Путешествие по осеннему лесу
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

Елена Анатольевна Пивоварова

План-конспект по математике (старшая группа) на  тему .Путешествие по осеннему лесу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_osenniy_les.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Познание (математика) старшая группа

Тема: Путешествие по осеннему лесу.

Цель: знакомство с делением квадрата на четыре части путем его складывания по диагонали.

Задачи:

*упражнять на слух счет до семи; соотносить цифру с числом; учить делить квадрат на четыре части путем его складывания по диагонали; составлять предмет из четырех частей; измерять протяженность с помощью условной мерки;

*развивать внимание и сообразительность,

*воспитывать у детей чувство взаимопомощи.

Материал: картина И.И.Левитана «Золотая осень», голубая ткань, оригами лодочки с номерами, набор матрешек (по 7штук на каждого ребенка), карточки с цифрами, магнитная доска, картинка дятла, 2картинки с изображение торта, напольная кукла «Лесовичок», аудиозапись спокойной мелодии.

 Раздаточный материал на каждого ребенка:  ножницы, клей, кисточка, салфетка, по одному бумажному квадрату, все квадраты зеленого цвета, но разной величины (3х3см;2,5х2,5см;2х2см;), полоска 4см, оригами лодочка с номером, набор матрешек (7штук).

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Восп.: Сегодня, ребята, предлагаю, вам отправится в  осенний лес к одному моему другу – Лесовичку (обращаю внимание детей на картину И.И. Левитана «Золотая осень»). Ну что, хотите побывать в лесу, полюбоваться осенним пейзажем?

Дети : Да!

Восп.: Тогда, вперед! Посмотрите, дети, перед нами широкая река. Как попасть на другой берег? (предложения детей).

Восп.: У нас есть лодки с номерами и матрешки, которые хотят с нами отправиться в лес. Вам необходимо посмотреть, какая цифра на вашей лодочке и поставить, столько же матрешек (дети выполняют задание).

 Восп.: Сколько в лодке матрешек? Почему? Посмотрите, дети, мы на лесной поляне. Давайте поиграем в игру «Перепутанные цифры», мой друг Лесовичок очень любит эту игру. Хотите, я научу вас в нее играть. Посмотрите, сейчас цифры стоят по порядку, как им положено (на магнитной доске).  Но только мы на минутку отвернемся, как они затеют игру перебежки и поменяются местами. Нам же придется их возвращать на свое место. Ну-ка, зажмурьте глаза, раз-два-три, а теперь смотри! Какие цифры поменялись местами? Кто поставит их правильно? (игра проводится несколько раз на усложнение, сначала местами меняются две цифры, а затем три). Весело мы поиграли, правильно отвечали. Молодцы! Но послушайте в лесу, кажется, кто-то стучит. Как вы думаете, кто же может стучать в лесу? (дятел). Послушайте и посчитайте, сколько раз стучит дятел?

(имитация стука дятла два-три раза, счет от 1 до 7). В лесу мы видим много деревьев. Вся земля под ними усыпана сорвавшимися разноцветными листочками (предлагаю детям изобразить деревья в осеннем лесу).

                   Физкультминутка (по стихотворению М.Садовского «Осень»)

                 Березы косы расплели,           Выполняем наклоны головы к

                                                                   плечам, при этом спина прямая,

                                                                   ноги на ширине плеч.

                 Руками клены хлопали,         Поднимаем руки в стороны до

                                                                  уровня плеч, затем резко опускаем

                                                                  их хлопаньем себя по ногам.

                Ветра холодные пришли,       Выполняем взмахи руками над

                                                                  головой из стороны в сторону, изоб-

                                                                  ражаем  раскачивающиеся от вет-

                                                                  ра деревья.

               И тополи затопали.                Одновременно с движением

                                                                рук топаем ногами.

               Поникли ивы у пруда,           Выполняем наклон вперед, спи-

                                                                на округлена, свободные, расслаблен-

                                                                ные руки касаются пола.

               Осины задрожали,                 Потрясем кистями.

               Дубы, огромные всегда,       Потянулись вверх, встали на

                                                               цыпочки.

               Как будто меньше стали.     Присели на носочках, подняв

                                                              пятки, колени вместе, руки на ко-

                                                              ленях.

              Все присмирело,                    В приседе округлили  спину,

              Съежилось,                             пригнули голову к коленям, руками

              Поникло, пожелтело.            обхватили колени.

             Лишь елочка пригожая          Выпрямились, выполняем уп-

             К зиме похорошела.              ражнение для позвоночника, совер-

                                                             шая вращение туловища вокруг вер-

                                                             тикальной оси, спина прямая, руки

                                                            двигаются свободно вслед за враще-

                                                            нием туловища.

Работа с раздаточным материалом.

 (перед каждым ребенком лежит по одному квадрату разной величины, предлагаю по-разному назвать фигуру)

Дети: Квадрат, четырехугольник.

Восп.: Ребята, давайте, разделим  квадрат на четыре треугольника, как можно его разделить? (ответы детей) Чтобы разделить квадрат на четыре части, его нужно сложить по диагонали (показываю, дети работают самостоятельно).

Восп.: Покажите свои треугольники (показывая на части от разных квадратов). Почему получились разные треугольники?

Дети: Квадраты были разные, поэтому и треугольники разной величины. 

Восп.: Отгадайте загадку:

                                         Что же это за девица?

                                          Не швея, не мастерица,

                                          Ничего сама не шьет,

                                         А в иголках круглый год.(елка).

Ответ выложите из своих треугольников (дети приступают к выполнению задания, если вижу, что ребенок сделал самую простую елку, предлагаю собрать ее по-другому). 

В лесу много старых деревьев, Лесовичок просит нас помочь ему посадить молодые елочки. Поможем ему? (ответы детей; дети наклеивают  елки на большие листы бумаги; напоминаю, что елки необходимо расположить по всему листу). Посадили свои елочки на лесной полянке. Какой красивый лес у нас получился! Но как узнать, какая елка самая высокая? Какая самая низкая? Что для этого надо сделать? (Измерить) Чем можно измерить высоту елок?

Дети: Меркой (дети самостоятельно делают мерку и с ее помощью измеряют высоту елок). 

Восп.:  Смотрите, ребята,  я вижу домик Лесовичка. Наше путешествие по осеннему лесу подходит к концу.(нас встречает Лесовичок)

Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Я вас ждал в гости и испек 2торта, только не могу  разделить каждый их на четыре треугольника, помогите,  пожалуйста.

Восп.: Ну, что ребята, поможем моему другу поделить торты на равные части, давайте разделимся на две группы (дети работают,  проводят линии по диагонали).

Лесовичок: А про сегодняшнее ваше путешествие скажу вот что: по лесу вы шли тихо, покой не нарушали. Это хорошо, правильно. Вы молодцы, все трудности на своем пути преодолели потому, что были дружные и приходили на помощь друг другу. Сейчас я прощаюсь с вами, приходите ко мне в гости зимой и вместе погуляем по зимнему лесу.

Подведение итога: что вам больше всего понравилось, и чему мы научились? (оцениваю детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие по осеннему лесу"

Логоритмика для детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

развлечение в младшей группе. Осенний праздник «Путешествие по осеннему лесу»

Осенний праздник «Путешествие по осеннему лесу»(1-ая младшая группа)Дети под музыку заходят в музыкальный зал и встают полукругомВедущий: Осень на опушке краски разводила,По листве тихоньк...

Самые маленькие воспитанники "Сказки"отправились в путешествие по осеннему лесу 01.12.17 До свидания осень,здравствуй зима!

Самые маленькие воспитанники "Сказки"отправились в путешествие по осеннему лесу 01.12.17 До свидания осень,здравствуй зима! 30 ноября в группе ГКП " Капелька"прошло тематическое со...

Конспект игры - путешествия «Путешествие по осеннему лесу. Подготовка животных к зиме»

Далеко-далеко, высоко-высоко, в удивительном воздушном дворце живёт Круглый год и есть у него четыре прекрасные дочери. Они совсем не похожи друг на друга, но отец любит их одинаково. Чтобы дочери не ...

Сценарий осеннего праздника"Путешествие в осеннем лесу"

Сценарий праздника осени во второй младшей группе "Путешествие в осеннем лесу" с играми, стихотворениями, песнями, сюрпризным моментом....

Сценарий осеннего утренника во 2 младшей группе "Путешествие по осеннему лесу"

Вед: Заглянул сегодня праздник в каждый дом,Потому что бродит осень за окном.Заглянул осенний праздник в детский сад,Чтоб порадовать и взрослых и ребят....