Проект "Лексические темы" в старшей группе
проект по логопедии (старшая группа)

Тюлькина Юлия Валерьевна

Как совместно использовать лексические темы учителем-логопедом и воспитателем старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_-_starshaya_gruppa_sentyabr_oktyabr_noyabr.pptx81.38 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лексические темы старшая группа (сентябрь, октябрь, ноябрь) Составители: Капитула О.В.,учитель – логопед высшая категория Тюлькина Ю.В.,учитель – логопед высшая категория

Слайд 2

Золотая осень Овощи Фрукты. Сад. Грибы. Ягоды. Перелётные птицы Дикие животные и детеныши Лес. Деревья. Кусты Осенняя одежда, обувь, головные уборы Осень. Обобщение Человек. Части тела. Профессии врача, медсестры Моя семья

Слайд 3

Золотая осень 1. Напомните ребенку, какое время года наступило и какое ему предшествовало. 2. Обратите внимание ребенка на изменения в природе (дни стали короче, похолодало, часто моросит дождь, небо низкое, серое, хмурое…) 3. Соберите букет из листьев, рассмотрите их. Назовите их цвет (оранжевый, желтый, фиолетовый…). Обратите внимание ребенка, на то, что листья осенью опадают, это называется листопадом. 4. Обратите внимание на траву, цветы. Как они изменились? (Пожелтели, засохли…) 5. Вспомни, как ты одевался летом. Во что люди одеты и обуты осенью? Почему? 6. Какая осень? ( Золотая, щедрая, урожайная, дождливая, теплая, красивая, яркая…) . Объясните ребенку, почему осень называют золотой. 7. Скажи со словом осенний Небо (какое?) осеннее Ветер (какой?) осенний Туча, дождь, аллея, цветы, погода, день утром. 8. Какая погода бывает осенью? 9. Назови один предмет и много предметов Дождь – дожди, Зонт – зонты Лужа – лужи Лист – 10. Добавь словечко Листья (что делают?) падают, кружатся, летят, осыпаются, краснеет… Ветер (что делает?) дует, воет, срывает, кружит, несет, качает … Небо (что делает?) хмурится, плачет, синеет, блистает… 11. Выучите с ребенком стихи

Слайд 4

Овощи Сходите с ребенком в овощной магазин, купите овощи, рассмотрите их, спросите, почему магазин (отдел) называется овощным. Вместе с ребенком помойте, почистите их, покажите - как овощи режут, трут, варят, жарят, тушат, сопровождая действия речью. Дайте попробовать сырой (вареный, жареный) овощ, спросите, какой он на вкус. Расскажите, что кладут в борщ (щи, суп), какие овощи едят в сыром виде, какие жарят ... Поиграйте в игру «Что как растет?» (на земле; в земле; на кустиках). Обратите внимание ребенка на то, как вы ухаживаете за овощами на дачном участке, урожай каких овощей уже собран, какие овощи срезали, какие выдергивали, какие выкапывали; какие снимали. Поиграйте в игру: «Большой - маленький» (образование новых слов с помощью суффикса: лук – лучок , помидор – помидорчик, огурец - огурчик... ). Поиграйте в игру «один – много» (У меня один кабачок , а у тебя? У меня много кабачков… ) Погадай в игру «Угадайка» Из чего кабачковая икра? – Из кабачков. Из чего луковый суп? – Из лука. Составьте рассказ-описание о любом овоще по плану: Что такое? Где растет? Какой по форме, цвету, величине? Какой на ощупь? Какой по вкусу? Что из него готовят? Прочтите детям стихи, сказки об овощах: «Овощи» Ю.Тувим ; Г.Х.Андерсен «Пятеро из одного стручка»; Э.Успенский «Как растили капусту».

Слайд 5

Фрукты. Сад. 1. Спросите у ребенка, какие фрукты он знает ( яблоко, груша, слива, лимон, банан, апельсин, мандарин, киви, персик, абрикос) 2. Где растут фрукты? (в саду, на ветке) Какие они по вкусу? Чем отличаются фрукты и овощи? Чем полезны фрукты? 3. Рассмотрите фрукты, назовите части (кожура, косточки, семечки, мякоть, хвостик). Попробуйте, понюхайте фрукты. 4. Поиграйте в игру «Угадай, что за фрукт». Назовите фрукт с завязанными глазами на ощупь, по запаху, на вкус. 5. Поупражняйтесь в согласовании местоимений мой, моя, мое с существительными. (Моя груша, мой апельсин, моё яблоко) 6. Поиграйте в игру «Скажи, какой». Яблоко – сладкое, спелое, душистое, румяное, сочное, ароматное, круглое, большое. 7. Что можно приготовить из фруктов: с ок, компот, варенье, джем, пастила, мармелад, кисель, компот, начинки для пирогов, торты. 8. Поиграйте в игру «Какой сок? Какое варенье? Какая начинка?». Обращайте внимание на окончание прилагательных. Сок из яблок – яблочный. Варенье яблочное. Начинка яблочная. 9. Поиграйте в игру «Хвастунишка» (один много) У меня одно яблоко. А у меня много яблок. У меня одна слива. А у меня много слив. 10. Поиграйте в игру «скажи наоборот» Крупный – мелкий Большой – маленький Спелый – незрелый (зеленый) Гладкий – шероховатый Сладкий – кислый 12. Помогите ребенку составить рассказ-описание любого фрукта по плану: Какой фрукт по цвету -по форме -по величине -по вкусу? Какие у него части? Как употребляют в пищу? Чем он полезен. 13. Объясните ребенку смысл выражения «румяное яблоко» 14. Прочитайте стихи, загадки, сказки о фруктах.

Слайд 7

Перелетные птицы Познакомьте ребенка с перелетными птицами. (Дикие утки, гуси, лебеди, журавли, ласточки, грачи, скворцы, кукушки). Спросите у ребенка, почему эти птицы называются перелетными, куда улетают? Объясните, что становится холодно, исчезают насекомые, засыхают растения, скоро замерзнут реки и озера, птицам будет трудно добывать корм. Птицы улетают на юг, в теплые края, чтобы там переждать холодную, суровую зиму. Рассмотрите на иллюстрациях внешний вид птиц, укажите отличительные признаки. (голова, туловище, крылья, лапы, перья, клюв, шея, хвост, глаза) Понаблюдайте за перелетными птицами в парке. Поиграйте в игры «Один - много». Ласточка – ласточек. Скворец – скворцов. Журавль – журавлей. Утка – уток.Гусь – гусей. Грач – грачей. «Назови ласково». Птенец – птенчик перо – перышко голова – головушка крыло – крылышко гнездо – гнездышко клюв – клювик «Назови семью» Утка – селезень – утенок; Гусыня – гусь – гусенок; Грач – грачиха – грачонок; Скворец – скворчиха – скворчонок. Игра «Улетает – не улетает». Взрослый называет какую-нибудь птицу, а ребенок отвечает – улетает она на зиму или нет. Пример: лебедь, ворона, синица, кукушка, сорока, журавль, ласточка и т.д. 6. Рассмотрите изображения птиц, ответьте на вопросы. У какой птицы самая длинная шея? (у лебедя) У какой птицы самые длинные ноги? (у цапли, журавля) У какой птицы длинный клюв? (цапля, журавль) У какой птицы острый хвост? (ласточка) Какие птицы умеют плавать? (лебедь, утка, гусь) 7. Выучите с ребенком стихи о перелетных птицах.

Слайд 8

Дикие животные и их детеныши 1. Рассмотрите с ребенком иллюстрации с изображением зверей наших лесов – зайца, белки, волка, лося, медведя, ежа, лисы. 2. Поговорите с ребенком о том, как животные готовятся к зиме: еж, медведь впадают в спячку в берлоге и норе, белка запасает орехи, грибы. 3. Отметьте внешние признаки животных: голова, морда, уши, нос, лапы, туловище, когти, шерсть, хвост 4. «Угадай, чей это детеныш» У медведицы – медвежонок У белки – бельчонок У лосихи – лосенок У ежихи - ежонок у лисы – лисенок у зайчихи – зайчонок у волчицы – волчонок 5. Кто где живет? (волк в логове, медведь зимой в берлоге, белка в дупле, лиса в норе, еж устраивает гнездо и т.д.) 6. Кто как голос подает? (лиса тявкает, медведь рычит, волк воет) 7. Скажи, кто так делает. Кто из зверей воет? (охотится, воет, бродит, переваливается, выслеживает, крадется, кусается, рыщет, скачет, хитрит) 8. Угадай кто это? Бурый, косолапый, неуклюжий -… Серый, зубастый, страшный - … Хитрая, пушистая, рыжая - … Маленький, длинноухий, пугливый -… Колючий, маленький, пушистый -… 9. Прочитайте детям сказки о животных «Зимовье зверей», «Лиса и заяц», «Волк и лиса» и др. Выучите стихи, загадки

Слайд 9

Лес. Деревья. Кусты. Сходите на прогулку в лес. Что такое лес? Что растет в лесу? Рассмотрите деревья, кусты. Рассмотрите деревья, назовите части дерева: ствол, ветви, листья, корни, крона… Сравните стволы деревьев, отличаются ли они? Найдите хвойные и лиственные деревья. Чем они отличаются? (Хвойные деревья покрыты иголками, зимой они остаются зелеными, не опадают, из порезов ствола выделяется смола, на хвойных деревьях растут шишки). Чем отличаются кусты и деревья? (У дерева один толстый ствол, у куста несколько тонких веток, куст ниже, кусты бывают колючими) . Найдите и назовите кусты (сирень, малина, смородина, рябина, акация, шиповник) Подбери слова для описания дерева. Какая береза? С тройная, белоствольная, тонкая, зеленая, кудрявая… Игра «Назови лист» Лист березы – березовый Лист осины – осиновый Лист клена – кленовый … Игра «Чего в лесу много?» (родительный падеж существительных) Много грибов, ягод, веток, шишек, деревьев… Расскажите, как выглядит лес поздней осенью: л истья облетели, деревья стоят голые, высохла трава, листья почернели, улетели перелетные птицы. Прочитайте стихи про осенний лес. Вспомните, в каких сказках действие разворачивается в лесу?

Слайд 10

Осенние одежда, обувь, головные уборы. Поговорите с ребенком об осенней одежде и обуви. Чем она отличается от летней. Осенью становится холодней, поэтому одежда должна быть теплая, прочная, непромокаемая, защищать от сырости, ветра … Выясните, знает ли ребенок, что мы называем головными уборами. Предложите вспомнить, какие головные уборы у него есть. Назовите несколько предметов осенней одежды ( плащ, куртка, ветровка, свитер) ; обуви (резиновые сапоги, ботинки, калоши) ; головные уборы (шапка, кепка, берет). Ребенок должен употреблять обобщающие слова «одежда», «обувь», «головные уборы» и называть, что к ним относится. Рассмотрите и назовите предметы одежды, обуви и головных уборов, назовите их части: воротник, рукава, манжеты, пояс, пуговицы, петли, карманы, капюшон, голенище, подошва, носок, задник, каблук, козырек, помпоны поля и т.д. Поощряйте употребление в речи слов обувать, надевать, одевать . При этом необходимо помнить, что надевать можно что-то: пальто, шляпу…; одевать можно кого-то: дочку, сына, куклу….. Попробуйте определить качество и свойства материала, из которого изготовлена одежда и обувь. Например: пальто из шерсти - шерстяное. Оно теплое, мягкое, сапоги из резины - ….; шляпа из фетра - …. Обратите внимание на различия в одежде детей и взрослых, мужчин и женщин. Попросите ребенка назвать несколько предметов одежды, обуви и головных уборов, которые носят только женщины или только мужчины. Поиграйте с ребенком в игру «Четвертый лишний»: Свитер, кофта, плащ, шляпа . Кепка, косынка, берет, брюки . Кроссовки, панама , ботинки, тапки. Шлепанцы , пальто, плащ, юбка. Сапоги, шорты , босоножки, туфли. Сандалии, шуба , кеды, валенки. Выполните упражнение «Большой - маленький». Сапог – сапожок , шапка – шапочка , кепка – кепочка , плащ – плащик , куртка – курточка , ботинок – ботиночек Поиграйте в игру «Один много» одна куртка – много курток шапка – , плащ – , кепка – , пальто – шляпа -

Слайд 11

Осень. Обобщение. Расскажите ребенку о поздней осени, о том, какие изменения происходят в природе: деревья стоят голые; трава поникла; земля сырая; на дорогах стоят лужи; небо серое, низкое; часто дуют ветры; моросит, холодный мелкий дождь; день стал короче; люди оделись теплее; бывают заморозки, туманы…. Поговорите о том, чем отличаются ранняя и поздняя осень ( как изменились деревья, небо, погода, одежда людей разные периоды осени). Проверьте, умеет ли ребенок называть времена года, соблюдая последовательность : весна, лето…..; зима, весна, лето…. Спросите, что будет после осени (лета, зимы…). Напомните ребенку, что к этому времени птицы улетели в теплые края, исчезли насекомые, животные готовятся к зиме (впадают в спячку, готовят запасы, утепляют норы, нагуливают жир …) Поговорите о том, как ваша семья готовится к зиме: делают заготовки; утепляют окна; готовят теплую одежду, обувь… Подберите как можно больше определений к выражениям: Осеннее небо – ясное, пасмурное, хмурое, туманное, высокое, низкое… Осенний лес – нарядный, голый, прозрачный, пестрый…. Выучите названия осенних месяцев. «Скажи наоборот» высоко – низко хмурый (грустный)– веселый ясный – пасмурный чистый – грязный 2. «Скажи, какой день?» Лето – летний осенью – осенний весной – весенний зимой – зимний если дует ветер –

Слайд 13

Моя семья Вспомните, что называется семьей. Кто может быть членом семьи. Сосчитайте членов своей семьи (мама, папа, брат – нас четверо). Выясните, как ребенок понимает родственные отношения. Знает ли он своих родственников. (Назовите дедушку, бабушку, тетю, дядю, внука, сына, дочь) Назовите фамилию, имя, отчество каждого члена семьи. Кто из родственников самый старший, самый младший. Вспомните профессии родственников, чем они называются. Расскажите, что делают члены семьи. Мама печет, варит, жарит, убирает… Папа чинит, пилит … 7. Подберите слова, которыми можно характеризовать семью. (Крепкая, большая, дружная, спортивная, гостеприимная) 8. Назовите правильно предметы: очки дедушки – дедушкины, кофта бабушки – бабушкина… (тети, дяди, братишки, сестрички, Кати, Пети, Васи) 9. Подберите слова, которыми можно описать маму, папу, бабушку, сестру… Скажи, какая мама. (добрая, ласковая, веселая, красивая, приветливая, трудолюбивая, заботливая…) 10. Составьте рассказ об одном из членов семьи по плану. Как зовут. Кем работает. Какой он. Что умеет делать. Чем любит заниматься. За что ты его любишь. 11. Объясните ребенку смысл поговорки. «Мой дом – моя крепость».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека домашних заданий по лексическим темам. Старшая группа для детей с ОНР.

Картотека содержит задания для дошкольников с ОНР старшего возраста....

Карточки "Домашнее задание по лексическим темам старшая группа"

Карточки "Домашнее задание  по лексическим темам старшая группа"...

Домашние задания по лексическим темам (старшая группа)

Домашние задания по лексическим темам (старшая группа)...

Собрание в старшей группе. Тема: «Старшая группа: что это значит?»

Родительское собрание в старшей группе. На собрании воспитатель рассказала об особенностях этого возраста. Родителям был предложен тест "Я и мой ребенок" отвечая на вопросы родители сделали ...

Логопедические консультации по лексическим темам (старшая группа)

Консультации по лексическим темам:1. Хлеб всему голова;2. Я и моё здоровье. Продукты питания;3. Я и моя семья;4. Я и дом;5. Вот я какой! Что у меня внутри?...

Информация для родителей по лексическим темам (старшая группа)

В материале предлагается вариант представления информации для родителей по лексическим темам. Материал предлагается для размещения на стенде в приемной группы. Посредством данного варианта родители ин...

Картотека консультаций для родителей по лексическим темам старшая группа

Картотека консультаций для родителей по лексическим темам старшая группа...