Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста»
консультация по логопедии
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Значение пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста»
История возникновения пальчиковых игр
Пальчиковые игры пришли к нам с давних времен, их «основателями» можно по праву считать наших славянских предков. У них был особенный подход к воспитанию детей, который очень отличается от современного.
Цель и задачи пальчиковых игр
Основные задачи и цели пальчиковой гимнастики – это развитие мелкой моторики. Хорошо развитая мелкая моторика рук у малыша – это залог правильного и полноценного развития, крепких мышц кисти и рук, способствование развитию речи.
Помимо всего прочего, в будущем ребенок будет крепко держать карандаши, ручки, фломастеры, а также будет иметь красивый, каллиграфичный почерк.
Пальчиковые игры сделают ребенка более подвижным и ловким, улучшат скорость реакции и координацию движений.
Значение пальчиковых игр
Значение и роль игр в жизни малыша сложно переоценить. Регулярные занятия способствуют развитию творческого потенциала, навыков коммуникации, эмоциональной стабильности, внимательности и усидчивости. Также, таких малышей проще и легче успокоить.
Развивающая гимнастика для пальчиков (пальчиковая гимнастика) поможет отвлечь ребенка, успокоить, развеселить и сменить вид деятельности. Одно из самых важных значений такой гимнастики – она оказывает положительное влияние на развитие речи, воздействуя на речевые центры в головном мозге.
Это свойство стало известно во втором веке до нашей эры в Китае. Данная информация имеет научное подтверждение от института физиологического развития детей и подростков.
Итак, пальчиковые игры – это уникальный способ развития ребенка. Они представляют собой своеобразный массаж и гимнастику для пальцев рук и ног.
Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка.
Так же такие игры влияют на пластику пальцев, руки становятся более послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых при рисовании, а затем и при письме.
Основные принципы проведения пальчиковых игр
- Каждый день выделяйте несколько минут для легкого массажа рук малыша. Он заключается в поглаживании ладошек движениями вверх и вниз, и разминке пальчиков, аккуратно растирая их вдоль и поперек.
- Деткам до полугода рекомендуется самим сгибать и разгибать все пальчики по очереди (в более старшем возрасте детки самостоятельно выполнять такие движения). В игру нужно вовлечь все пальцы, сделав акцент на безымянных, и ладошку. Во время занятий не забывайте четко и понятно проговаривать простые стишки либо напевать песенку.
- Деткам старше 10 месяцев можно проводить игры посложнее, такие как разрывание листков бумаги на мелкие кусочки, катание шариков в ладошках и перебирание пальчиками круп. Также можно использовать пластилиновые фигурки разных цветов, форм и размеров. За одну процедуру желательно успеть чередовать такие процессы как сжатие, растяжение и расслабление.
- Делайте все упражнения медленно, чтобы малыш успел понять и запомнить.
- Не спешите показывать ребенку все и сразу. Начинайте с самых простых движений, и переходите к более сложным только тогда, когда первые будут доведены до автоматизма.
- Во время игры рассказывайте историю, малыш ее будет запоминать, а позже рассказывать вместе с вами.
Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста
- Пальчиковая гимнастика с карандашом. Одна из основных проблем первоклассников – это правописание. Рука быстро устает, ручка неправильно лежит в руке, ребенок постоянно на что-то отвлекается. Это обусловлено слабым зрительным восприятием и неслаженной работой рук. В старших группах детских садов воспитатели в игровой форме учат детей правильно держать ручку, выводить буквы, и расслаблять кисти рук, прокручивая карандаш между двух ладошек как пропеллер, проговаривая при этом: «Отправляется в полет наш красивый вертолет»;
- Игра для пальчиков, которую каждый помнит из детства – «мы писали, мы писали, наши пальчики устали.»;
- Обводить фигуры и рисунки по пунктиру или просто обводить контуры предметов.
Пальчиковая гимнастика для детей младшего школьного возраста
- Фонарики. Такая гимнастика основана на сложных движениях для мышц ребенка, она также сойдет для «разминки» мозга. Чтобы выполнить такое задание потребуется умение сосредотачиваться, и хорошая координация. Ребенок должен положить ручки на стол, ладошками вниз. Взрослый говорит – «фонарики зажигаются», и малыш должен открыть ладонь и растопырить пальцы. Вторая команда – «фонарики погасают», после этих слов ребенок соединяет пальцы;
- Здравствуйте пальчики, озорные мальчики. Упражнение позволит значительно улучшить координацию малыша, и выполнять задания, требующие повышенной внимательности. Пальчиковая игра довольна проста в исполнении – необходимо чтобы каждый палец по очереди «поздоровался» с большим, дотронувшись до него.
Упражнение «Волшебный шарик» для разогрева кистей рук
Познакомимся с методом «Су-джок», который используют специалисты в коррекционной работе.
Су-джок терапия пришла к нам из восточной медицины.
«Су-джок» шары — это маленькие,колючие, массажные шарики с двумя колечками внутри.
Шарики используются для стимуляции зон на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальцы и катаются вверх-вниз.
С помощью такого массажёра происходит:
- Развитие фонематического слуха и восприятия.
- Коррекция произношения.
- Развитие звукового и слогового анализа слов.
- Активизация словаря.
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Развитие психических процессов.
- Развитие цветовосприятия.
- Развитие пространственно-временных представлений.
Упражнение «Фигуры из пальцев»
Самый классный вид упражнений для пальчиков — это театр теней!
Тут идёт сочетание статических упражнений и динамических.
Огромный плюс в том, что не просто объединяются движения, а задействованы именно две руки.
Начните с простых фигур.
- «Зайчик» — рука в кулачке, указательный и средний палец подняты вверх — знакомо?
- «Гусь» — большой палец внизу, остальные прижаты вместе, сверху . Усложняйте — собачка, кошка…..
- «Котята» У кошечки нашей есть десять котят (Руки складываем ладошка к ладошке. Пальцы попарно прижаты друг к другу и разъединены.) Сейчас все котята по парам стоят (Покачиваем руками, не разъединяя их) Два толстых, два ловких, два длинных, два хитрых, Два маленьких самых и самых красивых. (Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).
- «Курочка» Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать (хлопаем руками по коленям) А за ней ребятки – желтые цыплятки (шагаем пальчиками по столу) Ко – ко – ко, ко – ко – ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком) Лапками гребите (загребаем ручками), Зернышки ищите. (клюем пальчиками зернышки)
- «Жук» Съели толстого жука, дождевого червяка (показываем руками, какой толстый жук) Выпили водицы полное корытце (показываем как черпаем воду и пьем)
- «Бобик» Вот наш Бобик, славный пес (протягивают ладони вперед, поворачивают их вверх – вниз.) Гав – гав – гав! (хватательные движения пальцев, произносить слова) Белый лобик, черный нос (показывают на себе) Гав – гав – гав! (хватательные движения пальцев, произносить слова) Бобик, Бобик, лапку дай (протянуть руку вперед, ладонь вверх) Сядь на коврик и не лай (погрозить пальцем) Тс – с -с
- «Перелетные птицы»
Тили-тели, тили-тели –С юга птицы прилетели!(Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.)Прилетел к нам скворушка -Серенькое перышко. Жаворонок, соловей Торопились: кто скорей? Цапля, лебедь, утка, стриж, аист, ласточка и чиж -
(Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой Все вернулись, прилетели,
(Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.)
Песни звонкие запели!
(Указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста"
Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие де...

Консультация для родителей «Значение игры инсценировки в развитии речи детей дошкольного возраста» - 18.10.20 г.
Игра-инсценировка – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел,...

Консультация для воспитателей "Значение пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей "Значение пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей «Значение игры инсценировки в развитии речи детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Значение игры инсценировки в развитии речи детей дошкольного возраста» Игра-инсценировка – это самый распространенный вид детского твор...

Консультация для родителей " Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста"
Цель:повышение педагогической грамотности родителей в вопросах развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.Задачи: • расширять представление родителей о необходимос...
Консультация для родителей «Значение игры инсценировки в развитии речи детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Значение игры инсценировки в развитии речи детей дошкольного возраста»...

Памятка для родителей "Значение пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста"
Пальчиковая гимнастика - это весёлое, увлекательное и полезное занятие! Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения пом...
