Консультация для родителей о системе дидактических игр и упражнений по развитию речи.
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Консультация для родителей о системе дидактических игр и упражнений по развитию речи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей о системе дидактических игр и упражнений по развитию речи.
Цель — помочь родителям применять дидактические игры в домашних условиях, решать задачи обогащения словаря, формирования грамматического строя речи и развития связной речи.
Виды игр
Некоторые виды дидактических игр, которые можно включить в консультацию:
- Игры с предметами (игрушки, реальные предметы) — помогают совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества).
- Настольно-печатные (парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы) — помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире.
- Словесные — построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают мыслительные задачи и высказывают своё мнение: описывают предметы, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия.
Упражнения
Некоторые примеры упражнений, которые можно включить в консультацию:
- «Закончи предложение» — взрослый расставляет перед ребёнком картинки и начинает произносить предложение, а ребёнок должен его закончить подходящим словом, опираясь на картинки. Например, «Кошка ловит (мышку)», «Девочка бросает (мяч)».
- «Почини предложение» — взрослый читает заранее заготовленные деформированные фразы, в которых слова — существительные в именительном падеже, глаголы — в начальной форме. Ребёнок должен так их переставить и изменить, чтобы получилось нормальное предложение.
- «Назови части предмета» — воспитатель показывает картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т. д.
Дети по очереди называют части предметов или каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части.
Для проведения дидактических игр могут понадобиться разные материалы, в зависимости от их вида и цели. Некоторые из них:
- Настольно-печатные игры. Для них используют парные изображения, пазлы, кубики или лото с картинками. Такие игры развивают логическое мышление, память и внимание.
- Игры с предметами. Для них применяют природный материал, мозаику, народные игрушки. Такие игры развивают мелкую моторику, сенсорное восприятие и творческое мышление.
- Сенсорные игры. Они помогают развивать органы чувств ребёнка. Например, для игры «Волшебный мешочек с текстурами» используют кусочки ткани с разными текстурами (шёлк, бархат, наждачная бумага, фольга).
- Игры по ознакомлению с природой. Такие игры помогают детям узнавать о животных, растениях, природных явлениях. Например, для игры «Времена года» используют карточки с изображениями различных природных явлений и предметов, характерных для разных времён года.
- Игры со словами. Направлены на речевое развитие воспитанников, расширение кругозора, отработку навыков правильного использования слов и коррекцию произношения. В основе таких дидактических игр лежит сочетание действий и слов.
В основе игр со словами могут лежать разные принципы, например:
- Угадывание задуманного слова. Участники пытаются отгадать слово, задавая наводящие вопросы. Например, нужно определить, есть ли в названном слове какая-либо буква из слова, которое нужно отгадать.
- Составление слов. Игроки придумывают новые слова, которые содержат все буквы заданного слова, при этом порядок их следования не важен. Например, нужно составить цепочку слов так, чтобы каждое новое слово на загаданную букву было на одну букву длиннее предыдущего.
- Поиск ассоциаций. Участники называют слова и пытаются с помощью ассоциаций прийти к чему-то общему. Например, первый игрок говорит «дом», а второй — «колбаса», тогда их «общим знаменателем» будет слово «магазин».
- Подбор синонимов. Участники называют слова, к которым нужно подобрать синонимы. Например, большой — огромный, гигантский, громадный; красивый — прекрасный, чудесный, прелестный.
- Составление предложений. Участники составляют предложение, каждое слово которого будет начинаться с соответствующей по счёту буквы слова-исходника. Например, из слова «рана» можно составить предложение — «Раненная акула нашла акулёнка».
Некоторые правила, которые могут усложнять игры со словами:
- Выбор общей тематики для придумываемых слов. Например, можно использовать слова о разных представителях фауны: собака — антилопа — акула и т. д..
- Потеря букв. В игре «Украденные буквы» нужно угадать задуманное слово, если из него украли одну или несколько букв.
- Запрет на произношение определённых букв. Например, в игре «Запрещённая буква» ведущий объявляет, какая буква не произносится, и задаёт вопросы. Участники должны быстро отвечать и придумывать ответы, которые не дадут возможности подловить их на нарушении запрета.
- Использование слов с абстрактным значением. Такие слова трудно сравнивать.
- Использование очень конкретных слов. Их сложно угадать.
- Ограничение категорий или частей речи. Например, можно называть только съедобное или только существительные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук
Нетрадиционные формы работы с детьми...

Консультация "Дидактические игры и упражнения для развития речи детей раннего возраста"
Значение дидактических игр и упражнений для воспитания детей раннего возраста...
Консультация для родителей на тему: «Игры и игровые упражнения по развитию речи старших дошкольников»
Консультация для родителей на тему: «Игры и игровые упражнения по развитию речи старших дошкольников»...

Презентация для родителей "Сборник гимнастик, дидактических игр и упражнений для развития речи дошкольного возраста".
В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.Причиной является недостаточно развитый в силу ...

«Система дидактических игр и упражнений по развитию речи»
Научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться - сложное и кропотливое дело, требующее огромной работы не только от учител...

«Система дидактических игр и упражнений по развитию речи»
Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский....

Система дидактических игр и упражнений по развитию речи детей.
Развитие речи у детей — это важная часть их общего развития, и именно игры и упражнения могут сделать этот процесс увлекательным и эффективным. Сегодня мы обсудим, как правильн...
