Консультация для родителей «Развивайте речь - играя по дороге домой для детей 6–7 лет»
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Нескребина Ольга Геннадьевна

Ж. Ж. Руссо: «Самым ответственным в жизни человека период,

 когда развивается его речь»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayte_rech_-igraya.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Развивайте речь - играя по дороге домой для детей 6–7 лет»

Ж. Ж. Руссо: «Самым ответственным в жизни человека период,

 когда развивается его речь»

  Развивать речевые навыки детей лучше всего в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. 

 Многие занятые родители считают, что у них нет времени заниматься с ребёнком. На самом деле оно у вас есть! В речевые игры можно играть по дороге в детский сад, во время прогулки, во время приготовления ужина. Для этого не требуется никакого оборудования и пособия. Нужен только богатый родительский опыт, изобретательность и готовность с пользой и удовольствием провести время вместе со своим ребенком. Развитие речи тесно связано с развитием мышления ребенка, с уровнем его знаний об окружающем мире. Речевые игры развивают мышление, гибкость ума, внимание, память, воображение, языковое чутьё, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром, дают бесценный опыт общения ребенка и взрослого. Общение – залог понимания. А ведь как важно научиться понимать друг друга! Поиграем в игры, которые расширяют словарный запас ребенка, учат его думать, размышлять и запоминать.

«Что бывает?»

Начните игру словами: "Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…" и подождите, пока ребенок придумает свой вариант. Или так:

Что бывает круглое?   Что бывает острое?   Что бывает жидкое?

Что бывает длинное?   Что бывает пушистое?   Что бывает твердое?

Что бывает квадратное?   Что бывает ароматное?

 «Что будет, если…»

Эта игра построена на вопросах и ответах. «Что будет если в ванну упадёт камень, бумага, жук?»«Что будет, если летом пойдет снег?» Вопросы могут разным – как житейские, так и «фантазийные»например«Что будет, если ты окажешься на Марсе?»

«Кто кем был или что чем было»

Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом, лошадь (жеребёнком, лягушка (головастиком, бабочка (гусеницей, ботинки (кожей, рубашка (тканью, рыба (икринкой, шкаф (доской, хлеб (мукой, велосипед (железом, свитер (шерстью) и т. д.?

  «Закончи предложение»

Марина не пошла сегодня в школу, потому что. (заболела)

Я не хочу спать, потому что. (ещё рано)

Мы поедем завтра в лес, если. (будет хорошая погода)

Мама пошла на рынок, чтобы. (купить продукты)

Кошка забралась на дерево, чтобы. (спастись то собаки)

 «Бывает – не бывает»

Предложите ребенку подтвердить правильность высказывания словами «бывает»или «не бывает».

  • Чашка жарится на сковороде.
  • Медведь спит в берлоге.
  • Человек выше собаки.
  • Воробей – это не птица и т. п.

Эта игра развивает слуховое внимание, которое необходимо каждому ребенку для успешного обучения.

«Отгадай, что я вижу»

Предложите ребенку отгадать слово, которое вы задумали, пользуясь словами-подсказками:

  • Высокий, кирпичный, многоэтажный (дом).
  • Маленький, серенький, умеет летать, чирикает (воробей).
  • Едет по рельсам, возит пассажиров, звенит (трамвай).

 «Добавь словечко»

Дети очень любят стихи – ритмичные тексты легче запоминаются, способствуют словотворчеству малышей, что в свою очередь помогает им освоить русский язык, его грамматику. Попросите малыша подсказать вам подходящее по смыслу и по рифме слово.

Ом-ом-ом - вот стоит высокий (дом)

Ома-ома-ома - мы сегодня… (дома)

Ому-ому-ому - мы идем к (дому)

Особенно нравится детям сочинять стихотворные небылицы

Ва-ва-ва - на столе растет… (трава)

Ву-ву-ву - съели волки всю (траву)

Вы-вы-вы - суп сварили из (травы)

«В магазине»

Вместе с ребенком вы оказались в магазине, выбираете продукты и спрашиваете:

  • «Я хочу сварить щи. Что мне нужно купить?»Ребенку предлагается

перечислить предметы.

  • «Мы с тобой купим масло. Куда же нам дома его положить? Я забыла,

как называется посуда для масла?» «Масленка» - отвечает ребенок.

  • «А в этом отделе я купила груши, апельсины и лимон. Как это можно

назвать, одним словом?» «Фрукты»- говорит сын или дочка.

 «Сравни»

В магазине сравни две чашки (по цвету, объему, материалу).

На улице сравни две машины, два дома, два дерева.

Что нравится больше? Почему? Объясни.

     Данные речевые игры способствуют развитию связной речи, обогащению словаря, развитию грамматического строя речи, слоговой структуры слов и звукопроизношения, а также развивают внимание, память и воображение ребенка. С помощью таких игр ребенок научиться классифицировать и обобщать предметы. 

«Отгадай предмет по названию его частей» 

  • Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
  • Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево). 
  • Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля). 
  • Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль). 
  • Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом). 
  • Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет). 
  • Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо). 
  • Рукава, воротник, манжеты (рубашка). 
  • Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова). 
  • Пол, стены, потолок (комната). 
  • Подоконник, рама, стекло (окно). 
  1. «Назови лишнее слово» 

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

 

— «Лишнее» слово среди имен существительных: 

  • кукла, песок, юла, ведерко, мяч; 
  • стол, шкаф, ковер, кресло, диван; 
  • пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа; 
  • слива, яблоко, помидор, абрикос, груша; 
  • волк, собака, рысь, лиса, заяц; 
  • лошадь, корова, олень, баран, свинья; 
  • роза, тюльпан, фасоль, василек, мак; 
  • зима, апрель, весна, осень, лето; 
  • мама, подруга, папа, сын, бабушка. 

 — «Лишнее» слово среди имен прилагательных: 

  • грустный, печальный, унылый, глубокий;
  • храбрый, звонкий, смелый, отважный;
  • желтый, красный, сильный, зеленый;
  • слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
  • смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;
  • глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

 

— «Лишнее» слово среди глаголов:

  • думать, ехать, размышлять, соображать;
  • бросился, слушал, ринулся, помчался;
  • приехал, прибыл, убежал, прискакал;
  • пришел, явился, смотрел;
  • выбежал, вошел, вылетел, выскочил.

 Как видите, все предложенные игры и упражнения для развития речи дошкольников не требуют специального образования и знаний. Главное — находить для этого время и не лениться. 

Помните золотое правило: для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно! Желаю удачи!

учитель-логопед: Нескребина О.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развиваем речь, играя» Для детей от 6 до 7 лет

Консультация для родителей «Развиваем речь, играя»Для детей от 6 до 7 лет...

Консультация для родителей "Развиваем речь, играя дома".

В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно родители. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольн...

Консультация для родителей «Развиваем речь ребенка по дороге домой».

Сегодня занятость на работе не позволяет многим родителям уделять доста-точное количество времени воспитанию и развитию детей. Чтобы это получалось, необходимо использовать каждую свобо...

Консультация для родителей «Развиваем речь играя» (Речевые игры дома)

Данный материал  содержит практические рекомендациидля родителей и законных представителей ребенка  по развитию речи детей страшего дошкольного возраста в игровой форме...

Консультация для родителей «Развиваем речь, играя, по дороге в детский сад».

Многие занятые родители считают, что у них совсем нет времени заниматься с ребенком. На самом деле у вас оно есть. В словесные или речевые  иры можно играть по дороге в детский сад, во время...