"Использование приемов моторного планирования в логопедической работе"
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Якуш Ирина Сергеевна

Дети с нарушением речи испытывают трудности в освоении основных речевых навыков (словоизменение, словообразование, звукопроизношение, построение фразы), понимания речи окружающих, умения отвечать на вопросы и задавать их и как следствие нарушение коммуникации со сверстниками и взрослыми. Всё это вызвано нарушением моторного планирования.  Моторное планирование это способность понять, спланировать и реализовать новое двигательное действие или последовательность этих действий. Нарушение моторного планирования может выглядеть как неловкость, как нарушение последовательности движений или их координации. Навык моторного планирования нужен не только при развитии общей или мелкой моторики. Развитие артикуляционной моторики по средством артикуляционных упражнений тоже тесно связано с моторным планированием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»

Войкова ул., д.11, г.о. Серпухов, Московской обл.,142205

т/ф: 8 (4967) 35-62-45, тел.: 35-61-73, e-mail: school10-serp@yandex.ru;

I региональный фестиваль

«Векторы творчества»

Сообщение из опыта работы

 «Использование приемов моторного планирования и мозжечковой стимуляции в работе учителя-логопеда»

                                                          Подготовила: учитель-логопед

                                                           Якуш  Ирина Сергеевна

Город Серпухов

16.05.2025.

Слайд 1

Для всех детей с патологией речи характерны нарушения моторного планирования, выраженные в артикуляционных расстройствах, трудностях серийно-последовательных построений  и темпо-ритмической организации речи.

Поскольку при выполнении упражнений постоянно требуется включение функций моторного планирования и поддержания баланса, слуховых и зрительных функций, неизбежно улучшается внимание и возникает состояние включенности когнитивных процессов.  Дети с нарушением речи испытывают трудности в освоении основных речевых навыков (словоизменение, словообразование, звукопроизношение, построение фразы), понимания речи окружающих, умения отвечать на вопросы и задавать их и как следствие нарушение коммуникации со сверстниками и взрослыми. Всё это вызвано нарушением моторного планирования.

Слайд 2

Моторное планирование это способность понять, спланировать и реализовать новое двигательное действие или последовательность этих действий. Нарушение моторного планирования может выглядеть как неловкость, как нарушение последовательности движений или их координации. Навык моторного планирования нужен не только при развитии общей или мелкой моторики. Развитие артикуляционной моторики по средством артикуляционных упражнений тоже тесно связано с моторным планированием.

Слайд 3

Автоматизация звука – это сложный процесс, который требует от ребенка моторного планирования. Ребенок должен запомнить новый артикуляционный уклад при произнесении звука, контролировать силу и направление воздушной струи, четкость произносимого звука на слух. Данный контроль осуществляется до тех пор, пока выполнение этих движений не перейдет в навык, другими словами, пока не станет автоматизированным.

Проходя каждый этап автоматизации звука (изолированно, в слогах, в разных позициях слова, в словосочетаниях, в предложениях в связной речи), порой у ребенка бывают сложности в употреблении звука в своей собственной речи. Причиной тому служит нарушение моторного планирования – у ребенка не получается параллельно выполнять какие-то действия и контролировать правильное произношение звука, который автоматизирован.

Именно поэтому возникает необходимость использования на своих занятиях специальных игр и упражнений для развития моторного планирования. Чтобы работа была более успешной мы рассмотрели новую технологию в логопедической работе – это  Мозжечковая стимуляция.

Слайд 4

 Находясь на границе  соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия  использует этот метод  в  своей    практике, адаптируя к своим потребностям. Это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям.

        История возникновения метода

Балансировочный комплекс (как его еще называют) был разработан американским учёным, доктором педагогических наук Френком Белгау более 30 лет назад.  Ещё работая бортинженером на воздушном судне, Френк Белгау наблюдал за пилотами во время тестовых полётов. В одном из таких полётов у самолёта отказали два двигателя из четырёх, пилот смог мгновенно принять правильное решение и виртуозно посадить самолёт в критической ситуации, т.к. уровень функционирования его мозга был выше, чем у среднестатистического пилота. Постоянные тренировки и сверх нагрузки усовершенствовали работу его мозга, его способности и навыки. И это позволило успешно разрешить экстренную жизненную проблему.  Отсутствие таковых у других специалистов, привело бы к неудаче в подобной ситуации и в жизни в целом. Позже Френк Белгау занялся исследованиями возможностей совершенствования работы мозга, но в результате этого "жизненного урока" Френк Белгау сформулировал базовый принцип, который лёг в основу создания балансировочной доски.

 Слайд 5

Принцип гласит: ЛЮБОЕ повседневное действие человека, не важно, простое оно или сложное, влияет на функционирование его мозга в будущем. Неаккуратная, неорганизованная деятельность человека формирует неаккуратную, неорганизованную структуру мозга, регулярная и организованная деятельность поддерживает функционирование головного мозга на определённом уровне. И только деятельность с целью совершенствования и проверки своих возможностей совершенствует мозговые структуры и развивает их.

Он  занимался с детьми, которые плохо читали и обнаружил связь между физической активностью во время балансировки и способностью к обучению действительно есть!

 Слайд 6

                  Содержание метода

Мозжечковая стимуляция – серия реабилитационных методик, которые направлены на стимуляцию работы ствола мозга и мозжечка.

Мозжечок – очень важный отдел мозга, который находится в глубинных его структурах, он отвечает за координацию движений и связан со всеми структурами нервной системы.  На данный момент – это один из самых изучаемых отделов головного мозга.

В мозжечке самая высокая концентрация нейронов (около 70 млрд., что в 4 раза больше, чем в коре головного мозга). Назначение этих нейронов пока неизвестно. Биологи выдвинули гипотезу, что мозжечок может отвечать за построение речевых оборотов и предложений.

Часть мозжечка занята тем, что обеспечивает человеку возможность поддерживать равновесие, а другая его часть отвечает за действия и эмоции. У мозжечка есть так называемые мозжечковые полушария, которые принимают активное участие в формировании и развитии умственных способностей.

Мозжечок состоит:

из червя (центральная часть), который отвечает за равновесие, то есть посылает импульсы мышцам агонистам и антагонистам, чтобы они всё время были в правильном тонусе, и мы могли ровно стоять, ходить и нас не заносило в сторону;  и из полушарий – внутренняя часть которых отвечает за перемещение тела в пространстве, наружная часть за автоматизацию сложных движений (письмо, рисование, печатание на компьютере, игра на музыкальных инструментах)

Мозжечок нам нужен для творчества. Например, именно здесь хранится память, как пальцам сыграть сюиту на фортепиано, как виртуозно пройти лыжную дистанцию, и как плавно разговаривать.

  Слайд 7

  1. Упражнения на координацию и равновесие.

Балансировочная доска доктора Ф. Белгау

      Большинство упражнений на балансирующей доске пересекают среднюю линию тела, многократное повторение которых приводит к значительному улучшению межполушарного взаимодействия. А это является необходимой предпосылкой для формирования речи и других психических процессов.

Выполняя действие на балансировочной доске, ребенок одновременно проговаривает слова или словосочетания на заданный класс слоговой структуры, автоматизирует поставленный звук, определяет место звука в слове, придумывает на заданный звук слова, повторяет скороговорки и т.д. Мозжечок – самый быстрый отдел мозга, в котором перерабатывается вся информация, полученная от других отделов. Это в свою очередь заставляет мозг образовывать новые нейронные связи, необходимые для решения тех или иных задач.

На практике мы видим, что детям часто трудно сочетать манипулятивные действия с предметами на балансировочной доске с выполнением речевых заданий. Движения становятся не точными, теряют динамичность, затрудняется решение вербальных задач. Это говорит о нарушении способности к восприятию и обработке сенсорной и двигательной информации, функции, которые выполняет мозжечок.

На коррекционных занятиях в зависимости от уровня речевого развития и координационных умений мы совмещаем упражнения на балансировочной доске с речевыми упражнениями. Метод мозжечковой стимуляции способствует формированию эмоционально-волевой сферы, коррекции поведения. Произвольное внимание необходимо для успешного овладения речевыми навыками. Нарушения слухового внимания и речевого восприятия компенсируются при использовании игр на развитие фонематических процессов при выполнении заданий на балансировочной доске.

Устоять нереально, но балансировать возможно! Игры на равновесие.

Перед вами уникальное игровое поле — оно никак не стоит на месте и всё время качается из стороны в сторону. Вам предстоит не только удержать равновесие платформы, но и выстроить на ней ряды из пяти фишек или посадить всех лягушек.  Прекрасная игра для всей семьи! Игры на равновесие  отлично подойдут для всей семьи. Эта интеллектуальная игра тренирует логику, пространственное мышление и мелкую моторику рук, а яркие детали добавляют в игровой процесс динамики и веселья! А если совместить игру с проговариванием слогов, слов или предложений – у нас получается отличная игра на автоматизацию звуков.

  Слайд 8

  1. Игры с молоточками

Суть игры - услышать загадку, разгадать первым и схватить нужную карточку молотком с присоской. Молоточки можно использовать и для других целей, например для занятий, где требуется сделать правильный выбор, или игры с любыми картонными карточками. Можно вместо загадок описывать картинку по признакам «это зверь, живет в лесу, боится волка и лису» или «это неодушевленный предмет, используется для одежды, бывает холодным и горячим. Наверное, из всего вышеперечисленного уже понятно какие стороны развития охватывает данная игра. Усидчивость, слуховое и зрительное восприятие, логика, память, моторика, координация, понимание правил, скорость реакции, смекалка - вот что мы развиваем играя с молоточками. Надо не просто назвать картинку, но и быстро ее поймать молоточком. Опять совмещаем 2 вида деятельности – речь и движение.

  Слайд 9

  1. МОТОРНЫЕ ДОРОЖКИ. 

Моторные дорожки помогают развить координацию, равновесие, моторное планирование и автоматизировать звуки на всех стадиях, от слогов до предложений. Для таких упражнений можно использовать ортопедические коврики, балансиры, координационную лестницу, островки, координационные дорожки.

«Прыгни, хлопни, назови». Ребенок встает около дорожки, а педагог дает задание- пригни на двух ногах, хлопни в ладоши и назови звук. Можно показывать картинки и даже составлять предложения.

«Волшебный круг» — в виизуально-ритмический логопедический круг ребенок выкладывает ряды (из шишек и ракушек, шишка- «КИ», ракушка- «СА») в определенной последовательности с переключением на звук.

  Слайд 10

  1. ЗВУЧАЩИЕ ПРЕДМЕТЫ. 

С помощью этих игр и упражнений мы работаем над моторными программами, двуручной деятельностью, слухоречевой памятью, пальцевым праксисом и всё это решаем в процессе автоматизации звуков.

 Клавесы или клаве (claves) или ритмические палочки — простейшие шумовые инструменты, две гладко отшлифованные деревянные палочки. И те, кто бывал на кубе видели этот инструмент у уличных музыкантов.

☝️И играть на клавесах тоже нужно уметь: музыкант, играющий на клаве (обычно — певец), держит одну из палочек в руке таким образом, чтобы ладонь образовывала своего рода резонатор.

Что же такого притягательного в этом невзрачном, на первый взгляд инструменте?

✔️Во-первых, магия натурального дерева. Теплое, гладкое, оно «оживает» в детских ладошках.

✔️Во-вторых, Играть на них легко и просто, это доступно любому малышу, даже годовалому. И любая мама, даже совершенно незнакомая с музыкальной грамотой, может помочь своему карапузу в этих первых опытах музицирования.

✔️В-третьих, силой детской фантазии клавесы легко превратить… во что угодно! В ножки, рожки, ушки, двери, колеса… Игра — ведущая сфера деятельности малыша. Играть интересно, увлекательно и очень познавательно. И наши палочки на занятиях легко превращаются в стукалочки, брыкалочки, скакалочки, игралочки, моталочки…

Игры с палочками (клавесами). Решается целый комплекс задач, связанных с развитием речевых интонаций голоса, развитием мелкой моторики, развитием координации движений. Ребенок держит одну клавесу горизонтально перед собой, второй-стучит попеременно то по одному, то по другому концу, то сверху, то снизу. Задаем ритм, а потом добавляем стишки, прибаутки или чистоговорки.

"Шумящие мешочки". Вместе с ребенком насыпаем в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т. д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

Слайд 11,12,13,14

Давайте попробуем вместе отбивать ритм, используя клавесы.

(раздаю всем клавесы) Смотрим на экран и повторяем.

Слайд 15

       Что улучшается после занятий

Развитие зрительно-   пространственных представлений;

Улучшение крупной и мелкой   моторики;

Улучшение координации движений;

Улучшение показателей внимания, таких как переключаемость,       концентрация,   объём, распределение;

Улучшение восприятия устной и     письменной речи;

Улучшение работы   артикуляционного аппарата;

Улучшается умение копировать   деятельность, осваивать её по   образцу;

Формируется произвольная   регуляция деятельности;

Повышается самооценка;

Улучшаются математические   способности;

Навыки чтения;

Спортивные навыки, выносливость;

Повышается эффективность занятий   с логопедом и дефектологом.

          Слайд 16

Используемая литература

  1. Опыт реализации программы мозжечковой стимуляции с применением балансировочного комплекса Learning Breakthrough Kit (Balametrics) // Ассоциация детских нейропсихологов г. Москвы.
  2. Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Роль мозжечковой стимуляции в психическом развитии детей дошкольного возраста // Вестник экспериментального образования. 2015 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов игрового самомассажа в логопедической практике.

Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже, а также от проприорецепторов мышц и суставов. ...

Использование приемов здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Использование приемов здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения.Проблемы поиска эффективных технологий по коррекции речевых нарушений остаются актуаль...

КОРРЕКЦИЯ МОТОРНОЙ АЛАЛИИ. МЕТОДИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Основные методические принципы логопедического воздействия. Реализация комплексного подхода при работе. Виды речевой работы при моторной алалии. Направления коррекционного воздействия. Поэта...

Значимость моторного планирования на логопедических занятиях.

Сейчас много говорят о моторном планировании. Под моторным планированием подразумевают умение выстроить последовательность непривычных действий.То есть, моторное планирование связывает идею и её мотор...

«Использование приемов нейростимуляции в коррекционно-логопедической деятельности»

Преодоление недостатков речи у детей дошкольного возраста является одной из актуальных и сложных проблем современности. Сложность эта обусловлена тем, что речевой дефект, каков бы он ни был по степени...

Использование приемов нейропсихологической коррекции на логопедических занятиях

Статья об использовании приемов нейропсихологической коррекции в работе логопеда (с примерами специальных упражнений)....