Дидактические игры на занятиях по ФЭМП
статья (математика) по теме

Андреева Юлия Геннадьевна

Данная статья расказывает о возможностях применения дидактических игр на занятиях по ФЭМП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_na_zanyatiyah_po_femp.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры на занятиях по ФЭМП

На занятиях по формированию у детей элементарных математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения: задачи, головоломки. Они интересны по содержанию, занимательны по форме. Отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли.

Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению (правильному или ошибочному). Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе  определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число – реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Распространены задачи на смекалку геометрического характера – головоломки. В ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки.   дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Необходимо иметь наборы обычных счетных  палочек, чтобы составить из них наглядные задачи – головоломки. Кроме этого, потребуются таблицы с графически изображенными на них  фигурами, которые подлежат преобразованию. На обратной стороне таблицы  указывается, какое преобразование надо проделать и какая фигура должна получиться в результате.

Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную умственную деятельность, стремясь достичь конечной цели - видоизменить или построить пространственную фигуру.

По мере накопления детьми опыта в решении подобных задач методом «проб и ошибок» количество неправильных проб, практических действий начинает сокращаться. Исходя из этого, воспитатель, сохраняя занимательность, игровой характер упражнений стремится к тому, чтобы практические пробы детей стали целенаправленными, т. е. ребенок должен предварительно обдумать ход решения, а затем действовать.

В процессе поиска решения педагог обращает внимание ребят на то, что, прежде чем выкладывать из палочек ответ, надо подумать, как это можно сделать.

Достаточно провести 3 – 4 занятия, в процессе которых дети овладевают способами пристроения к одной фигуре другой так, чтобы одна или несколько сторон оказались общими.

Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логика мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. Особо важным следует считать развитие у детей умения догадываться о решении на определенном этапе анализа занимательной задачи, поисковых действий практического и мыслительного характера. Догадка в этом случае свидетельствует о глубине понимания задачи, высоком уровне поисковых действий, мобилизации прошлого опыта, переносе усвоенных способов решения в совершенно новые условия.

В обучении дошкольников нестандартная задача, целенаправленно и к месту использованная, выступает в роли проблемной. Здесь налицо поиск хода решения выдвижением гипотезы, проверкой ее, опровержением неправильного направления поиска, нахождением способов доказательства верного решения.

В дошкольном возрасте с целью развития мышления детей используют различные виды несложных логических задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск чисел, задачи типа матричных, на поиск недостающих в ряду фигур и др.

Назначение логических задач и упражнений состоит в активизации умственной деятельности детей, в оживлении процесса обучения. Применяются они как на занятиях, так и в повседневной жизни детей. В старших группах логические упражнения используются в качестве «умственной гимнастики» в начале занятия или при выполнении конкретной программой задачи обучения (формирование количественных, пространственных представлений).

В работе с детьми 5 – 6 лет используются простые логические упражнения и задачи с целью развития у них умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать. Эти задачи наглядно представлены в виде чертежа, рисунка, иллюстрированы предметами. Дети, решая их, в ходе поисков ответа могут подбирать недостающие фигуры, менять их местами, перекладывать предметы и т. д. Практические действия облегчают решение задачи, делают его более убедительным и доказательным.

В подготовительной к школе группе используют задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой.

Задачи на выделение признака, отличия наглядно представлены двумя группами фигур. Решение задач заключается в нахождении главного признака отличия фигур одной группы от фигур другой. Различия между группами состоят в видах, форме, расположении, окраске фигур. Для решения задач необходимо отвлечься от указанных частных признаков сходства и различия и выделить главный признак.

Задачи на поиск признака отличия наглядно представлены в графическом изображении, поэтому решение их осуществляется в результате зрительного и мыслительного анализа. Усвоение способов решения задач зависит от умения детей воспринимать условие задачи, анализировать его.

Обучение детей решению задач такого типа должно быть направлено на формирование у ребят умений осуществлять последовательные мыслительные операции. Они заключаются в анализе и сравнении двух групп фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных каждой группе, их сопоставлении, установлении на этой основе отличия фигур, составляющих ту и другую группу.

Таким образом, в ходе усвоения детьми способов решения логических задач на поиск недостающей фигуры и задач на нахождение признака отличия основным  в методике обучения является направление педагогом анализа задач. Детям сообщается лишь общий метод поисков решения путем зрительного и мысленного сопоставления.

Процесс анализа и  решения задачи в этом случае тесно переплетается с доказательством решения.

Овладение детьми приемами решения разнообразных логических задач создает основу для проявления ими творчества. Они начинают придумывать простые логические задачи: на поиск лишней фигуры, признаков отличия, поиск  закономерностей построения рядов фигур и нахождения недостающей.

Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур.

Набор фигур при этом подбирают не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Они интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.

Дети знакомятся с набором фигур, выполняют упражнения направленные на развитие пространственных представлений, элементов геометрического воображения, на выработку практических умений в составлении новых фигур путем присоединения одной из них к другой. Задания видоизменяются. Дети составляют новые фигуры по образцу, устному заданию, замыслу.

Далее дети переходят  к составлению фигур – силуэтов по расчлененным образцам. Здесь необходимо уметь зрительно анализировать форму плоскостной фигуры и ее частей, уметь мысленно представлять изменения в расположении фигур, которые происходят  в результате их трансфигурации.

Более сложной и интересной для детей деятельностью является воссоздание фигур по образцам контурного характера (нерасчлененным) – доступный детям 6 – 7 лет, при условии их обучения.

Воссоздание фигур по контурным образцам требует зрительного членения формы той или иной плоскостной фигуры на составные части, т. е. на те геометрические фигуры, из которых она составлена.

За играми на составление фигур – силуэтов по образцам  следуют упражнения в составлении изображений по собственному замыслу. На занятии детям предлагают вспомнить, какие плоские фигуры они учились составлять, и составить их.

Андреева Ю.Г.

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №39»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактические игры на занятиях по ФЭМП

Дидактические игры на занятиях по математике.Игры, способствующие развитию восприятия,  внимания,  памяти,  мышления,  развитию творческих способностей, направлены на ...

Дидактические игры и упражнения по ФЭМП в средней группе

Автором представлен практический материал (дидактические игры и упражнения по ФЭМП в средней группе) подборка  для родителей и воспитателей....

Дидактическая игра по образовательной области ФЭМП "Числовой город"

Данная игра  закрепляет  знания детей о  составе числа в пределах 10;  учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее. Учить детей составля...

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Математические домики» по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста

Дошкольникам интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной р...

Интерактивная дидактическая игра для занятия по ФЭМП в средней группе "Найди лишнее", " Подбери цифру"

интеррактивная дидактические игра для занятий по ФЭМП  для отработки умения классифицировать животных и уметь соотносить число с цифрой....

Дидактические игры на занятиях ФЭМП в средней группе

Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использован...