Программа дополнительного образования "От звука к слову".
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Фролова Светлана Владимировна

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «От звука к слову» (далее – Программа) ориентирована на своевременное преодоление нарушений речи детей 5-6 лет и, тем самым, повышение уровня готовности дошкольников к школьному обучению – локальный документ внутреннего пользования МБДОУ детский сад «Чиполлино», характеризующий специфику содержания дополнительного образования в кружке «От звука к слову».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ot_zvuka_k_slovu.docx70.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Чиполлино» муниципального образования  г. Саяногорск

Принято:                                                                                                                             Утверждаю:

на заседании                                                                                                          Заведующий МБДОУ

методического совета                                                                           детский сад № 4 «Чиполлино»

протокол №________________                                                           ______________  О.С. Хромова                                                                                    

От «______» _____________ 2024г.                                                                    Приказ № _________

                                                                                                               «_____»  ____________ 2024 г.                                                                                            

               

Программа дополнительного образования

Социально-педагогической направленности

«От звука к слову»

(для детей 5-6 лет)

Разработала: учитель-логопед

Фролова С.В.,

                                                         

ОГЛАВЛЕНИЕ

№ п/п

Содержание

Стр.

I

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ (Пояснительная записка)

3

1.1

Цели и задачи реализации программы

3

1.2

Принципы и подходы к формированию программы

6

1.3

Возрастные особенности речевого развития детей 5-6 лет

7

1.4

Планируемые результаты освоения программы

8

II

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

11

2.1

Содержание образовательной деятельности (календарно-тематический план)

11

2.2

Взаимодействие с родителями воспитанников ДОУ по направлению программы

15

III

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

16

3.1

Материально-техническое обеспечение рабочей Программы

16

3.2

Организация образовательной деятельности в кружке

16

3.3

Охрана жизни и здоровья

17

Список литературы

18

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Цели и задачи реализации Программы

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «От звука к слову» (далее – Программа) ориентирована на своевременное преодоление нарушений речи детей 5-6 лет и, тем самым, повышение уровня готовности дошкольников к школьному обучению – локальный документ внутреннего пользования МБДОУ детский сад «Чиполлино», характеризующий специфику содержания дополнительного образования в кружке «От звука к слову».

Перечень нормативных и локальных документов, на основании которых осуществляется образовательная деятельность в МБДОУ:

  • Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.);
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (с изменениями – «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся», № 304-ФЗ от 31.07.2020г.);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 (с изменениями - Приказ Минпросвещения РФ № 31 от 21.01.2019г.; Приказ Минпросвещения от 08.11.2022г.№ 955 вступит в силу 17.02.2023г.);
  • Санитарные правила СП (СанПиН 2.4.3648-20) «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28);
  • Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021г. № 2);
  • «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Приказ Минпросвещения РФ от 31.07.2020 г. № 373);
  • «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018г. № 196 (ред. 05.09.2019г.; с изменениями Приказ Минпросвещения РФ от 27.07.2022 № 629 вступит в силу 01.03.2023г.);
  • ОА ДО МБДОУ детский сад «Чиполлино»;
  • АОП ДО МБДОУ детский сад «Чиполлино»;
  • Рабочая программа воспитания, календарный план воспитательной работы МБДОУ (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
  • Программа дополнительного образования дошкольников от 3 до 7лет МБДОУ детский сад «Чиполлино» на 2024-2025 учебный год;
  • Устав МБДОУ детский сад «Чиполлино»  

Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «От звука к слову» для детей 5-6 лет, разработана на основе вариативной примерной адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет Н.В. Нищевой.

За основу берутся пособия: «Планы индивидуально-подгрупповых занятий по коррекции звукопроизношения на учебный год» В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. М, 1993 г., «Логопедические упражнения», артикуляционная гимнастика для детей 4-6 лет. О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева. Санкт-Петербург, 2004 г., «Формирование мелкой моторики рук», игры и упражнения. С.Е. Большакова. М, 2005., «Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи». Т.А. Куликовская. Москва, 2010 г., Крупенчук О. И. // Научите меня говорить правильно. – С. -Пб.: Литера, 2001., Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись говорить правильно.- М, Просвещение, 1979 г.

Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.

В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего.

Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.

Актуальность данной Программы заключается в том, что она предназначена для развития и воспитания детей 5-6 лет с незначительными нарушениями речи, сохранным слухом и интеллектом. Программа разработана для реализации в условиях дополнительного образования детей. Программа предоставляет возможность детям, которые не посещают группы компенсирующей направленности и имеют незначительные нарушения речи, исправить легкие нарушения речи, способствует подготовке дошкольников 5-6 летнего возраста к обучению в школе, развитию их творческого потенциала.

Цель Программы: создание благоприятных условий для коррекции нарушений звукопроизношения и недостатков в формировании фонематической стороны речи у детей 5-6 лет в условиях дошкольного учреждения.

Задачи:

1. Образовательные:

  • Способствовать созданию условий для формирования фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, постановка и автоматизация звуков;                                                                                
  • Формировать слоговую структуру слова, обучать произношению слов различной слоговой сложности;                                                                
  • Закреплять практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
  • Способствовать подготовке к обучению грамоте, овладению элементами грамоты.

2. Развивающие:

  • Развивать мелкую и артикуляционную моторику;
  • Развивать правильное речевое дыхание, мелодико-интонационную сторону речи;
  • Развивать фонематический слух;
  • Развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление;
  • Развивать связную речь.

3. Воспитательные:

  • Воспитывать культуру речевого общения;
  • Воспитывать умение слушать и слышать себя и других;
  • Воспитывать интерес к правильной и чистой речи.

Задачи воспитания по Программе формируются для возрастного периода 5-6 лет (дошкольный возраст).  Они планируются на основе результатов достижения цели воспитания и реализуются в единстве с развивающими (обучающими) задачами, определенными действующими нормативными правовыми документами в сфере дошкольного образования, в том числе Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, ОП ДО.

Задачи воспитания по Программе соответствуют основным направлениям воспитательной работы в МБДОУ и основным задачам Рабочей программы воспитания детского сада.

Воспитание в кружке «От звука к слову» осуществляется через следующие направления  деятельности:

  1. Формирование артикуляционной, мимической и мелкой моторики рук.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

2. Постановка, автоматизация исправленного звука в слогах, словах, во фразовой речи, в свободной речи. Дифференциация звуков.

Существуют основные или базовые способы постановки звуков, которые используются при формировании всех или почти всех звуков языка. Применительно к постановке конкретных звуков эти способы по-разному видоизменяются и приспосабливаются, а также комбинируются между собой (по подражанию, по показу артикуляции, с механической помощью; в слове, в слоге, между гласными). При постановке звуков используются также некоторые дополнительные приемы, повышающие эффективность работы над звуками.

  1. Формирование просодической стороны речи.

Просодика – сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.

  1.  Работа над дыханием.

Речевое дыхание непосредственно сопровождает процесс порождения речи, являясь основой голосообразования, формирования звуков, мелодики.

Речевое дыхание отличается от обычного дыхания:

- более быстрым вдохом и замедленным выдохом;

- значительным увеличением дыхательного объема;

- преимущественно ротовым типом дыхания;

- максимальным расхождением голосовых складок на вдохе и сближением их почти до соприкосновения на выдохе.

5.  Развитие фонематического восприятия.

Определяющим признаком недоразвития фонематического восприятия является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Если ребенок не может различить похожие фонемы на слух, он не сможет и правильно их произнести.

Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:

1. Социально-коммуникативное развитие – обогащение словаря, звуковая культура речи, развитие умения поддерживать диалог, а также приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

2. Познавательное развитие – беседы, дидактические игры, совершенствование смысла понимания пространственных отношений.

3. Физическое развитие – укрепление мышц артикуляционного аппарата через специальные упражнения, физ. минутки, самомассаж для укрепления физического здоровья детей.

1.2 Принципы и подходы к формированию Программы

        Программа сформирована в соответствии с принципами ФГОС ДО:

развивающего образования, целью которого является развитие ребенка (полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития);

  • научной обоснованности образовательного процесса (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной педагогики и психологии);
  • практической применимости педагогических подходов (содержание Программы имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
  • полноты, необходимости и достаточности содержания (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
  • единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации, которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями, и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • комплексно-тематического планирования образовательного процесса;
  • сбалансированности совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;
  • адекватности дошкольному возрасту форм взаимодействия с воспитанниками.

Основными принципами организации воспитательного процесса в МБДОУ являются:

  • принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
  • принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
  • принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;
  • принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;
  • принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;
  • принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;
  • принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.
  • Программа направлена на развитие воспитанников старшей группы (от 5 до 6 лет) с учетом возрастных психофизических особенностей детей.

  1. Возрастные особенности речевого развития детей 5-6 лет.

Пятилетние дети очень разговорчивые. Они много общаются с ровесниками и со взрослыми людьми. Они готовы разговаривать целый день.

Звуковая сторона речи: к пяти годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. В норме все дети должны научиться четко, произносить все звуки в составе слов и предложений. Если у ребенка отмечается нарушение звукопроизношения в этом возрасте нужно обращаться к специалистам, чтобы они установили причину неправильного звукопроизношения и составили программу исправления нарушенных звуков. Искаженный звук с малой долей вероятности исправиться сам, он будет закрепляться в речи, и исправить его с возрастом будет все труднее.

Говоря о звуковой стороне речи, нельзя забывать об элементах интонации - просодике (силе голоса, высоте тона, темпе речи, тембре голоса). Формирование просодики является «строительным материалом» устной речи. Дети легко воспринимают все просодемы и еще в раннем возрасте различают в интонациях голоса взрослых ласку, строгость и т. д. В 5 лет большинство детей могут произвольно менять силу и высоту голоса в зависимости от целей высказывания, то есть пользоваться просодемами осознанно, а не только понимать их.

Формирование навыков звукового анализа: после пяти лет у большинства детей начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова. Раньше речь выступала лишь как средство общения, сейчас она становится объектом осознания и изучения. По отношению к младшим дошкольникам Л. С. Выготский говорил: «Первоначально мы встречаем у ребенка неосознанность словесных форм и словесных значений и недифференцированность тех и других. Слово и его звуковое строение воспринимаются ребенком как часть вещи или как свойство ее, неотделимое от других свойств». В возрасте от пяти до шести лет ребенок может при соответствующем обучении овладеть не только определением позиции звука в слове - начало, середина, конец слова, - но и позиционным звуковым анализом, устанавливая точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове.

Словарный запас: у старших дошкольников словарь значительно богаче, чем у детей четырехлетнего возраста. После пяти лет словарный запас растет стремительно. Если в предыдущие годы можно было примерно сосчитать, сколько слов в активном употреблении, то сейчас это сделать уже труднее. Непроизвольная память - основа пополнения словаря, в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой, без волевых усилий. Один раз услышанное слово легко входит в активный словарь.

Грамматический строй речи: в возрасте пяти-шести лет дети усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключения из правил, морфемы также становятся по своим местам, случаев словотворчества становится все меньше. Тем не менее, могут оставаться ошибки в употреблении форм с чередованиями звуков (хочу - хочут), в употреблении форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (дерево - дерева, карандаши - нет карандашов). В речи пятилетних детей нет или почти нет причастий. Если же эти формы появляются в речи, то часто употребляются неправильно (порезатый, порватый). Встречаются ошибки в употреблении приставок с пространственным значением: смешиваются близкие по значению морфемы, например: пришел – подошел.

Связная речь: все условия для развития связной речи к пяти годам созданы: звукопроизношение и грамматический строй сформировались, накоплен необходимый словарный запас, дающий возможность облечь в словесную форму мысль. В идеале на шестом году жизни без дополнительных вопросов дети могут пересказать сказку или рассказ из 40-50 предложений. То есть владеют одной из самых сложных речевых форм – монологической. Но практика показывает, что детей надо специально учить монологической речи, так как в речи взрослых в повседневной жизни эта форма речи используется редко. В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые ответы. К концу дошкольного периода дети владеют развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.

Лексика: в речи ребенка этого возраста появляются собирательные существительные. Ребенок вводит в речь прилагательные, обозначающие состав, состояние предметов, а также отвлечённые, абстрактные понятия (добрый, душевный...); владеют обобщающими понятиями.

Имеют представление: о сезонных изменениях в природе; о выращивании овощей и фруктов; о лесных ягодах и грибах; о хищных и травоядных, домашних и диких животных; о насекомых и птицах, рыбах. Ориентируются в пространстве и времени (вчера, сегодня, ночью...). Знают: названия месяцев, дней недели, части суток; название своей страны и столицы государства; географические понятия: море, река, горы, пустыня, лес; правила дорожного движения для пешеходов.

  1. Планируемые результаты освоения программы.
  • Формирование правильного звукопроизношения;
  • Коррекция лексико – грамматической стороны речи;
  • Развитие просодической стороны речи;
  • Формирование слоговой структуры слова, связной  речи,  коммуникативных  возможностей  каждого ребенка.
  • Повышение у детей  положительной мотивации к занятиям и работе над речью в целом.

Оценка индивидуального развития воспитанников

1. Звукопроизношение:

Ребенку предлагаются ряд картинок, где нужно произнести звук: изолированно;  в составе слогов;  в составе слов;  в предложениях. Слова, взятые из картинок, имеют различный звуковой и слоговой состав. Исследуемый звук занимает разные позиции (начало, середина, конец) слова.

Материал: картинки

Критерии: 3 - все звуки есть;

                  2 - нарушены один-два звука, звуки в стадии автоматизации;

                  1 - нарушена одна группа звуков;

                  0 -  нарушены две и более групп звуков.

2. Назови предметы изображенные на картинке одним словом:

                                   чайник – блюдце – тарелка – кастрюля … /посуда/

                                  куртка – шапка – свитер – брюки…/одежда/

                                  тапочки – сандалии – туфли – ботинки – сапоги…/обувь/

                         огурец – помидор – капуста – картофель – морковь …/овощи/

                                 яблоко – груша  - апельсин  - банан …/ фрукты/

Цель: выявить понимание конкретных существительных, обозначающих конкретные понятия, понимание и употребление в своей речи обобщающих понятий.

Материал: картинки с изображением: посуды, одежды, обуви, овощей, фруктов

Критерии: ребенок правильно называет и показывает предметы – 3 балла

                  допускает 1 – 2  ошибки – 2 балла

                  допускает 3 и более ошибок – 1 балл

 3. Назови предметы, которые можно назвать этим словом:

животные, игрушки, мебель

 Цель: понятие, понимание и употребление в своей речи обобщающих понятий.

Материал: картинки с изображением: медведь, лиса, белка, заяц, волк; машина, кукла, пирамида, и  т.д., стол, стул, диван, шкаф.

Критерии: ребенок правильно называет и показывает предметы – 3 балла

                  допускает 1-2 ошибки – 2 балла

                  допускает 3 и более ошибок – 1 балл

4. Как можно сказать ласково: сын, гриб, дом.

Цель: знание и умение употреблять существительные с уменьшительно – ласкательными  суффиксами.

Материал: картинки

Критерии: ребенок правильно называет  – 3 балла

                  допускает 1 ошибку – 2 балла

                  допускает 2 и более ошибок – 1 балл

5. Помоги животным найти своих детенышей: у зайца - ….., у белки - ……, у медведя  - ……, у волка - ……

Цель: умение образовывать названия детенышей животных

Материал :картинки с изображением  животных и их детенышей.

Критерии: ребенок правильно называет и показывает картинки с животными – 3 балла

                  допускает 1 - 2 ошибки – 2 балла

                  допускает 3 и более ошибок  – 1 балл

6. Скажи правильно:

                              Книга. У Тани много …..

                              Дерево. В лесу много …..

                              Кукла.  У Оли нет …..

Цель: умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа.

Материал: картинки с изображением  названных предметов

Критерии: ребенок правильно называет  – 3 балла

                  допускает одну ошибку – 2 балла

                  допускает 2 ошибки – 1 балл

7. Мышка очень любит сыр. Найди все кусочки сыра в ее комнате и расскажи мышке, где находится каждый кусочек.

Цель: Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД.

Материал: картинки

Критерии: ребенок правильно понимает значение предлогов : В, НА, ЗА, ПОД – 3 балла

                  допускает одну ошибку – 2 балла

                  допускает 2 ошибки – 1 балл

8.Назови какого цвета предметы: шар - …, ведро - …, платье - …, машина - ….

Цель: умение согласовывать прилагательные с существительными в единственном числе.

Материал: картинки

Критерии: ребенок правильно называет    – 3 балла

                  допускает одну ошибку – 2 балла

                  допускает 2 ошибки – 1 балл

9.Скажи правильно:

                    У меня есть карандаш, ручка

                    У меня нет …

                    Я рисую …

                    Папа пишет …

Цель: выявить  умение употреблять  существительные в косвенных падежах без предлога.

Критерии: ребенок правильно называет    – 3 балла

                  допускает одну ошибку – 2 балла

                  допускает 2 ошибки – 1 балл

10. Связная речь:

Для обследования связной речи применяется пересказ, рассказ по серии картинок (по пособию Г.А. Каше), рассказ по сюжетной картинке (по пособию Г.А. Каше), описательный рассказ.

Цель: изучение уровня владения навыками последовательности, логичного и связного повествования.

Материал: серии картинок

Критерии: составление рассказа самостоятельно – 3 б,

                   составление с некоторой помощью взрослого, наводящие вопросы – 2 б,

                   используются повторно наводящие вопросы – 1 б,

                   составлен по наводящим вопросам – 0 б.

Инструкция к проведению:

 Перед каждым заданием  на стол выкладывается набор картинок подобранный к данному вопросу.  

1.     Ребенку предлагается выбрать картинки к данным лексическим темам  и назвать их.

2.     Предложить ребенку выбрать картинки, относящиеся к определенной группе.

3.     Предложить ласково назвать предметы изображенные на картинке.

4.     Предложить ребенку найти соответствующую картинку и назвать детеныша животного.

5.     Предложить ребенку правильно сказать слово  во множественном числе.

6.     Предложить помочь мышонку найти кусочки сыра в комнате с использованием предлогов.

7.     Предложить назвать предмет,  и сказать какого он цвета.

8.     Предложить назвать,  чьи это предметы.

9.   Ребенку предлагаются серии картинок, разложить их в правильной последовательности, составить рассказ, пересказ.

После обследования речи ребенка заполняется «Диагностическая карта речевого развития», она позволяет выделить детей с низким, средним и высоким уровнем речевого развития.

Итоговый критерий оценки знаний, умений и навыков

                             21 – 24 баллов – высокий уровень

                             15 – 20 баллов  - средний уровень

                             8-14  баллов – низкий уровень

Диагностическая карта речевого развития

Фамилия, имя ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

итог

1

2

3

Ожидаемые конечные результаты Программы:

К концу обучения дети должны:

Знать:

• буквы и звуки родного языка;

• положение артикуляционных органов при произнесении того или иного звука;

• точность выполнения артикуляционных упражнений;

Уметь:

• различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, самостоятельно производить анализ слов из трех и четырех звуков;

Обладать навыками:

• фонематического представления;

• фонематического восприятия;

• фонематического анализа и синтеза.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Содержание образовательной деятельности по направлению Программы

Содержание образовательной деятельности

Содержание дополнительного образования детей и условия организации обучения воспитанников в кружке «От звука к слову» определяются Образовательной программой МБДОУ детский сад № 4 «Чиполлино»

Содержание Программы и сроки обучения определяются учебным планом МБДОУ и календарно-тематическим планом по направлению кружка.

Общее количество НОД – 32 в год (с октября), количество НОД 1 раз в неделю во второй половине дня.

Месяц

Тема

Содержание

Октябрь

№ 1. Вводное занятие. «Знакомство с органами речи».

Игра: «Давай познакомимся».

Знакомство со строением артикуляционного аппарата, строением языка. Правила использования зеркала. Показ органов артикуляции и уточнение их названия.

Арт. упражнения «Улыбочка», «Трубочка»

Дыхательная гимнастика: «Фокусник».

№ 2. «Гласные звуки и буквы».

Ввести понятие о гласном звуке и букве. Дифференциация понятий звук – буква.

Арт. упражнения «Заборчик», «Блинчик».

Игра «Слушай и отгадывай».

Пальчиковая гимнастика с карандашом.

№ 3. «Звук У. Буква У».

Знакомство с буквой «У». Уточнение артикуляции звука «У». Определение позиции звука «У» в слове (начало, конец слова).

Арт. упражнения «Почистим верхние зубки», «Качели»

Дыхательные упр. «Ветер и листья».

Чтение буквы «У». Печатание буквы «У» в тетради.

№ 4. «Звук А. Буква А».

Знакомство с буквой «А». Уточнение артикуляции звука «А». Определение позиции звука «А» в слове (начало, конец слова).

Дыхательная гимнастика «Змейка», «Задуй мяч в ворота», Пальчиковая гимнастика «Рос сперва на воле в поле»,

Игра «Какой, какая, какое».

Чтение буквы «А». Печатание буквы «А» в тетради.

Ноябрь

№ 5. «Звук И. Буква И».

Знакомство с буквой «И». Уточнение артикуляции звука «И». Определение позиции звука «И» в слове (начало, конец слова).

Арт. гимнастика «Вкусное варенье», «Блинчик».

Пальчиковая гимнастика «Осенний букет».

Дид. упражнение «Подбери словечко».

Постановка звуков.

Печатание буквы «И» в тетради.

№ 6. «Звук О. Буква О».

Знакомство с буквой «О». Уточнение артикуляции звука «О». Определение позиции звука «О» в слове (начало, конец слова).

Арт. гимнастика «Лошадка»,  «Грибочек».

Пальчиковая гимнастика «Где мой пальчик!»

Проговаривание потешек «Лейся чиста, водица», «Солнце рано утречком».

Постановка звуков.

Чтение буквы «О». Печатание буквы «О» в тетради.

№ 7. «Понятие о слоге».

Формировать представление о слоге, о слоговом составе слова.

Арт. гимнастика «Кошечка», «Иголочка».

Дыхательное упражнение «Дует холодный ветерок».

Постановка и автоматизация звуков.

Чтение слогов.

№ 8. «Звуки П, Пь. Буква П».

Уточнение артикуляции и характеристика звуков (П) и (Пь), обозначение звука. Знакомство с буквой «П».

Арт. гимнастика «Маляр», «Индюки», «Вкусное варенье»,

Игра на поддувание «Сдуй осу с носа у мишки»

Постановка и автоматизация звуков.

Чтение слогов. Печатание буквы «П» в тетради.

Декабрь

№ 9. «Звук Э. Буква Э».

Уточнение артикуляции и характеристики звука (Э). Знакомство с буквой «Э».

Арт. гимнастика «Кошечка», «Блинчик», «Качели».

Игра «Узнай по описанию».

Постановка и автоматизация звуков.

Чтение слогов. Печатание буквы «Э» в тетради.

№ 10. «Звуки М, Мь. Буква М».

Уточнение артикуляции и характеристика звуков (М) и (Мь), обозначение звука. Знакомство с буквой «М».

Арт. гимнастика «Почистим нижние зубки», «Лошадка», «Иголочка».

Пальчиковая гимнастика «Танины игрушки».

Постановка и автоматизация звуков.

Чтение слогов. Печатание буквы «М» в тетради.

№ 11. «Звуки Н, Нь. Буква Н».

Уточнение артикуляции и характеристика звуков (Н) и (Нь), обозначение звука. Знакомство с буквой «Н».

Арт. гимнастика «Горка», «Лопатка»

Дыхательное упражнение «Сдуй снежок с ладошки».

Постановка и автоматизация звуков.

Чтение слогов. Печатание буквы «Н» в тетради.

№ 12. «Звуки Б, Бь. Буква Б».

Уточнение артикуляции и характеристика звуков (Б) и (Бь), обозначение звука. Знакомство с буквой «Б».

Арт. гимнастика «Вкусное варенье», «Месим тесто»

Логоритмика «К большой лесной избушке сбегались все зверюшки»

Ритмическая игра «Белка» (отстукивание ритма)

Постановка и автоматизация звуков.

Чтение слогов. Печатание буквы «Б» в тетради.

Январь

№ 13. «Звуки В, Вь. Буква В».

Уточнение артикуляции и характеристика звуков (В) и (Вь), обозначение звука. Знакомство с буквой «В».

Арт. гимнастика «Дятел», «Часики».

Массаж ладоней с мячиком су-джок «Колкие иголки».

Заучивание стихотворения «Ели на опушке».

Постановка и автоматизация звуков.

Чтение слогов и слов. Звуковой анализ. Печатание буквы «В» в тетради.

№ 14. «Звуки Д, Дь. Буква Д».

Уточнение артикуляции и характеристика звуков (Д) и (Дь), обозначение звука. Знакомство с буквой «Д».

Арт. гимнастика «Грибок»,  «Гармошка», «Погрызем орешки»

Игра «Магазин подарков» («купить» подарок  можно, выделив первый гласный звук в слове.

Дыхательная гимнастика «Дедушка Мороз»

Постановка и автоматизация звуков.

Чтение слогов и слов. Звуковой анализ. Печатание буквы «Д» в тетради.

№ 15. «Звуки Т, Ть. Буква Т»

Уточнение артикуляции и характеристика звуков (Т) и (Ть), обозначение звука. Знакомство с буквой «Т».

Арт. упражнение Улыбочка», «Лопатка», «Горка».

Составление рассказа по картине «Зимние забавы».

Постановка и автоматизация звуков.

Чтение слогов и слов. Звуковой анализ. Печатание буквы «Т» в тетради.

№16. «Звуки Ф, Фь. Буква Ф».

Уточнение артикуляции и характеристика звуков (Ф) и (Фь), обозначение звука. Знакомство с буквой «Ф».

Арт. гимнастика «Дятел», «Хоботок», «Улыбочка».

Дых. Гимнастика: «Сдуй снежинку с носа».

Постановка и автоматизация звуков.

Чтение слогов и слов. Звуковой анализ. Печатание буквы «Ф» в тетради.

Февраль

№ 17. «Звуки К, Кь. Буква К».

Уточнение артикуляции и характеристика звуков (К) и (Кь), обозначение звука. Знакомство с буквой «К».

Арт. гимнастика «Чашечка», «Иголочка», «Качели».

Игра «Один – много».

Постановка и автоматизация звуков.

Чтение слогов и слов. Звуковой анализ. Печатание буквы «К» в тетради.

№ 18. «Звуки Г, Гь. Буква Г».

Уточнение артикуляции и характеристика звуков (Г) и (Гь), обозначение звука. Знакомство с буквой «Г».

Арт. гимнастика «Месим тесто», «Блинчик», «Чашечка»

Дид. игра «Большой – маленький» (образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Постановка и автоматизация звуков.

Чтение слогов и слов. Звуковой анализ. Печатание буквы «Г» в тетради.

19. «Звуки Х, Хь. Буква Х».

Уточнение артикуляции и характеристика звуков (Х) и (Хь), обозначение звука. Знакомство с буквой «Х».

Арт. гимнастика Улыбочка», «Заборчик», «Кошечка».

Дид. игра «Четвертый лишний».

Постановка и автоматизация звуков.

Чтение слогов и слов. Звуковой анализ. Печатание буквы «Х» в тетради.

№ 20. «Звуки С, Сь. Буква С».

Уточнение артикуляции и характеристика звуков (С) и (Сь), обозначение звука. Знакомство с буквой «С».

Арт. гимнастика «Почистим нижние зубки», «Лошадка», «Грибочек».

Игра: «Скажи наоборот».

Постановка и автоматизация звуков.

Чтение слогов и слов. Звуковой анализ. Печатание буквы «С» в тетради.

Март

№ 21. «Звуки З, Зь. Буква З».

Уточнение артикуляции и характеристика звуков (З) и (Зь), обозначение звука. Знакомство с буквой «З».

Арт. гимнастика «Блинчик», «Горка».

Дыхательное упражнение «Сдулось колесо»

Постановка и автоматизация звуков.

Чтение слов, предложений из 2-3 слов. Звуковой анализ. Печатание буквы «З» в тетради.

№ 22. «Звук Ц. Буква Ц».

Уточнение артикуляции и характеристика звука (Ц), обозначение звука. Знакомство с буквой «Ц».

Арт. упражнение «Трубочка», «Лопатка», «Качели».

Пальчиковая игра «Кап-кап-кап, весна настала…».

Постановка и автоматизация звуков.

Чтение слов, предложений из 2-3 слов. Звуковой анализ. Печатание буквы «Ц» в тетради.

№ 23. «Звук Ш. Буква Ш».

Уточнение артикуляции и характеристика звука (Ш), обозначение звука. Знакомство с буквой «Ш».

Арт. гимнастика «Окошко», «Иголочка», «Почистим верхние зубки».

Упражнение «Дружно птицы прилетели» (на координацию речи с движениями.

Постановка и автоматизация звуков.

Чтение слов, предложений из 2-3 слов. Звуковой анализ. Печатание буквы «Ш» в тетради.

№ 24. «Звук Ж. Буква Ж».

Уточнение артикуляции и характеристика звука (Ж), обозначение звука. Знакомство с буквой «Ж».

Логоритмика «Вот какой у нас цветок»

Дид. упр. «Какой? Какая? Какие?».

Постановка и автоматизация звуков.

Чтение слов, предложений из 2-3 слов. Звуковой анализ. Печатание буквы «Ж» в тетради.

Апрель

№ 25. «Звук Щ. Буква Щ».

Уточнение артикуляции и характеристика звука (Щ), обозначение звука. Знакомство с буквой «Щ».

Арт. гимнастика «Индюк», «Чашечка», «Грибочек»

Упр. с массажными колечками Су-джок

Постановка и автоматизация звуков.

Чтение слов, предложений из 2-3 слов. Звуковой анализ. Печатание буквы «Щ» в тетради.

№ 26. «Звуки Л, Ль. Буква Л».

Уточнение артикуляции и характеристика звуков (Л) и (Ль), обозначение звука. Знакомство с буквой «Л».

Арт. упражнение «Маляр», «Грибочек».

Игра «Найди звук».

Чтение слов, предложений из 2-3 слов. Звуковой анализ. Печатание буквы «Л» в тетради.

№ 27. «Звук Й. Буква Й».

Уточнение артикуляции и характеристика звука (Й), обозначение звука. Знакомство с буквой «Й».

Арт. упражнение «Заборчик», «Часики», «Качели».

Игра «1,3,5».

Чтение слов, предложений из 2-3 слов. Звуковой анализ. Печатание буквы «Й» в тетради.

№ 28. «Звуки Р, Рь. Буква Р».

Уточнение артикуляции и характеристика звуков (Р) и (Рь), обозначение звука. Знакомство с буквой «Р».

Арт. гимнастика «Горка», «Грибочек».

Дид. упражнение «Цепочка слогов».

Чтение слов, предложений из 2-3 слов. Звуковой анализ. Печатание буквы «Р» в тетради.

Май

№ 29. «Звук Ы. Буква Ы».

Уточнение артикуляции и характеристика звука (Ы), обозначение звука. Знакомство с буквой «Ы».

Арт. гимнастика «Чашечка», «Качели», «Блинчик».

Дыхательное упражнение «Сдуй ватный шарик».

Чтение слов, предложений из 2-3 слов. Звуковой анализ. Печатание буквы «Ы» в тетради.

№ 30. «Звук Ю. Буква Ю».

Уточнение артикуляции и характеристика звука (Ю), обозначение звука. Знакомство с буквой «Ю».

Арт. гимнастика «Месим тесто», «Лошадка», «Индюки».

Игра «Закончи предложение».

Чтение слов, предложений из 2-3 слов. Звуковой анализ. Печатание буквы «Ю» в тетради.

№ 31. «Звук Я. Буква Я».

Уточнение артикуляции и характеристика звука (Я), обозначение звука. Знакомство с буквой «Я».

Арт. гимнастика «Трубочка», «Лопатка», «Чашечка».

Игра «Отгадай-ка».

Чтение слов, предложений из 2-3 слов. Звуковой анализ. Печатание буквы «Я» в тетради.

№ 32. Итоговое занятие

Согласные и гласные звуки, обзор, обобщение. Выделение гласных и согласных звуков, речевые игры. Чтение.

2.3. Взаимодействие с родителями воспитанников ДОУ по направлению Программы

Общепризнанным является тот факт, что семья играет решающую роль в воспитании детей. В Законе РФ «Об образовании» (Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в РФ») говорится, что «родители являются первыми педагогами и обязаны заложить в ребенке основы физического, психического и интеллектуального развития личности в раннем детском возрасте».

Родительское воспитание должно представлять собой единство трех компонентов:

• Отношение к ребенку;

• Представления о нем и способы воздействия (контроль, наказание, поощрение, предъявление требований и т.д.);

• Характер обращения с ребенком.

         Цель работы с родителями – не передача им научных психолого-педагогических знаний, а формирование у них способности понять потребности ребенка, сделать его счастливым; умение видеть перспективы его развития.

Работа с родителями проводится в следующих направлениях:

  • Информирование родителей о ходе образовательного процесса.
  • Индивидуальные и групповые консультации.
  • Оформление информационных стендов.

 III. Организационный раздел.

3.1.Материально-техническое обеспечение Программы.

В соответствии с ФГОС ДО, материально-техническое обеспечение Программы включает в себя учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).

Программа реализуется на имеющейся у МБДОУ материально-технической базе и опирается при подборе оборудования на требования ФГОС ДО; «Примерный перечень игрового оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений», рекомендованный в Письме Минобрнауки РФ от 17.11.2011 № 03-877, и рекомендаций комплексной образовательной программы дошкольного образования  образования  "От рождения до школы" под ред. Н.Е. Вераксы,

Методическое обеспечение: Вариативная примерная адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет Н.В. Нищевой.

За основу берутся пособия:

Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб.: «Литера», 2010. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).

Дурова, Н.В. Фонематика.  – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2002.

Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: Сфера», 2004 – 126 с.

Кныш В. А.., Комар И. И. и др. Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников – Минск: Аверсэв, 2009. – 188 с.: ил. – (В помощь логопеду).

Крупенчук О. И., Воробьева Т. А.  Исправляем произношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб.: «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).

Ткаченко Т.А. Звуки и знаки. Гласные. - Юнвес, 2001 г. - 24 с. (Серия «Подготовка дошкольников к чтению и письму»)

Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб.:  ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

         Учебно-наглядные пособия и материалы: в соответствии с ФГОС ДО, материально-техническое обеспечение Программы включает в себя учебно-наглядные пособия: плакаты, сюжетные и предметные картинки, игровой дидактический материал на автоматизацию и дифференциацию звуков,  развитие фонематического слуха, нейроигры и упражнения, картинки и тексты для автоматизации разных групп звуков, скороговорки, чистоговорки, дидактические игры для запуска речи, Букварь, символы для обозначения звуков, звуковые линейки, художественная литература, карандаши, фломастеры, тетради, ТСО.

3.2. Организация образовательной деятельности в кружке

Работа объединения (кружка) проводится при соблюдении необходимых санитарно-гигиенических, противоэпидемических условий, соблюдении правил пожарной безопасности, кадрового обеспечения, необходимых программно-методических материалов.

Кружковая работа проводится индивидуально (5 человек) с детьми старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) во второй половине дня. Длительность дополнительной работы устанавливается в соответствии требованиями СанПин  20 минут.

Программа предполагает широкое использование иллюстративного, демонстрационного материала, использование методических пособий, дидактических  и речевых игр.

Программа предполагает систематическую работу кружка, проводимого 1 раз в неделю.

При организации образовательного процесса обеспечивается единство воспитательных, развивающих и образовательных целей и задач, при этом решаются поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному минимуму.

Расписание работы кружка на текущий  учебный год

Дни недели

Время

Вторник

15.20. – 17.00.

3.3. Охрана жизни и здоровья воспитанников

Техника безопасности на занятиях.

Занятия проводятся в регулярно проветриваемом, хорошо освещенном помещении, где имеются рабочие места для детей. Одно из важнейших требований – соблюдение правил охраны труда детей, норм санитарной гигиены в помещениях и на рабочих местах, правил пожарной безопасности.

Педагог постоянно знакомит воспитанников с правилами по технике безопасности. Регулярно в ходе занятий проводятся физ. минутки с упражнениями по профилактике переутомления зрительной системы воспитанников, мышечной системы, а также упражнения на релаксацию. Сохранить здоровье ребенка на занятии может только педагог, так как именно он задает психофизические условия функционирования организма в процессе занятия.

Содержание деятельности ребенка на занятии должно соответствовать доминирующей возрастной мотивизации.

Список литературы:

1. Агранович, З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям./ - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 г.

2. Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», Творческий центр «Сфера», М. – 2002 г.

3. Воробьева Т.А, Воробьева П.А.: Дыхание и речь. Работа над дыханием в комплексной методике. Литера, 2014 г.

4. Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед – 2010 г. №1.

5. Косинова Е. «Уроки логопеда. Игры для развития речи» «Эксмо, ОЛИСС» 2011 г.

6. Колесникова Е.В. «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» - М. 2001 г.

7. Крупенчук О.И. «Логопедический массаж ложками» - Санкт- Петербург, 2014 г.

8. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР, Детство-Пресс, СПб 2005 г.

9. Новиковская О.А. "Веселая зарядка для язычка. «Игры для развития речи. 4–7 лет».

10. Овчинникова Т.С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду», - СПб.: КАРО, 2008 г.

11. Овчинникова Т.С. Логопедические распевки. КАРО. 2013 г.

12. Пожиленко Е.А., Артикуляционная гимнастика, КАРО, 2009 г.

13. Скворцова, И.В. 100 логопедических игр./ И. В. Скворцова.- СПб.: Нева, 2003.

14. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Пособие для логопедов, дефектологов. – М.: Мозаика-синтез, 2004 г.

15. М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет» - М.:ТЦ Сфера, 2008 г.

16. Ткаченко Т.А. Речь и моторика // – М:Эксмо, 2007 г.

17. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина//— М.: Просвещение, 1989 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Умные слова" (нравственное воспитание через художественное слово) младший возраст

Программа дополнительного образования «Умные слова».Пояснительная записка.В трудах педагогов Н.К. Крупской и А.С.Макаренко неоднократно подчеркивалось, что дошкольный возраст является чрезвычайно отве...

Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.

Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м...

Программа дополнительной образовательной услуги Кружок "От слова к слову"

Кружок предназначен для детей среднего дошкольного возраста...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ. ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ» Е.В. КОЛЕСНИКОВОЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ для детей 5-6 лет МБДОУ «Детский сад «Подснежник» КРУЖОК «АЗБУКОВЕДЕНИЕ»

Программа составлена на основе авторской программы Е. В. Колесниковой "От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты", Марцинкевич Г. В. "Обучение грамоте детей дошкольного ...

Дополнительная образовательная программа «От звука к слову» на 20..-20.. учебный год для детей 4-5 лет по образовательной области «Речевое развитие»

Дополнительная образовательная программа «Развитие речи» реализуется в рамках  речевого  развития дошкольников и направлена на формирование устной речи и навыков речевого общения...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ.ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ»Е.В. КОЛЕСНИКОВОЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КРУЖОК «АБВГДЕЙКА»

Программа «От звука к букве» составлена на основе авторской программыЕ.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».Программа соответствует ФГОС ...