Путешествие по стране Знаний
консультация по логопедии

Рогожина Елена Александровна

Цель: закрепление  полученных знаний.

Задачи:

Коррекционно – речевые:

-закрепить знания детей о гласных и согласных звуков,

- упражнять детей в делении слов на слоги,

-совершенствовать умение выделять первый звук в слове,

- развивать навыки звукового анализа слов, предложений,

- расширять и активизировать словарь по теме «Зима»,

- совершенствовать навыки подбора родственных слов,                                                       

-совершенствовать умение отвечать на поставленные вопросы, развивать диалогическую речь,

- формировать умение делать выводы, умозаключения.

Коррекционно – неречевые:

- развивать общую, мелкую,  координацию речи с движением,  зрительное внимание,

- развивать умение действовать самостоятельно, при затруднениях обращать к логопеду, 

- воспитывать доброжелательность

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 8»

города Сорочинска Оренбургской области

Конспект

логопедического занятия

Речевое направление

Подготовительная  группа

Тема: «Путешествие по стране Знаний»

   

Подготовила:

Рогожина Елена Александровна

логопед I квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 8»

Тема: «Путешествие по стране Знаний»

Цель: закрепление  полученных знаний.

Задачи:

Коррекционно – речевые:

-закрепить знания детей о гласных и согласных звуков,

- упражнять детей в делении слов на слоги,

-совершенствовать умение выделять первый звук в слове,

- развивать навыки звукового анализа слов, предложений,

- расширять и активизировать словарь по теме «Зима»,

- совершенствовать навыки подбора родственных слов,                                                        -совершенствовать умение отвечать на поставленные вопросы, развивать диалогическую речь,

- формировать умение делать выводы, умозаключения.

Коррекционно – неречевые:

- развивать общую, мелкую,  координацию речи с движением,  зрительное внимание,

- развивать умение действовать самостоятельно, при затруднениях обращать к логопеду,  

- воспитывать доброжелательность

Работа над словарем: согласный звук, твердый звук, мягкий звук,  буква, слог, предложение, зима, зимующие (птицы), зимняя (одежда), снег, снегоход, снегопад, снегирь, подснежник, Снегурочка, мороз, морозилка, мороженое, заморозил, Морозко.

Приемы руководства деятельностью детей:

1.Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: игровая ситуация, установка на внимательное прослушивание задания.

2.Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия: создание развивающей среды, создание проблемной ситуации,  выводы.

3.Приемы организации практической деятельности детей: художественное слово, дидактические игры, упражнения,  физкультминутка, динамическое упражнение,  психогимнастика.

4.Приемы поддержания интереса у детей: чередование видов деятельности, дидактические игры, использование художественного слова, проблемные ситуации, сюрпризный момент

5.Приемы оценки и самооценки: похвала, поощрение, самооценка, оценка логопеда.

Создание среды для организации и проведения занятия: мольберты,  пособие «Звуковые цветы», Звукарики, пособие «Домики», демонстрационный и раздаточный материал по звуковому анализу слов и предложений, портфель, школьные принадлежности, игрушки.

Виды детской деятельности в занятии: игровая, коммуникативная, учебная, продуктивная, чтение художественной литературы.

Планируемые результаты:

Любознательный, активный.

Расширение и активизация словаря по теме «Зима. Родственные слова», гласные, согласные звуки, развитие фонематических процессов.

Критерии оценки деятельности детей на занятии:

Активность, самостоятельность, взаимодействие со сверстниками, самооценка.

Интеграция образовательных областей:

Области

Интеграция

Решаемые задачи

Познавательное развитие

Игры «Звуковые цветы»,  «Найди свой домик», «Соберем Буратино в школу»

Звуковой анализ слов луна, лиса, составление предложений

закрепить знания детей о гласных и согласных звуков,  упражнять детей в делении слов на слоги, совершенствовать умение выделять первый звук в слове, развивать навыки звукового анализа слов, расширять и активизировать словарь по теме «Зима. Родственные слова»

Речевое развитие

Игры «Звуковые цветы»,  «Найди свой домик», «Соберем Буратино в школу»

Звуковой анализ слов луна, лиса, составление предложений,

Физминутка «Скоро в школу мы пойдем»

расширять и активизировать словарь по теме «Зима. Родственные слова», совершенствовать умение отвечать на поставленные вопросы, развивать диалогическую речь,  формировать умение делать выводы, умозаключения.

Физическое развитие

Физминутка «Скоро в школу мы пойдем»

Развивать  общую, мелкую, моторику, зрительное внимание, координацию речи с движением

 Социально – коммуникативное развитие

Игры «Звуковые цветы»,  «Найди свой домик», «Соберем Буратино в школу»

Звуковой анализ слов луна, лиса, составление предложений

Развивать умение действовать самостоятельно, при затруднениях обращать к логопеду

План занятия:

  1. Вводная часть                                                                            5 мин.

- Сюрпризный момент

       -Психогимнастика                                                                            

  1. Основная часть                                                                       13 -18 мин.

- Объявление темы занятия

-  Игра «Звуковые цветы»

       - звуковой анализ слов луна, лиса, предложений

       -  упражнение «Подбери картинку к схеме»

       -  упражнение «Соберем Буратино в школу»

       -  Физминутка «Скоро в школу мы пойдем»

       - Игра «Найди свой домик»

  Заключительная часть                                                              2 мин.

     - Подведение итогов

     -Сюрпризный момент

Длительность занятия                                                                   25 мин.

Ход занятия:

Части занятия

Содержание занятия

Области

Вводная

Психогимнастика

Логопед: каждое утро просыпается солнышко и радует нас  своим появлением. Давайте возьмемся за руки и сделаем «солнышко». Наши руки будут его лучами: руки верх поднимаем, пальцы расставляем в стороны. У солнца очень много лучей, которые своим светом радуют всех, а своим теплом согревают все  вокруг: руки опускаем и снова беремся за руки. Обычно, видя солнце люди улыбаются ему. Улыбнитесь себе. Улыбнитесь друг другу. Чем чаще вы будете улыбаться, тем светлее, чище, радостнее и приятней будет всем, кто находится рядом с вами.  

- Ребята, вы любите путешествовать? (да)

-  Давайте сегодня отправимся в страну Знаний. Вы согласны? (да)

-  Скажем  волшебные слова:

 Утро настает, солнышко встает

Мы собираемся, в добрый путь отправляемся.

На друга погляди, вокруг себя повернись

И в стране Знаний очутись.

-  вот мы и очутились в стране Знаний.

Физическое развитие

Основная

Объявление темы занятия

Игра «Звуковые цветы»

Звуковой анализ слов

Составление и анализ предложений

Упражнение «Подбери картинку к схеме»

Сюрпризный момент

Упражнение «Соберем  Буратино в школу»

Физминутка «Скоро в школу мы пойдем»

Игра «Найди свой домик»

- Был на речке на Чернильной

Город маленький непыльный.

Улицы там все прямые,

А названия, какие:

Улица Гласная,

Улица Согласная,

Тихая, глухая,

Звонкая, большая…

Очень весело живет в этом городе народ

- Нас встречают жители этой страны. Узнали их? (да)

- Это Звукарики. Это гласный звук, обозначается фишкой красного цвета.

- Назовите гласные звуки

( а, о, у, и, э)

- Это согласный твердый звук, обозначается фишкой синего цвета.

- назовите согласные твердые звуки

( м, п, т, к, д…)

- Это согласный мягкий звук, обозначается фишкой зеленого цвета.

- назовите согласные мягкие звуки

( мь, нь, ль, кь….)

- Ребята, Звукарики нас просят о помощи. Они вырастили цветы, но лепестки у них осыпались и перепутались. Поможем Звукарикам собрать цветы? (да)

- На лепесточки вы взгляните и первый звук определите .                                                                                 к цветку с красной серединкой нужно подобрать картинки , которые начинаются с гласного звука, к цветку с синей серединкой – картинки с твердым согласным звуком, к цветку с зеленой серединкой – картинки с мягким согласным звуком.

Дети собирают цветы. Логопед и дети совместно проверяют правильность выполнения задания.

- Молодцы, ребята, Звукарикам понравились цветы.

- Из звуков складываются слова. Какие слова вы знаете? (стол, каша, мама..)

- Какое слово загадала я вы узнаете, отгадав мою загадку:

Ночью по небу гуляю

Тускло землю освящаю

Скучно, скучно мне одной

А зовут меня …. (луной)

- Давайте сядем за столы и выполним звуковой анализ слова луна.

Дети садятся за столы.

- Какой первый звук в слове луна?

(звук л. согласный твердый, обозначаем фишкой синего цвета)

- какой второй звук в слове луна?

(звук у  гласный, обозначаем фишкой красного цвета).

-какой следующий звук в слове луна?

(звук н согласный твердый звук, обозначаем фишкой синего цвета)

- какой последний звук в слове луна.

(звук а гласный, обозначаем фишкой красного цвета)

- сколько звуков в слове луна?

( в слове луна четыре звука)

-сколько согласных звуков в слове луна?

( в слове луна два согласных звука л, н.)

-сколько гласных звуков в слове луна?

( в слове луна два гласных звука у,а.)

- звуковой анализ слова лиса выполните самостоятельно, у доски выполнять будет Егор.

Дети выполняют задание за столами самостоятельно, один ребенок у доски. Анализ схемы проводится аналогично.

- чем похожи эти схемы?

( в этих схемах по четыре звука, по два гласных звука)

- чем различаются эти схемы?

( в слове луна два согласных твердых звука, а в слове лиса один твердый звук и один мягкий звук)

- правильно, молодцы. Придумайте предложение со словом луна.

(На небе светит луна.)

-сколько слов в этом предложении?

(четыре слова.)

- составьте схему этого предложения.

Дети выполняют задание.

- почему первая полосочка с трубой?

( первое слово в предложении пишется с большой буквы.)

-предложение со словом лиса придумайте самостоятельно и составьте схему вашего предложения.

Дети выполняют задание.

- Алена, какое предложение ты придумала? Сколько слов в твоем предложении? (опросить 3-4 детей)

Логопед: молодцы, ребята. Возьмите конверты, посмотрите какая картинка там лежит определите к какой звуковой схеме луна или лиса  она подходит и вставьте в кармашек под соответствующей звуковой схемой.

Дети выполняют задание. Логопед с детьми проверяют правильность выполнения задания.

  Звучит музыка, вбегает Буратино.

Буратино: Я  Буратино – длинный нос

 Мальчишка не простой

Сто приключений я прошел

И для друзей своих принес

Я ключик золотой.

- а теперь я собрался в школу и даже портфель собрал.

Буратино выкладывает из портфеля предметы (игрушки, школьные принадлежности)

- Ребята, на какие две группы можно разложить предметы, которые принес Буратино? (игрушки, школьные принадлежности)

- ребята кому нужны эти предметы? (школьникам, в школе)

- Выберите себе по одной школьной принадлежности, определите, сколько слогов в ее названии.

- встаньте дети, у которых предмет, название которого состоит из двух слогов.

Встают дети с предметами ластик, пенал, ручка, альбом, книга, тетрадь…

- сложите свои предметы в кармашек  портфеля.

- встаньте дети, у которых предмет, название которого состоит из трех слогов.

Встают дети с предметами карандаш, пластилин, кисточка,…

- сложите свои предметы в кармашек  портфеля.

- Буратино посмотри, как мы собираемся в школу.

- Скоро в школу мы пойдем

Дети маршируют на месте

И портфель с собой возьмем

Рисуют в воздухе квадрат

Книжки, ручку, карандаш

Загибают пальчики

Мы в портфель положим наш

Рисуют в воздухе квадрат

Будем мы читать, писать

Пишут в воздухе

И учиться все на пять.

Показывают ладошку.

Буратино: Спасибо, ребята. Побегу я в школу. До свидания.

Буратино уходит.

- ребята, мы с вами попали на улицу родственных слов.  На ней много домой, и в каждом доме живет семейка слов. (обращает внимание на панно – домики родственных слов). Какие слова называются родственными?

( родственными называются слова, похожие по звучанию и по смыслу.)

- Ребята, чтобы узнать  какие  слова  живут в  домиках, нужно в каждом домике построить буквы по росту.

Вызванные дети  выполняют задание.

- прочитайте слово, которое получилось.

(зима).

- в первом домике живут слова родственные слову зима. Логопед приклеивает картинку зима.

Аналогично со вторым (снег) и третьим (мороз) домиками.

- Возьмите по одной снежинке, посмотрите,  что нарисовано на них. Определите, какое слово для вашей картинки является главным, пока звучит музыка, вы можете покружиться, как снежинки, музыка останавливается вы должны подойти к своему домику  и приклеить снежинку.  

Дети со снежинками под музыку кружатся. По сигналу бегут к своему панно – домику  «Снег», «Зима», «Мороз».

Логопед обращается поочередно к детям около каждого домика

- назовите слова-родственники. От какого слова они родились?

- ребята, нам пора возвращаться домой. Встанем в круг, сделаем солнышко  и скажем волшебные слова:

Утро настает, солнышко встает

Мы собираемся, в добрый путь отправляемся.

На друга погляди, вокруг себя повернись

И  ты дома очутись.

- вот мы снова в детском саду.

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Заключительная

Подведение итогов

Сюрпризный момент

- Ребята, в какой сказочной стране мы сегодня побывали? (в стране Знаний)

- какие задания вам было интересно выполнять?

- какие задания показались вам сложными?

- Ребята, если вы считаете, что на занятии  работали активно, правильно отвечали на вопросы, со всеми заданиями справились выберите себе медальку с желтой ленточкой.

Если вы считаете, что с заданиями не справились, не совсем верно отвечали на вопросы – выберите себе медальку с белой ленточкой.

- Молодцы, ребята.  Я для вас приготовила сладкие призы.

Познавательное развитие

Речевое развитие

Самоанализ логопедического занятия

Тема: «Путешествие по стране Знаний»

Цель: закрепление полученных знаний.

В логопедическом занятии я определила следующие задачи: коррекционно – речевые: закрепить знания детей о гласных и согласных звуков, упражнять детей в делении слов на слоги, совершенствовать умение выделять первый звук в слове, развивать навыки звукового анализа слов, предложений,

- расширять и активизировать словарь по теме «Зима», совершенствовать навыки подбора родственных слов, совершенствовать умение отвечать на поставленные вопросы, развивать диалогическую речь, формировать умение делать выводы, умозаключения. Коррекционно – неречевые: развивать общую, мелкую,  координацию речи с движением,  зрительное внимание,

- развивать умение действовать самостоятельно, при затруднениях обращать к логопеду, воспитывать доброжелательность. Все поставленные задачи взаимосвязаны и соответствуют психолого - -педагогическим и возрастным особенностям детей, теме занятия.

В ходе занятия осуществлялась интеграция таких образовательных областей, как речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.

На своем занятии я использовала 3 группы методов: словесные: чтение стихов, объяснение, беседа. Наглядные методы: показ иллюстраций, картинок, игрушек, сюрпризные моменты. Практические: психогимнастика, дидактические игры,  физкультминутка, динамическое упражнение.

 Логопедическое занятие имело следующую структуру: вводная часть, основная и заключительная.

В вводной части  выполнили психогимнастику.

Основную часть начала с определения целей занятия.  Играя в игру «Звуковые цветы» дети уточнили понятия гласный и согласный звуки, твердый и мягкий звуки,  поупражнялись в выделении первого звука в слове.  

Дидактическую игру «Соберем Буратино в школу» я провела, для того, чтобы дети практически потренировались в делении слов на слоги. В процессе игры «Найди свой домик» совершенствовала навыки детей в подборе родственных слов. Физические упражнения в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей моторики, положительно влияют на здоровье детей и решают поставленные коррекционные задачи.  Побуждала детей к активности, самостоятельности.

На третьем этапе занятия подвела итоги и предоставила детям возможность самостоятельно определить свое настроение от прошедшей деятельности,  определить трудности, которые возникали в процессе выполнения заданий.

Логопедическое занятие прошло продуктивно. Дети с заданием справились. Поставленная цель достигнута, задачи выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествие в страну Знаний». Сценарий праздника «День знаний»

Сценарий для разновозрастной группы детей...

Сценарий, посвященный дню знаний "Путешествие в страну знаний"

Данныйм атериал поможет организовать детей на начало учебного года....

Праздник, посвященный Дню знаний "Путешествие в страну знаний"

Цель: создать весёлое настроение, принести детям радость, удовольствие, показать результат музыкального образования детей и их достижения.Задачи:Образовательная:Развивающая: развивать музыкальные, арт...

Праздник ко Дню знаний «Путешествие в страну Знаний и игр»

Цель: создать веселое праздничное настроение, воспитать положительного отношения к детскому саду и школе.Задачи:Обучающие: обобщить знания детей о празднике День Знаний, учить быстро переключаться с о...

Сценарий праздника ко Дню знаний «Путешествие в страну Знаний» для детей 6-7 лет

Сценарий может быть интересен для музыкальных руководителей, воспитателей детских дошкольных учреждений. Материал предназначен для детей 6-7 лет...

Сценарий праздника ко Дню знаний «Путешествие в страну Знаний»

Цель: Создать у детей радостное, праздничное настроение.Задачи.- Развивать музыкально-исполнительские способности детей, координацию движений.- Воспитывать эстетическое восприятие, дружеские взаимоотн...

Сценарий ко Дню знаний в детском саду "Путешествие в страну Знаниий".

Создание праздничного настроения в начале учебного года...