Логоритмические упражнения с клавесами
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
1. Играя с палочками, мы развиваем мелкую моторику.
2. Упражняя пальчики, мы развиваем речь ребенка.
3. Развиваем мозг малыша, задействуя одновременно правое и левое полушарие.
4. Развиваем точность и координацию движений, повторяя простые двигательные композиции.
5. Развиваем творческую фантазию детей в тот момент, когда они превращают палочки в разных персонажей.
6. Игры с палочками развивают чувство ритма.
7. Ощупывая гладкую, шершавую или ребристую поверхность разных палочек, малыш обогащает сенсорный опыт.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 г.Туймазы муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан.
Сообщение из опыта работы на тему:
«Логоритмические упражнения с клавесами»
Учитель-логопед
Сунагатуллина Алсу Фирдависовна
г. Туймазы, 2025г.
Значение игры на клавесах в развитие речи детей
Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе.
Но, к сожалению, в последнее время у детей замедляется становление развернутой связной речи, она невыразительна и слабо интонирована, дошкольники говорят примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. При заучивании стихотворений меняют слова, нарушают рифму, от них «ускользает» ритм и рифма стихотворной формы. В дальнейшем, это тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и их коммуникативно-речевую компетентность.
Немаловажную роль в речевом развитии продолжают выполнять игры и упражнения на развитие мелкой моторики и ритмического чувства у детей дошкольного возраста.
Важное значение имеет правильный выбор образовательных технологий, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи.
Логоритмика — это игровой метод работы с детьми, в котором сочетаются музыка, движения и слова стихотворений или песенок.
Цель логоритмического воздействия: преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Основными задачами логоритмического воздействия являются:
- развитие слухового внимания
- развитие фонематического слуха
- развитие пространственных организаций движения
- развитие общей и мелкой моторики, мимики
- развитие дыхания, регуляция мышечного тонуса
- развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков
- формирование и закрепления навыка правильного звукопроизношения звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.
Чтобы добиться нужного результата, на занятиях можно использовать различные формы работы. Главное, чтобы все этапы проходили в игровой форме, ненавязчиво и интересно. Одной из таких форм является игра с клавесами.
Клавесы - это музыкальный инструмент, за названием которого кроется всего лишь пара простых деревянных палочек, которые изготавливают как правило из «поющего» дерева бука, дуба и берёзы. Палочки деревянные, поэтому безопасны для детей, они очень приятны на слух и на ощупь, гладкие и даже может быть, какой-то запах дерева у них сохранился, это тоже очень приятно, а постукивая палочку о палочку, можно задать какой то ритм той или иной композиции.
Впервые они были применены немецким композитором и педагогом Карлом Орфом в работе с детьми. Начинать знакомство с клавесами можно уже с 1,5 лет.
Главная цель игр с палочками, состоит в том, что решается целый комплекс задач, связанных с развитием речевых интонаций голоса, развитием мелкой моторики, развитием координации.
Почему полезно играть с детьми палочками?
1. Играя с палочками, мы развиваем мелкую моторику.
2. Упражняя пальчики, мы развиваем речь ребенка.
3. Развиваем мозг малыша, задействуя одновременно правое и левое полушарие.
4. Развиваем точность и координацию движений, повторяя простые двигательные композиции.
5. Развиваем творческую фантазию детей в тот момент, когда они превращают палочки в разных персонажей.
6. Игры с палочками развивают чувство ритма.
7. Ощупывая гладкую, шершавую или ребристую поверхность разных палочек, малыш обогащает сенсорный опыт.
Приёмы игры на клавесах:
- стучим одной клавесой по другой, при этом сверху может оказываться одна и та же клавеса, либо правая и левая меняются;
- кладём одну клавесу на пол горизонтально, стучим по ней другой;
- трём одну клавесу о другую;
- ставим одну клавесу на пол верикально, стучим другой по её верхнему концу («забиваем гвоздь»)
-вращаем палочками в воздухе в направлении « от себя» («моторчик»)
-кладём клавесы на пол перед собой, катаем их вперёд –назад («брёвнышки»)
-удерживаем клавесы в ладошках вертикально, перекатываем их так , чтоб клавесы не упали
-одна клавеса лежит на полу горизонтально, вторая толкает концом, чтобы она катилась («машинка»)
- держим одну клавесу горизонтально перед собой, второй-стучим попеременно то по одному, то по другому концу
- кладём на пол несколько клавес плотно друг к другу, удерживаем их с краю, чтобы не сдвигались, проводим по ним второй клавесой, как по ксилофону (« стиральная доска»)
- стучим клавесами, как по барабану, по резиновому мячу, воздушному шарику, зажатому между коленей, по миске, перевёрнутой вверх дном, или по пластмассовой крышке.
Две маленькие палочки, а сколько возможностей! Такие движения расширяют спектр движений и формируют новые межполушарные связи в мозгу.
Музыкальные игры с клавесами вызывают положительный эмоциональный настрой у ребёнка. Дети лучше воспринимают эмоционально окрашенную речь педагога, когда он говорит на подъёме.
Игрой на палочках можно озвучить любое стихотворение или рассказ, что тренирует у детей память. Когда учим какое- то стихотворение, то мы учим и последовательность движений с палочками: поставили ,перевернули, перекрестили.
Таким образом, обширная работа по развитию у детей чувства ритма дала свои положительные результаты.
Анализ проводимой работы позволил сделать вывод о том, обучение детей дошкольного возраста игре на клавесах способствует развитию чувства ритма и слухового восприятия.
Надеюсь, данная технология заинтересовала вас, и вызвала желание поиграть с весёлыми, ритмическими палочками со своими детьми. Попробуйте и вам обязательно понравится! Играйте с удовольствием!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логоритмическое упражнение
Логопедическая ритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Три кита, на которых стоит логопедическая ритмика, - это д...
Тема проекта: «Влияние логоритмических упражнений, логоритмических занятий на развитие связной речи у дошкольников старшего возраста»
Актуальность«Возможно самое лучшее, самое радостное, что есть в жизни – это красивая речь и свободное движение под музыку. И научиться этому можно у ребенка». А. Буренина.Актуальност...
Упражнения на клавесах
В материале представлены примеры использования клавесов нейромузыкальных занятиях. такие рифмованные мтрочки можно пропевать на простейшую двух-трёхступенную мелодию....

Логоритмические упражнения с клавесами
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30654548","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Картотека логоритмических упражнений с клавесами
КАРТОТЕКА ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ С КЛАВЕСАМИ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА...

