Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как ее выполнять
консультация по логопедии
Советы и рекомендации для родителей по выполнению артикуляционной гимнастики
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как ее выполнять.
Подготовить ребенка к овладению звуками речи помогут специальные артикуляционные упражнения.
Язык, губы -главные мышцы органов речи. И для них, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык, губы должны быть достаточно хорошо развиты, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения, того или иного звука. Проводить упражнения нужно систематически, только тогда будет достигнут нужный эффект.
Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть движения языка. У взрослых артикуляция- автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. Упражнений для артикуляционной гимнастики проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Логопед поможет Вам подобрать необходимый комплекс упражнения, а как они выполняются вы можете прочитать и вместе с ребенком посмотреть в расположенных ниже видеофайлах.
"Чистим зубки"
Цель: выработать умение находить положение и удерживать кончик языка за верхними и нижними зубами, активизировать кончик языка.
Приоткрываем рот, улыбаемся и кончиком языка, как зубной щеткой, чистим с внутренней стороны верхние зубки. Движение делаем вправо-влево, не торопясь.
Затем чистим нижние зубки. Движение выполняем также вправо-влево верхних зубов по внутренней стороне.
Чашечка - блюдце
Цель: выработка подвижности языка, умения переключать разные положения языка.
Описание: поочередно принятие языком положений "чашечка" с поднятыми вверх краями и "блюдце" язык ровный.
смотрите выполнение в видеофайле
Чашка
Цель: выработать умение удерживать язык с загнутыми вверх передними и боковыми краями.
Описание На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта. Поднять кончик, переднюю и боковые части языка вверх так, чтобы получился «чашечка». Удерживать язык в таком положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.
Как выполнять смотрите в видеофайле
Часики
Цель:
Укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.
Описание:
Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.
Обратите внимание!
1. Двигается только язык — нижняя челюсть неподвижна.
2. Язык не облизывает нижнюю губу, а передвигается, не задевая её, от одного уголка рта к другому.
2 вариант:
Передвижение языка по часовой стрелке с фиксацией на «12» часов - центр верхней губы, «3» часа – правый угол губ, «6» -центр нижней губы «9» - левый угол губ.
2 вариант выполняйте по видеофайлу
Футбол
Описание: рот можно держать закрытым или слегка приоткрыть, напряженным кончиком языка поочередно касаться то левой то правой щеки, так что бы был виден бугорок «забитый мяч»
смотрите как выполнять данное упражнение
Слоник (трубочка)
Цель: выработать умение вытягивать губы вперед, удерживать в таком положении несколько секунд.
На счет «один» вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать «хоботок» под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.
смотрите видео
Парус
Описание: на счет «один» улыбнуться, открыть рот, поднять язык за верхние передние зубы и упереть узкий в альвеолы. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до4 Затем, сделать язык широким, продолжая удерживать за верхними зубами под счет до 4 . Повторить 5 – 6 раз.
Как это делать смотрите в видеофайле.
Месим тесто
Цель: добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык (та-та-та), затем положить язык на нижнюю губу и пошлепать губами (па-па-па).
Обратите внимание!
1. Не подворачивать нижнюю губу внутрь, на нижние зубы.
2. Язык широкий, губы растянуты в улыбке. Данное упражнение является базовым в артикуляционной гимнастике. Выполняя это упражнение, осуществляется самомассаж языка.
Как это делать смотрите в видеофайле.
Маляр
Описание Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
Как это делать смотрите в видеофайле.
Лягушка-слон (улыбка-трубочка)
описание Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Или по видеофайлу
Лошадка
Цель:
Отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.
Описание:
Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).
Обратите внимание!
1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, а затем темп убыстряется («лошадка поскакала быстрее»).
2. Нижняя челюсть не двигается, работает только язык.
Как это делать смотрите в видеофайле.
Кошка
Цель: развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.
Описание: губы в улыбке, зубы обнажены, рот открыт. Сначала нужно приблизить широкий кончик языка к нижним резцам, спинку выгнуть вверх подержать несколько секунд, затем сменить положение языка: кончик поднять за верхние зубы, спинку прогнуть вниз подержать несколько секунд. Повторить упражнение 5-6 раз.
Как это делать смотрите в видеофайле.
Комарик
Описание: ребенок улыбается, открывает рот, прижимает язык к альвеолам и произносит "дззз". Говорится ребенку, что у это очень приставучий и настырный комарик, поэтому нужно сильнее прижимать язык к верхним зубам, тем самым провоцируется более четкая вибрация. Если все выполнено верно может получится «ДРРРР»
Как это делать смотрите в видеофайле.
Качели
Описание: Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
смотрите выполнение в видеофайле
Заведи моторчик
Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, поднять язык вверх, с силой ударять кончиком языка по бугоркам за верхними зубами (альвеолам) и произносить: «дын-дын-дын...» (сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее). Повторять в течение 5-10 секунд.
Смотрите видеофайл с упражнением
Дятел
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и произносить звуки: «д-д-д…». Выполнять 10-20 секунд сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее. Следить, чтобы «работал» только кончик языка, а сам язык не прыгал.
Правильное выполнение смотрите в видеофайле
Грибок
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)
Методические указания.
1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.
2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половина не должна опускаться.
3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.
Как выполнять смотрите в видеофайле
Гармошка
Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку)
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.
Методические указания.
1. Следить, чтобы, когда открывается рот губы были неподвижны.
2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счс: от трех до десяти.
3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.
Как это делать смотрите в видеофайле!
Варенье
Описание: широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной. Как это делать смотрите в видеофайле.
Расческа
Описание: удерживать губы в широкой улыбке, язык слегка закусить зубами. "Протаскивать" язык между зубами вперед-назад, как бы причесывая его. В видео показано одно направление, можно выполнять движение и вперед-назад
Лягушка (заборчик)
Губы растягиваем в широкую улыбку, так чтобы были видны смкнутые зубы. и удерживаем их в таком положении пол счет до 5-10 сек.Или пока звучит стихотворение из видеофайла!
Блинчик
Описание: рот открыть, улыбнуться, положит расслабленный язык на нижнюю губу (нижнюю губу не поджимать). Удерживать в таком положении 10 секунд, повторить 5-6 раз. как его выполнять смотрите в видеофайле
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как ее выполнять?"
Представлены:1. Консультация для педагогов:Теоретическая часть:· Понятие «Артикуляционная гимнастика» и ее виды.· Зачем нужна артикуляционная гимнастика?· Как проводить артикуля...

"Зачем нужна АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА"
Информация будет полезна для родителей, воспитателей и специалистов ДОУ....

Консультация для родителей "Зачем нужна артикуляционная гимнастика?"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«ЗАЧЕМ НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА?»Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точност...

Зачем нужна артикуляционная гимнастика, и как её выполнять правильно!
Зачем нужна артикуляционная гимнастика. Полезные советы для родителей о проведении артикуляционной гимнастики с детьми....

Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как ее выполнять
Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как ее выполнять...

Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как ее правильно выполнять.
Артикуляционная гимнастика для детей очень актуальна, так как недостатки звукопроизношения легче всего исправляются как раз у дошкольников. Полезна артикуляционная гимнастика будет и детям с нечеткой ...

Зачем нужна артикуляционная гимнастика и ка её выполнять
Очень часто ребёнок не может произнести звук из-за слабых мышц губ, щёк и языка. Тогда нужны укрепляющие упражнения. Гимнастика для рук, ног –дело привычное и знакомое. Понятно, для чего мы трен...
