Комплексы артикуляционной гимнастики с элементами логопедического массажа.
консультация по логопедии
Комплексы артикуляционной гимнастики с элементами логопедического массажа.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 13.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексы артикуляционной гимнастики с элементами логопедического массажа.
Комплекс упражнений №1.
Данные упражнения укрепляют жевательно-артикуляционные мышцы.
Воспитанник беззвучно произносит звук А, открывая и закрывая рот, держа кончик языка у нижних резцов в течении 5-10 секунд. Ребёнок с ОВЗ не всегда может зафиксировать нижнее положение языка.
Здесь на помощь приходит логопедический массаж.
Алгоритм логопедического массажа:
-Логопед с помощью шпателя фиксирует язык у нижних резцов.
Берёт второй шпатель и массирует спинку языка.
Начинает с лёгких точечных нажимов шпателем по всей поверхности языка. Затем усиливает нажим. Далее делает вертикальные, горизонтальные, продольные, зигзагообразные движения шпателем по всей поверхности языка, усиливая постепенно нажим шпателя.
Сначала движения шпателем проводятся от кончика языка к корню до линии, где проходит граница «рвотного рефлекса». Дальше этой границы движения шпателем не проводить. Затем такие же движения проводятся от корня языка к кончику языка. Ребёнок закрывает рот.
-Логопед просит ребёнка сделать динамическую паузу.
Ребёнок кладёт ладонь одной руки на шею спереди. Вдох. На выдохе старается произносить звук, над постановкой которого работает логопед.
Ребёнок эти действия повторяет 3-4 раза под контролем логопеда.
- Логопед продолжает массаж.
Ребёнок открывает рот и поднимает язык к верхним резцам или к верхней губе. Фиксирует кончик языка 5-10 секунд.
Если ребёнок не может фиксировать кончик языка, логопед фиксирует его шпателем у верхних резцов или на верхней губе. Другим шпателем проводит массаж нижней поверхности языка. Начинает с лёгких точечных нажимов шпателем по всей нижней поверхности языка. Затем усиливает нажим. Далее делает вертикальные, горизонтальные, продольные, зигзагообразные движения шпателем по всей нижней поверхности языка, усиливая постепенно нажим шпателя.
Сначала проводятся движения шпателем от кончика языка к уздечке, затем от уздечки к кончику. Логопед просит ребёнка закрыть рот и проводит динамическую паузу: вдох-выдох-звук.
Комплекс упражнений №2
Этот комплекс упражнений укрепляет мышцы языка и развивает его подвижность.
Логопед просит воспитанника слегка приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и делать движения языком вперёд-назад. Затем язык убирается назад в рот. Повторяет 5-7 раз.
Далее воспитанник приоткрывает рот и кладёт язык на верхнею губу и делает движения языком вперёд-назад. Затем язык убирается назад в рот. Повторяет 5-7 раз.
После проведения комплекса №2 можно перейти к комплексу №3.
Но если ребёнок делает неточные движения или затрудняется, применяем логопедический массаж по тому же алгоритму (см. выше).
Комплекс упражнений №3
Логопед просит ребёнка улыбнуться, открывая рот и покусывать язык, продвигая его постепенно между зубами вперёд-назад. Таким образом происходит самомассаж языка. Дети с ОВЗ часто имеют слабую иннервацию речевого аппарата и не всегда могут выполнить это упражнение. Логопед использует массаж по известному алгоритму. После проведения нескольких сеансов логопедического массажа улучшается иннервация речевого аппарата, укрепляются мышцы языка и ребёнку с ОВЗ легче освоить артикуляционные упражнения.
Внимание! Данные артикуляционные упражнения с применением элементов логопедического массажа улучшают:
- кровоток в мышцах языка, что помогает ребёнку с ОВЗ чувствовать язык — как орган, который помогает правильно произносить звуки и правильно говорить;
- иннервацию артикуляционного аппарата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

начальный комплекс артикуляционной гимнастики с элементами пальчиковой гимнастики при стёртой дизартрии
Артикуляционные движения сопровождаются движениями рук, это способствует:усилению воздействия на двигательный центр, расширению зрительного диапозонов, распределению внимания (контроль над движением р...

Комплексы артикуляционной гимнастики для занятий с детьми логопедических групп
Комплексы подобраны по группам нарушенных звуков. Стихи помогают заинтересовать ребенка при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Комплекс утренней зарядки с элементами точечного массажа и дыхательной гимнастики в группе раннего возраста «Ладушки»
Комплекс утренней зарядки с элементами точечного массажа и дыхательной гимнастики в группе раннего возраста «Ладушки»...
Комплекс артикуляционной гимнастики (старшая логопедическая группа)
Учить выполнять артикуляционные упражнения четко, в умеренном темпе.Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата; развивать длительеый целенаправленный выдох при выполнение дыхательных упра...
Комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков с биоэнергопластикой и элементами нейрогимнастики.
Данный комплекс проводится с использованием массажных колючих мячиков и мягких маленьких мячиков по размеру ладони ребенка....

Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедических занятий в условиях ДОУ по теме «Использование элементов логопедического массажа и самомассажа в коррекции речи детей»
Актуальность проблемы связана с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениям...
