НЕМНОГО О МАТЕМАТИКЕ И НЕ ТОЛЬКО О НЕЙ
статья по математике по теме

СЕВРЮКОВА НАТАЛЬЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА

 

Статья содержит рекомендации по формированию у дошкольников элементарных математических представлений, воспитанию у детей интереса к самому процессу обучения математике; советы родителям и педагогам по организации занимательных занятий с детьми дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НЕМНОГО МАТЕМАТИКЕ И НЕ ТОЛЬКО О НЕЙ

Формирование элементарных математических

представлений у детей дошкольного возраста

        Обучая детей элементарным математическим представлениям, я поставила перед собой задачу: воспитать у дошкольника интерес к самому процессу обучения математике, сформировать у детей познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать новое.

        Однако, опираясь на собственный опыт, я пришла к выводу, что в общепринятой системе обучения не реализуется увеличение объема внимания и памяти, слабо формирует у детей элементарные математические представления. Занятия по математике однообразны, так как подчиняются определенной жесткой методике их проведения, не развивают интерес детей к данному предмету, в ходе их трудно выявить способности и склонности детей и еще труднее их развить.

Я же поставила перед собой задачу: воспитать у дошкольника интерес к самому процессу обучения математике, сформировать у детей познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать новое.

        Я стремилась найти такую программу обучения математике, которая органически входила бы в жизнь детского сада, решала вопросы формирования мыслительных операций ( анализа, синтеза, сравнения, классификации), имела бы связь с другими видами деятельности, и  самое главное, нравилась бы детям.

        Совместно с родителями было принято решение приобрести учебно-методический комплект « Раз – ступенька, два – ступенька» под редакцией Петерсон Л.Г., Холиной Н. П., который является непрерывной частью курса математики « Школа 2000...» и ориентирован на развитие мышления, творческих способностей детей, их интереса к математике.

     Практика обучения показала: на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи,  которая способна вызвать заинтересованность  и познавательную активность детей.

       При изучении многих математических понятий дети опираются на чувственный опыт, на « память рук и глаз», который они приобрели в раннем детстве, когда, действуя с предметами и преобразовывая их, они опытно, практическим путем познавали свойства, строение, состав, назначение предметов и явлений ближайшей окружающей действительности.

     Взрослые должны не подавлять, а поддерживать, не сковывать, а направлять проявления активности детей, а также специально создавать такие ситуации, в которых они ощущали бы радость открытий. Организовывать проблемно-поисковые ситуации сложнее, чем такие, в которых говорит только взрослый, а ребенок слушает и повторяет. Однако  без этого не обойтись ни дома, ни в детском саду, если мы хотим научить ребенка мыслить. Поэтому важное место в обучении дошкольников математике я отвожу организации поисковой деятельности. Нередко в семье взрослые не позволяют детям изучать свойства предметов, «экспериментировать», так как боятся, что они замочат рукава, испачкают стены и стол, насорят, разобьют что-то и т.д. Все эти опасения обоснованы, Однако они не должны стать препятствием для детского экспериментирования. Необходимо и дома, и  в группе детского сада создать такую обстановку, чтобы ребенок посредством практических действий (иногда многократных) мог подтвердить свои предположения, утвердиться в понимании каких-либо математических понятий. Например, сравнение объёмов жидкостей в сосудах различной формы, измерение сыпучих тел, использование измерения при перестановке мебели и т. д.

         Именно поэтому в своей работе я уделяю большое внимание развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Дети не просто исследовали различные математические объекты, а придумывали образы чисел, цифр, геометрических фигур. В своей работе я  использовала задания, допускающие различные варианты решения, опираясь на принцип вариативности, один, из системы дидактических принципов, на которых строится программа  

         Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими « бездушными» упражнениями. Взрослые подчас забывают, что любые, самые сложные вещи можно преподнести ребенку в такой форме, что он будет просить позаниматься с ним ещё и ещё.  « Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания,  надо поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат неспециалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но сними трудно не согласиться.

           Организовывая с детьми занятия по математике, я широко использую занимательный материал, включающий в себя:

  1. Математические игры, с их помощью уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, о временных и пространственных  связях. Игры также способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, речи. Они могут видоизменяться по мере усложнения программного материала, а использование наглядного материала позволяет не только разнообразить игру, но и сделать ее привлекательной для детей.
  2. Занимательные вопросы, задачи, шутки, способствующие развитию логического мышления, сообразительности, активизации умственной деятельности.
  3. Задачи-головоломки, способствующие развитию образного и логического мышления, пространственных представлений. Задачи-головоломки различны по степени сложности, характеру преобразования, их нельзя решить каким-либо ранее усвоенным способом. Решаются они путем практических и мыслительных проб.
  1. Наглядные логические задачи, от самых простых на заполнение пустых клеточек, продолжение ряда, до нахождения закономерностей в ряде фигур, признаков, отличий. В процессе решения этих задач у детей формируется умение сравнивать и обобщать. Доказывать и делать выводы.
  2. Художественное слово также способно обогатить математическое образование дошкольников. Считалки, стихи, загадки работу с детьми более разнообразной. Я использую их и в повседневной жизни, и на занятиях, а также во время викторин, досугов, праздников.

           Особое место в моей работе принадлежит математическим праздникам, как одному из эффективных путей опосредованного обучения. Ведь радостные переживания поднимают жизненный тонус ребенка, создают бодрое настроение. Коллективное участие детей в решении познавательных задач, в играх и танцах раскрепощает их. Возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку, умение работать в команде, вносить свою долю усилий в общее дело придают весомую ценность тому, чем дети овладели на занятиях, с чем познакомились в математических играх и беседах. В глазах детей знания приобретают ценность, смысл, нужность, как говорят специалисты, «актуализируются».

         Гордость за свои достижения и ощущение удачи поддерживают хороший эмоциональный фон, необходимый в любой интеллектуальной деятельности.

          Анализ итогов диагностики, показывает, что растут результаты развития математических способностей детей, их познавательная активность.

            Научить ребенка учиться, учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы  - моя главная цель в обучении детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Немного о математике"

Консультация для родителей подготовительной группы о роли взрослых , о том, как привить интерес к математике...

Из чего только сделаны девочки? Из чего только сделаны мальчики? Конспект занятия в старшей группе

Уже с первых дней жизни видны различия в поведении и развитии мальчиков и девочек. Мальчики и девочки растут в двух не очень пересекающихся мирах....

Из старых игрушек можно сделать новые, только немного фантазии

Воспитателю, работающему с детьми всегда необходимо иметь под рукой кусочки ткани, проволоки, катушки, коробочки и флаконы разной формы. И каждую игрушку нужно осмотреть внимательно: нельзя ли ее как-...

Только вместе, только дружно помогать природе нужно!

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10069226","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

«Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!»

Формирование гуманного отношения к природе – основная задача экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на пл...

Консультация для родителей "Учим математику дома" (5-6 лет) «Учиться можно только весело»

Французский романист Анатоль Франс. Начинать надо с воспитания у ребенка внимания, умения сравнивать и наблюдать. Подружиться ребенку с математикой помогают игры. В процессе игры дети усваивают сложны...

Математика и не только...

Конспект НОД по математике....