Особенности работы со сказкой.
статья по логопедии (подготовительная группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности работы со сказкой.
Буханцева Ольга Викторовна (Таганрог, МБДОУ д/с «Здоровый ребенок»)
Аннотация: В данной статье представлен опыт работы по развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием пиктограмм на материале сказок.
Ключевые слова: сказка, пиктограмма, лексика, детская литература, словарь.
Boukhantseva Olga Viktorovna (Taganrog, MBDOU d/s «Zdorovy rebenok»)
Abstract: This article provides experience in the development of lexico-grammatical categories in preschoolers with a common underdevelopment of speech using pictograms on fairy tales.
Keywords: fairy tale, pictogram, vocabulary, children's literature, dictionary.
Общение играет важную роль в жизни каждого человека. В общении люди учатся понимать друг друга, учатся соотносить полученную информацию со своими представлениями о мире, учатся доносить свои мысли и чувства. В современном технологическом обществе неизбежны изменения, которые влекут за собой изменение формата общения. В общении люди используют свою речь. А что делать, если речевые функции недостаточно развиты? Юлия Борисовна Некрасова называла нарушения речи «верхушкой айсберга», которая не отражает достаточным образом психологические проблемы личности.
Центральным аспектом развития речи детей является соответствие высказывания с действительностью, которая окружает детей. Социально-культурные факторы негативно влияют на лексику современных детей. В номинативной лексике присутствуют «новые» слова, пришедшие из современных мультфильмов, смысл которых дети не всегда могут понять и объяснить. Предикативный словарь в основном представлен однообразными глаголами в настоящем времени. Отечественные специалисты, такие как, Г.В. Чиркина. Т.Б. Филичева. Р.Е. Левина. С.Н. Шаховская, подчеркивают, что одним из основных направлений коррекционной работы с детьми с ОНР должно быть развитие лексико-грамматических категорий. В данной статье мы хотим осветить наш опыт работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности, имеющими логопедическое заключение ОНР III уровня, по развитию навыка самостоятельного пересказа литературного произведения (сказки) с опорой на пиктограммы. Знакомство со сказкой несет в себе не только обучающий компонент, но, несомненно, и воспитательный. Через сказку детям проще усвоить представления о моральных ценностях общества, а также выразить свое мнение о героях, их поступках и своем отношении к нравственным качествам героев, описанных в сказках.
На первоначальном этапе знакомство со сказкой происходит в обычном формате. Педагог читает – дети слушают. Одновременно вниманию детей представлены иллюстрации к литературному произведению. Затем проходит беседа по содержанию в вопросно-ответной форме, обязательно уточняется значение слов и выражений. Далее идет обсуждение иллюстраций к сказке – к каким моментам в истории они соотносятся. Педагогом выделяются те места в повествовании, к которым не представлено иллюстраций. Дети предлагают возможные варианты своих иллюстраций, которые они могут выполнить дома с родителями.
На втором этапе, имея полный комплект иллюстраций, составляется коллективный пересказ, причем каждый ребенок желает пересказать тот фрагмент, рисунок к которому он сам подготовил. Педагогом поощряется использование «сказочной» лексики и соответствие временным рамкам событий. В дальнейшем дети могут выбрать для пересказа не свой рисунок и попытаться раскрыть его смысл. Иногда возникают ситуации, когда рисунок может подходить нескольким моментам в сюжете, тогда в процессе совместного обсуждения определяется место этого рисунка в хронологии.
На третьем этапе работа изменяется. Педагог знакомит детей с предметными пиктограммами: «дерево», «лист», «зонт»; глагольными: «лететь». «дуть». «бежать»; признаковыми: «желтый», «веселый»; наречными: «солнечно», «дождливо», «ветрено». Некоторые пиктограммы уже знакомы детям по работе в уголке наблюдений за природой. Предлоги можно представить в виде идеограмм, которые используются в логопедии (по Е.О. Грибовой). Детям предлагается закодировать простые словосочетания, например «дом в лесу». Вариации данной пиктограммы будут зависеть от умения детей рисовать деревья и дома. Затем идет работа на «чужих» пиктограммах, дети друг другу предъявляют пиктограммы для прочтения. Читающий озвучивает картинку, а затем автор сам рассказывает, что хотел изобразить.
На четвертом этапе при прочтении новой сказки не представляются иллюстрации и возникает необходимость создать их здесь и сейчас. Так как полноценный рисунок требует некоторого времени, то находится решение создать «быстрые иллюстрации», то есть пиктограммы, которые полноценно могли бы в дальнейшем быть наглядной опорой при пересказе. Сама пиктограмма должна иметь узнаваемую форму и нести определенный смысл. При чтении текста педагог обращает внимание детей на знакомые слова, на то, что эти слова могут иметь синонимы, например, слова: «дом» и «жилье», «дорожка» и «тропинка», «могучий» и «сильный» могут иметь одну пиктограмму. Незнакомые слова сначала разбираются в контексте произведения, затем им подбирается соответствующая пиктограмма, например, слово «туесок» уже нельзя заменить словом «корзинка», потому что по назначению эти предметы схожи, а по форме и материалу нет. Пиктограммой можно заменить слово, словосочетание, предложение, а иногда и целый абзац текста.
Так слова из «Сказки о рыбаке и рыбке» :
«Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года..»,
превращаются в следующую пиктограмму: «маленький домик, образы деда и бабки, синяя линия, символизирующая море и число 33».
Слова «Видит, - море слегка разыгралось.» превратится в пиктограмму с небольшой волнистой синей линией.
Слова «Помутилося синее море» превратится в похожую пиктограмму с довольно волнистой синей линией.
Слова «Видит, на море черная буря» превратится в пиктограмму с сильно волнистой черной линией.
Если возникает трудность в составлении пиктограммы, то мы договариваемся о приемлемой для данного слова или предложения, чтобы максимально отразить в ней смысл.
Таким образом, опираясь на собственные пиктограммы дети легко научаются пересказывать литературные произведения. Пополняется активный словарь, совершенствуются грамматические категории. Происходит обмен настроениями, переживаниями, мнениями, угадываниями, предположениями, тем, что мы называем общением.
Список литературы:
- Шаховская С.Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией// Патология речи : Ученые записки МГПИ.1971
- Чиркина Г.В., Филичева Т.Б. обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи в старшей группе специального детского сада.
- Левина Р.Е. воспитание правильной речи у детей.- М., 1958
- Викжанович С.Н. Формирование у дошкольников с ОНР предикативной лексики с использованием пиктограмм.- М., 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему:": «Особенности работы учителя-дефектолога по развитию речи у детей с синдромом Дауна»
Опыт связан с системой занятий по развитию речи у детей с синдромом Дауна, в ходе которых используются эффективные методы и приемы, способствующие развитию речи.Адресная направленность: уч...

Особенности коррекции дизорфографических нарушений при работе со сказкой
СодержаниеВведениеГлава I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОРФОГРАФИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: 1.1 Психологические и речевые предпосылки овладения младшими школь...

сообщение о взаимосвязи работы логопеда и других специалистов дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения, особенности работы.
В сообщении раскрываются особенности логопедической работы с детьми с косоглазием и амблиопией. На примере одной лексической темы ("Транспорт") прослеживается взаимосвязь учителя-логопеда, воспи...

«Психолого-педагогические особенности работы со сказкой с детьми СРП».
Работа со сказкой имеет свою специфику. В нашей работе мы делали акцент не на приобретение дошкольниками необходимых знаний, умений, навыков, а на развитие личности, творческой сущности ребенка в проц...

особенности работы в маскулинно-ориентированных группах, особенности работы в фемининно-ориентированных группах
Мускулинность – мужественность - комплекс характеристик поведения, возможностей и ожиданий, детерминирующих социальную практику той или иной группы, объединенной по признаку пола - то, чем...

Особенности работы со сказкой и фольклорными произведениями в специальном дошкольном образовательном учреждении.
В этом материале подробно описывается методика обучения детей дошкольного возраста пересказу сказки и отгадыванию загадок....

Особенности сказкотерапии с детьми. Основные приёмы работы со сказкой
Особенности сказкотерапии с детьми. Основные приёмы работы со сказкой...
