Буклет "Развитие речи детей 3-4 года"
консультация по логопедии (младшая группа)

Оралова Марина Евгеньевна

Буклет "Развитие речи детей 3-4 года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_3-4_goda.docx132 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей 3-4 года

Подготовила учитель-логопед: Оралова М.Е.

Picture background

Основные характеристики речи детей

в 3-4 года:

  • Интенсивное овладение речью: рост словарного запаса, усложнение речевых конструкций, улучшение артикуляции. Речь детей отличается ситуативностью, то есть она не подготовлена, определяется конкретной ситуацией.
  • Активная лексика. Словарный запас ребенка может состоять из 1500–2000 слов. При этом довольно часто искажаются длинные или непонятные слова («литекричество» – электричество) Ребенок может переставлять в них местами звуки или слоги («паравачивай» – поворачивай). Ребенку сложно произносить звукосочетания из двух или более согласных.
  • Грамматический строй речи. Фразы ребенка в 3 года состоят из 3–4 слов, к 4 годам он использует распространенные предложения. Могут использовать сложносочиненные и даже сложноподчиненные конструкции (Миша хочет кушать, я сварю кашу. Когда наступает лето, расцветают цветы). Дети начинают использовать в речи простые однородные члены как в единственном, так и во множественном числе (Я рисую солнышко и облака. Гуси плавают и гогочут). Однако возможны сложности с образованием множественного числа некоторых слов (рты, деревья). Используют в разговоре больше частей речи – появляются прилагательные, местоимения, наречия, числительные. Возможны речевые ошибки при согласовании окончаний прилагательных и существительных, при изменении глаголов по лицам и числам.
  • Фонетика. Произносит гласные, не смягчая. При произнесении шипящих, ребенок может заменяет их свистящими. Звуки [ц] и [ч] пока «разложены на составляющие» («тсыпленок» – цыпленок). Сонорные звуки [л] и [р]- отсутствуют.
  • Связная речь. Дети 3–4 лет самостоятельно, без дополнительных вопросов, пока не могут связно и логично изложить произошедшее или увиденное, пересказать то, что им прочли взрослые, составить полный рассказ по картинке. Они могут лишь описать изображенные предметы и действия, которые те производят («Это утенок. Он ест травку. Там утка. Это его мама. Она стоит и смотрит на утенка»). Зато малыши сейчас активно запоминают и воспроизводят разные понятные им по смыслу стишки, потешки. Интонация, выразительность. Однако на четвертом году жизни малышам не всегда доступна регулировка темпа и громкости речи. Они могут не понимать, что говорят слишком тихо, особенно если общаются с малознакомыми людьми. А находясь под сильным впечатлением от чего-то, рассказывают об этом, «захлебываясь эмоциями», сбивчиво и торопливо.

Упражнения на 3-4 года

Имитация

- Кладёт руки на пояс, на голову

- Лепит простые фигурки из пластилина (шарик, колбаска, лепёшка)

Восприятие

- Складывает по образцу фигурку из кубиков (10 кубиков);

- Соотносит 4 различные формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);

- Соотносит формы различного размера (большие, маленькие);

- Различает предметы по цвету (4 основных цвета);

- Соотносит объёмные цветные кубики с плоскими изображениями (цветные кубики поставить на соответствующие квадраты на листе);

- Распознавать и воспроизводить последовательность шумов (2 музыкальные игрушки).

Крупная моторика

- Подъем по лестнице переменным шагом;

- Бег с препятствиями средней трудности (обегать стулья, веник, мебель и т.п.)

- Прыжки "лягушкой" без остановки

- Прыгает на одной или двух ногах расстояние в 5 м.;

- Сохраняет равновесие во время одновременных движений руками и ногами;

- Перекатывается по полу;

- Идёт по линии, не теряя равновесия (клейкая лента, мел).

Мелкая моторика

- Ощупывает различные предметы по контуру (мяч, стол, книга и т.п.)

- Складывает пружинку из полоски бумаги;

- Отрезает кусочки от полоски бумаги.

Координация глаз и рук

- Строит из трех деталей простую конструкцию (забор, стул, стол, ворота) глаз и рук (ящик строительных моделей из дерева)

- Лепит из пластилина различные предметы, опираясь на реальные предметы (мяч, миска, кубик);

- Лепит из пластилина различные предметы, изображенные на картинках (миска, мяч, кубик)

- Сложить картинку из двух частей;

- Берёт щипцами бусины или макароны и кладёт в подставку для яиц;

- Проводит линию, соединив две точки;

- Соединяет ряд точек, чтобы выполнить простой рисунок.

Познавательная деятельность

- Соотносит предметы по цвету;

- Группирует предметы по их функциональной принадлежности ( ложка и вилка, носок и ботинок, зубная щетка и паста);

- Сортировать картинки простых предметов по их функциям (одежда, посуда, средства гигиены);

- Сортирует предметы по их предназначению (носок, рубашка, штаны, вилка, тарелка, полотенце, мыло и т.д.);

- Знает названия основных цветов;

- Находит предметы по словестной инструкции (кубик под столом, яблоко на полке).

Речь

- Отвечает на вопрос словами "большой", "маленький" или подавать соответствующий символ\карточку;

- Различает изображения лиц мужского и женского пола, используя местоимения "он" и "она" ;

- Понимает и использует предлоги "на" и "под" для обозначений местоположения предмета;

- Самостоятельно делает выбор "или... или" (предметы домашнего обихода, игрушки)

- Беседует с кем-нибудь, отвечая на простые вопросы (Кто это? Что делает?)

- Передать краткое сообщение от одного собеседника другому;

- Образует множественное число (предметы быта, игрушки, животные).

Самообслуживание

- Расстегивает и застегивает куртку или кофту без помощи (куртка с большими пуговицами);

- Наливает воду из кувшина в меньшую ёмкость;

- Самостоятельно чистит зубы.

Социализация

- Изображает взаимодействие людей с помощью двух кукол бибабо;

- Показывает с помощью движений предметы и явления (дерево, на дерево дует ветер, шофёры и т.д.);

- Вытирает тряпкой стол;

- Берёт и даёт другому человеку предметы по просьбе;

- Правильно раскладывает приборы на столе.

Picture background

2025г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей.Развитие речи детей 4-5 года жизни

Особенности речи детей  данного возраста, некоторые практические рекомендации....

Консультация для родителей. Рекомендации по развитию речи детей (3-4 года)

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развёрнут...

буклет Развитие речи детей 2-3 года жизни

реклмендации для родителей детей раннего возраста по развитию речи. рекомендации и речевой материал по развитию речи и тонкой моторики руки у детей третьего года жизни...

Консультация для родителей РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО- ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

Консультация для родителейРАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО- ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ...

Консультация для родителей. Развитие речи детей 4-5 года жизни.

Консультация для родителей. Развитие речи детей 4-5 года жизни....

Развитие речи детей 4-5 года жизни. Консультация для родителей.

Развитие речи детей 4-5 года жизни. Консультация для родителей....