Буклет "Развитие речи детей 3-4 года"
консультация по логопедии (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Развитие речи детей 3-4 года
Подготовила учитель-логопед: Оралова М.Е.
Основные характеристики речи детей
в 3-4 года:
- Интенсивное овладение речью: рост словарного запаса, усложнение речевых конструкций, улучшение артикуляции. Речь детей отличается ситуативностью, то есть она не подготовлена, определяется конкретной ситуацией.
- Активная лексика. Словарный запас ребенка может состоять из 1500–2000 слов. При этом довольно часто искажаются длинные или непонятные слова («литекричество» – электричество) Ребенок может переставлять в них местами звуки или слоги («паравачивай» – поворачивай). Ребенку сложно произносить звукосочетания из двух или более согласных.
- Грамматический строй речи. Фразы ребенка в 3 года состоят из 3–4 слов, к 4 годам он использует распространенные предложения. Могут использовать сложносочиненные и даже сложноподчиненные конструкции (Миша хочет кушать, я сварю кашу. Когда наступает лето, расцветают цветы). Дети начинают использовать в речи простые однородные члены как в единственном, так и во множественном числе (Я рисую солнышко и облака. Гуси плавают и гогочут). Однако возможны сложности с образованием множественного числа некоторых слов (рты, деревья). Используют в разговоре больше частей речи – появляются прилагательные, местоимения, наречия, числительные. Возможны речевые ошибки при согласовании окончаний прилагательных и существительных, при изменении глаголов по лицам и числам.
- Фонетика. Произносит гласные, не смягчая. При произнесении шипящих, ребенок может заменяет их свистящими. Звуки [ц] и [ч] пока «разложены на составляющие» («тсыпленок» – цыпленок). Сонорные звуки [л] и [р]- отсутствуют.
- Связная речь. Дети 3–4 лет самостоятельно, без дополнительных вопросов, пока не могут связно и логично изложить произошедшее или увиденное, пересказать то, что им прочли взрослые, составить полный рассказ по картинке. Они могут лишь описать изображенные предметы и действия, которые те производят («Это утенок. Он ест травку. Там утка. Это его мама. Она стоит и смотрит на утенка»). Зато малыши сейчас активно запоминают и воспроизводят разные понятные им по смыслу стишки, потешки. Интонация, выразительность. Однако на четвертом году жизни малышам не всегда доступна регулировка темпа и громкости речи. Они могут не понимать, что говорят слишком тихо, особенно если общаются с малознакомыми людьми. А находясь под сильным впечатлением от чего-то, рассказывают об этом, «захлебываясь эмоциями», сбивчиво и торопливо.
Упражнения на 3-4 года
Имитация
- Кладёт руки на пояс, на голову
- Лепит простые фигурки из пластилина (шарик, колбаска, лепёшка)
Восприятие
- Складывает по образцу фигурку из кубиков (10 кубиков);
- Соотносит 4 различные формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
- Соотносит формы различного размера (большие, маленькие);
- Различает предметы по цвету (4 основных цвета);
- Соотносит объёмные цветные кубики с плоскими изображениями (цветные кубики поставить на соответствующие квадраты на листе);
- Распознавать и воспроизводить последовательность шумов (2 музыкальные игрушки).
Крупная моторика
- Подъем по лестнице переменным шагом;
- Бег с препятствиями средней трудности (обегать стулья, веник, мебель и т.п.)
- Прыжки "лягушкой" без остановки
- Прыгает на одной или двух ногах расстояние в 5 м.;
- Сохраняет равновесие во время одновременных движений руками и ногами;
- Перекатывается по полу;
- Идёт по линии, не теряя равновесия (клейкая лента, мел).
Мелкая моторика
- Ощупывает различные предметы по контуру (мяч, стол, книга и т.п.)
- Складывает пружинку из полоски бумаги;
- Отрезает кусочки от полоски бумаги.
Координация глаз и рук
- Строит из трех деталей простую конструкцию (забор, стул, стол, ворота) глаз и рук (ящик строительных моделей из дерева)
- Лепит из пластилина различные предметы, опираясь на реальные предметы (мяч, миска, кубик);
- Лепит из пластилина различные предметы, изображенные на картинках (миска, мяч, кубик)
- Сложить картинку из двух частей;
- Берёт щипцами бусины или макароны и кладёт в подставку для яиц;
- Проводит линию, соединив две точки;
- Соединяет ряд точек, чтобы выполнить простой рисунок.
Познавательная деятельность
- Соотносит предметы по цвету;
- Группирует предметы по их функциональной принадлежности ( ложка и вилка, носок и ботинок, зубная щетка и паста);
- Сортировать картинки простых предметов по их функциям (одежда, посуда, средства гигиены);
- Сортирует предметы по их предназначению (носок, рубашка, штаны, вилка, тарелка, полотенце, мыло и т.д.);
- Знает названия основных цветов;
- Находит предметы по словестной инструкции (кубик под столом, яблоко на полке).
Речь
- Отвечает на вопрос словами "большой", "маленький" или подавать соответствующий символ\карточку;
- Различает изображения лиц мужского и женского пола, используя местоимения "он" и "она" ;
- Понимает и использует предлоги "на" и "под" для обозначений местоположения предмета;
- Самостоятельно делает выбор "или... или" (предметы домашнего обихода, игрушки)
- Беседует с кем-нибудь, отвечая на простые вопросы (Кто это? Что делает?)
- Передать краткое сообщение от одного собеседника другому;
- Образует множественное число (предметы быта, игрушки, животные).
Самообслуживание
- Расстегивает и застегивает куртку или кофту без помощи (куртка с большими пуговицами);
- Наливает воду из кувшина в меньшую ёмкость;
- Самостоятельно чистит зубы.
Социализация
- Изображает взаимодействие людей с помощью двух кукол бибабо;
- Показывает с помощью движений предметы и явления (дерево, на дерево дует ветер, шофёры и т.д.);
- Вытирает тряпкой стол;
- Берёт и даёт другому человеку предметы по просьбе;
- Правильно раскладывает приборы на столе.
2025г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей.Развитие речи детей 4-5 года жизни
Особенности речи детей данного возраста, некоторые практические рекомендации....

Консультация для родителей. Рекомендации по развитию речи детей (3-4 года)
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развёрнут...
буклет Развитие речи детей 2-3 года жизни
реклмендации для родителей детей раннего возраста по развитию речи. рекомендации и речевой материал по развитию речи и тонкой моторики руки у детей третьего года жизни...
Консультация для родителей "Развитие речи детей 2-ого года жизни".
"Развитие речи детей 2-ого года жизни"....
Консультация для родителей РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО- ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ
Консультация для родителейРАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО- ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ...
Консультация для родителей. Развитие речи детей 4-5 года жизни.
Консультация для родителей. Развитие речи детей 4-5 года жизни....
Развитие речи детей 4-5 года жизни. Консультация для родителей.
Развитие речи детей 4-5 года жизни. Консультация для родителей....
