Речевые игры по лексической теме "Осень" старшая группа
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая группа)

Джигарханова Ольга Ивановна

Речевые игры по лексической теме "Осень" старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

ОСЕНЬ

«Что бывает осенью?»

Цель: закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.

Ход. На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Дети по очереди выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления и сами называют их. Пример. Солнышко прячется за тучи. Идет дождь. Листья на деревьях желтые и красные. Птицы улетают на юг. Животные готовят запасы на зиму. Люди надевают пальто и плащи и т. д

«Один - много»

Цель: учить образовывать существительные множественного числа.

Оборудование: мяч.

Ход. Педагог называет существительное в единственном числе и бросает мяч. Дети по очереди ловят мяч и называют существительное во множественном числе, после этого возвращают мяч педагогу: дождь – дожди, капля – капли, лист – листья, гриб – грибы, зонт – зонты, плащ — плащи, птица – птицы.

«Осенние листья» (лото)

Цель: расширить словарь по теме «Осень. Деревья», научить правильно, употреблять существительные в родительном падеже.

Оборудование: осенние листья березы, дуба, клена и липы, наклеенные на одну большую карточку, и на отдельные маленькие карточки.

Ход. Перед детьми лежит большая карточка. Рядом сложены в стопку маленькие. Каждый ребенок берет одну маленькую карточку и определяет, лист, какого дерева у него оказался: «Это лист клена» и т. п. Затем ищут такой же лист на большой карточке и накладывают на него маленькую.

«Кого позвали?»

Цель: учить детей соблюдать правила подвижной коллективной игры, развивать голос, слуховое внимание и фонематический слух — умение различать близкие по звучанию имена.

Оборудование:  сюжетные картинки, муляжи грибов, корзиночки, карточки с буквами.

Ход. Педагог расставляет на полу муляжи грибов, даёт детям корзиночки и предлагает им поискать грибочки. Прочитайте стишок:

По лесочку мы гуляли

И друг друга потеряли.

Покричу в лесу:

— Ау-у-у!

И друзей своих найду.

Педагог кричит: «Ира! Ау!» и просит Иру откликнуться в ответ: «Ау!». После этого позовите Мишу, Колю, Свету и т. д. Дети, услышав свое имя, будут отвечать вам: «Ау!» Педагог хвалит детей за то, что они собрали все грибы, не потерялись в лесу и предлагает угадать, на какой звук начинаются имена детей и найти в корзинке соответствующую букву.

Педагог показывает детям картинку, на которой мальчик и девочка в лесу собирают грибы и говорит, что девочку зовут Аня, а мальчика Ваня. Спрашивает у детей о том, кого вы сейчас позвали — девочку Аню или мальчика Ваню, покажите соответствующую букву «А» или «В». Затем вновь называет одно из имен и опять спрашивает, кого вы позвали на этот раз. Игру можно проводить несколько раз. (Пары имен при этом можно заменить на другие: Оля и Толя, Оля и Коля.).

«Два ежа»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами в дательном падеже.

Оборудование: Игрушки (большой и маленький еж), большие и маленькие муляжи лесных и садовых дворов.

Ход. Покажите детям большого и маленького ежей и скажите, что ежикам надо помочь поделить их находки. Большой и маленький ежи нашли в осеннем лесу грибы, а в осеннем саду — яблоки и сливы. А теперь они понесут свою добычу домой. Большой ежик сильный — он понесет большие плоды, а маленькому ежику мы дадим такие же плоды, но поменьше.

Дети распределяют между ежами лесные и садовые дары и называют их.

Большому ежу — большое яблоко, маленькому ежику — маленькое яблочко.

Большому ежу — большую сливу, маленькому ежику — маленькую сливку.

Большому ежу — большой гриб, маленькому ежику — маленький грибочек.

Большому ежу — большой лист, маленькому ежику — маленький листочек.

Игра «Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами в именительном падеже.

Оборудование: мяч.

Ход. Предложить детям встать в круг и поиграть с мячом. Взрослый называет слово относящееся к теме «Осень» и бросает мяч ребенку. Он называет его ласково и возвращает мяч взрослому (дождь – дождик, солнце – солнышко, лужа – лужица, облако – облачко, туча – тучка, лист – листочек, ветер – ветерок, капля – капелька и т. д.).

«Кто больше?» (или «Подбери слово»).

Цель: учить согласовывать существительные с прилагательными и глаголами.

Оборудование: мяч

Ход. Предложить детям встать в круг, поиграть с мячом и закончить фразу. 

Осень (какая?) - …. дождливая, холодная, долгая, тёплая, ранняя, поздняя, красивая, золотая…

Дождь (какой?) -…моросящий, холодный, мелкий, долгий, грибной, затяжной, частый…

Ветер (какой?) – холодный, порывистый, колючий…

Небо (какое?) – серое, низкое, холодное, пасмурное, безоблачное…

Листья (что делают?) – желтеют, краснеют, темнеют, опадают…

Дождь (что делает?) – льёт, моросит, накрапывает…

«Доскажи словечко»

Цель: учить согласовывать существительные с прилагательными по родам. 

Оборудование: три картинки с домиками, на каждой крыше которого написаны слова: он, она, оно; предметные картинки.

Ход. Педагог раздаёт по одной предметной картинке детям и предлагает поселить её в соответствующий домик

- Про что можно сказать «осенний»? (дождь, ветер, день, вечер, лес)

-….«осенняя»? (одежда, погода, природа, пора)

- …«осеннее»? (утро, небо, облако, настроение)

«Закончи предложение»

Цель: актуализировать словарь по лексической теме.

Оборудование: сюжетные и предметные картинки

Ход. Педагог раздаёт сюжетные картинки и просит детей подобрать к ним соответствующие предметные картинки

Осенью на улице (как) … холодно, сыро.

Осенью   собирают (что?) …грибы, ягоды, овощи, листья….  

Осенью   засыпают (кто?) …насекомые, ежи, медведи.

«Скажи наоборот».

Цель: актуализировать словарь (антонимы)

Оборудование: предметные картинки

Ход. Педагог раздаёт предметные картинки с антонимами и предлагает детям самостоятельно найти пару.

      Летом небо высокое, а осенью …низкое.

Летом солнце яркое, а осенью …тусклое.

Летом ветер тёплый, а осенью ..холодный.

Летом день длинный, а осенью…короткий.

Летом люди одеваются легко, а осенью …тепло.

Летом люди выращивают урожай, а осенью…собирают.

Весной перелётные птицы прилетают, а осенью…улетают.

Весной насекомые просыпаются, а осенью ..засыпают.

Весной листья распускаются, а осенью …опадают.

«Без чего не бывает осени?» (или «Закончи предложение»)

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными в родительном падеже.

Оборудование:  набор сюжетных картин по лексической теме, кубик с цифрами, карточки с цифрами от одного до шести.

Ход. Педагог раздаёт карточки с цифрами, задаёт вопрос (осени не бывает без?) и бросает кубик. Отвечает ребёнок, у которого цифра на карточке совпадает с цифрой на кубике.

Осени не бывает без…жёлтых листьев, холодных дождей, низкого неба, отлёта птиц, сбора урожая ….и т.п.

«Какая погода осенью».

Цель: учить образовывать прилагательные от существительных и наречий

Оборудование: сюжетная картина, предметные картинки, платяной мешочек.

Ход. Педагог предлагает детям по очереди достать картинку из мешочка и проговорить фразу: Когда на улице…., то погода……..

      Когда на улице идёт дождь, то погода…дождливая.

Когда дует ветер, то погода -…ветреная.

Когда холодно, то погода…холодная.

Когда сыро, то…сырая.

Когда хмуро, то…хмурая.

Когда ясно, то…ясная.

Значит, осенью погода бывает.. ветреная, дождливая, холодная, сырая, хмурая, ясная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры по лексическим темам "Речевая полянка"

Здесь подобраны разнообразные игры в соответствии с программными требованиями в помощь родителям....

Речевые игры по лексической теме "Лето. Цветы".

Речевые игры для детей среднего дошкольного возраста по лексической теме "Лето. Цветы"....

Речевые игры по лексической теме "Игрушки"

Расширять знания детей по лексической теме "Игрушки"...

Речевые игры по лексической теме "Насекомые"

Умение легко и свободно пользоваться своим словарным запасом необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения и гармоничного развития. Речевые игры и упражнения помогут активизировать лек...

Речевые игры по лексической теме «Хлеб всему голова»

Речевые игры развивают речь и умственные способности детей, учат их вслушаться в слова, выделять их из потока речи, осозновать смысловые нюансы....

Речевые игры по лексическим темам

Речь ребенка нуждается в постоянном развитии - не только во время занятий, но и в повседневной жизни:дома, на улице, в магазине, в зоопарке и т.п. С помощью простых игр и вопросовможно укрепить грамма...

Картотека Речевые игры по лексическим темам

Картотека  Речевые игры по лексическим темам...