Заикание не приговор.
консультация по логопедии (старшая группа)
Заикание – особенность речи, характеризующаяся частым повторением или удлиненным произношением отдельных звуков, слогов или слов, частыми паузами, нарушающими плавность речи и понимание ее окружающими. В настоящее время заикание является широко распространенным функциональным речевым нарушением. Возникающее у детей в раннем возрасте, в период, когда активно происходит формирование их речи и личности, оно в дальнейшем препятствует развитию личности ребенка, и может затруднять его социальную адаптацию.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Елиференко Надежда Владимировна.
Учитель-логопед МБДОУ
детский сад №19 «Антошка» г.Белгорода
Заикание не приговор.
Заикание – особенность речи, характеризующаяся частым повторением или удлиненным произношением отдельных звуков, слогов или слов, частыми паузами, нарушающими плавность речи и понимание ее окружающими. В настоящее время заикание является широко распространенным функциональным речевым нарушением. Возникающее у детей в раннем возрасте, в период, когда активно происходит формирование их речи и личности, оно в дальнейшем препятствует развитию личности ребенка, и может затруднять его социальную адаптацию.
Заиканием занимались разные специалисты: физиологи: А. Гуцман, А. Куссмауль, И. А. Сикорский, М. Зееман, К.-П. Беккер и др.; логопеды: М. Е. Хватцев, J1. И. Белякова, Е. А. Дьякова, О. В. Правдина, 3. С. Ходорова, Ф. A. Pay, Р. Е. Левина и др., психиатры: В. А. Гиляровский, Ю. А. Флоренская, И. П. Тяпугин, Н. М. Асатиани ; психологи: X. Лагузен, Р. Коэн, Г. Каменка, Г. Д. Неткачев, В. Хей, И. И. Татарковский и др. Л. И. Белякова и Е. А. Дьякова определяли заикание как нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожными состояниями органов артикуляции.
Во всем мире признано, что заикание – сложная проблема как в теоретическом, так и в практическом аспекте. Проблема заикания остается не до конца изученной через широкий спектр причин его возникновения, разнообразие клинических проявлений, вариантов развития, патологических реакций ребенка на свой дефект. Иногда оно спокойно воспринимается пациентом, в иных случаях – является значимым дефектом, влекущим за собой страх, неуверенность в собственных силах, тревожно-депрессивные расстройства и иные переживания. Выделяют невротическую и неврозоподобную формы заикания. Невротическое заикание возникает у здоровых детей, как результат стрессов и неврозов. Неврозоподобное заикание свойственно детям с заболеваниями нервной системы (как наследственными, так и приобретенными).
Из причин, способствующих появлению заикания можно выделить следующие:
• невротическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизуют функции центральной нервной системы);
• невропатические особенности заикающегося (ночные страхи, энурез, эмоциональная напряженность); • наследственная отягощенность (заикание развивается на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая может передаваться по наследству как рецессивный признак);
• конституционная предрасположенность (заболевания вегетативной нервной системы, повышенная возбудимость высшей нервной деятельности и ее чувствительность к психическим травмам);
• повреждения головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробных и родовых травм, асфиксии; постнатальных – инфекционные, травматические воздействия при различных детских заболеваниях.
Указанные причины приводят к задержке речевого развития, речевым расстройствам и способствуют развитию заикания. Вероятный патогенез заикания связан с перевозбуждением правого полушария головного мозга и межполушарными нарушениями ритмического компонента речи. При заикании возникает дезорганизация на уровне коры головного мозга. Из-за этого "усиливается" невербальный ритм речи, связанный с преобладанием работы правого полушария . Но иногда, когда мысли "обгоняют" язык, возникает физиологическое заикание. В его основе лежит трудность в реализации речевого замысла в момент общения. Вероятный патогенез такого заикания — лингвистически слабая работа левого полушария мозга, которая проявляется в проблемах с реализацией запрограммированного смысла высказывания .
Предотвратить появление заикания у детей можно, проведя образовательную работу с родителями, работниками учебных учреждений. В семье детей с факторами риска заикания должны быть созданы условия для нормального соматического и нервно-психического развития ребенка. Сюда относятся: соблюдение режимных моментов, соответствующих возрасту ребенка, правильное питание, избегание соматических и психических перегрузок, создание благоприятного эмоционального климата в семье, согласованные единообразные воспитательные воздействия.
Можно выделить несколько групп детей с фактором риска заикания.
1. Дети с признаками тревожности. Обычно они очень привязаны к матери, реагируют на изменения ее настроения. У таких детей нередко возникают нарушения сна, аппетита, раздражительность, плаксивость в ответ на резкое изменение окружающей среды (пребывание в яслях, детском саду, длительное отсутствие матери и т. п).
2. Дети с ранним речевым развитием. Такие дети первые слова произносят до1-го года. В 1,6-1,8 года у них формируется фразовая речь. В 2-2,5 года начинают говорить развернутыми фразами, их речевая активность имеет высокий уровень.
3. Дети с незначительной задержкой речи. Первые слова произносят после 1 – го года, чаще всего до 1,3-1,5 года. Фразовая речь формируется после 3 лет, фаза его интенсивного развития приходится на возраст 3,6 года. Речь таких детей чаще всего неразличима с существенным нарушением звукового аспекта.
4. Дети с генетическими факторами риска, т. е. дети с признаками леворукости, наличием в семье лиц с заиканием (обнаруживается генетическая обусловленность речевой патологии). Дети, которые воспитываются в двуязычных семьях, также находятся в ситуации риска заикания.
Возникновению заикания у детей этой категории способствует снижение адаптивных возможностей их центральной нервной системы. У детей с тревожными чертами характера легко возникают страхи. Эти страхи могут возникать в результате запугивания, чтения книг или просмотра фильмов страшного содержания и тому подобное. Нередко дети боятся оставаться в темноте и просят не гасить свет перед засыпанием, боятся остаться наедине и тому подобное. Не следует приучать детей быть храбрыми, настаивать на том, чтобы ребенок обязательно засыпал в темноте, потому что это может усилить страхи и зафиксировать их. Надо оставить приглушенный свет в комнате засыпающего ребенка, посидеть рядом с ним. При разумном поведении родителей страхи ребенка постепенно исчезают. Если же они не проходят длительное время, стоит обратиться к психоневрологу.
При общении с ребенком должны соблюдаться общие правила речевого взаимодействия:
- речь должна быть плавной, эмоционально-выразительной, темп-умеренной; * желательно, чтобы речь родителей была четкой;
- нельзя разговаривать с детьми инфантильной речью или искажать звукопроизношение;
- речь взрослых не должна быть перегружена сложными для детей словами;
- в разговоре с детьми взрослые не должны использовать сложные лексико-грамматические обороты; фразы по конструкции должны быть очень простыми;
- в общении с ребенком стоит задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;
- ребенка нельзя наказывать за речевые ошибки, дразнить или раздраженно поправлять.
Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Дети легко запоминают их, а рифмованная речь способствует выработке правильных автоматизмов. С появлением судорожных спотыканий взрослые не должны внешне проявлять своего беспокойства, тем более делать замечаний по поводу речи ребенка. Недопустимы передразнивания и насмешки. На начальном этапе заикания стоит ограничить речевое общение с ребенком и разговаривать с ним только при необходимости., практиковать «режим молчания». Речь окружающих должна быть негромкой и спокойной. Нельзя запрещать ребенку говорить, если у него возникает такая потребность, лаконично помогать ребенку высказаться , используя приемы сопряженной и отраженной речи. Рекомендуется в этих случаях переводить форму речевой активности ребенка из монологической в диалогическую, для того, чтобы упростить как форму общения, так и лексико-грамматическое оформление высказываний. Можно рекомендовать родителям использовать в общении с ребенком ритмизованную речь, пение, разучивание стихов, имеющих короткую строчку, четкий ритм и соответствующее возрасту ребенка содержание. Полезно ребенку выполнять ритмичные движения под музыку (маршировать, хлопать в ладоши). При этом ритм выполнения движений должен быть выбран так, чтобы выполнять это не напрягаясь, с удовольствием. Специальные воспитательные мероприятия должны направляться на выработку таких черт характера, как уверенность в себе, активность, самостоятельность в выборе решений и в действиях.
Литература
1. Белякова, Л. И., Логопедия. Заикание / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. - М.: Издательство Эксмо - Пресс, 2001
. 2. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. - М. : Просвещение, 1967.
3. Селиверстов, В. И. Заикание у детей / В. И. Селиверстов. - М. : ГИ, центр Владос, 2000.
4. Хватцев, М. Е. Заикание - недуг устранимый / М. Е. Хватцев. - Л. : Медицина, 1972.
5. Шкловский, В. М. Заикание / В. М. Шкловский. - М., 1994
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заикание, виды заикания, основные рекомендации родителям заикающихся детей
В статье дается характеристика данного нарушения речи, раскрываются причины возникновения заикания, описываются виды заикания и советы родителям, что нужно делать при том или ином виде этого нарушения...

Заикание. Коррекция заикания.
Что такое заикание, причины его возникновения, симптомы и комплексный подход к преодолению заикания....

Заикание. Характеристика основных методик по преодолению заикания
Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы п...

Типы течения заиканий. Течение заиканий в разные возрастные периоды
Типы течения заиканий, их характеристика и особенности коррекционного воздействия...

Заикание. Коррекционная работа при заикании
Заикание. Коррекционная работа при заиканииОпределение заикания. Статистика.Интересные факты и историяМеханизм развития заиканияПричины развития заиканияЗаикание у детейФакторы риска развития заикания...

Заикание. Причины возникновения заикания. Роль семьи в преодолении заикания у ребенка.
Заикание - один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношен...

Рекомендации родителям детей, страдающих заиканием при инициальном (начальном) заикании
Рекомендации родителям детей, страдающих заиканием при инициальном (начальном) заикании 1. При инициальном (начальном) заикании специальные логопедические занятия, улучшающие речевые способности, не п...