Программа дополнительного образования "От звука к слову".
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «От звука к слову» (далее – Программа) ориентирована на своевременное преодоление нарушений речи детей 5-6 лет и, тем самым, повышение уровня готовности дошкольников к школьному обучению – локальный документ внутреннего пользования МБДОУ детский сад «Чиполлино», характеризующий специфику содержания дополнительного образования в кружке «От звука к слову».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 70.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Чиполлино» муниципального образования г. Саяногорск
Принято: Утверждаю:
на заседании Заведующий МБДОУ
методического совета детский сад № 4 «Чиполлино»
протокол №________________ ______________ О.С. Хромова
От «______» _____________ 2024г. Приказ № _________
«_____» ____________ 2024 г.
Программа дополнительного образования
Социально-педагогической направленности
«От звука к слову»
(для детей 5-6 лет)
Разработала: учитель-логопед
Фролова С.В.,
ОГЛАВЛЕНИЕ
№ п/п | Содержание | Стр. |
I | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ (Пояснительная записка) | 3 |
1.1 | Цели и задачи реализации программы | 3 |
1.2 | Принципы и подходы к формированию программы | 6 |
1.3 | Возрастные особенности речевого развития детей 5-6 лет | 7 |
1.4 | Планируемые результаты освоения программы | 8 |
II | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 11 |
2.1 | Содержание образовательной деятельности (календарно-тематический план) | 11 |
2.2 | Взаимодействие с родителями воспитанников ДОУ по направлению программы | 15 |
III | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | 16 |
3.1 | Материально-техническое обеспечение рабочей Программы | 16 |
3.2 | Организация образовательной деятельности в кружке | 16 |
3.3 | Охрана жизни и здоровья | 17 |
Список литературы | 18 |
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Цели и задачи реализации Программы
Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «От звука к слову» (далее – Программа) ориентирована на своевременное преодоление нарушений речи детей 5-6 лет и, тем самым, повышение уровня готовности дошкольников к школьному обучению – локальный документ внутреннего пользования МБДОУ детский сад «Чиполлино», характеризующий специфику содержания дополнительного образования в кружке «От звука к слову».
Перечень нормативных и локальных документов, на основании которых осуществляется образовательная деятельность в МБДОУ:
- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.);
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (с изменениями – «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся», № 304-ФЗ от 31.07.2020г.);
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 (с изменениями - Приказ Минпросвещения РФ № 31 от 21.01.2019г.; Приказ Минпросвещения от 08.11.2022г.№ 955 вступит в силу 17.02.2023г.);
- Санитарные правила СП (СанПиН 2.4.3648-20) «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28);
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021г. № 2);
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Приказ Минпросвещения РФ от 31.07.2020 г. № 373);
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018г. № 196 (ред. 05.09.2019г.; с изменениями Приказ Минпросвещения РФ от 27.07.2022 № 629 вступит в силу 01.03.2023г.);
- ОА ДО МБДОУ детский сад «Чиполлино»;
- АОП ДО МБДОУ детский сад «Чиполлино»;
- Рабочая программа воспитания, календарный план воспитательной работы МБДОУ (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
- Программа дополнительного образования дошкольников от 3 до 7лет МБДОУ детский сад «Чиполлино» на 2024-2025 учебный год;
- Устав МБДОУ детский сад «Чиполлино»
Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «От звука к слову» для детей 5-6 лет, разработана на основе вариативной примерной адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет Н.В. Нищевой.
За основу берутся пособия: «Планы индивидуально-подгрупповых занятий по коррекции звукопроизношения на учебный год» В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. М, 1993 г., «Логопедические упражнения», артикуляционная гимнастика для детей 4-6 лет. О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева. Санкт-Петербург, 2004 г., «Формирование мелкой моторики рук», игры и упражнения. С.Е. Большакова. М, 2005., «Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи». Т.А. Куликовская. Москва, 2010 г., Крупенчук О. И. // Научите меня говорить правильно. – С. -Пб.: Литера, 2001., Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись говорить правильно.- М, Просвещение, 1979 г.
Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.
В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего.
Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.
Актуальность данной Программы заключается в том, что она предназначена для развития и воспитания детей 5-6 лет с незначительными нарушениями речи, сохранным слухом и интеллектом. Программа разработана для реализации в условиях дополнительного образования детей. Программа предоставляет возможность детям, которые не посещают группы компенсирующей направленности и имеют незначительные нарушения речи, исправить легкие нарушения речи, способствует подготовке дошкольников 5-6 летнего возраста к обучению в школе, развитию их творческого потенциала.
Цель Программы: создание благоприятных условий для коррекции нарушений звукопроизношения и недостатков в формировании фонематической стороны речи у детей 5-6 лет в условиях дошкольного учреждения.
Задачи:
1. Образовательные:
- Способствовать созданию условий для формирования фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, постановка и автоматизация звуков;
- Формировать слоговую структуру слова, обучать произношению слов различной слоговой сложности;
- Закреплять практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
- Способствовать подготовке к обучению грамоте, овладению элементами грамоты.
2. Развивающие:
- Развивать мелкую и артикуляционную моторику;
- Развивать правильное речевое дыхание, мелодико-интонационную сторону речи;
- Развивать фонематический слух;
- Развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление;
- Развивать связную речь.
3. Воспитательные:
- Воспитывать культуру речевого общения;
- Воспитывать умение слушать и слышать себя и других;
- Воспитывать интерес к правильной и чистой речи.
Задачи воспитания по Программе формируются для возрастного периода 5-6 лет (дошкольный возраст). Они планируются на основе результатов достижения цели воспитания и реализуются в единстве с развивающими (обучающими) задачами, определенными действующими нормативными правовыми документами в сфере дошкольного образования, в том числе Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, ОП ДО.
Задачи воспитания по Программе соответствуют основным направлениям воспитательной работы в МБДОУ и основным задачам Рабочей программы воспитания детского сада.
Воспитание в кружке «От звука к слову» осуществляется через следующие направления деятельности:
- Формирование артикуляционной, мимической и мелкой моторики рук.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
2. Постановка, автоматизация исправленного звука в слогах, словах, во фразовой речи, в свободной речи. Дифференциация звуков.
Существуют основные или базовые способы постановки звуков, которые используются при формировании всех или почти всех звуков языка. Применительно к постановке конкретных звуков эти способы по-разному видоизменяются и приспосабливаются, а также комбинируются между собой (по подражанию, по показу артикуляции, с механической помощью; в слове, в слоге, между гласными). При постановке звуков используются также некоторые дополнительные приемы, повышающие эффективность работы над звуками.
- Формирование просодической стороны речи.
Просодика – сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.
- Работа над дыханием.
Речевое дыхание непосредственно сопровождает процесс порождения речи, являясь основой голосообразования, формирования звуков, мелодики.
Речевое дыхание отличается от обычного дыхания:
- более быстрым вдохом и замедленным выдохом;
- значительным увеличением дыхательного объема;
- преимущественно ротовым типом дыхания;
- максимальным расхождением голосовых складок на вдохе и сближением их почти до соприкосновения на выдохе.
5. Развитие фонематического восприятия.
Определяющим признаком недоразвития фонематического восприятия является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Если ребенок не может различить похожие фонемы на слух, он не сможет и правильно их произнести.
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:
1. Социально-коммуникативное развитие – обогащение словаря, звуковая культура речи, развитие умения поддерживать диалог, а также приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
2. Познавательное развитие – беседы, дидактические игры, совершенствование смысла понимания пространственных отношений.
3. Физическое развитие – укрепление мышц артикуляционного аппарата через специальные упражнения, физ. минутки, самомассаж для укрепления физического здоровья детей.
1.2 Принципы и подходы к формированию Программы
Программа сформирована в соответствии с принципами ФГОС ДО:
развивающего образования, целью которого является развитие ребенка (полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития);
- научной обоснованности образовательного процесса (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной педагогики и психологии);
- практической применимости педагогических подходов (содержание Программы имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
- полноты, необходимости и достаточности содержания (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
- единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации, которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями, и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- комплексно-тематического планирования образовательного процесса;
- сбалансированности совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;
- адекватности дошкольному возрасту форм взаимодействия с воспитанниками.
Основными принципами организации воспитательного процесса в МБДОУ являются:
- принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
- принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
- принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;
- принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;
- принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;
- принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;
- принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.
- Программа направлена на развитие воспитанников старшей группы (от 5 до 6 лет) с учетом возрастных психофизических особенностей детей.
- Возрастные особенности речевого развития детей 5-6 лет.
Пятилетние дети очень разговорчивые. Они много общаются с ровесниками и со взрослыми людьми. Они готовы разговаривать целый день.
Звуковая сторона речи: к пяти годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. В норме все дети должны научиться четко, произносить все звуки в составе слов и предложений. Если у ребенка отмечается нарушение звукопроизношения в этом возрасте нужно обращаться к специалистам, чтобы они установили причину неправильного звукопроизношения и составили программу исправления нарушенных звуков. Искаженный звук с малой долей вероятности исправиться сам, он будет закрепляться в речи, и исправить его с возрастом будет все труднее.
Говоря о звуковой стороне речи, нельзя забывать об элементах интонации - просодике (силе голоса, высоте тона, темпе речи, тембре голоса). Формирование просодики является «строительным материалом» устной речи. Дети легко воспринимают все просодемы и еще в раннем возрасте различают в интонациях голоса взрослых ласку, строгость и т. д. В 5 лет большинство детей могут произвольно менять силу и высоту голоса в зависимости от целей высказывания, то есть пользоваться просодемами осознанно, а не только понимать их.
Формирование навыков звукового анализа: после пяти лет у большинства детей начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова. Раньше речь выступала лишь как средство общения, сейчас она становится объектом осознания и изучения. По отношению к младшим дошкольникам Л. С. Выготский говорил: «Первоначально мы встречаем у ребенка неосознанность словесных форм и словесных значений и недифференцированность тех и других. Слово и его звуковое строение воспринимаются ребенком как часть вещи или как свойство ее, неотделимое от других свойств». В возрасте от пяти до шести лет ребенок может при соответствующем обучении овладеть не только определением позиции звука в слове - начало, середина, конец слова, - но и позиционным звуковым анализом, устанавливая точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове.
Словарный запас: у старших дошкольников словарь значительно богаче, чем у детей четырехлетнего возраста. После пяти лет словарный запас растет стремительно. Если в предыдущие годы можно было примерно сосчитать, сколько слов в активном употреблении, то сейчас это сделать уже труднее. Непроизвольная память - основа пополнения словаря, в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой, без волевых усилий. Один раз услышанное слово легко входит в активный словарь.
Грамматический строй речи: в возрасте пяти-шести лет дети усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключения из правил, морфемы также становятся по своим местам, случаев словотворчества становится все меньше. Тем не менее, могут оставаться ошибки в употреблении форм с чередованиями звуков (хочу - хочут), в употреблении форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (дерево - дерева, карандаши - нет карандашов). В речи пятилетних детей нет или почти нет причастий. Если же эти формы появляются в речи, то часто употребляются неправильно (порезатый, порватый). Встречаются ошибки в употреблении приставок с пространственным значением: смешиваются близкие по значению морфемы, например: пришел – подошел.
Связная речь: все условия для развития связной речи к пяти годам созданы: звукопроизношение и грамматический строй сформировались, накоплен необходимый словарный запас, дающий возможность облечь в словесную форму мысль. В идеале на шестом году жизни без дополнительных вопросов дети могут пересказать сказку или рассказ из 40-50 предложений. То есть владеют одной из самых сложных речевых форм – монологической. Но практика показывает, что детей надо специально учить монологической речи, так как в речи взрослых в повседневной жизни эта форма речи используется редко. В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые ответы. К концу дошкольного периода дети владеют развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.
Лексика: в речи ребенка этого возраста появляются собирательные существительные. Ребенок вводит в речь прилагательные, обозначающие состав, состояние предметов, а также отвлечённые, абстрактные понятия (добрый, душевный...); владеют обобщающими понятиями.
Имеют представление: о сезонных изменениях в природе; о выращивании овощей и фруктов; о лесных ягодах и грибах; о хищных и травоядных, домашних и диких животных; о насекомых и птицах, рыбах. Ориентируются в пространстве и времени (вчера, сегодня, ночью...). Знают: названия месяцев, дней недели, части суток; название своей страны и столицы государства; географические понятия: море, река, горы, пустыня, лес; правила дорожного движения для пешеходов.
- Планируемые результаты освоения программы.
- Формирование правильного звукопроизношения;
- Коррекция лексико – грамматической стороны речи;
- Развитие просодической стороны речи;
- Формирование слоговой структуры слова, связной речи, коммуникативных возможностей каждого ребенка.
- Повышение у детей положительной мотивации к занятиям и работе над речью в целом.
Оценка индивидуального развития воспитанников
1. Звукопроизношение:
Ребенку предлагаются ряд картинок, где нужно произнести звук: изолированно; в составе слогов; в составе слов; в предложениях. Слова, взятые из картинок, имеют различный звуковой и слоговой состав. Исследуемый звук занимает разные позиции (начало, середина, конец) слова.
Материал: картинки
Критерии: 3 - все звуки есть;
2 - нарушены один-два звука, звуки в стадии автоматизации;
1 - нарушена одна группа звуков;
0 - нарушены две и более групп звуков.
2. Назови предметы изображенные на картинке одним словом:
чайник – блюдце – тарелка – кастрюля … /посуда/
куртка – шапка – свитер – брюки…/одежда/
тапочки – сандалии – туфли – ботинки – сапоги…/обувь/
огурец – помидор – капуста – картофель – морковь …/овощи/
яблоко – груша - апельсин - банан …/ фрукты/
Цель: выявить понимание конкретных существительных, обозначающих конкретные понятия, понимание и употребление в своей речи обобщающих понятий.
Материал: картинки с изображением: посуды, одежды, обуви, овощей, фруктов
Критерии: ребенок правильно называет и показывает предметы – 3 балла
допускает 1 – 2 ошибки – 2 балла
допускает 3 и более ошибок – 1 балл
3. Назови предметы, которые можно назвать этим словом:
животные, игрушки, мебель
Цель: понятие, понимание и употребление в своей речи обобщающих понятий.
Материал: картинки с изображением: медведь, лиса, белка, заяц, волк; машина, кукла, пирамида, и т.д., стол, стул, диван, шкаф.
Критерии: ребенок правильно называет и показывает предметы – 3 балла
допускает 1-2 ошибки – 2 балла
допускает 3 и более ошибок – 1 балл
4. Как можно сказать ласково: сын, гриб, дом.
Цель: знание и умение употреблять существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Материал: картинки
Критерии: ребенок правильно называет – 3 балла
допускает 1 ошибку – 2 балла
допускает 2 и более ошибок – 1 балл
5. Помоги животным найти своих детенышей: у зайца - ….., у белки - ……, у медведя - ……, у волка - ……
Цель: умение образовывать названия детенышей животных
Материал :картинки с изображением животных и их детенышей.
Критерии: ребенок правильно называет и показывает картинки с животными – 3 балла
допускает 1 - 2 ошибки – 2 балла
допускает 3 и более ошибок – 1 балл
6. Скажи правильно:
Книга. У Тани много …..
Дерево. В лесу много …..
Кукла. У Оли нет …..
Цель: умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа.
Материал: картинки с изображением названных предметов
Критерии: ребенок правильно называет – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
7. Мышка очень любит сыр. Найди все кусочки сыра в ее комнате и расскажи мышке, где находится каждый кусочек.
Цель: Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД.
Материал: картинки
Критерии: ребенок правильно понимает значение предлогов : В, НА, ЗА, ПОД – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
8.Назови какого цвета предметы: шар - …, ведро - …, платье - …, машина - ….
Цель: умение согласовывать прилагательные с существительными в единственном числе.
Материал: картинки
Критерии: ребенок правильно называет – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
9.Скажи правильно:
У меня есть карандаш, ручка
У меня нет …
Я рисую …
Папа пишет …
Цель: выявить умение употреблять существительные в косвенных падежах без предлога.
Критерии: ребенок правильно называет – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
10. Связная речь:
Для обследования связной речи применяется пересказ, рассказ по серии картинок (по пособию Г.А. Каше), рассказ по сюжетной картинке (по пособию Г.А. Каше), описательный рассказ.
Цель: изучение уровня владения навыками последовательности, логичного и связного повествования.
Материал: серии картинок
Критерии: составление рассказа самостоятельно – 3 б,
составление с некоторой помощью взрослого, наводящие вопросы – 2 б,
используются повторно наводящие вопросы – 1 б,
составлен по наводящим вопросам – 0 б.
Инструкция к проведению:
Перед каждым заданием на стол выкладывается набор картинок подобранный к данному вопросу.
1. Ребенку предлагается выбрать картинки к данным лексическим темам и назвать их.
2. Предложить ребенку выбрать картинки, относящиеся к определенной группе.
3. Предложить ласково назвать предметы изображенные на картинке.
4. Предложить ребенку найти соответствующую картинку и назвать детеныша животного.
5. Предложить ребенку правильно сказать слово во множественном числе.
6. Предложить помочь мышонку найти кусочки сыра в комнате с использованием предлогов.
7. Предложить назвать предмет, и сказать какого он цвета.
8. Предложить назвать, чьи это предметы.
9. Ребенку предлагаются серии картинок, разложить их в правильной последовательности, составить рассказ, пересказ.
После обследования речи ребенка заполняется «Диагностическая карта речевого развития», она позволяет выделить детей с низким, средним и высоким уровнем речевого развития.
Итоговый критерий оценки знаний, умений и навыков
21 – 24 баллов – высокий уровень
15 – 20 баллов - средний уровень
8-14 баллов – низкий уровень
Диагностическая карта речевого развития
№ | Фамилия, имя ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | итог | |||||||||
1 | |||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||
Ожидаемые конечные результаты Программы:
К концу обучения дети должны:
Знать:
• буквы и звуки родного языка;
• положение артикуляционных органов при произнесении того или иного звука;
• точность выполнения артикуляционных упражнений;
Уметь:
• различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, самостоятельно производить анализ слов из трех и четырех звуков;
Обладать навыками:
• фонематического представления;
• фонематического восприятия;
• фонематического анализа и синтеза.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Содержание образовательной деятельности по направлению Программы
Содержание образовательной деятельности
Содержание дополнительного образования детей и условия организации обучения воспитанников в кружке «От звука к слову» определяются Образовательной программой МБДОУ детский сад № 4 «Чиполлино»
Содержание Программы и сроки обучения определяются учебным планом МБДОУ и календарно-тематическим планом по направлению кружка.
Общее количество НОД – 32 в год (с октября), количество НОД 1 раз в неделю во второй половине дня.
Месяц | Тема | Содержание |
Октябрь | № 1. Вводное занятие. «Знакомство с органами речи». | Игра: «Давай познакомимся». Знакомство со строением артикуляционного аппарата, строением языка. Правила использования зеркала. Показ органов артикуляции и уточнение их названия. Арт. упражнения «Улыбочка», «Трубочка» Дыхательная гимнастика: «Фокусник». |
№ 2. «Гласные звуки и буквы». | Ввести понятие о гласном звуке и букве. Дифференциация понятий звук – буква. Арт. упражнения «Заборчик», «Блинчик». Игра «Слушай и отгадывай». Пальчиковая гимнастика с карандашом. | |
№ 3. «Звук У. Буква У». | Знакомство с буквой «У». Уточнение артикуляции звука «У». Определение позиции звука «У» в слове (начало, конец слова). Арт. упражнения «Почистим верхние зубки», «Качели» Дыхательные упр. «Ветер и листья». Чтение буквы «У». Печатание буквы «У» в тетради. | |
№ 4. «Звук А. Буква А». | Знакомство с буквой «А». Уточнение артикуляции звука «А». Определение позиции звука «А» в слове (начало, конец слова). Дыхательная гимнастика «Змейка», «Задуй мяч в ворота», Пальчиковая гимнастика «Рос сперва на воле в поле», Игра «Какой, какая, какое». Чтение буквы «А». Печатание буквы «А» в тетради. | |
Ноябрь | № 5. «Звук И. Буква И». | Знакомство с буквой «И». Уточнение артикуляции звука «И». Определение позиции звука «И» в слове (начало, конец слова). Арт. гимнастика «Вкусное варенье», «Блинчик». Пальчиковая гимнастика «Осенний букет». Дид. упражнение «Подбери словечко». Постановка звуков. Печатание буквы «И» в тетради. |
№ 6. «Звук О. Буква О». | Знакомство с буквой «О». Уточнение артикуляции звука «О». Определение позиции звука «О» в слове (начало, конец слова). Арт. гимнастика «Лошадка», «Грибочек». Пальчиковая гимнастика «Где мой пальчик!» Проговаривание потешек «Лейся чиста, водица», «Солнце рано утречком». Постановка звуков. Чтение буквы «О». Печатание буквы «О» в тетради. | |
№ 7. «Понятие о слоге». | Формировать представление о слоге, о слоговом составе слова. Арт. гимнастика «Кошечка», «Иголочка». Дыхательное упражнение «Дует холодный ветерок». Постановка и автоматизация звуков. Чтение слогов. | |
№ 8. «Звуки П, Пь. Буква П». | Уточнение артикуляции и характеристика звуков (П) и (Пь), обозначение звука. Знакомство с буквой «П». Арт. гимнастика «Маляр», «Индюки», «Вкусное варенье», Игра на поддувание «Сдуй осу с носа у мишки» Постановка и автоматизация звуков. Чтение слогов. Печатание буквы «П» в тетради. | |
Декабрь | № 9. «Звук Э. Буква Э». | Уточнение артикуляции и характеристики звука (Э). Знакомство с буквой «Э». Арт. гимнастика «Кошечка», «Блинчик», «Качели». Игра «Узнай по описанию». Постановка и автоматизация звуков. Чтение слогов. Печатание буквы «Э» в тетради. |
№ 10. «Звуки М, Мь. Буква М». | Уточнение артикуляции и характеристика звуков (М) и (Мь), обозначение звука. Знакомство с буквой «М». Арт. гимнастика «Почистим нижние зубки», «Лошадка», «Иголочка». Пальчиковая гимнастика «Танины игрушки». Постановка и автоматизация звуков. Чтение слогов. Печатание буквы «М» в тетради. | |
№ 11. «Звуки Н, Нь. Буква Н». | Уточнение артикуляции и характеристика звуков (Н) и (Нь), обозначение звука. Знакомство с буквой «Н». Арт. гимнастика «Горка», «Лопатка» Дыхательное упражнение «Сдуй снежок с ладошки». Постановка и автоматизация звуков. Чтение слогов. Печатание буквы «Н» в тетради. | |
№ 12. «Звуки Б, Бь. Буква Б». | Уточнение артикуляции и характеристика звуков (Б) и (Бь), обозначение звука. Знакомство с буквой «Б». Арт. гимнастика «Вкусное варенье», «Месим тесто» Логоритмика «К большой лесной избушке сбегались все зверюшки» Ритмическая игра «Белка» (отстукивание ритма) Постановка и автоматизация звуков. Чтение слогов. Печатание буквы «Б» в тетради. | |
Январь | № 13. «Звуки В, Вь. Буква В». | Уточнение артикуляции и характеристика звуков (В) и (Вь), обозначение звука. Знакомство с буквой «В». Арт. гимнастика «Дятел», «Часики». Массаж ладоней с мячиком су-джок «Колкие иголки». Заучивание стихотворения «Ели на опушке». Постановка и автоматизация звуков. Чтение слогов и слов. Звуковой анализ. Печатание буквы «В» в тетради. |
№ 14. «Звуки Д, Дь. Буква Д». | Уточнение артикуляции и характеристика звуков (Д) и (Дь), обозначение звука. Знакомство с буквой «Д». Арт. гимнастика «Грибок», «Гармошка», «Погрызем орешки» Игра «Магазин подарков» («купить» подарок можно, выделив первый гласный звук в слове. Дыхательная гимнастика «Дедушка Мороз» Постановка и автоматизация звуков. Чтение слогов и слов. Звуковой анализ. Печатание буквы «Д» в тетради. | |
№ 15. «Звуки Т, Ть. Буква Т» | Уточнение артикуляции и характеристика звуков (Т) и (Ть), обозначение звука. Знакомство с буквой «Т». Арт. упражнение Улыбочка», «Лопатка», «Горка». Составление рассказа по картине «Зимние забавы». Постановка и автоматизация звуков. Чтение слогов и слов. Звуковой анализ. Печатание буквы «Т» в тетради. | |
№16. «Звуки Ф, Фь. Буква Ф». | Уточнение артикуляции и характеристика звуков (Ф) и (Фь), обозначение звука. Знакомство с буквой «Ф». Арт. гимнастика «Дятел», «Хоботок», «Улыбочка». Дых. Гимнастика: «Сдуй снежинку с носа». Постановка и автоматизация звуков. Чтение слогов и слов. Звуковой анализ. Печатание буквы «Ф» в тетради. | |
Февраль | № 17. «Звуки К, Кь. Буква К». | Уточнение артикуляции и характеристика звуков (К) и (Кь), обозначение звука. Знакомство с буквой «К». Арт. гимнастика «Чашечка», «Иголочка», «Качели». Игра «Один – много». Постановка и автоматизация звуков. Чтение слогов и слов. Звуковой анализ. Печатание буквы «К» в тетради. |
№ 18. «Звуки Г, Гь. Буква Г». | Уточнение артикуляции и характеристика звуков (Г) и (Гь), обозначение звука. Знакомство с буквой «Г». Арт. гимнастика «Месим тесто», «Блинчик», «Чашечка» Дид. игра «Большой – маленький» (образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами). Постановка и автоматизация звуков. Чтение слогов и слов. Звуковой анализ. Печатание буквы «Г» в тетради. | |
19. «Звуки Х, Хь. Буква Х». | Уточнение артикуляции и характеристика звуков (Х) и (Хь), обозначение звука. Знакомство с буквой «Х». Арт. гимнастика Улыбочка», «Заборчик», «Кошечка». Дид. игра «Четвертый лишний». Постановка и автоматизация звуков. Чтение слогов и слов. Звуковой анализ. Печатание буквы «Х» в тетради. | |
№ 20. «Звуки С, Сь. Буква С». | Уточнение артикуляции и характеристика звуков (С) и (Сь), обозначение звука. Знакомство с буквой «С». Арт. гимнастика «Почистим нижние зубки», «Лошадка», «Грибочек». Игра: «Скажи наоборот». Постановка и автоматизация звуков. Чтение слогов и слов. Звуковой анализ. Печатание буквы «С» в тетради. | |
Март | № 21. «Звуки З, Зь. Буква З». | Уточнение артикуляции и характеристика звуков (З) и (Зь), обозначение звука. Знакомство с буквой «З». Арт. гимнастика «Блинчик», «Горка». Дыхательное упражнение «Сдулось колесо» Постановка и автоматизация звуков. Чтение слов, предложений из 2-3 слов. Звуковой анализ. Печатание буквы «З» в тетради. |
№ 22. «Звук Ц. Буква Ц». | Уточнение артикуляции и характеристика звука (Ц), обозначение звука. Знакомство с буквой «Ц». Арт. упражнение «Трубочка», «Лопатка», «Качели». Пальчиковая игра «Кап-кап-кап, весна настала…». Постановка и автоматизация звуков. Чтение слов, предложений из 2-3 слов. Звуковой анализ. Печатание буквы «Ц» в тетради. | |
№ 23. «Звук Ш. Буква Ш». | Уточнение артикуляции и характеристика звука (Ш), обозначение звука. Знакомство с буквой «Ш». Арт. гимнастика «Окошко», «Иголочка», «Почистим верхние зубки». Упражнение «Дружно птицы прилетели» (на координацию речи с движениями. Постановка и автоматизация звуков. Чтение слов, предложений из 2-3 слов. Звуковой анализ. Печатание буквы «Ш» в тетради. | |
№ 24. «Звук Ж. Буква Ж». | Уточнение артикуляции и характеристика звука (Ж), обозначение звука. Знакомство с буквой «Ж». Логоритмика «Вот какой у нас цветок» Дид. упр. «Какой? Какая? Какие?». Постановка и автоматизация звуков. Чтение слов, предложений из 2-3 слов. Звуковой анализ. Печатание буквы «Ж» в тетради. | |
Апрель | № 25. «Звук Щ. Буква Щ». | Уточнение артикуляции и характеристика звука (Щ), обозначение звука. Знакомство с буквой «Щ». Арт. гимнастика «Индюк», «Чашечка», «Грибочек» Упр. с массажными колечками Су-джок Постановка и автоматизация звуков. Чтение слов, предложений из 2-3 слов. Звуковой анализ. Печатание буквы «Щ» в тетради. |
№ 26. «Звуки Л, Ль. Буква Л». | Уточнение артикуляции и характеристика звуков (Л) и (Ль), обозначение звука. Знакомство с буквой «Л». Арт. упражнение «Маляр», «Грибочек». Игра «Найди звук». Чтение слов, предложений из 2-3 слов. Звуковой анализ. Печатание буквы «Л» в тетради. | |
№ 27. «Звук Й. Буква Й». | Уточнение артикуляции и характеристика звука (Й), обозначение звука. Знакомство с буквой «Й». Арт. упражнение «Заборчик», «Часики», «Качели». Игра «1,3,5». Чтение слов, предложений из 2-3 слов. Звуковой анализ. Печатание буквы «Й» в тетради. | |
№ 28. «Звуки Р, Рь. Буква Р». | Уточнение артикуляции и характеристика звуков (Р) и (Рь), обозначение звука. Знакомство с буквой «Р». Арт. гимнастика «Горка», «Грибочек». Дид. упражнение «Цепочка слогов». Чтение слов, предложений из 2-3 слов. Звуковой анализ. Печатание буквы «Р» в тетради. | |
Май | № 29. «Звук Ы. Буква Ы». | Уточнение артикуляции и характеристика звука (Ы), обозначение звука. Знакомство с буквой «Ы». Арт. гимнастика «Чашечка», «Качели», «Блинчик». Дыхательное упражнение «Сдуй ватный шарик». Чтение слов, предложений из 2-3 слов. Звуковой анализ. Печатание буквы «Ы» в тетради. |
№ 30. «Звук Ю. Буква Ю». | Уточнение артикуляции и характеристика звука (Ю), обозначение звука. Знакомство с буквой «Ю». Арт. гимнастика «Месим тесто», «Лошадка», «Индюки». Игра «Закончи предложение». Чтение слов, предложений из 2-3 слов. Звуковой анализ. Печатание буквы «Ю» в тетради. | |
№ 31. «Звук Я. Буква Я». | Уточнение артикуляции и характеристика звука (Я), обозначение звука. Знакомство с буквой «Я». Арт. гимнастика «Трубочка», «Лопатка», «Чашечка». Игра «Отгадай-ка». Чтение слов, предложений из 2-3 слов. Звуковой анализ. Печатание буквы «Я» в тетради. | |
№ 32. Итоговое занятие | Согласные и гласные звуки, обзор, обобщение. Выделение гласных и согласных звуков, речевые игры. Чтение. |
2.3. Взаимодействие с родителями воспитанников ДОУ по направлению Программы
Общепризнанным является тот факт, что семья играет решающую роль в воспитании детей. В Законе РФ «Об образовании» (Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в РФ») говорится, что «родители являются первыми педагогами и обязаны заложить в ребенке основы физического, психического и интеллектуального развития личности в раннем детском возрасте».
Родительское воспитание должно представлять собой единство трех компонентов:
• Отношение к ребенку;
• Представления о нем и способы воздействия (контроль, наказание, поощрение, предъявление требований и т.д.);
• Характер обращения с ребенком.
Цель работы с родителями – не передача им научных психолого-педагогических знаний, а формирование у них способности понять потребности ребенка, сделать его счастливым; умение видеть перспективы его развития.
Работа с родителями проводится в следующих направлениях:
- Информирование родителей о ходе образовательного процесса.
- Индивидуальные и групповые консультации.
- Оформление информационных стендов.
III. Организационный раздел.
3.1.Материально-техническое обеспечение Программы.
В соответствии с ФГОС ДО, материально-техническое обеспечение Программы включает в себя учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).
Программа реализуется на имеющейся у МБДОУ материально-технической базе и опирается при подборе оборудования на требования ФГОС ДО; «Примерный перечень игрового оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений», рекомендованный в Письме Минобрнауки РФ от 17.11.2011 № 03-877, и рекомендаций комплексной образовательной программы дошкольного образования образования "От рождения до школы" под ред. Н.Е. Вераксы,
Методическое обеспечение: Вариативная примерная адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет Н.В. Нищевой.
За основу берутся пособия:
Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб.: «Литера», 2010. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
Дурова, Н.В. Фонематика. – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2002.
Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: Сфера», 2004 – 126 с.
Кныш В. А.., Комар И. И. и др. Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников – Минск: Аверсэв, 2009. – 188 с.: ил. – (В помощь логопеду).
Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб.: «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
Ткаченко Т.А. Звуки и знаки. Гласные. - Юнвес, 2001 г. - 24 с. (Серия «Подготовка дошкольников к чтению и письму»)
Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
Учебно-наглядные пособия и материалы: в соответствии с ФГОС ДО, материально-техническое обеспечение Программы включает в себя учебно-наглядные пособия: плакаты, сюжетные и предметные картинки, игровой дидактический материал на автоматизацию и дифференциацию звуков, развитие фонематического слуха, нейроигры и упражнения, картинки и тексты для автоматизации разных групп звуков, скороговорки, чистоговорки, дидактические игры для запуска речи, Букварь, символы для обозначения звуков, звуковые линейки, художественная литература, карандаши, фломастеры, тетради, ТСО.
3.2. Организация образовательной деятельности в кружке
Работа объединения (кружка) проводится при соблюдении необходимых санитарно-гигиенических, противоэпидемических условий, соблюдении правил пожарной безопасности, кадрового обеспечения, необходимых программно-методических материалов.
Кружковая работа проводится индивидуально (5 человек) с детьми старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) во второй половине дня. Длительность дополнительной работы устанавливается в соответствии требованиями СанПин 20 минут.
Программа предполагает широкое использование иллюстративного, демонстрационного материала, использование методических пособий, дидактических и речевых игр.
Программа предполагает систематическую работу кружка, проводимого 1 раз в неделю.
При организации образовательного процесса обеспечивается единство воспитательных, развивающих и образовательных целей и задач, при этом решаются поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному минимуму.
Расписание работы кружка на текущий учебный год
Дни недели | Время |
Вторник | 15.20. – 17.00. |
3.3. Охрана жизни и здоровья воспитанников
Техника безопасности на занятиях.
Занятия проводятся в регулярно проветриваемом, хорошо освещенном помещении, где имеются рабочие места для детей. Одно из важнейших требований – соблюдение правил охраны труда детей, норм санитарной гигиены в помещениях и на рабочих местах, правил пожарной безопасности.
Педагог постоянно знакомит воспитанников с правилами по технике безопасности. Регулярно в ходе занятий проводятся физ. минутки с упражнениями по профилактике переутомления зрительной системы воспитанников, мышечной системы, а также упражнения на релаксацию. Сохранить здоровье ребенка на занятии может только педагог, так как именно он задает психофизические условия функционирования организма в процессе занятия.
Содержание деятельности ребенка на занятии должно соответствовать доминирующей возрастной мотивизации.
Список литературы:
1. Агранович, З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям./ - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 г.
2. Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», Творческий центр «Сфера», М. – 2002 г.
3. Воробьева Т.А, Воробьева П.А.: Дыхание и речь. Работа над дыханием в комплексной методике. Литера, 2014 г.
4. Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед – 2010 г. №1.
5. Косинова Е. «Уроки логопеда. Игры для развития речи» «Эксмо, ОЛИСС» 2011 г.
6. Колесникова Е.В. «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» - М. 2001 г.
7. Крупенчук О.И. «Логопедический массаж ложками» - Санкт- Петербург, 2014 г.
8. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР, Детство-Пресс, СПб 2005 г.
9. Новиковская О.А. "Веселая зарядка для язычка. «Игры для развития речи. 4–7 лет».
10. Овчинникова Т.С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду», - СПб.: КАРО, 2008 г.
11. Овчинникова Т.С. Логопедические распевки. КАРО. 2013 г.
12. Пожиленко Е.А., Артикуляционная гимнастика, КАРО, 2009 г.
13. Скворцова, И.В. 100 логопедических игр./ И. В. Скворцова.- СПб.: Нева, 2003.
14. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Пособие для логопедов, дефектологов. – М.: Мозаика-синтез, 2004 г.
15. М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет» - М.:ТЦ Сфера, 2008 г.
16. Ткаченко Т.А. Речь и моторика // – М:Эксмо, 2007 г.
17. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина//— М.: Просвещение, 1989 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Умные слова" (нравственное воспитание через художественное слово) младший возраст
Программа дополнительного образования «Умные слова».Пояснительная записка.В трудах педагогов Н.К. Крупской и А.С.Макаренко неоднократно подчеркивалось, что дошкольный возраст является чрезвычайно отве...

ПРИМЕРНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ ПРИМЕРНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ Под редакцией Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой,М. А. ВасильевойСООТВЕТСТВУЕТФГОС старшая
примерная ощеобразовательнгая программа "от рождения до школы" соответствует ФГОС Выборка на старшую группу...

Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.
Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м...

Программа дополнительной образовательной услуги Кружок "От слова к слову"
Кружок предназначен для детей среднего дошкольного возраста...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ. ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ» Е.В. КОЛЕСНИКОВОЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ для детей 5-6 лет МБДОУ «Детский сад «Подснежник» КРУЖОК «АЗБУКОВЕДЕНИЕ»
Программа составлена на основе авторской программы Е. В. Колесниковой "От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты", Марцинкевич Г. В. "Обучение грамоте детей дошкольного ...

Дополнительная образовательная программа «От звука к слову» на 20..-20.. учебный год для детей 4-5 лет по образовательной области «Речевое развитие»
Дополнительная образовательная программа «Развитие речи» реализуется в рамках речевого развития дошкольников и направлена на формирование устной речи и навыков речевого общения...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ.ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ»Е.В. КОЛЕСНИКОВОЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КРУЖОК «АБВГДЕЙКА»
Программа «От звука к букве» составлена на основе авторской программыЕ.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».Программа соответствует ФГОС ...
