизношения

(подготовительный этап, постановка звука, автоматизация звука, дифференциация

смешиваемых звуков).

2. Работа педагога – психолога направлена на развитие эмоционально-

волевой сферы, высших психических функций, снятие эмоционального

напряжения детей. На занятиях специалист осуществляет индивидуальный

подход к каждому воспитаннику с нарушением речи, контролирует речь детей,

делает подборку игр и упражнений, речевого материала с учетом этапа

коррекции звукопроизношения.

3. Работа музыкального руководителя. Специалист на занятиях проводит

работу по развитию фонематического слуха, развитию артикуляционной

моторики и мелкой моторики рук, активизации внимания, воспитанию

музыкального ритма, ориентировки в пространстве, что благоприятно влияет на

формирование неречевых функций у детей с речевой патологией. На занятиях

активно используются музыкально-дидактические игры, упражнения на

различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к

определенному музыкальному звуку, распевку на автоматизацию тех звуков,

которые дети изучают на логопедических занятиях с учетом этапа работы.

Музыкальный руководитель на занятиях осуществляет контроль за речью детей.

Содержание речевого материала используемого на музыкальных занятиях,

сценарии праздников и развлечений обсуждается с учителем – логопедом.

4. Работа инструктора по физическому воспитанию. На занятиях по

физическому воспитанию использует разнообразные упражнения и игры,

направленные на развитие ритмизации движений, умение управлять собой, на

снятие общей скованности, напряжения. Дети с нарушением речи соматически

ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Отрицательно

сказывается на здоровье долгое пребывание детей в сидячем положении. Поэтому

необходимо уделять серьезное внимание физической культуре. Инструктор по

физвоспитанию проводит на занятиях упражнения по развитию правильного

физиологического и речевого дыхания. Для снятия мышечного тонуса

артикуляционного аппарата проводит самомассаж. Педагог организует и

проводит упражнения на координацию речи с движением с помощью

подвижных игр разной сложности, осуществляет контроль за речью детей. На

индивидуальных занятиях развивает моторные навыки с использованием

пальчиковой гимнастики по лексической теме, повышает активность, развивает

подражательность, формирует игровые навыки, совершенствует просодические

компоненты речи.

С целью реализации комплексного подхода в коррекции речевого

нарушения всех специалистов намечены основные задачи,

которые включают в себя:

1. Совместная работа учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей,

музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию и

повышение их профессионального уровня.

2. Организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и

личностное развитие ребенка.

3. Разработка тетрадей взаимодействия со специалистами, построенных на основе

комплексной диагностики.

Тетради взаимосвязи - со всеми специалистами определили:

· задачи работы специалиста (музыкального руководителя, педагога-

психолога, инструкторов по физическому воспитанию);

· рекомендации по коррекционной работе;

· перспективное планирование

· приблизительные игры и упражнения для каждого специалиста;

· список детей и этап работы логопеда по звукопроизношению.

Формы работы:

· Коллективные

· Индивидуальные

· Наглядные

· Информационно - наглядные

· Информационно - аналитические

Коллективные формы работы:

· Родительские собрания

· Консультации

Индивидуальные формы работы:

· Индивидуальные практикумы

· Тетради достижений

· Беседа с родителями

· Домашние логопедические тетради

Таким образом, взаимодействие всех участников образовательного процесса

приводит к положительным результатам. Данное взаимодействие эффективно за

счет координирующей роли учителя-логопеда, разработанной системы

мониторинга не только речевого, но и познавательного развития детей-логопатов.

Все это позволяет детям намного легче адаптироваться в следующем этапе образования - начальной школе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него

правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными

трудностями, являющимися следствием чрезвычайной сложности самого явления

речи.

Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе воспитания и

обучения детей, очень заметным стало количество детей, имеющих отклонения в

речевом развитии. Значительную часть из таких детей составляют дети

5-6 -летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой культурой

речи. У детей отмечается нарушение звукопроизношения. Такие дети составляют

основную группу риска по неуспеваемости, несмотря на то, что они имеют

полноценный слух и интеллект. Формирование правильного произношения – это

сложный процесс. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Но при

благоприятных условиях обучения дети овладевают правильным произношением

звуков родного языка. Адекватные методы, организационные формы работы с

детьми, целенаправленное воздействие на детей способствуют преодолению

имеющихся у детей речевых дефектов.

Успех коррекционной - развивающей работы дошкольного образовательного

учреждения определяется строгой, продуманной системой, суть которой

заключается в логопедизации учебно-воспитательного процесса и деятельности

детей.

Необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса,

т.е. комплексный подход, который направлен на нормализацию всех сторон речи,

развитие моторики и познавательных психических процессов, воспитание

личности ребенка и оздоровление организма в целом. Необходима совместная

работа логопеда, психолога, воспитателя, музыкального работника, специалиста

по физическому воспитанию.

Задачи которые стоят перед специалистами:

коррекционно-образовательтные

коррекционно-развивающие

коррекционно-воспитательные

Активно воздействуя на ребенка специфическими профессиональными

средствами, педагоги строят свою работу на основе общих педагогических

принципов.

Комплексный подход по коррекции нарушения

звукопроизношения обозначен двумя аспектами:

1. Сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы,

которая направлена на нормализацию всех сторон речи, артикуляционной

моторики и оздоровление организма в целом.

2. Совместная работа невролога, учителя-логопеда, педагога- психолога,

воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физическому

воспитанию и родителей.

Основная цель коррекционной работы специалистов ДОУ с

детьми

– это развитие правильной, грамотной речи при подготовке к обучению в школе.

В рамках комплексного подхода к коррекции звукопроизношения у детей

дошкольного возраста используются разнообразные системы работы. И

практически каждая система использует дидактический принцип от простого к

сложному.

Коррекционная работа проводится в следующих направлениях:

1. Работа учителя-логопеда. Коррекция нарушенных звуков

осуществляются на протяжении регулярного, систематического курса занятий, с

учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и срока

коррекционной работы. Индивидуальные занятия строятся в соответствии с

этапами работы по исправлению неправильного звукопроизношения

(подготовительный этап, постановка звука, автоматизация звука, дифференциация

смешиваемых звуков).

2. Работа педагога – психолога направлена на развитие эмоционально-

волевой сферы, высших психических функций, снятие эмоционального

напряжения детей. На занятиях специалист осуществляет индивидуальный

подход к каждому воспитаннику с нарушением речи, контролирует речь детей,

делает подборку игр и упражнений, речевого материала с учетом этапа

коррекции звукопроизношения.

3. Работа музыкального руководителя. Специалист на занятиях проводит

работу по развитию фонематического слуха, развитию артикуляционной

моторики и мелкой моторики рук, активизации внимания, воспитанию

музыкального ритма, ориентировки в пространстве, что благоприятно влияет на

формирование неречевых функций у детей с речевой патологией. На занятиях

активно используются музыкально-дидактические игры, упражнения на

различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к

определенному музыкальному звуку, распевку на автоматизацию тех звуков,

которые дети изучают на логопедических занятиях с учетом этапа работы.

Музыкальный руководитель на занятиях осуществляет контроль за речью детей.

Содержание речевого материала используемого на музыкальных занятиях,

сценарии праздников и развлечений обсуждается с учителем – логопедом.

4. Работа инструктора по физическому воспитанию. На занятиях по

физическому воспитанию использует разнообразные упражнения и игры,

направленные на развитие ритмизации движений, умение управлять собой, на

снятие общей скованности, напряжения. Дети с нарушением речи соматически

ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Отрицательно

сказывается на здоровье долгое пребывание детей в сидячем положении. Поэтому

необходимо уделять серьезное внимание физической культуре. Инструктор по

физвоспитанию проводит на занятиях упражнения по развитию правильного

физиологического и речевого дыхания. Для снятия мышечного тонуса

артикуляционного аппарата проводит самомассаж. Педагог организует и

проводит упражнения на координацию речи с движением с помощью

подвижных игр разной сложности, осуществляет контроль за речью детей. На

индивидуальных занятиях развивает моторные навыки с использованием

пальчиковой гимнастики по лексической теме, повышает активность, развивает

подражательность, формирует игровые навыки, совершенствует просодические

компоненты речи.

С целью реализации комплексного подхода в коррекции речевого

нарушения всех специалистов намечены основные задачи,

которые включают в себя:

1. Совместная работа учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей,

музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию и

повышение их профессионального уровня.

2. Организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и

личностное развитие ребенка.

3. Разработка тетрадей взаимодействия со специалистами, построенных на основе

комплексной диагностики.

Тетради взаимосвязи - со всеми специалистами определили:

задачи работы специалиста (музыкального руководителя, педагога-

психолога, инструкторов по физическому воспитанию);

рекомендации по коррекционной работе;

перспективное планирование

приблизительные игры и упражнения для каждого специалиста;

список детей и этап работы логопеда по звукопроизношению.

Формы работы:

Коллективные

Индивидуальные

Наглядные

Информационно - наглядные

Информационно - аналитические

Коллективные формы работы:

Родительские собрания

Консультации

Индивидуальные формы работы:

Индивидуальные практикумы

Тетради достижений

Беседа с родителями

Домашние логопедические тетради

Таким образом, взаимодействие всех участников образовательного процесса

приводит к положительным результатам. Данное взаимодействие эффективно за

счет координирующей роли учителя-логопеда, разработанной системы

мониторинга не только речевого, но и познавательного развития детей-логопатов.

Все это позволяет детям намного легче адаптироваться в следующем этапе

образования - начальной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения в процессе физкультурно-оздоровительной работы» консультация для педагогов

Слаженность в работе - залог хорошего результата, данное правило действует в любом коллективе, в т ч. пе­дагогическом, тем более что деятельность всех педагогов и специалистов ДОУ направлена на ...

Консультация для воспитателей Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы

Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы Слаженность в работе - залог хорошего результата, данное правило действует в любом коллективе, в т ч. пе­дагогическом, тем ...

Консультация "Взаимодействие педагогов ДОУ в процессе физкультурно-оздоровительной работы"

В данной консультации описываеться технология взаимодействия инструктора по физической культуре и воспитателя на занятиях по физкультуре во всех возрастных группах....

Консультация "Взаимодействие педагогов ДОУ в процессе физкультурно-оздоровительной работы"

В данной консультации описываеться технология взаимодействия инструктора по физической культуре и воспитателя на занятиях по физкультуре во всех возрастных группах....

Консультация "Развитие детей в процессе работы с природным материалом"

Изготовление игрушек из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера....

Консультация для воспитателей «Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы»

Положительные результаты в процессе реализации задач образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура» возможны при условии тесной   взаимосвязи и преемственности в работе всег...