Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста»
консультация по логопедии

Мороз Светлана Вячеславовна

КОНСУЛЬТАИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovayaya_gimnastika.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Значение пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста»

   

История возникновения пальчиковых игр

Пальчиковые игры пришли к нам с давних времен, их «основателями» можно по праву считать наших славянских предков. У них был особенный подход к воспитанию детей, который очень отличается от современного.

Цель и задачи пальчиковых игр

Основные задачи и цели пальчиковой гимнастики – это развитие мелкой моторики. Хорошо развитая мелкая моторика рук у малыша – это залог правильного и полноценного развития, крепких мышц кисти и рук, способствование развитию речи.

Помимо всего прочего, в будущем ребенок будет крепко держать карандаши, ручки, фломастеры, а также будет иметь красивый, каллиграфичный почерк.

Пальчиковые игры сделают ребенка более подвижным и ловким, улучшат скорость реакции и координацию движений.

Значение пальчиковых игр

Значение и роль игр в жизни малыша сложно переоценить. Регулярные занятия способствуют развитию творческого потенциала, навыков коммуникации, эмоциональной стабильности, внимательности и усидчивости. Также, таких малышей проще и легче успокоить.

Развивающая гимнастика для пальчиков (пальчиковая гимнастика) поможет отвлечь ребенка, успокоить, развеселить и сменить вид деятельности. Одно из самых важных значений такой гимнастики – она оказывает положительное влияние на развитие речи, воздействуя на речевые центры в головном мозге.

Это свойство стало известно во втором веке до нашей эры в Китае. Данная информация имеет научное подтверждение от института физиологического развития детей и подростков.

Итак, пальчиковые игры – это уникальный способ развития ребенка. Они представляют собой своеобразный массаж и гимнастику для пальцев рук и ног.

Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка.

Так же такие игры влияют на пластику пальцев, руки становятся более послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых при рисовании, а затем и при письме.

Основные принципы проведения пальчиковых игр

  1. Каждый день выделяйте несколько минут для легкого массажа рук малыша. Он заключается в поглаживании ладошек движениями вверх и вниз, и разминке пальчиков, аккуратно растирая их вдоль и поперек.
  2. Деткам до полугода рекомендуется самим сгибать и разгибать все пальчики по очереди (в более старшем возрасте детки самостоятельно выполнять такие движения). В игру нужно вовлечь все пальцы, сделав акцент на безымянных, и ладошку. Во время занятий не забывайте четко и понятно проговаривать простые стишки либо напевать песенку.
  3. Деткам старше 10 месяцев можно проводить игры посложнее, такие как разрывание листков бумаги на мелкие кусочки, катание шариков в ладошках и перебирание пальчиками круп. Также можно использовать пластилиновые фигурки разных цветов, форм и размеров. За одну процедуру желательно успеть чередовать такие процессы как сжатие, растяжение и расслабление.
  4. Делайте все упражнения медленно, чтобы малыш успел понять и запомнить.
  5. Не спешите показывать ребенку все и сразу. Начинайте с самых простых движений, и переходите к более сложным только тогда, когда первые будут доведены до автоматизма.
  6. Во время игры рассказывайте историю, малыш ее будет запоминать, а позже рассказывать вместе с вами.

Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста

  • Пальчиковая гимнастика с карандашом. Одна из основных проблем первоклассников – это правописание. Рука быстро устает, ручка неправильно лежит в руке, ребенок постоянно на что-то отвлекается. Это обусловлено слабым зрительным восприятием и неслаженной работой рук. В старших группах детских садов воспитатели в игровой форме учат детей правильно держать ручку, выводить буквы, и расслаблять кисти рук, прокручивая карандаш между двух ладошек как пропеллер, проговаривая при этом: «Отправляется в полет наш красивый вертолет»;
  • Игра для пальчиков, которую каждый помнит из детства – «мы писали, мы писали, наши пальчики устали.»;
  • Обводить фигуры и рисунки по пунктиру или просто обводить контуры предметов.

Пальчиковая гимнастика для детей младшего школьного возраста

  • Фонарики. Такая гимнастика основана на сложных движениях для мышц ребенка, она также сойдет для «разминки» мозга. Чтобы выполнить такое задание потребуется умение сосредотачиваться, и хорошая координация. Ребенок должен положить ручки на стол, ладошками вниз. Взрослый говорит – «фонарики зажигаются», и малыш должен открыть ладонь и растопырить пальцы. Вторая команда – «фонарики погасают», после этих слов ребенок соединяет пальцы;
  • Здравствуйте пальчики, озорные мальчики. Упражнение позволит значительно улучшить координацию малыша, и выполнять задания, требующие повышенной внимательности. Пальчиковая игра довольна проста в исполнении – необходимо чтобы каждый палец по очереди «поздоровался» с большим, дотронувшись до него.

Упражнение «Волшебный шарик» для разогрева кистей рук

Познакомимся с методом «Су-джок», который используют специалисты в коррекционной работе.

Су-джок терапия пришла к нам из восточной медицины.

«Су-джок» шары — это маленькие,колючие, массажные шарики с двумя колечками внутри.

Шарики используются для стимуляции зон на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальцы и катаются вверх-вниз.

С помощью такого массажёра происходит:

  1. Развитие фонематического слуха и восприятия.
  2. Коррекция произношения.
  3. Развитие звукового и слогового анализа слов.
  4. Активизация словаря.
  5. Развитие общей и мелкой моторики.
  6. Развитие психических процессов.
  7. Развитие цветовосприятия.
  8. Развитие пространственно-временных представлений.

Упражнение «Фигуры из пальцев»

Самый классный вид упражнений для пальчиков — это театр теней!

Тут идёт сочетание статических упражнений и динамических.

Огромный плюс в том, что не просто объединяются движения, а задействованы именно две руки.

Начните с простых фигур.

  1. «Зайчик» — рука в кулачке, указательный и средний палец подняты вверх — знакомо?
  2. «Гусь» — большой палец внизу, остальные прижаты вместе, сверху . Усложняйте — собачка, кошка…..
  3.  «Котята» У кошечки нашей есть десять котят (Руки складываем ладошка к ладошке. Пальцы попарно прижаты друг к другу и разъединены.) Сейчас все котята по парам стоят (Покачиваем руками, не разъединяя их) Два толстых, два ловких, два длинных, два хитрых, Два маленьких самых и самых красивых. (Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).
  4.  «Курочка» Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать (хлопаем руками по коленям) А за ней ребятки – желтые цыплятки (шагаем пальчиками по столу) Ко – ко – ко, ко – ко – ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком) Лапками гребите (загребаем ручками), Зернышки ищите. (клюем пальчиками зернышки)
  5. «Жук» Съели толстого жука, дождевого червяка (показываем руками, какой толстый жук) Выпили водицы полное корытце (показываем как черпаем воду и пьем)
  6. «Бобик» Вот наш Бобик, славный пес (протягивают ладони вперед, поворачивают их вверх – вниз.) Гав – гав – гав! (хватательные движения пальцев, произносить слова) Белый лобик, черный нос (показывают на себе) Гав – гав – гав! (хватательные движения пальцев, произносить слова) Бобик, Бобик, лапку дай (протянуть руку вперед, ладонь вверх) Сядь на коврик и не лай (погрозить пальцем) Тс – с -с
  7.  «Перелетные птицы»
    Тили-тели, тили-тели –С юга птицы прилетели!(Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.)Прилетел к нам скворушка -Серенькое перышко.  Жаворонок, соловей Торопились: кто скорей? Цапля, лебедь, утка, стриж, аист, ласточка и чиж -
      (Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой     Все вернулись, прилетели,
    (Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.)
    Песни звонкие запели!
    (Указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют»).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста"

Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие де...

Консультация для родителей «Значение игры инсценировки в развитии речи детей дошкольного возраста» - 18.10.20 г.

   Игра-инсценировка – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел,...

Консультация для воспитателей "Значение пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Значение пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей «Значение игры инсценировки в развитии речи детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Значение игры инсценировки в развитии речи детей дошкольного возраста»     Игра-инсценировка – это самый распространенный вид детского твор...

Консультация для родителей " Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста"

Цель:повышение педагогической грамотности родителей в вопросах развития мелкой моторики детей дошкольного  возраста.Задачи: •   расширять представление родителей о необходимос...

Консультация для родителей «Значение игры инсценировки в развитии речи детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Значение игры инсценировки в развитии речи детей дошкольного возраста»...

Памятка для родителей "Значение пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста"

Пальчиковая гимнастика - это весёлое, увлекательное и полезное занятие! Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения пом...