ОНР I
консультация по логопедии
Уровни речевого развития
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.02 КБ | |
| 16.41 КБ | |
| 16.41 КБ | |
| 18.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ОНР I уровень развития речи.
Понимание речи на бытовом номинативном или ситуативном уровне.
Пассивный словарь шире активного (ниже возрастной нормы). Понимание речи ограничено вне ситуации. Отсутствует понимание грамматических форм (ед. и мн. числа существительных, прошедшего времени глаголов, формы женского и мужского рода, не понимает значение предлогов).
Активный словарь - в зачаточном состоянии (звукоподражания, звукокомплексы, лепетные слова, несколько общеупотребительных обиходных слов). Многозначность употребления слов (многоцелевое использование ограниченных вербальных средств). Экспрессивная речь характеризуется отсутствием грамматических связей между словами, а также отсутствием морфологических элементов, передающих эти грамматические отношения (т.е. грамматические изменения слов не сформированы или находятся в зачаточном состоянии).
Звуковая сторона речи характеризуется фонетической неопределенностью, отмечается диффузный неустойчивый характер произношения звуков (произношение отдельных звуков лишено постоянной артикуляции). Фонетический состав употребляемых слов ограничен звуками раннего онтогенеза.
Фраза отсутствует. Навыки связного высказывания не сформированы. Иногда наблюдаются первые словосочетания и лепетные предложения, звукокомплексы, которых используются при обозначении конкретных предметов и действий. При воспроизведении слов сохраняется, в основном, корневая часть, но также, может быть, сохранен контур слова или фрагмент слова (существительных и глаголов).
Возможности слухового восприятия низкие.
Предварительный просмотр:
ОНР II уровень развития речи
Понимание речи постепенно развивается, морфологические элементы приобретают смыслоразличительное значение.
Пассивный словарь недостаточен. Ребенок понимает простые грамматические формы (ед. и мн. числа, значения предлогов, муж.и жен. род) только в хорошо знакомой ситуации.
Активный словарь ограничен качественно и количественно - присутствует обиходная предметная и глагольная лексика. Появляются некоторые прилагательные (качественные), которые чаще употребляются в исходной форме. Отмечается многозначность употребления слов, семантические замены. Наблюдается использование слов в узком значении ( нет детализации), а также затруднения в усвоении обобщающих слов. Появляются простые предлоги.
Экспрессивная речь изобилует аграмматизмами. Выявляются грубые ошибки в понимании, употреблении предложно-падежных конструкций.
Появляются отдельные формы словоизменения, попытки изменять существительные, глаголы, согласовывать их. Способами словообразования не пользуется, существует недостаточность практического усвоения форм словообразования.
Слоговая структура и звуконаполняемость слов характеризуется трудностью усвоения и воспроизведения. Отмечаются грубо выраженные нарушения (упрощения слов, сокращения, перестановки слогов, их замена и уподобление), диффузный звуковой состав слов.
Фонематическое восприятие развито недостаточно, нарушены слуховые дифференциации звуков, отмечается неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.
Фраза короткая. Наблюдаются начатки общеупотребительной речи, простые 2-3-словные нераспространенные предложения, отмечаются ошибки в употреблении грамматических конструкций, смешение падежных форм, отсутствие согласования прилагательных с существительными, предлоги встречаются редко, часто заменяются или опускаются.
В связной речи присутствует простое перечисление событий без установления временных причинно-следственных связей. Нарушение звукопроизношения имеет полиморфный характер (множественные искажения, замены и смешения).
Предварительный просмотр:
ОНР II уровень развития речи
Понимание речи постепенно развивается, морфологические элементы приобретают смыслоразличительное значение.
Пассивный словарь недостаточен. Ребенок понимает простые грамматические формы (ед. и мн. числа, значения предлогов, муж.и жен. род) только в хорошо знакомой ситуации.
Активный словарь ограничен качественно и количественно - присутствует обиходная предметная и глагольная лексика. Появляются некоторые прилагательные (качественные), которые чаще употребляются в исходной форме. Отмечается многозначность употребления слов, семантические замены. Наблюдается использование слов в узком значении ( нет детализации), а также затруднения в усвоении обобщающих слов. Появляются простые предлоги.
Экспрессивная речь изобилует аграмматизмами. Выявляются грубые ошибки в понимании, употреблении предложно-падежных конструкций.
Появляются отдельные формы словоизменения, попытки изменять существительные, глаголы, согласовывать их. Способами словообразования не пользуется, существует недостаточность практического усвоения форм словообразования.
Слоговая структура и звуконаполняемость слов характеризуется трудностью усвоения и воспроизведения. Отмечаются грубо выраженные нарушения (упрощения слов, сокращения, перестановки слогов, их замена и уподобление), диффузный звуковой состав слов.
Фонематическое восприятие развито недостаточно, нарушены слуховые дифференциации звуков, отмечается неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.
Фраза короткая. Наблюдаются начатки общеупотребительной речи, простые 2-3-словные нераспространенные предложения, отмечаются ошибки в употреблении грамматических конструкций, смешение падежных форм, отсутствие согласования прилагательных с существительными, предлоги встречаются редко, часто заменяются или опускаются.
В связной речи присутствует простое перечисление событий без установления временных причинно-следственных связей. Нарушение звукопроизношения имеет полиморфный характер (множественные искажения, замены и смешения).
Предварительный просмотр:
ОНР III уровень развития речи
Понимание речи приближено к норме. Отмечаются трудности в различении морфологических элементов слов. Неточное понимание и употребление обобщающих слов, слов с абстрактным переносным значением. Наблюдаются сложности в понимании лексико-грамматических конструкций, выражающих причинно-следственные и пространственно-временные отношения.
Словарь качественно неполноценен. В активном словаре преобладают существительные, глаголы и прилагательные (чаще качественные). Отмечаются трудности актуализации словаря, незнание отдельных слов, выражений, выходящих за рамки повседневного бытового общения, смешение смысловых значений слов, неточное употребление слов, сходных по назначению. Наблюдаются лексические замены по различным типам (по признакам внешнего сходства, родовидовые смешения), а также затруднения в использовании большинства сложных предлогов.
Грамматические формы сформированы недостаточно. Характеризуется неправильным употреблением предложно-падежных конструкций, ошибками в падежных окончаниях (их смешение). Отклонения при использовании форм Р. п. мн. числа существительных (прилагательных), ошибки в использовании словосочетаний, включающих количественные числительные (нарушение согласования и управления). Отмечается недостаточная сформированность навыков практического словообразования. Трудность переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал. Допускаются ошибки при образовании слов (существительных, прилагательных) с уменьшительно-ласкательными суффиксами, названий детенышей животных, а также при образовании относительных, притяжательных прилагательных и приставочных глаголов.
Отмечается недостаточность в восприятии и в воспроизведении ритма, слухоречевой памяти, трудность в воспроизведении слов сложной слоговой структуры, а также отсутствие четкого слухового восприятия и контроля за речью.
Фонематическое восприятие развито недостаточно, наблюдается его неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.
Общеречевые навыки недостаточно сформированы. Интонационные возможности снижены (речь маловыразительна).
Связная речь. Фразовая речь. Синтаксис. Свободные высказывания состоят из простых предложений, структура более сложных предложений нарушена (пропуски, перестановки главных и второстепенных членов). В речи используются короткие малоинформативные фразы. Отмечается неправильное оформление связей слов внутри фразы (нарушение синтаксической связи в предложении). Связное высказывание отмечается отсутствием последовательного изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки. Трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления характеризуется невозможностью четкого построения целостной композиции текста, бедностью и однообразием используемых языковых средств. В рассказе ребенок испытывает затруднения при построении единой сюжетной линии и в нахождении нужной формы высказывания. Таким образом, наблюдается нарушение связности, последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей (недостаточное понимание связей, отношений, зависимостей между предметами и явлениями). При пересказе – это сокращенный вариант. Пересказ неточен, недостаточно последователен. Отмечается низкая самостоятельная речевая активность детей.
Звукопроизношение имеет полиморфный характер (искажения, замены, смешения звуков).
Неречевая симптоматика
Нарушение восприятия схемы тела, трудности ориентировки в пространстве, на листе бумаги. Нарушение восприятия целостного образа предмета (конструктивныйпраксис), фрагментарность при рассматривании сюжетных картин, сужение объема восприятия. Затруднение в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения, трудности вербализации пространственных отношений. Нарушение сукцессивных процессов. Познавательная активность снижена, мотивация к занятиям не устойчивая. Слабый уровень организации внимания, неравномерность работоспособности. Повышенная утомляемость, отвлекаемость, двигательное беспокойство. Ассенизация психических процессов. Синдром двигательных расстройств (нарушение процессов регуляции мышечного тонуса гипогипердистония). Недостаточность координации движений. Недостаточное развитие мелкой моторики пальцев рук.
