Логоритмические упражнения с клавесами
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

1. Играя с палочками, мы развиваем мелкую моторику.

2. Упражняя пальчики, мы развиваем речь ребенка.

3. Развиваем мозг малыша, задействуя одновременно правое и левое полушарие.

4. Развиваем точность и координацию движений, повторяя простые двигательные композиции.

5. Развиваем творческую фантазию детей в тот момент, когда они превращают палочки в разных персонажей.

6. Игры с палочками развивают чувство ритма.

7. Ощупывая гладкую, шершавую или ребристую поверхность разных палочек, малыш обогащает сенсорный опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmicheskie_uprazhneniya_s_klavesami.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №15 г.Туймазы муниципального района Туймазинский район

 Республики Башкортостан.

Сообщение из опыта работы на тему:

«Логоритмические упражнения с клавесами»

Учитель-логопед

Сунагатуллина Алсу Фирдависовна

г. Туймазы, 2025г.

Значение игры на клавесах в развитие речи детей

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе.

Но, к сожалению, в последнее время у детей замедляется становление развернутой связной речи, она невыразительна и слабо интонирована, дошкольники говорят примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. При заучивании стихотворений меняют слова, нарушают рифму, от них «ускользает» ритм и рифма стихотворной формы. В дальнейшем, это тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и их коммуникативно-речевую компетентность.

Немаловажную роль в речевом развитии продолжают выполнять игры и упражнения на развитие мелкой моторики и ритмического чувства у детей дошкольного возраста.

Важное значение имеет правильный выбор образовательных технологий, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи.

Логоритмика — это игровой метод работы с детьми, в котором сочетаются музыка, движения и слова стихотворений или песенок.

Цель логоритмического воздействия: преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Основными задачами логоритмического воздействия являются:

- развитие слухового внимания

- развитие фонематического слуха

- развитие пространственных организаций движения

- развитие общей и мелкой моторики, мимики

- развитие дыхания, регуляция мышечного тонуса

- развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков

- формирование и закрепления навыка правильного звукопроизношения звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.

Чтобы добиться нужного результата, на занятиях можно использовать различные формы работы. Главное, чтобы все этапы проходили в игровой форме, ненавязчиво и интересно. Одной из таких форм является игра с клавесами.

Клавесы - это музыкальный инструмент, за названием которого кроется всего лишь пара простых деревянных палочек, которые изготавливают как правило из «поющего» дерева бука, дуба и берёзы. Палочки деревянные, поэтому безопасны для детей, они очень приятны на слух и на ощупь, гладкие и даже может быть, какой-то запах дерева у них сохранился, это тоже очень приятно, а постукивая палочку о палочку, можно задать какой то ритм той или иной композиции.

Впервые они были применены немецким композитором и педагогом Карлом Орфом в работе с детьми. Начинать знакомство с клавесами можно уже с 1,5 лет.

Главная цель игр с палочками, состоит в том, что решается целый комплекс задач, связанных с развитием речевых интонаций голоса, развитием мелкой моторики, развитием координации.

Почему полезно играть с детьми палочками?

1. Играя с палочками, мы развиваем мелкую моторику.

2. Упражняя пальчики, мы развиваем речь ребенка.

3. Развиваем мозг малыша, задействуя одновременно правое и левое полушарие.

4. Развиваем точность и координацию движений, повторяя простые двигательные композиции.

5. Развиваем творческую фантазию детей в тот момент, когда они превращают палочки в разных персонажей.

6. Игры с палочками развивают чувство ритма.

7. Ощупывая гладкую, шершавую или ребристую поверхность разных палочек, малыш обогащает сенсорный опыт.

Приёмы игры на клавесах:

- стучим одной клавесой по другой, при этом сверху может оказываться одна и та же клавеса, либо правая и левая меняются;

- кладём одну клавесу на пол горизонтально, стучим по ней другой;

- трём одну клавесу о другую;

- ставим одну клавесу на пол верикально, стучим другой по её верхнему концу («забиваем гвоздь»)

-вращаем палочками в воздухе в направлении « от себя» («моторчик»)

-кладём клавесы на пол перед собой, катаем их вперёд –назад («брёвнышки»)

-удерживаем клавесы в ладошках вертикально, перекатываем их так , чтоб клавесы не упали

-одна клавеса лежит на полу горизонтально, вторая толкает концом, чтобы она катилась («машинка»)

- держим одну клавесу горизонтально перед собой, второй-стучим попеременно то по одному, то по другому концу

- кладём на пол несколько клавес плотно друг к другу, удерживаем их с краю, чтобы не сдвигались, проводим по ним второй клавесой, как по ксилофону (« стиральная доска»)

- стучим клавесами, как по барабану, по резиновому мячу, воздушному шарику, зажатому между коленей, по миске, перевёрнутой вверх дном, или по пластмассовой крышке.

Две маленькие палочки, а сколько возможностей! Такие движения расширяют спектр движений и формируют новые межполушарные связи в мозгу.

Музыкальные игры с клавесами вызывают положительный эмоциональный настрой у ребёнка. Дети лучше воспринимают эмоционально окрашенную речь педагога, когда он говорит на подъёме.

Игрой на палочках можно озвучить любое стихотворение или рассказ, что тренирует у детей память. Когда учим какое- то стихотворение, то мы учим и последовательность движений с палочками: поставили ,перевернули, перекрестили.

Таким образом, обширная работа по развитию у детей чувства ритма дала свои положительные результаты.

Анализ проводимой работы позволил сделать вывод о том, обучение детей дошкольного возраста игре на клавесах  способствует развитию чувства ритма  и слухового восприятия.

Надеюсь, данная технология заинтересовала вас, и вызвала желание поиграть с весёлыми, ритмическими палочками со своими детьми. Попробуйте и вам обязательно понравится! Играйте с удовольствием!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логоритмическое упражнение

Логопедическая ритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Три кита, на которых стоит логопедическая ритмика, - это д...

Тема проекта: «Влияние логоритмических упражнений, логоритмических занятий на развитие связной речи у дошкольников старшего возраста»

Актуальность«Возможно самое лучшее, самое радостное, что есть в жизни – это красивая речь и свободное движение под музыку. И научиться этому можно у ребенка». А. Буренина.Актуальност...

Упражнения на клавесах

В материале представлены примеры использования клавесов нейромузыкальных занятиях. такие рифмованные мтрочки можно пропевать на простейшую двух-трёхступенную мелодию....

Комплекс ритмических упражнений с клавесами

Комплекс ритмических упражнений с клавесами...

Логоритмические упражнения с клавесами

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30654548","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Картотека логоритмических упражнений с клавесами

КАРТОТЕКА ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ С КЛАВЕСАМИ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА...