Мастер – класс по логоритмике на методическом объединении «Логоритмика, как эффективный метод преодоления речевых нарушений у дошкольников».
учебно-методический материал по логопедии

 Кремлёва (Лагутенко) Татьяна Андреевна

Мастер – класс по логоритмике на методическом объединении «Логоритмика, как эффективный метод преодоления речевых нарушений у дошкольников».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx25.57 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс по логоритмике на методическом объединении «Логоритмика, как эффективный метод преодоления речевых нарушений у дошкольников».

Логоритмика – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Цель - преодоление речевых нарушений у детей дошкольного возраста средствами синтеза музыки, движения и слова.

Задачи:

Основными задачами логоритмического воздействия являются:

- развитие слухового внимания;

-развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха;-развитие фонематического слуха;

-развитие пространственных организаций движений;

-развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики;

-формирование и развитие кинестетических ощущений;

-воспитание выразительности и грации движений;

-воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;

-формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;

-развитие физиологического и фонационного дыхания;

-развитие певческого диапазона голоса;

-развитие чувства ритма;

-воспитание умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;

-воспитание умения перевоплощаться;

-развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков;

-воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;

-формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.

Таким образом, логоритмика объединяет как работу по коррекции моторики, так психотерапевтические и общевоспитательные мероприятия, что позволяет идти в ногу со временем, а данной методике быть актуальной не только на сегодняшний день.

Упражнения воспитывают быстроту и точную реакцию на зрительные и слуховые раздражители.

Для достижения наилучших результатов логоритмические занятия строятся с учетом равномерности распределения психофизической и речевой нагрузки. Все задания, предлагаемые детям в рамках одного занятия, объединяются одной лексической темой или сюжетом, и проводятся по следующей схеме:

1. Вводная часть – предусматривает приветствие, объявление педагогом темы занятия, и проведение ритмической разминки (10% времени)

2.Основная часть – включает разнообразные виды музыкальные двигательных и речевых игр и упражнений (70-80% времени)

3.Заключительная часть – заканчивается любое логоритмическое занятие упражнениями на восстановление дыхания, релаксацию, различными видами ходьбы и легкого бега, а также подведением итогов занятия (10-15% времени).

Занятие по логоритмике включает следующие виды упражнений:

 1. Ходьба и маршировка в различных направлениях.

Цель: формировать чёткую координацию движений рук и ног, улучшать осанку, учить ориентироваться в пространстве, развивать слуховое внимание.

Ходьба – естественный вид движения человека. Она осуществляется за счет четкой координации движений рук и ног.

Дети, имеющие речевые нарушения, как правило, неловки: ходьба их неустойчивая, походка неровная. Часто при ходьбе они шаркают ногами. Поэтому задания по обучению ходьбе и легкому бегу под музыку обязательно включаются в каждое логоритмическое занятие.

На первых порах лучше использовать во время ходьбы стихотворные тексты, так как у детей темп движений индивидуален и может быть кто-нибудь из ребят, не будет успевать за заданным музыкой темпом. Поэтому мы используем стишки и потешки во время ходьбы.

Упражнения на освоение основных движений. Если у ребенка плохо развиты основные движения, то с ним весьма трудно разучивать танцы и игры: все они включают ходьбу, бег или прыжковые движения. На занятиях по логоритмике мы используем упражнения на освоение разных видов ходьбы (устремленной, спокойной, пружинной, осторожной, на носках, с высоким подниманием бедра, приставным шагом), бега (легкого, стремительного, пружинного, широким шагом, с высоким подниманием бедра), прыжков(на двух ногах на месте, на двух ногах с продвижением вперед, поочередно на правой и левой ноге, прямой галоп, поскоки).

Упражнения на развитие ориентировки в пространстве. Этот вид упражнений тесно связан с предыдущим, ибо они построены в основном на таких основных движениях, как ходьба и бег. Развивая ориентировку в пространстве мы учим детей:

-Ходить, бегать, скакать друг за другом в колонне по одному, по кругу, с соблюдением дистанции;

-Строиться парами, врассыпную, по кругу, в колонну;

-Ходить, бегать, скакать парами по кругу, соблюдая дистанцию;

-Строиться в круг лицом друг к другу, спиной, боком;

-Равномерно сужать и расширять круг;

-Ходить со сменой ведущих;

-Ходить по залу, меняя направление: направо, налево, по диагонали, змейкой, противоходом.

Полезны игровые задания типа «Лабиринт» или «Разведчик»: ребенок должен запомнить путь, пройденный взрослым или другим ребенком (между кубиками, кеглями, кирпичиками, елочками…, стоящими или лежащими на полу) и повторить его. Эти задания способствуют развитию не только ориентировки в пространстве, но и двигательной и зрительной памяти.

2. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса.

Цель: развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц.

У детей, имеющих речевую патологию, часто отмечается не только нарушение артикуляции, но и недостатки мелкой и общей моторики. Причина этого кроется в нарушении тонуса мышц. Чаще всего дети - речевики излишне напряжены, резки в движениях, суетливы. Иногда же, наоборот, имеет место снижение мышечного тонуса, а как следствие, вялость общих движений. Для коррекции этих недостатков моторики необходимо научить детей умению регулировать свой мышечный тонус: расслаблять и напрягать определенные групп мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

Мышечный тонус – состояние костно-мышечного аппарата, готовность к выполнению движений. Упражнения, регулирующие мышечный тонус, являются вспомогательными и проводятся без музыки, чтобы ребенок мог полностью сосредоточиться на своих ощущениях и выполнять расслабление или напряжение в удобном для себя темпе.

«Ронять руки». Поднять руки в стороны, слегка наклониться вперед, снять напряжение в плечах и дать рукам свободно упасть вниз.

«Кулачки – кисти». Крепко сжать пальцы обеих рук в кулаки, разжать пальцы, сняв напряжение в кистях.

«Поднимать и опускать плечи». Поднять плечи как можно выше (к ушам), сняв напряжение, сбросить плечи вниз.

3. Упражнения на развитие дыхания, голоса.

Цель: выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха, развивает подвижность языка, челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений.

Работа над голосом позволяет сделать его более выразительным, воспитывать основные качества голоса – силу и высоту, а также оказывает профилактическое действие.

Работа над голосом начинается с произношения на выходе гласных и согласных звуков. Упражнения проводятся с музыкальным сопровождением и без него. Гласные пропеваются с изменениями в высоте голоса. Если это упражнение сразу не получается, можно использовать «мурлыканье» или «гудение» (как звукоподражание кошке, гудку парохода), чтобы добиться изменения в высоте голоса. Сила голоса воспитывается при произнесении гласных более громким или более тихим голосом, с соответствующим усилением или ослаблением музыкального аккомпанемента. Длительность звучания голоса зависит от продолжительности выдоха.

4. Упражнения на активизацию внимания и памяти.

Цель: воспитывается устойчивость и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому, развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая.

У детей, имеющих речевые нарушения, часто наблюдается недостаточная сформированность моторного, зрительного, а особенного слухового внимания и памяти. Поэтому на занятиях по логоритмике обязательно проводятся упражнения, направленные на развитие всех видов внимания и памяти. В результате выполнения специально подобранных упражнений у дошкольников постепенно формируется быстрая и точная реакция на различные виды раздражителей. Дети учатся сосредотачиваться, проявляя для этого определенные волевые усилия. Улучшается не только устойчивость. Но и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Параллельно с развитием всех параметров произвольного внимания у детей постепенно улучшается память. Как моторная и зрительная, так и слуховая.

5. Счетные упражнения.

Счетные упражнения. Цель: закрепляют счет в пределах 1-10.

Эти упражнения позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений. Чаще всего счетные упражнения – это разнообразные считалки.

6. Речевые упражнения без музыкального сопровождения.

Цель: совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.

Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений.

7. Упражнения, формирующие чувство музыкального размера (метра) .

Цель: формировать и развивать слуховое внимание.

Метр –ритм, в котором все длительности одинаковы, а акценты одинаковой силы появляются через определенные (равные или неравные) промежутки времени. На логоритмических занятиях детям дается представление об акценте, как об ударном моменте в звучании, т. е. силовом выделении отдельного звука в музыке. Услышав акцент на фоне звучания равной силы, ребенок должен подать какой-либо условный сигнал. Сначала учат выделять неожиданный акцент и лишь затем метрический (равномерно повторяющийся) акцент в музыке. Когда дети овладеют этим умением, можно приступать к работе над самым сложным – переходным акцентом. Игры на развитие слухового внимания и выделение неожиданного акцента. Топни ножкой. Дети стоят полукругом перед педагогом и слушают равномерные удары в бубен. На акцент дети топают ногой. Хлопни в ладоши. Дети сидят или стоят полукругом перед педагогом и слушают игру на пианино. На акцент дети хлопают в ладоши.

8. Ритмические упражнения.

Цель: сформировать у детей чувство музыкального ритма в движении.

Данные упражнения направлены на развитие чувства ритма, ритмизации движений: от самых простых до самых сложных — артикуляционных. Используется ходьба, отхлопывание и отстукивание под разные музыкальные темпы и ритмы, а затем пропевание слогов и слов на заданные ритмы.

«Петушок». Прохлопать руками ритмический рисунок знакомой песни после демонстрации педагога

9. Развитие чувства темпа.

Цель: развивать темп речи.

Эти упражнения необходимы, для того чтобы на основе музыкального темпа работать над темпом речи, что очень важно для детей, страдающих заиканием или нарушениями темпа речи. Умение чувствовать темп в музыкальном произведении помогает в дальнейшем восстановить и контролировать нормальный темп речи.

10. Пальчиковые игры.

Цель: способствовать скорейшему речевому развитию.

Ученые-физиологи доказали, что развитие подвижности пальцев способствует более активному речевому развитию ребенка. Объясняется это просто: представительства речевой и пальчиковой зон в коре головного мозга человека находятся в непосредственной близости и оказывают друг на друга влияние. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук ребенка, мы способствуем и его скорейшему речевому развитию. Для совершенствования тонких движений пальцев рук с детьми проводятся различные пальчиковые игры с пением или игры с мелкими предметами (карандашами, палочками, мячами) под музыку.

11. Упражнения на развитие мимики.

Цель: развивать мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек). Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика. Мышцы лица могут быть вялыми и малоподвижными. Развитие мимических мышц может строиться на использовании естественных мимических движений:

«Плакса» - зажмуривание глаз;

«Надуем шарик» - надувание щек без сопротивления и с надавливанием;

«Мы удивились» - приподнимание и опускание надбровных дуг;

«Тигренок» - оскаливание зубов;

«Упрямые бараны» - нахмуривание мышц лба и т.д.

Сначала тренируются движения отдельных лицевых мышц, затем они объединяются в комплексы, отражающие такие сложные чувства, как радость, огорчение, обиду, ликование и т.д.

12. Артикуляционные упражнения.

Цель: развивать подвижность языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений.

Упражнения могут выполняться как под музыку, так и без нее, под счет.

Для развития артикуляционной моторики на занятиях ритмикой проводятся упражнения для губ, языка, нижней челюсти

13. Упражнения на развитие фонематического восприятия.

Цель: различать на слух все звуковые единицы языка.

Работа по формированию фонематического восприятия строится на развитии слухового внимания.

14. Коррекция звукопроизношения.

Цель: исправлению неправильного звукопроизношения.

На подготовительном этапе даются упражнения на формирование слухового внимания, фонематического восприятия, артикуляционной и мимической моторики, затем звук автоматизируется и дифференцируется.

15.Танцы.

Цель: развивают чувство ритма, координацию движений, ориентировку в пространстве, учат соотносить свои движения с темпом, ритмом музыки. Танцы исполняются детьми только по показу взрослого и в соответствии с лексической темой.

16. Упражнения на релаксацию.

Упражнения на релаксацию снимают эмоциональное и физическое напряжение. Задачей этих упражнений является сохранение полученного положительного заряда и состояния внутреннего комфорта.

Предлагаемые упражнения позволяют отдохнуть, восстановить силы, улучшают психические функции, активизируют память, воображение, внимание, образное мышление. Музыкальное сопровождение помогает созданию сложных образов воображаемой действительности. Текст читается спокойно, достаточно громким голосом, в размеренном темпе, с соблюдением пауз. Некоторые смысловые фразы проговариваются два раза.

Занятия проводятся в игровой форме с сюжетно-тематической организацией, что позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, раскрепощенно. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятия желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое расположение дает возможность ребятам хорошо видеть преподавателя, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.

В логоритмике используют следующие методы и приемы:

Наглядные методы обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений. Каждый метод имеет целый комплекс разнообразных приемов, которые объединяются общностью задачи и единым подходом к ее решению. В процессе обучения двигательным действиям методические приемы отбираются с учетом степени усвоения двигательного материала, общего развития детей, их физического состояния, возрастных особенностей.

Так, при обучении движению используются различные приемы:

Наглядные (используются при обучении движению):

1) наглядно-зрительные - показ педагогом образца движения или отдельных двигательных элементов; подражание образцам окружающей жизни; использование зрительных ориентиров при преодолении пространства, наглядных пособий (фотографий, телепередач и т. п.) ;

2) тактильно-мышечные - включение в двигательную деятельность различных пособий. Напр., при ходьбе на пути ставятся воротца-дуги: чтобы их перешагнуть, надо высоко поднять ногу.

3) наглядно-слуховые - звуковая регуляция движений. Лучшей слуховой наглядностью является инструментальная музыка или песня. Для регуляции движений могут служить народные прибаутки, стихотворения в форме двух-четырехстиший, звуки бубна и т. п.

Словесные методы обращены к сознанию детей, помогают осмысливать поставленную задачу и выполнять двигательные упражнения.

При словесном методе используются приемы:

1) краткое объяснение новых движений с опорой на имеющийся жизненный опыт детей;

2) пояснение, сопровождающее конкретный показ движения или уточняющее его элементы;

3) указание, необходимое при воспроизведении показанного педагогом движения или при самостоятельном выполнении упражнений детьми;

4) беседа при введении новых упражнений и подвижных игр, когда требуется разъяснить двигательные действия, уточнить сюжет подвижной игры и т. д. ;

5) вопросы детям до выполнения им движения для осознания последовательности действий, проверки его представлений об образах сюжетной подвижной игры, игровых действий и т. п.;

6) команды, распоряжения и сигналы, требующие от педагога различной интонации и динамики. В качестве команд, сигналов можно использовать считалки, игровые зачины;

7) образный сюжетный рассказ, служащий для развития выразительности движений и лучшего перевоплощения в игровой образ. Сюжетный рассказ в 1, 5 - 2 минуты вызывает воссоздающее воображение, способствует зрительному восприятию всей ситуации, стимулирует эмоциональное воспроизведение;

8) словесная инструкция, с помощью которой происходит оживление следов

Практический (обеспечивают проверку правильности восприятия на основе собственных мышечно-моторных ощущений):

- Игровые приёмы.

- Соревновательные приёмы

Логоритмические игры и упражнения в режимных моментах:

1. Утренняя гимнастика с речевыми звукоподражаниями.

2. Проговаривание потешек, чистоговорок во время режимных процессов - умывания, одевания на прогулку, подготовки к НОД.

3. Динамические паузы между НОД.

4. Физкультурные сюжетные формы НОД с использованием речевого материала.

5. Логоритмические физкультминутки во время образовательного процесса.

6. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.

7. Подвижные игры с речетативом и движениями.

Одно из необходимых условий для получения хороших результатов - взаимодействие педагогов и родителей.  Чистоговорки, пальчиковые игры, можно предложить родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы.

Эффективное использование логоритмических игр и упражнений

Под влиянием регулярного включения логоритмических игр и упражнений  у детей   происходит   положительная     перестройка   речедвигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной,      сенсорной и других систем, а также воспитание эмоционально - волевых качеств      личности.

 Важно включать логоритмические игры и упражнения в различные виды деятельности.

Таким   образом,   эффективное  использование   логоритмических игр   и упражнений способствует развитию всех компонентов устной речи детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование элементов биоэнергопластики и логоритмики в системе работы с детьми с ОВЗ как эффективный метод преодоления речевых нарушений»

Ознакомление педагогов с инновационными методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках организации  воспитательно-образовательного процесса....

Методическая разработка "Логоритмика, как эффективный метод преодоления речевых нарушений".

Почему – ЛОГОРИТМИКА? Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активиз...

Логоритмика,как эффективный метод преодоления речевых нарушений у дошкольников

Одной из методик, направленных на формирование чувства ритма, является логопедическая ритмика. В настоящее время под логопедической ритмикой понимается одна из форм кинезотерапии (терапия движением), ...

Логоритмика,как эффективный метод преодоления речевых нарушений у дошкольников

Логоритмика,как эффективный метод преодоления речевых нарушений у дошкольников...

Логоритмические игры и упражнения как эффективный метод преодоления речевых нарушений у дошкольников

    Логоритмика – это комплекс двигательных упражнений, в которых разные движения (туловища, головы, рук, ног) сопровождаются произношением специального языкового...