Таблица положения языка и способов постановки гласных звуков
материал по логопедии (подготовительная группа)

Особенности подачи звуковых звуков влияют на их артикуляционные аспекты и обусловлены положениями языка, губ и гортани. Гласные звуки на английском языке являются ударными и безударными, при условии, что их произношение заметно в этих позициях.

Основные особенности устройства звуковых сигналов:

  • Артикуляция : Гласные процессы за счет свободного прохождения воздуха через гортань и ротовую полость, где формирование формы рта влияет на звук.

  • Форма губ и предложения языка : Для разных гласных характерна определенная форма губ и предложения языка. Например, при произношении [у] губы вытягиваются в трубочку, а при [а] — раскрываются максимально.

  • Ударные и безударные гласные : В ударной позиции гласные произносятся четко, а в безударной — зачастую слабее и с большей степенью редукции, что требует предварительной работы по логопедической коррекции у детей с нарушениями речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Звук

Правильная артикуляция

Нарушения

Артикуляционная гимнастика

Постановка и автоматизация

[А]

Рот широко открыт.

Губы в спокойном положении.

Широкий язык лежит внизу. Кончик языка касается нижних зубов.

Боковые края языка слегка касаются нижних зубов. Мягкое небо приподнято и прижато к задней стенке глотки.

«Носове» произношение:

Выдох уходит в нос.

Избыточная артикуляция губ (рот открыт шире, чем нужно).

«Смягченное» произношение:

Кончик языка оттянут вглубь рта, спинка приподнята и перекрывает речевой выдох.

Редко встречаются замены:

Обычно звук-заменитель произносится либо в нос, либо «смягченно».

«Бегемот»

«Лягушка»

«Лопаточка»

«Блинчик»

Постановка

  1. Беззвучно произнести звук
  2. От артикуляционного уклада
  3. Произношение звука «О», опуская нижнюю челюсть вниз пальцем
  4. От слогов «ня-ня-ня» широко открыть рот (крикнуть) «ня-ня-НА»
  5. Погреть ладошку
  6. Произносить звук длительно или кратко «ощущая их» на ладони
  7. Вибрационный массаж произносим звук «ммм» с закрытым ртом, но с открытыми зубами в это время постукивать межреберные мышцы и произносить слог «МА»

Автоматизация

  1. Покажи горлышко доктору
  2. Плачущий малыш
  3. Песенка бегемотика

[Э]

Рот приоткрыт.

Язык широко распластан.

Кончик языка прижат к нижним резцам.

Боковые края языка прилегают верхним коренным зубам.

Мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки.

Голосовые складки сомкнуты.

Уголки губ слегка растянуты назад.

Зубы разомкнуты.

Нечеткая артикуляция:

Язык высовывается изо рта и соприкасается с нижней губой.

Замена на «а».

Фальцет:

Перенапряжены голосовые связки – высокое голосовое звучание.

См [А].

«Бегемот»

«Лягушка»

«Лопаточка»

«Блинчик»

Движение челюсти вперед, назад, влево, вправо.

Постановка

От артикуляционного уклада

[О]

Губы округлены и немного выдвинуты вперед.

Задняя часть спинки языка приподнята к мягкому небу.

Мягкое небо прижато к задней стенке глотки.

Воздушная струя через рот.

Голосовые связки вибрируют.

Образуется голос.

Нечеткое произношение

Замена на [У]

«Бегемот»

«Лягушка»

«Лопаточка»

«Блинчик»

«Слоненок»

Динамические упражнения:

«Слоненок - Лягушка»

«Поцелуйчик»

Движение челюсти вперед, назад, влево, вправо.

Постановка

  1. От «А» губы вытянуты немного вперед
  2. По артикуляционному укладу
  3. От произнесения «нё-нё-нё» (маленькая лошадка)

[У]

Губы выдвинуты вперед трубочкой.

Зубы не смыкаются, закрыты губами.

Задняя часть языка высоко поднята к небу.

Замена на «О»

Нечеткая артикуляция

«Бегемот»

«Лягушка»

«Лопаточка»

«Блинчик»

«Слоненок»

Динамические упражнения:

«Слоненок - Лягушка»

«Поцелуйчик»

Движение челюсти вперед, назад, влево, вправо.

Постановка

От артикуляционного уклада

[Ы]

Губы расслаблены.

Зубы разомкнуты.

Кончик языка отодвинут от нижних зубов.

Спинка языка оттянута назад и высоко поднята, прижата к передней части мягкого неба.

«Носовое произношение»

Замена на «И»

Упражнения на подвижность губ:

«Лягушка»

«Слоненок»

«Заборчик»

Покусывание верхней и нижней губы.

Постановка

  1. Шпатель на переднюю часть языка, отодвигать назад («пиии»-«пы»)
  2. Скажи страшно, как волк «ЫЫЫ»
  3. От опорного «М» (приоткрыть зубы, выдвинуть губы трубочкой, сжав их пальцами с обеих сторон, пока ребенок тянет «ммм» развести губы в стороны)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим  специфику нарушений в прои...

Способы постановки коварного звука Р

Начинающие логопеды часто сталкиваются с проблемами постановки звука [Р]. Применяешь несколько приёмов, а они оказываются не эффективными. В данной статье вы найдёте 14 приёмов постановки звука [Р], к...

Коррекционные приёмы постановки гласных звуков. Важность работы с гласными.

Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач логопеда. Ребенок должен научиться, правильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше дете...

Знакомство со способом образования гласных звуков.

Коллеги предоставляю вашему вниманию презентацию на тему "Гласные звуки"...

Способы постановки свистящих звуков.

Способы постановки свистящих звуков с помощью зондов....

Таблица "Способы постановки шипящих звуков"

В статье изложены нарушения шипящих звуков, их артикуляционный уклад и разные способы постановки данных звуков....

Выступление на ГМО учителей-логопедов «Способы постановки свистящих звуков» (из опыта работы)

Выступление на ГМО учителей-логопедов  «Способы постановки свистящих звуков» (из опыта работы)...