Картотека Логоритмических упражнений
картотека по логопедии
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 294.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Музицирование Вокальное музицирование «ПОЮЩИЙ МЯЧ» (1) Дидактические задачи: воспитание плавного, длительного речевого выдоха с помощью заданных педагогом гласных звуков определенной высоты, развитие координации звука и голоса. Игровой материал: мяч. Методика проведения. Дети сидят по кругу на полу. В руках у педагога мяч. Показывая артикуляцией губ определенную гласную, он направляет мяч к одному из детей. Пока мяч катится, необходимо пропевать звук. Ребенок, получивший мяч, прокатывает его следующему участнику, озвучивая весь путь. Музыкальный руководитель дает интонационную опору для исполнителя. «ПОЮЩИЙ МЯЧ» (2) Дидактические задачи: развитие звуковысотного слуха, способности к сотрудничеству в группе, умения устанавливать и удерживать зрительный контакт. Игровой материал: мячи разного типа и размера. Можно использовать и другие предметы, например мешочки с фасолью или обручи, чтобы перекатывать по полу. Методика проведения. Группа детей садится в круг, один участник с инструментами находится вне круга. Группа решает, каким из инструментов будет подаваться сигнал кидать мяч, а каким — его катить. Участники перебрасывают или перекатывают друг другу мяч в зависимости от того, на каком инструменте играет сидящий вне круга. Движение мяча сопровождается вокальной импровизацией с использованием гласных звуков.
«МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ» Дидактические задачи: развитие динамического диапазона, зрительного внимания. Игровой материал: мыльные пузыри. Методика проведения. Педагог выдувает мыльные пузыри. Детям предлагается выбрать взглядом какой-нибудь пузырь и сопровождать его звуком определенной высоты. Как только пузырь исчезает, звук прекращается. «ПРИВЕТСТВИЕ» Дидактические задачи: развитие звуковысотного слуха, голосового диапазона, координации пения и движений. Музыкальный материал: попевка на материале имен, строится на тоническом трезвучии. Методика проведения. Педагог: «Поздороваемся, споем: здрав- ствуй -те!». Педагог показывает «лесенку» правой рукой или перемещает руки по схеме: голова, плечи, туловище. «А теперь поздороваемся ручками и ножками» (отхлопывает и протопывает ритмическую структуру слова). Дети выполняют все действия по образцу. Затем педагог обращается к каждому ребенку: «Ты кто?» ( пропевает на двух нотах и прохлопывает слоговую структуру слов). Дети: «Ва- ся , Ка- тя и т. д.» (также поют и хлопают).
«МЫШЕЛОВКА» Дидактические задачи: развитие слухового восприятия, голосового диапазона, чувства темпа и ритма. Музыкальный материал: Ч. 1 — попевка на двух нотах, Ч. 2 — «Латвийская полька», музыка А. Жилинского , или любая энергичная музыка. Методика проведения. Часть детей составляет круг — мышеловку. Они стоят, держась за руки и высоко подняв их. Остальные дети — мышки. Дети, стоящие в кругу, поют, ладонями отхлопывая ритмический рисунок мелодии по внешней поверхности бедра: Все спят... Та - та [I I] Детки спят... Ти-ти - та [II I] Волк спит... Та-та [I I] Мишка спит... Ти-ти - та [II I] Только мышки не спят, Ти - ти -та- ти - ти -та [II I II I] Они кушать хотят, Ти-ти - та - ти-ти - та [II I II I] В мышеловку глядят. Ти-ти - та - ти-ти - та [II I II I] После этих слов звучит музыка, и мышки начинают бегать, суетиться, пищать «с-с-с-с», — выбегать из круга. По окончании звучания музыки мышеловка захлопывается — дети опускают руки. Часть мышей остается пойманной. Дети меняются ролями или играют до тех пор, пока все мышки не будут переловлены. «ПРОГНОЗ ПОГОДЫ» Дидактические задачи: развитие динамического диапазона, наглядно-образного мышления. Игровой материал: карточки с изображением различных погодных явлений. Музыкальный материал: фонограммы театральных шумов. Методика проведения. Упражнение проводится в несколько этапов: Первый этап. Детям предлагается прослушать фонограмму, на которой звучит «прогноз погоды» в форме театральных шумов. После прослушивания дети рассказывают о предстоящей погоде. Второй этап. На фланелеграфе при помощи карточек выкладывается прослушанный «прогноз погоды». Третий этап. Детям предлагается озвучить карточки. Инструментальное музицирование
«МУЗЫКА НА КУБИКАХ» Дидактические задачи: развитие зрительно-двигательной координации, чувства ритма. Игровой материал: 4 кубика, на плоскостях которых написаны простейшие ритмические схемы, музыкальные инструменты. Музыкальный материал: народная плясовая мелодия «Ах вы, сени» Методика проведения. Ведущий бросает кубик, дети читают ритмическую запись на оказавшейся сверху стороне, используя ритмослоги (та — та, ти-ти-ти — та). Затем воспроизводят предлагаемый ритмический рисунок хлопками в ладоши и исполняют на инструментах. Педагог предлагает детям подобрать слово, отвечающее заданной ритмической схеме. Выбор слов определяется изучаемой лексической темой. Подобранные слова помогают тем детям, которые не могут быстро ориентироваться по схемам во время игры в оркестре. «КАМУШЕК, ОРЕШЕК, ЖЕЛУДЬ ИЛИ ШИШКА» Дидактические задачи: развитие тактильного восприятия, репродуктивного мышления, чувства ритма. Игровой материал: «мешочек с сюрпризами» (шишки, орехи, желуди, каштаны). Методика проведения. Перед игрой педагог вместе с детьми фантазирует, будто они пришли в лес, в котором ночью был сильный ураган. По всему лесу разбросаны шишки, желуди, орехи, колючие каштаны. Ребятам предлагается на ощупь, с закрытыми глазами определить, что находится рядом с ними. Тот, к кому подходит педагог, должен назвать свою находку, определяя, какому дереву принадлежит найденный плод. Игра заканчивается инструментальным музицированием с этими предметами по партитуре или показу педагога.
«ТЕЛЕГРАФ» Дидактические задачи: развитие тактильно-кинестетической памяти, мышления, чувства ритма. Методика проведения. Дети стоят друг за другом («паровозиком»). Они по очереди отстукивают ритмический рисунок, заданный педагогом, по спине впереди стоящего. Первый в строю ребенок прохлопывает ритм в ладоши. Педагог оценивает результат. Затем все дети прохлопывают ритм и подбирают слова на определенную лексическую тему с данной ритмической структурой. «ТЕЛЕВИЗОР» Дидактические задачи: развитие зрительной памяти, умения воспроизводить заданный ритмический рисунок. Игровой материал: «телевизор», ритмические блоки, тематические картинки, музыкальные инструменты или их заместители. Музыкальный материал: музыкальные фрагменты различных размеров (марш, полька, русская народная плясовая, вальс, чарльстон, тарантелла). Методика проведения. Игра проводится в два этапа: Первый этап. Педагог просит детей запоминать, что им покажут по телевизору. На экране появляется определенный ритмический рисунок, дети его запоминают, в затем поочередно воспроизводят, используя музыкальные инструменты или их заместители. Второй этап. Педагог открывает несколько картинок, а дети выбирают ту, звукослоговой структуре слова-названия которой соответствует заданный ритмический рисунок.
«ЧУДО-ДОМИК» Дидактические задачи: активизация словарного запаса по теме «Животные», совершенствование музыкально-слуховых представлений. Игровой материал: сказочный домик, музыкальные инструменты (барабан, бубен, треугольник и т.п.). Музыкальный материал: «Ежик», музыка Д. Кабалевского ; «Лягушка», музыка В. Ребикова ; «Слон», музыка К. Сен-Санса. Методика проведения. Педагог говорит: «К нам на занятие пришли гости, но где же они спрятались? Может быть, здесь ...» Педагог показывает на сказочный домик. Звучат мелодии знакомых произведений о животных. Дети узнают мелодию и называют характерные признаки животных, используя прилагательные. Затем организуется музыкальный диалог животных. «ОРКЕСТР» Дидактические задачи: активизация слухового и зрительного внимания, развитие музыкального слуха, чувства темы, ритма. Игровой материал: музыкальные инструменты или их заместители, партитура. Музыкальный материал: «Регтайм», музыка С. Джеплина , или любая ритмичная музыка. Методика проведения. Педагог предлагает детям прослушать музыкальное произведение или отрывок из него. Первый вариант. Педагог с детьми составляет партитуру из линий или берется готовая партитура с ритмоблоками . Дети по дирижерскому жесту педагога озвучивают партитуру с помощью музыкальных инструментов в заданном темпе. Второй вариант. Дети на музыкальных инструментах или их заменителях аккомпанируют музыкальному руководителю, играющему на фортепиано, при этом ориентируются на слуховое восприятие и дирижерский жест педагога.
2. Речедвигательные упражнения Дыхательно-артикуляционный тренинг «ГОВОРЛИВЫЙ РУЧЕЕК» Дидактические задачи: развитие артикуляционной моторики. Методика проведения. Дети берутся за руки, идут друг за другом и проговаривают песенку ручейка: «По камешкам — динь-динь-динь, по корягам — буль-буль-буль, по осоке — ш-ш-ш-ш». «ГУДОК» Дидактические задачи: развитие слухового и зрительного внимания, силы и длительности речевого выдоха. Игровой материал: фонограмма театрального шума «Поезда». Методика проведения. Педагог сообщает детям: «Сегодня мы отправимся в путешествие. На чем же мы поедем?» Звучит театральный шум «Поезда». Дети определяют, на чем они поедут, считают, сколько паровозиков их повезут и подражают гудку паровоза. Сила звука регулируется дирижерским жестом: «У — у!»
«ПОВТОРИ-КА» Дидактические задачи: воспитание удлиненного речевого выдоха, развитие просодических компонентов речи. Методика проведения. Педагог предлагает повторять за ним текст эхом. Каждый раз количество слов во фразе увеличивается. Дети должны произносить фразу на одном дыхании. 1. Парк... Парк, слушай... Парк, слушай песню... Парк, слушай песню ветра... Парк, слушай песню ветра: «у-у-у-у» (вокальное музицирование с использованием партитуры). 2. Снег... Снег скрипит... Снег скрипит от мороза... Снег скрипит от мороза: « кгх-кгх-кгх » (звуковая импровизация). 3. Дождь... Дождь поет... Дождь поет песню... Дождь поет песню осени (ритмическая импровизация с использованием шумовых инструментов). «ВЕТЕР, ВЕТЕР...» Дидактические задачи: развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха. Методика проведения. Дети имитируют дуновения ветерка в разное время года, используя для этого различные фонемы. У Весны ветер ласковый и нежный, теплый — ф-ф-ф-ф. У Лета — жаркий, согревающий — х-х-х. У Осени — прохладный — с-с-с. У Зимы — холодный, студеный — в-в-в-в. Вдох производится носом, выдох ртом — без напряжения. Для создания образа теплого ветра дети широко открывают рот и дуют на ладошку (от кисти до кончиков пальцев). Холодный ветер изображается долгим выдохом через вытянутые губы. Ветер общается с нами: его можно ощутить, услышать, увидеть.
«ЧУДАК» Дидактические задачи: развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха, эмпатии. Игровой материал: бумажный осенний листок, снежинка, тучка, птичка, воздушный шарик. Методика проведения. Педагог читает стихотворение: Там, на холмах, сидит чудак, Сидит и дует так и сяк. Он дует вверх, Он дует вбок, Он дует вдоль и поперек. Затем педагог кладет себе на ладонь вырезанный из бумаги осенний листок (снежинку, тучку, птичку, воздушный шарик) и подносит его ко рту ребенка. Называя имя ребенка, он аккуратно сдувает листок. Ребенок ловит его и, сдувая, называет имя следующего ребенка. «КРИЧАЛКИ» Пр оведения. Перед началом игры педагог просит детей назвать слова по изучаемой лексической теме. Затем каждому ребенку предлагается проговаривать «свое» слово, ориентируясь на действия педагога. Первый вариант. Звучание ударного инструмента сопровождается одновременным проговаривание слов. Громкость произношения определяет сила звучания инструмента. Второй вариант. Педагог объясняет, что положение рук в пространстве является регулятором громкости. Когда руки поднимаются вверх — звук усиливается, когда руки опускаются вниз — звук становится тише, когда руки сжаты «в замок» — тишина. Можно разделить детей на группы, поставив одну слева, другую справа от педагога. Таким образом, группы детей будут ориентироваться на левую и на правую руку педагога.
«МУРАВЕЙНИК» Дидактические задачи: развитие артикуляционной моторики и мимики, слуховой памяти. Игровой материал: «муравейник и муравьи», пиктограммы. Методика проведения. Педагог рассказывает детям историю: «В муравейнике живет много муравьев. Однажды утром, когда проснулось солнышко, деревья зашумели своей листвой, желая всем жителям леса доброго утра, обогрело солнышко и муравейник...» Дети теплым воздухом дуют на муравейник (открытым ртом «х-х-х»). «Проснулись муравьи, зашевелились (приставить палец к щеке и обвести вокруг него языком изнутри, слева и справа) и стали вылезать из муравейника. Первым появился маленький муравьишка и очень удивился: "О!", затем вылезли хмурые взрослые муравьи и посмотрели по сторонам: "У!"...» Педагог играет различное количество звуков, вызванный ребенок ставит рядом с муравейником картинки с соответствующим количеством муравьев, а остальные дети мимически воспроизводят пиктограмму и произносят звук, указанный на карточке. «ЩИ ИЗ ТОПОРА» Дидактические задачи: развитие артикуляционной и пальчиковой моторики, продолжительного выдоха, сенсорных представлений. Методика проведения. Предварительно на занятиях дети знакомятся со сказкой «Каша из топора» и на ее основе составляют сюжет новой сказки «Щи из топора». Педагог раздает детям вырезанные геометрические фигуры. Они подбирают похожий по цвету или форме овощ, называя его. Если детям трудно выполнить это задание, то используются муляжи или настоящие овощи. Рассказывая сказку, дети кладут в кастрюлю необходимые продукты. Параллельно с рассказом предлагается двигательное и звукоподражательное изложение сказки. Для иллюстрирования предлагаются следующие движения: «разжигание огня» — ритмичные щелчки пальцами обеих рук; «раздувание огня» — набрать воздух через нос и медленно выдыхать через рот, сложив губы трубочкой в виде буквы «о»; «кипение воды» — дети держат щечки пальцами и, раздувая их, воспроизводят шум кипящей воды или, раздувая щеки и резко выталкивая воздух изо рта, произносят: «Пых-пых-пых...»; «мытье овощей» — одна рука у ребенка сжата в кулак, ладошкой второй руки он трет его. Затем руки меняются; «резка картошки» — по ладошке одной руки ребенок ритмично ударяет ребром другой руки (движения идут от кисти к кончикам пальцев); «шинкование капусты» — руки у детей сжаты в кулачки, продолжительными движениями с усилием ритмично трут ноги выше колен; «шинкование морковки» — четкие, резкие, скользящие движения ладошки одной руки по ладошке другой. Все движения сопровождаются определенными ритмически организованными звуками, которые заранее подбираются детьми. В процессе иллюстрирования сказки дети должны как можно полнее использовать весь накопленный багаж двигательных и звукоподражательных средств.
«МАШИНКИ» Дидактические задачи: раскрепощение голосового аппарата, развитие артикуляционной моторики, слухового внимания и быстроты реакции. Методика проведения. Игроки сидят в кругу. Педагог предлагает детям запомнить 2 команды: « Дрынн !» и «И-и-и-и». Чтобы начать движение машинки, играющий поворачивается к своему соседу и говорит: « Дрынн ». (Если «р» отсутствует, следует заменить « дрынн » кучерским «р» — двугубной вибрацией). Тот, к кому «приехала машина», может отправить ее дальше, повернувшись к соседу слева и повторив « дрынн », или развернуть машинку в другую сторону, сказав «и-и-и». Игра должна проходить в быстром темпе. Звуковой сигнал движения должен быть непрерывным, то есть игрок произносит свой вариант до тех пор, пока следующий участник не продолжит звук. «МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ» (2) Дидактические задачи: активизация внимания, развитие умения выражать чувства пантомимикой, развитие произвольного выдоха. Игровой материал: мыльные пузыри. Музыкальный материал: «Лодочка», музыка Т. Хренникова, или любая неторопливая музыка с простой и ясной фразировкой. Методика проведения. Дети вслед за педагогом имитируют выдувание мыльных пузырей, затем под неторопливую музыку передвигаются в свободном направлении по залу, подражая движению мыльных пузырей. С окончанием музыки дети садятся на пол и «замирают», наблюдая за полетом настоящих мыльных пузырей (их выдувает педагог). Звучит музыка, и дети вновь «оживают». Для тренировки мягкого экономного выдоха дети сами выдувают мыльные пузыри.
«ЗАГАДКИ» Дидактические задачи: развитие слухового внимания, длительности речевого выдоха, интонационной выразительности. Методика проведения. Речевой материал подбирается в зависимости от изучаемой лексической темы. Например, тема «Животные». Педагог загадывает детям загадку: «Из кустов шипуля , за ногу тяпуля ». Дети произносят загадку несколько раз в различном темпе, используя всевозможные интонационные оттенки, затем называют отгадку (змея). «ЗАГАДОЧНАЯ ТРУБОЧКА» Дидактические задачи: развитие тактильной памяти, продолжительного выдоха, экономного расходования дыхания, стимулирование творческой активности. Игровой материал: маленькие пластмассовые трубочки по количеству детей. Методика проведения. Игра проводится в парах. Один ребенок дует через трубочку на протянутую ладошку другого, стоящего с закрытыми глазами. Струя воздуха обрисовывает на ладошке простейшую фигуру или движется в определенном направлении. Ребенок, получивший соответствующее тактильное ощущение, должен воспроизвести указательным пальцем на ладони своего партнера воспринятую фигуру или направление струи. В случае правильного решения дети меняются ролями. Парная игра заканчивается коллективной творческой работой по конструированию из трубочек определенных моделей.
Игровой массаж и пальчиковая гимнастика « МИМИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА» Дидактические задачи: выполнение мимических движений по подражанию, экспрессивное выражение эмоций. Методика проведения. Педагог рассказывает стихотворение и показывает движения, а дети за ним повторяют. При выполнении этого упражнения необходимо помнить, что массировать нужно подушечками пальцев, без нажима на кожу. Эта же потешка используется для массажа по методу А.А. Уманской [2001]. Здесь живет Хмурилка , Ребенок нахмурился, указательные пальцы возле сведенных бровей. Здесь живет Дразнилка, Упражнение «Буратино», ребенок показывает язык. Здесь живет Смешилка, Указательные пальчики на щеках, ребенок улыбается. Здесь живет Страшилка. Глаза широко открыты, руки вытянуты вперед, пальцы растопырены, рот открыт. Это носик Бибка! Указательные пальцы сведены на кончике носа. А где твоя улыбка? Дети отвечают улыбкой на вопрос педагога. Здесь живет Хмурилка, Массируется точка на лбу между бровями; Здесь живет Дразнилка, Массируются точки по краям крыльев носа; Здесь живет Смешилка , Массируется точка по срединной линии лица на нижней челюсти, между нижней губой и подбородком. Здесь живет Страшилка. Широко раскрывая рот, вытащить как можно дальше язык, при этом потягивая с умеренной силой руками мочки ушей сверху вниз. Это носик Бибка! Поочередно подушечками указательных пальцев касаться кончика носа. А где твоя улыбка? Подушечками указательных пальцев массировать точки в углах рта.
«ЧТО?», «ГДЕ?» Дидактические задачи: формирование адекватной самооценки, снятие мышечного напряжения с помощью игрового массажа. Методика проведения. Педагог читает потешку, по ходу чтения выполняет движения обеими руками. Дети повторяют эти движения. «ГРЕЧНЕВАЯ КУКОЛКА» Дидактические задачи: снятие эмоционального напряжения, повышение речевой активности. Игровой материал: «Гречневая» куколка (кукла, выкроенная из байкового материала, туловище наполнено гречкой, голова — ватой). Методика проведения. Перебирая пальцами туловище куколки, педагог вместе с детьми произносит различные потешки. Например: Вот какие мы большие — Не малюсенькие. Вот такие, вот такие, Вот такусенькие! Ножки мыли? — Мыли! — Ручки мыли? — Мыли! — Щечки мыли? — Мыли! — Все помыли! И теперь мы чистые, зайчики пушистые! Вот глаза у нас какие: Голубые-голубые, Прикрыть ладонями глаза, чтобы свет не проникал; быстро заморгать, затем закрыть и расслабить глаза. Носик — пуговкой у нас, Указательный палец поста вить на кончик носа, медлен но приблизить к нему глаза. Брови — ниточкой у глаз. Движения глазами вверх, чтобы «видеть» макушку, подушечкой указательного пальца левой руки поглаживаем правую бровь, а правой рукой — левую. Ушки маленькие, Большими и указательными пальцами теребим мочки ушей. Губки аленькие, Облизываем губы по часовой стрелке. Щечки, шейка, Мягкие поглаживания по щекам; обнять ладошками шею и медленно вести по шейному отделу позвоночника. Лобик, Соединить пальцы рук на середине лба и медленно, слегка надавливая, вести в разные стороны. Рот Вытягивать рот «трубочкой» и растягивать в улыбке. И наш пухленький живот! Поглаживание по часовой стрелке.
«ЧЕРЕПАХА» Дидактические задачи: развитие координации речи и движений, ориентировки в пространстве, партнерских отношений, регулирование мышечного тонуса. Методика проведения. Дети разделяются на пары. Один ребенок подставляет спину, другой выполняет массажные движения. Затем они меняются местами. «ВВЕРХ, ВНИЗ» Дидактические задачи: развитие координации речи и движений, голосового модулирования. Методика проведения. Дети достают из карманов веревочки и повторяют за логопедом слова и движения: Шла купаться черепаха Похлопывание по спине собранными пальцами (чашечка) сверху вниз. И кусала всех со страха: Энергичное пощипывание от поясницы вверх по спине. «Кусь-кусь-кусь, Кусь-кусь-кусь, Медленные вибрирующие движения слегка согнутыми пальцами. Никого я не боюсь. У-У!» (быстро повернуться и испугать партнера). Изобразить испуг (откинуться назад). Вверх змея, вниз змея. И еще, еще разок. Попеременно обводят веревкой каждый палец — сверху, снизу (от указательного и обратно). А теперь наоборот, Вот змея назад ползет. Затем сворачивают веревочку в клубок, озвучивая свои движения ( пропевая гласную «у»).
«ДОЖДИК» Дидактические задачи: развитие координации речи и движений, ориентировки в пространстве, партнерских отношений, регулирование мышечного тонуса. Методика проведения. Дети разделяются на пары. Один ребенок подставляет спину, другой выполняет массажные движения. Затем они меняются местами. «ЛАСКОВАЯ КИСТОЧКА» Дидактические задачи: снятие мышечного напряжения, развитие координации движений и речи. Игровой материал: беличьи кисточки по количеству детей. Методика проведения. Дети сидят на полу или стульях полукругом и вместе с педагогом проговаривают текст, «раскрашивая» пальчики. Затем педагог опрашивает каждого ребенка, в какой цвет кисточка выкрасила его пальчики (экспресс-диагностика эмоционального состояния). Дождик, дождик, что ты льешь? Погулять нам не даешь? Постукивание пальцами по спине сверху вниз, затем снизу вверх. Грянул гром, как из пушек, Мягкое поколачивание кулаками по рукам (от плеч к кистям). Будет праздник у лягушек, Пощипывание от кистей рук к плечам. А мы под крышами сидим и молчим! Соединить ладони над головой, сжать губы, затем улыбнуться, расслабиться. Вышла кисточка гулять, Стала пальчики считать: Педагог раздает кисточки детям. Раз — большой, Два — указательный, Три — средний, Четыре — безымянный, Пять — мизинец. Ребенок проводит кисточкой сверху вниз по каждому пальцу и произносит текст. Здравствуйте, здравствуйте! Вращает кисточку между ладонями.
«ПРОБУЖДЕНИЕ ЗАЙКИ» Дидактические задачи: воспитание у детей осознания частей своего тела, развитие речедвигательной координации. Методика проведения. Дети сидят полукругом на полу, педагог перед ними демонстрирует образец выполнения движений, текст произносится сопряженно. «ВОТ НА УЛИЦЕ МОРОЗ» Дидактические задачи: развитие тактильного восприятия, координации движений и речи. Методика проведения. Педагог произносит вместе с детьми: Серый зайка просыпается, В гости к другу собирается. Дети, сидя, «потягиваются», стопы — параллельно друг другу стоят на полу. Вымыл ножки, застегнул сапожки Круговые движения вокруг щиколоток. И коленочки потер, как учил его бобер. Массируют колени. Вымыл носик, Массируют указательными пальцами точки в области гайморовых пазух. Глазки, Проводят указательными пальцами по линии бровей от переносицы к вискам. Правое ухо, левое ухо, Указательным и большим пальцами растирают мочку правого уха, затем левого. Вытерся, и стало сухо! Встают на ноги, руки — скрестно , проглаживают два раза ладонями от плечей до локтей. Разводят обе руки в стороны. Вот на улице мороз! Руки на поясе. Ну-ка, все потрите нос! Трут кончик носа. Ни к чему нам бить баклуши, Грозят правым указательным пальцем. Ну-ка, взялись все за уши: Покрутили, повертели, Вот и уши отогрели! Указательным и большим пальцами держатся за мочки ушей и вращают их вперед, затем назад. По коленкам постучали, Стучат ладонями по коленям. По плечам похлопали, Руки — скрестно на уровне груди, хлопают ладонями по плечам. Ножками затопали! Топают ногами.
Речевые игры и ролевые стихи «МАТЬ И ДИТЯ» Дидактические задачи: развитие слухового восприятия, ритмического чувства, звукослоговой структуры слова, активизация словарного запаса по теме «Животные и их детеныши». Игровой материал: карточки с изображением домашних животных. Методика проведения. Педагог читает стихотворение, а дети договаривают окончания фраз. КТО КЕМ СТАНОВИТСЯ? Жил-был маленький щенок — Он подрос, однако, И теперь он не щенок, А взрослая... (собака). Жеребенок с каждым днем Подрастал и стал ... (конем). Бык — могучий великан В детстве был ... (теленком). Этот важный кот Пушок Маленьким ... (котенком). А отважный петушок Крохотным... (цыпленком). 1 вариант. Педагог показывает картинку с изображением взрослого животного. Дети хлопают ладонями по коленкам звукослоговую структуру слова. При показе картинки с изображением детеныша животного дети кулачками отстукивают ритмический рисунок слоговой структуры названия животного. 2 вариант. Дети получают карточки с изображением животных. По сигналу педагога начинают имитировать звуки тех животных, карточки которых у них в руках, и в поисках своей семьи двигаются по залу. Ориентируясь только на звуки, дети должны собраться в группы, не показывая друг другу карточки.
«ПОВСТРЕЧАЛИСЬ» Дидактические задачи: развитие памяти, координации речи и согласованных движений пальцев рук. Методика проведения. Педагог читает стихотворение, соединяя пальцы своей руки с пальцами ребенка. Ребенок дополняет фразу педагога звукоподражанием голосам животных. Это упражнение выполняется вначале правой рукой, а затем левой. Дети ходят врассыпную и «бодаются». Бу-бу , я рогатый, Бу-бу , я хвостатый, Бу-бу , я ушастый, Бу-бу , очень страшный, Всех испугаю, всех забодаю! «ПРОЛЕТАЕТ САМОЛЕТ» Дидактические задачи: развитие просодических компонентов речи, умения координировать движения с речью и пением. Музыкальный материал: любая ритмичная музыка в размере 2/4. Методика проведения. Перед началом чтения стихотворения дети изготавливают самолетики из бумаги и с ними играют: запускают, озвучивая их путь, водят по ладошке и пропевают маршрут полета, выкладывают на полу различные пилотажные комбинации. Затем дети с педагогом рассказывают стихотворение, сопровождая слова движениями. Повстречались два котенка — Мяу-мяу! Педагог соединяет свой мизинец правой руки с мизинцем правой руки ребенка. Два щенка — ав-ав! Соединяют безымянные пальцы. Два жеребенка — иго-го! Соединяют средние пальцы. Два козленка — ме-е! Соединяют указательные пальцы. Два быка — му -у! Смотри, какие рога! Соединяют большие паль- цы ; двумя пальцами ( ука - зательным и мизинцем) педагог делает ребенку «козу». Пролетает самолет. С ним собрался я в полет. Смотрят вдаль из-под правой руки; смотрят вдаль из-под левой руки. Правое крыло отвел — посмотрел, Отвести прямую правую руку. Левое крыло отвел — поглядел. Отвести левую руку. Я мотор завожу и внимательно гляжу, Гудят, как мотор, делая «мотал очку». Поднимаюсь ввысь, лечу, Возвращаться не хочу! Звучит музыка, дети «летают» по залу.
«ОЗВУЧИВАЕМ СКАЗКИ» Дидактические задачи: развитие быстроты реакции, чувства темпа и ритма, артикуляционной моторики. Методика проведения. Педагог читает текст, дети сопровождают рассказ звучащими жестами, звукоподражанием, договаривают фразы. Для озвучивания фрагментов сказок, стихотворений можно применять и музыкальные инструменты, выбирая их в соответствии с содержанием произведения и характером игрового персонажа. Пример озвучивания сказки «О непослушном козлике». Живет у бабушки козлик — остренькие рожки да быстренькие ножки. По двору бегает, птичек гоняет, бабулю забавляет. Говорила ему бабуля: «Не ходи, козлик, в лес гулять, там волк страшный. Не ходи, козлик, в лес!» А козлик не послушался и убежал, только и слышно, как зацокал копытами по дороге (дети выполняют поочередные хлопки правой и левой руками по коленям). Перепрыгнул через забор (дети поднимают руки вверх, хлопают в ладоши, затем ударяют по коленям) и побежал по мостовой (дети попеременно кулачками стучат по груди), бежит, кричит: «Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь...» Педагог : Ой, что это? Дети : Ой, что это? Педагог : Болото! Его не обойти? Дети : Его не обойти! Педагог : Дорога напрямик! (« чап-чап-чап » — дети ритмично оттягивают одновременно правую и левую щеки). Козлик : Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь... (дети выполняют поочередные хлопки правой и левой руками по коленям). Педагог : Ой, что это? Дети : Ой, что это? Педагог : Река! Ее не обойти? Дети : Не обойти! Педагог : Дорога напрямик! Дети (языком): Буль-буль-буль! Козлик : Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь... Педагог : Ой, что это? Дети : Ой, что это? Педагог : Лес! Страшный лес. Дети : У-у-у. Педагог : Дремучий лес. Дети : Ш-ш-ш. Испугался козлик и бросился бежать. Бежит через речку (дети: «буль-буль-буль»), по болоту (дети: « чап-чап-чап » оттягивают правую и левую щеки), по мостовой (кулачками поочередно стучат по груди), через забор (дети поднимают руки вверх и ударяют по коленям), по двору (поочередные хлопки правой и левой руками по коленям). Педагог : К нам прибежал, «ох», сказал. Козлик : Ох! Дети и козлик : Буду слушаться бабулю. Больше в лес не побегу я.
«ВОРОБЕЙ» Дидактические задачи: развитие быстроты реакции, слухового внимания, плавности речевого выдоха. Игровой материал: картинки с изображением деревьев. Методика проведения. Игра проводится в кругу. Дети выбирают картинки с изображением деревьев, кладут их перед собой. Педагог дает образец плавной выразительной речи, начинает игру словами: «Летел воробей, устал воробей, присел на березу». Ребенок, выбравший картинку березы, продолжает: «Чив, чив, сидел воробей на березе, слетел воробей на дуб». Ребенок, выбравший картинку дуба, продолжает: «Чив, чив, сидел воробей на дубе, слетел воробей на клен». Игра продолжается, пока воробей не «облетит» все деревья. «МЕСИМ, МЕСИМ ТЕСТО» Дидактические задачи: воспитание отношений партнерства, развитие координации речи и движений. Музыкальный материал: попевка на двух звуках. Методика проведения. Дети стоят в кругу, пропевают на двух звуках слова, сопровождая их движениями. Под слова: «Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой, оставайся такой да не лопайся!» — расходятся как можно шире, стремясь разорвать круг. Два человека, чей узел разорвался, становятся в центр круга. Побеждают самые сильные и ловкие. Месим, месим тесто, Выполняют разминание рук. Есть в печи место. Берутся за руки и сужают круг. Испечем мы каравай, Кладут руки на плечи соседей. Переваливай, валяй! Покачиваются с ноги на ногу, не отпуская рук.
«ЛЕТЕЛ ЛЕБЕДЬ» Дидактические задачи: развитие слухового восприятия, быстроты реакции, ритмичности и координации движений рук и речи. Методика проведения. Дети встают в круг, положив свою правую руку на левую руку соседа ладонью вверх, и хором произносят считалку: «Летел — лебедь — по синему — небу — загадал — число...» Под каждое слово считалки поочередно делается ход — хлопок по левой руке соседа слева. Тот ребенок, на которого выпало слово «число», называет вслух любое число и делает хлопок. Затем дети хором вслух считают хлопки. Задача ребенка, на которого выпадает загаданное число, быстро убрать руку из-под хлопка. Кто не успел — выбывает из игры. Речевой материал может варьироваться в зависимости от изучаемой лексической темы. Например: «Шла — собака — по дороге — и считала — до пяти — раз...» «ДОЖДИК, ЛЕЙ, ЛЕЙ, ЛЕЙ!» Дидактические задачи: развитие слухового восприятия, продолжительного речевого выдоха, координации речи и движений, регулирование мышечного тонуса. Игровой материал: фонограмма театрального шума «Дождь», маска Бабы Яги, фонарик. Методика проведения. Звучит фонограмма театрального шума
Игрогимнастика «ХОДЬБА» Дидактические задачи: развитие ориентировки в пространстве, чувства темпа и ритма. Музыкальный материал: «Марш», музыка Н. Богословского [11] (см. Приложение), или любая ритмичная музыка в умеренном темпе. Методика проведения. Дети под музыку ходят по залу за водящим (по кругу, по периметру). По окончании музыки останавливаются перед стульчиками. Упражнение может выполняться с предметами, например с игрушками: во время ходьбы дети держат игрушку в правой руке, левая рука — на поясе. «ВЕТЕР И ВЕТЕРОК» Дидактические задачи: развитие слухового восприятия, выразительности движений. Игровой материал: деревянные палочки (прутики). Музыкальный материал: пьеса «Лендлер», музыка Бетховена. Методика проведения. Педагог : «Покажите, как ветерок качает ветки деревьев». Дети берут в руки прутики, по показу педагога поднимают руки вверх, раскачиваются в стороны с небольшой амплитудой. Музыкальный руководитель исполняет пьесу «Лендлер». Педагог : «А теперь налетел сильный ветер... А вот опять легкий ветерок». Дети в соответствии с музыкальными фразами выполняют раскачивание с различной амплитудой.
«У РЕБЯТ ПОРЯДОК СТРОГИЙ…» Дидактические задачи: развитие умения ориентироваться в пространстве, выполнение коллективных, согласованных действий. Методика проведения. Дети маршируют по залу и произносят слова: У ребят порядок строгий, Знают все свои места, Ну-ка, быстро повторите так, Как покажу вам я! После последней строчки педагог показывает, как нужно построиться: руки перед собой округлые — в круг, руки в стороны на уровне плеч — в шеренгу, две вытянутые перед собой руки — в колонну. «МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ» Дидактические задачи: развитие ориентировки в пространстве, осознанное выполнение действий, изображенных на предъявляемых схемах. Игровой материал: схемы движения. Методика проведения. Предварительно дети знакомятся с вариантами схематичного изображения перестроений (движения змейкой, по кругу, улиткой, парами, тройками, в шеренгу и т.д.). Затем они схематически изображают заданное движение на ладони партнера. В результате дети выполняют перестроения с опорой на схемы.
«НЕ ЗЕВАЙ!» Дидактические задачи: развитие слухового внимания, чувства темпа, зрительно-двигательной координации, активизация глагольной лексики. Методика проведения. Дети перебрасывают друг другу мяч, стоя в кругу. Движения мяча подчиняются заданному темпу, который выстукивает педагог. Ребенок, кидающий мяч, называет любое слово по изучаемой теме (в именительном падеже). Тот, кто ловит мяч, мгновенно добавляет подходящий по смыслу глагол: — Облако ... плывет! — Костер ... разгорается! «ГОЛОВНОЙ УБОР» Дидактические задачи: развитие слухового внимания, координации движений и музыки, аналитико-синтетических мыслительных операций. Игровой материал: головные уборы. Музыкальный материал: разнохарактерные музыкальные фрагменты (марш, полька, спокойная ходьба). Методика проведения. Дети выбирают себе головные уборы и надевают их. Педагог рассказывает детям историю: «В одном городе жил мастер — шляпник. Он делал шляпы и кепки, фуражки и панамы. Однажды ему это надоело: каждый день одно и то же! И он решил изготовить такие головные уборы, каких еще никогда не было. Сначала он придумал для них названия, а потом взялся за работу. А назывались новые головные уборы так: кепканама , фураляпа , цилилотка ». Звучит музыка, дети двигаются по залу в соответствии с заданным темпом и ритмом. Как только педагог произносит название фантастического головного убора, дети, из чьих уборов можно составить это слово, встают в пару. Например, педагог говорит: « Фураляпа !» — за руки берутся ребенок в фуражке и ребенок в шляпе. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не примут в ней участие.
«КЕНГУРУ» Дидактические задачи: развитие звуковысотного слуха, координации движений, ориентировки в пространстве, активизация словарного запаса. Музыкальный материал: Фонограмма «Кенгуру», музыка Сен-Санса. Методика проведения. Дети слушают музыку, называют персонаж музыкального произведения и средства музыкальной выразительности (мелодия быстрая, осторожная, с остановками и прыжками, средний регистр). Педагог : «Кенгуру внимательно и заботливо оберегает своего детеныша. Если нет рядом опасности, кенгуру прыгает легко и беззаботно». Эстафета проходит между двумя командами. Задача каждого участника — пропрыгать дистанцию на двух ногах, держа между коленями мяч, затем передать мяч следующему ребенку. Педагог подводит итоги игры, называет победившую команду. «ДИСНЕЙЛЕНД» Дидактические задачи: развитие зрительно-двигательной координации. Игровой материал: небольшие игрушки. Методика проведения. Педагог предлагает детям различные игрушки, изображающие героев из любимых мультфильмов. Ребенок должен скопировать позу игрушки, то есть перевоплотиться в выбранный им персонаж.
Игроритмика «СОЛНЫШКО И ДОЖДИК» Дидактические задачи: развитие координации движений, пластики, голосового диапазона. Игровой материал: музыкальные инструменты (ксилофон, металлофон, треугольник), зонт, серебряные нити. Музыкальный материал: «Вальс». Ч. 1, музыка Д. Шостаковича. «Дождик». Ч. 2, музыка А. Александрова. Методика проведения. Педагог предлагает детям услышать и воспроизвести капли дождя и лучи солнца в следующих ситуациях: — в движении; — в игре на музыкальных инструментах; — в вокальных импровизациях. Педагог : Светит солнышко в окошко, Не промочите вы ножки, Выходите погулять, Порезвиться, поиграть! Под первую часть музыки (вальс) дети свободно танцуют, сопровождая движения вокальной импровизацией. Педагог : По деревьям и по крышам Дождик прогуляться вышел! Звучит тема Дождя. Педагог или ребенок исполняют ее на металлофоне, ксилофоне или на треугольнике. Появляется Дождь с серебряными нитями на запястьях. Танцует, подступает к зонту то с одной, то с другой стороны, пытаясь «намочить» детей. Другие варианты проведения игры: 1. Под музыку, имитирующую дождь, дети выполняют «танец ладошек» (шлепают ладошками одна об одну). На смену музыки выполняют плавные движения, изображающие теплые «лучи солнца». 2. Импровизированный танец (вальс) «Капелек и солнечных лучиков» с лентами голубого и оранжевого цвета. 3. Сочетание танцевальной импровизации «лучей солнца» с инструментальным вариантом «капелек».
«РАЗНОЦВЕТНАЯ ЛИСТВА» Дидактические задачи: развитие умения передавать с помощью движений характер музыки. Игровой материал: цветные ленточки. Музыкальный материал: «Вальс», музыка Д. Кабалевского Методика проведения. Игра проводится в два этапа. Первый этап. Детям предлагается вспомнить, какие деревья растут в парке, в лесу. Каждому дереву соответствует определенное положение рук: «дуб» — руки к плечам (могучее дерево), пальцы сжаты в кулаки; «осина» — пальцы растопырены, руки, согнутые в локтях, подняты вверх, кисти дрожат; «береза» — руки подняты вверх, кисти рук наклонены в стороны; «елка» — руки опущены вниз, вдоль бедер, кисти приподняты; «ива» — кисти рук скрещены вверху над головой и немного наклонены вперед. Дети по команде педагога изображают соответствующее дерево. Второй этап. Детям раздаются по две цветные ленточки, которые соответствуют осенней цветовой гамме листвы. (Дуб — коричневый, осина — оранжевая, красная, береза — желтая, елка — зеленая.) Под музыку дети выполняют танцевальную композицию «Танец осенних листочков». Музыкальное произведение исполняется два раза: первый раз дети выполняют движения по образцу педагога, при повторе произведения танцуют те из них, у кого цвет ленточек соответствует названному педагогом дереву. Дети используют знакомые танцевальные движения. Затем из ленточек дети конструируют осеннее дерево. «ПТИЧИЙ ГОМОН» Дидактические задачи: развитие слухового восприятия, умения самостоятельно воспроизводить знакомые двигательные образы. Музыкальный материал: народная плясовая мелодия «Я на горку шла» в обработке И. Арсеева Методика проведения. Каждый ребенок выбирает себе название птицы, в образе которой он будет играть. Под музыку все дети (птицы) исполняют знакомые танцевальные движения. По окончании музыки звучит фонограмма пения птиц. Дети замирают на месте, изображая птицу. Затем каждый ребенок, стоя на месте, поет «песню» своей птицы: «кар-кар», «чик-чирик», «угу-угу», « цвинь-цвиринь », « уить-уить », «ку-ку».
«ВЕСЕЛЬЧАК» Дидактические задачи: развитие слухового внимания, чувства темпа и ритма, координации движений и музыки. Музыкальный материал: Упражнение «Передача платочка», музыка Т.П. Ломовой. Игровой материал: мяч, ежик (игрушка, о которой дети рассказывают в стихотворении). Методика проведения. Педагог вместе с детьми читает стихотворение: Ты катись, веселый мячик, Быстро, быстро по рукам, У кого веселый мячик, Тот станцует танец нам. Дети, стоя в кругу, передают мяч соседу справа (на сильную долю такта исполняемого музыкального произведения). У кого в конце окажется мяч, тот показывает изученные ранее танцевальные движения, согласуя их с темпом и ритмом музыкального сопровождения, а остальные повторяют за ним. 5. Креативный тренинг «ШЛЯПЫ» Дидактические задачи: создание в воображении образов на основе характерных признаков предметов, поощрение инициативного поведения, употребление различных интонационных конструкций. Игровой материал: разноцветные лоскуты ткани по количеству детей. Музыкальный материал: «Неторопливая прогулка», музыка Р. Леденеева , или любая спокойная музыка. Методика проведения. Каждый участник выбирает себе лоскут и кладет на голову, как шляпу. Все начинают двигаться по залу под спокойную музыку, произнося слова несколько раз с различной интонацией: «Наши шляпы удивительны, наши шляпы восхитительны!» Любой из участников может прервать эти слова командой: «Раз, два, три — стряхни!» Услышав команду, дети должны скинуть лоскутки с головы, не помогая себе руками.
«А ЧТО НА ЗАВТРАК?» Дидактические задачи: развитие воображения, коммуникативных навыков. Игровой материал: мячики, кубики, веревочки, деревянные палочки. Методика проведения. На ковре лежат различные предметы. Дети берут себе любой предмет, встают в круг и в порядке очереди предлагают отведать свое блюдо. Ребенок кладет на общий поднос свой предмет, например веревочку, и предлагает остальным: «Съедим на завтрак макароны?» Все дети: «Съедим на завтрак макароны!» (выделяют интонационно слово «съедим»). «ПОКУПАТЕЛЬ И ПРОДАВЕЦ» Дидактические задачи: создание пластических образов с опорой на речевой материал, активизация словарного запаса по лексической теме, употребление прилагательных, согласованных с существительными в роде и числе. Игровой материал: карточки с изображением посуды. Музыкальный материал: «Бег», музыка Е. Тиличеевой, или любая музыка в быстром темпе. Методика проведения. Дети сидят в кругу на корточках, перед каждым лежит картинка с изображением товара, например посуды. Предварительно выбирается Продавец и Покупатель. Продавец кричит : «Продаю посуду, продаю посуду!» Покупатель ходит по кругу, осматривает товар, останавливается около одного ребенка. Продавец нахваливает товар: «Смотри, какой чайник красивый, блестящий, можно воду кипятить, можно цветы поливать...» Чайник ( встает): «Да, да, да, я такой, вот какой!» (изображает себя, создает пластический образ). Покупатель: «Покупаю!» Чайник и Покупатель становятся спинами. После слов педагога: «Раз, два, три, беги» — Покупатель и Чайник обегают круг, двигаясь в различных направлениях под музыку в быстром темпе. Покупатель старается занять место Чайника. Игра повторяется несколько раз.
«ЗВУКОВЫЕ КАРТИНКИ» Дидактические задачи: развитие слухового восприятия, инициативности и оригинальности мышления. Игровой материал: магнитофон, музыкальные инструменты. Методика проведения. Звучит магнитофонная запись театральных шумов: — звуков природы; — технических звуков; — шума города. Выбираются три разнохарактерных примера. (Например: шум дождя, гудок парохода, удары топора.) Первый этап. Дети определяют источники звуков, имитируют их. Второй этап. Дети подбирают характерные для вышеназванных звуков изобразительные символы и составляют партитуру (пунктирные, волнистые линии, спираль и т.п.). Третий этап. Вокальное и инструментальное озвучивание партитуры. «ТАНЕЦ ЧАСТЕЙ ТЕЛА» Дидактические задачи: развитие инициативности, смелости принятия решения, пластичности движений, чувства темпа и ритма. Музыкальный материал: «Регтайм», музыка С. Джеплина , или любая ритмичная музыка. Методика проведения. Участники под ритмичную музыку стремятся максимально использовать в танце названную ведущим часть тела. Ведущим может стать любой участник. Чтобы согласованно переключаться на новое движение, участники должны следить за всеми танцующими, любой из которых может указать следующий объект для импровизации.
«ВЕРЕВОЧКА» Дидактические задачи: развитие воображения, фразовой речи. Игровой материал: клубок шерстяных ниток, отрезки нити по количеству детей. Методика проведения. В зависимости от изучаемой лексической темы выбирается действующее лицо (персонаж) игры. Например, змея. Педагог: «Что же змея любит?» Дети сидят в кругу, и каждый участник, наматывая свою веревочку (змею) на общий клубок, придумывает, что любит его змея («Моя змея любит охотиться, греться на солнышке, ловить мышей, кусаться, ползать, выступать в цирке»). В результате клубок возвращается к ведущему. «БУРЧАЛКИ» Дидактические задачи: воспитание способности к вокальной импровизации. Игровой материал: предметы посуды, выполненные из различных материалов: стекла, хрусталя, керамики, глины, дерева, железа. Методика проведения. Дети делятся на несколько групп. Каждая группа озвучивает определенный предмет, например глиняный горшок, хрустальный стакан, железную кастрюлю, керамическую миску, деревянную ложку. По сигналу педагога группа начинает исполнять вокальную импровизацию, пытаясь голосом передать характерные тембровые особенности звучания предмета.
