Консультация для педагогов «Взаимодействие участников педагогического процесса, как основа коррекционной работы».
консультация по логопедии
Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него
правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными
трудностями, являющимися следствием чрезвычайной сложности самого явления
речи.
Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе воспитания и
обучения детей, очень заметным стало количество детей, имеющих отклонения в
речевом развитии. Значительную часть из таких детей составляют дети
5-6 -летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой культурой
речи. У детей отмечается нарушение звукопроизношения. Такие дети составляют
основную группу риска по неуспеваемости, несмотря на то, что они имеют
полноценный слух и интеллект. Формирование правильного произношения – это
сложный процесс. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Но при
благоприятных условиях обучения дети овладевают правильным произношением
звуков родного языка. Адекватные методы, организационные формы работы с
детьми, целенаправленное воздействие на детей способствуют преодолению
имеющихся у детей речевых дефектов.
Успех коррекционной - развивающей работы дошкольного образовательного
учреждения определяется строгой, продуманной системой, суть которой
заключается в логопедизации учебно-воспитательного процесса и деятельности
детей.
Необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса,
т.е. комплексный подход, который направлен на нормализацию всех сторон речи,
развитие моторики и познавательных психических процессов, воспитание
личности ребенка и оздоровление организма в целом. Необходима совместная
работа логопеда, психолога, воспитателя, музыкального работника, специалиста
по физическому воспитанию.
Задачи которые стоят перед специалистами:
· коррекционно-образовательтные
· коррекционно-развивающие
· коррекционно-воспитательные
Активно воздействуя на ребенка специфическими профессиональными
средствами, педагоги строят свою работу на основе общих педагогических
принципов.
Комплексный подход по коррекции нарушения
звукопроизношения обозначен двумя аспектами:
1. Сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы,
которая направлена на нормализацию всех сторон речи, артикуляционной
моторики и оздоровление организма в целом.
2. Совместная работа невролога, учителя-логопеда, педагога- психолога,
воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физическому
воспитанию и родителей.
Основная цель коррекционной работы специалистов ДОУ с
детьми
– это развитие правильной, грамотной речи при подготовке к обучению в школе.
В рамках комплексного подхода к коррекции звукопроизношения у детей
дошкольного возраста используются разнообразные системы работы. И
практически каждая система использует дидактический принцип от простого к
сложному.
Коррекционная работа проводится в следующих направлениях:
1. Работа учителя-логопеда. Коррекция нарушенных звуков
осуществляются на протяжении регулярного, систематического курса занятий, с
учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и срока
коррекционной работы. Индивидуальные занятия строятся в соответствии с
этапами работы по исправлению неправильного звукопроизношения
(подготовительный этап, постановка звука, автоматизация звука, дифференциация
смешиваемых звуков).
2. Работа педагога – психолога направлена на развитие эмоционально-
волевой сферы, высших психических функций, снятие эмоционального
напряжения детей. На занятиях специалист осуществляет индивидуальный
подход к каждому воспитаннику с нарушением речи, контролирует речь детей,
делает подборку игр и упражнений, речевого материала с учетом этапа
коррекции звукопроизношения.
3. Работа музыкального руководителя. Специалист на занятиях проводит
работу по развитию фонематического слуха, развитию артикуляционной
моторики и мелкой моторики рук, активизации внимания, воспитанию
музыкального ритма, ориентировки в пространстве, что благоприятно влияет на
формирование неречевых функций у детей с речевой патологией. На занятиях
активно используются музыкально-дидактические игры, упражнения на
различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к
определенному музыкальному звуку, распевку на автоматизацию тех звуков,
которые дети изучают на логопедических занятиях с учетом этапа работы.
Музыкальный руководитель на занятиях осуществляет контроль за речью детей.
Содержание речевого материала используемого на музыкальных занятиях,
сценарии праздников и развлечений обсуждается с учителем – логопедом.
4. Работа инструктора по физическому воспитанию. На занятиях по
физическому воспитанию использует разнообразные упражнения и игры,
направленные на развитие ритмизации движений, умение управлять собой, на
снятие общей скованности, напряжения. Дети с нарушением речи соматически
ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Отрицательно
сказывается на здоровье долгое пребывание детей в сидячем положении. Поэтому
необходимо уделять серьезное внимание физической культуре. Инструктор по
физвоспитанию проводит на занятиях упражнения по развитию правильного
физиологического и речевого дыхания. Для снятия мышечного тонуса
артикуляционного аппарата проводит самомассаж. Педагог организует и
проводит упражнения на координацию речи с движением с помощью
подвижных игр разной сложности, осуществляет контроль за речью детей. На
индивидуальных занятиях развивает моторные навыки с использованием
пальчиковой гимнастики по лексической теме, повышает активность, развивает
подражательность, формирует игровые навыки, совершенствует просодические
компоненты речи.
С целью реализации комплексного подхода в коррекции речевого
нарушения всех специалистов намечены основные задачи,
которые включают в себя:
1. Совместная работа учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей,
музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию и
повышение их профессионального уровня.
2. Организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и
личностное развитие ребенка.
3. Разработка тетрадей взаимодействия со специалистами, построенных на основе
комплексной диагностики.
Тетради взаимосвязи - со всеми специалистами определили:
· задачи работы специалиста (музыкального руководителя, педагога-
психолога, инструкторов по физическому воспитанию);
· рекомендации по коррекционной работе;
· перспективное планирование
· приблизительные игры и упражнения для каждого специалиста;
· список детей и этап работы логопеда по звукопроизношению.
Формы работы:
· Коллективные
· Индивидуальные
· Наглядные
· Информационно - наглядные
· Информационно - аналитические
Коллективные формы работы:
· Родительские собрания
· Консультации
Индивидуальные формы работы:
· Индивидуальные практикумы
· Тетради достижений
· Беседа с родителями
· Домашние логопедические тетради
Таким образом, взаимодействие всех участников образовательного процесса
приводит к положительным результатам. Данное взаимодействие эффективно за
счет координирующей роли учителя-логопеда, разработанной системы
мониторинга не только речевого, но и познавательного развития детей-логопатов.
Все это позволяет детям намного легче адаптироваться в следующем этапе образования - начальной школе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него
правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными
трудностями, являющимися следствием чрезвычайной сложности самого явления
речи.
Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе воспитания и
обучения детей, очень заметным стало количество детей, имеющих отклонения в
речевом развитии. Значительную часть из таких детей составляют дети
5-6 -летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой культурой
речи. У детей отмечается нарушение звукопроизношения. Такие дети составляют
основную группу риска по неуспеваемости, несмотря на то, что они имеют
полноценный слух и интеллект. Формирование правильного произношения – это
сложный процесс. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Но при
благоприятных условиях обучения дети овладевают правильным произношением
звуков родного языка. Адекватные методы, организационные формы работы с
детьми, целенаправленное воздействие на детей способствуют преодолению
имеющихся у детей речевых дефектов.
Успех коррекционной - развивающей работы дошкольного образовательного
учреждения определяется строгой, продуманной системой, суть которой
заключается в логопедизации учебно-воспитательного процесса и деятельности
детей.
Необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса,
т.е. комплексный подход, который направлен на нормализацию всех сторон речи,
развитие моторики и познавательных психических процессов, воспитание
личности ребенка и оздоровление организма в целом. Необходима совместная
работа логопеда, психолога, воспитателя, музыкального работника, специалиста
по физическому воспитанию.
Задачи которые стоят перед специалистами:
∙ коррекционно-образовательтные
∙ коррекционно-развивающие
∙ коррекционно-воспитательные
Активно воздействуя на ребенка специфическими профессиональными
средствами, педагоги строят свою работу на основе общих педагогических
принципов.
Комплексный подход по коррекции нарушения
звукопроизношения обозначен двумя аспектами:
1. Сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы,
которая направлена на нормализацию всех сторон речи, артикуляционной
моторики и оздоровление организма в целом.
2. Совместная работа невролога, учителя-логопеда, педагога- психолога,
воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физическому
воспитанию и родителей.
Основная цель коррекционной работы специалистов ДОУ с
детьми
– это развитие правильной, грамотной речи при подготовке к обучению в школе.
В рамках комплексного подхода к коррекции звукопроизношения у детей
дошкольного возраста используются разнообразные системы работы. И
практически каждая система использует дидактический принцип от простого к
сложному.
Коррекционная работа проводится в следующих направлениях:
1. Работа учителя-логопеда. Коррекция нарушенных звуков
осуществляются на протяжении регулярного, систематического курса занятий, с
учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и срока
коррекционной работы. Индивидуальные занятия строятся в соответствии с
этапами работы по исправлению неправильного звукопроизношения
(подготовительный этап, постановка звука, автоматизация звука, дифференциация
смешиваемых звуков).
2. Работа педагога – психолога направлена на развитие эмоционально-
волевой сферы, высших психических функций, снятие эмоционального
напряжения детей. На занятиях специалист осуществляет индивидуальный
подход к каждому воспитаннику с нарушением речи, контролирует речь детей,
делает подборку игр и упражнений, речевого материала с учетом этапа
коррекции звукопроизношения.
3. Работа музыкального руководителя. Специалист на занятиях проводит
работу по развитию фонематического слуха, развитию артикуляционной
моторики и мелкой моторики рук, активизации внимания, воспитанию
музыкального ритма, ориентировки в пространстве, что благоприятно влияет на
формирование неречевых функций у детей с речевой патологией. На занятиях
активно используются музыкально-дидактические игры, упражнения на
различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к
определенному музыкальному звуку, распевку на автоматизацию тех звуков,
которые дети изучают на логопедических занятиях с учетом этапа работы.
Музыкальный руководитель на занятиях осуществляет контроль за речью детей.
Содержание речевого материала используемого на музыкальных занятиях,
сценарии праздников и развлечений обсуждается с учителем – логопедом.
4. Работа инструктора по физическому воспитанию. На занятиях по
физическому воспитанию использует разнообразные упражнения и игры,
направленные на развитие ритмизации движений, умение управлять собой, на
снятие общей скованности, напряжения. Дети с нарушением речи соматически
ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Отрицательно
сказывается на здоровье долгое пребывание детей в сидячем положении. Поэтому
необходимо уделять серьезное внимание физической культуре. Инструктор по
физвоспитанию проводит на занятиях упражнения по развитию правильного
физиологического и речевого дыхания. Для снятия мышечного тонуса
артикуляционного аппарата проводит самомассаж. Педагог организует и
проводит упражнения на координацию речи с движением с помощью
подвижных игр разной сложности, осуществляет контроль за речью детей. На
индивидуальных занятиях развивает моторные навыки с использованием
пальчиковой гимнастики по лексической теме, повышает активность, развивает
подражательность, формирует игровые навыки, совершенствует просодические
компоненты речи.
С целью реализации комплексного подхода в коррекции речевого
нарушения всех специалистов намечены основные задачи,
которые включают в себя:
1. Совместная работа учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей,
музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию и
повышение их профессионального уровня.
2. Организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и
личностное развитие ребенка.
3. Разработка тетрадей взаимодействия со специалистами, построенных на основе
комплексной диагностики.
Тетради взаимосвязи - со всеми специалистами определили:
∙ задачи работы специалиста (музыкального руководителя, педагога-
психолога, инструкторов по физическому воспитанию);
∙ рекомендации по коррекционной работе;
∙ перспективное планирование
∙ приблизительные игры и упражнения для каждого специалиста;
∙ список детей и этап работы логопеда по звукопроизношению.
Формы работы:
∙ Коллективные
∙ Индивидуальные
∙ Наглядные
∙ Информационно - наглядные
∙ Информационно - аналитические
Коллективные формы работы:
∙ Родительские собрания
∙ Консультации
Индивидуальные формы работы:
∙ Индивидуальные практикумы
∙ Тетради достижений
∙ Беседа с родителями
∙ Домашние логопедические тетради
Таким образом, взаимодействие всех участников образовательного процесса
приводит к положительным результатам. Данное взаимодействие эффективно за
счет координирующей роли учителя-логопеда, разработанной системы
мониторинга не только речевого, но и познавательного развития детей-логопатов.
Все это позволяет детям намного легче адаптироваться в следующем этапе
образования - начальной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения в процессе физкультурно-оздоровительной работы» консультация для педагогов
Слаженность в работе - залог хорошего результата, данное правило действует в любом коллективе, в т ч. педагогическом, тем более что деятельность всех педагогов и специалистов ДОУ направлена на ...

Консультация для воспитателей Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы
Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы Слаженность в работе - залог хорошего результата, данное правило действует в любом коллективе, в т ч. педагогическом, тем ...

Консультация "Взаимодействие педагогов ДОУ в процессе физкультурно-оздоровительной работы"
В данной консультации описываеться технология взаимодействия инструктора по физической культуре и воспитателя на занятиях по физкультуре во всех возрастных группах....

Консультация "Взаимодействие педагогов ДОУ в процессе физкультурно-оздоровительной работы"
В данной консультации описываеться технология взаимодействия инструктора по физической культуре и воспитателя на занятиях по физкультуре во всех возрастных группах....

консультация" Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы"
консультация...

Консультация "Развитие детей в процессе работы с природным материалом"
Изготовление игрушек из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера....

Консультация для воспитателей «Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы»
Положительные результаты в процессе реализации задач образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура» возможны при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всег...