ФЭМП по Петерсон и Кочемасовой
план-конспект занятия по математике (средняя группа) по теме

конспек непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_cvet.docx17.12 КБ
Файл konspekt_kvadrat.docx20.84 КБ
Файл konspekt_vyshe_nizhe.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Цвет

Цель:

  1. Уточнить представления о четырех цветах – красном, желтом, зеленом, синем, и их названия;
  2. Сформировать умения определять и называть цвет предметов (красный, желтый, зеленый, синий), распределять предметы в группы по цвету (на основе материального образца);
  3. Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение.

Материалы к занятию:

Демонстрационный: домики 4 цветов, полоски 4 цветов, человечки, одетые в одежду 4 цветов.

Раздаточный: листы с домиками 4 цветов, полоски 4 цветов.

Интеграция областей:

Познание, Художественное творчество, Чтение художественной литературы, Коммуникация, Социализация, Физическая культура, Здоровье, Музыка, Безопасность, Труд.

Мотивация:

Отправимся в гости к цветным человечкам.

Сюрпризный момент:

Восковые карандаши на группу.  

Ход непосредственной образовательной деятельности.

  1. Введение в игровую ситуацию.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Любите ли вы ходить в гости?

Воспитатель говорит детям, что их пригласили в гости цветные человечки.

  1. Игровая деятельность.

Игра «Дорожки».

Дети подходят к фланелеграфу, на котором воспитатель размещает на равном расстоянии 4 полоски одна другой в спектральной последовательности, называя их цвета: красная, желтая, зеленая, синяя.

Это дорожки, которые ведут к домикам цветных человечков. Воспитатель говорит детям, что каждая дорожка должна привести к домику такого же цвета, как и она сама. Затем берет один из домиков, прикладывает к концу нужной дорожки и говорит: «Синяя дорожка привела нас к синему домику».

После этого дети по одному подходят к фланелеграфу и выставляют  домики в конце дорожки такого же цвета, называя цвет каждого. Если ребенок затрудняется или ошибается, воспитатель помогает ему и хвалит:

-  Какой красивый красный домик поставил Сережа в конце красной дорожки!

Игра « В гости».

Воспитатель предлагает детям продолжить дорожки к домикам цветных человечков. Дети должны догадаться, что, как и в предыдущей игре, дорожки должны быть такого же цвета, как домики.

- Одинаковый или разный цвет дорожки и домика? (одинаковый)

Дети самостоятельно выполняют задание. Воспитатель подходит к каждому ребенку, помогает исправить ошибки, если она есть.

- Вот мы и пришли в гости  к цветным человечкам.

Игра «Как тебя зовут?»

Дети подходят к фланелеграфу. Воспитатель говорит, что надо познакомиться с человечками.

- Что говорят, когда знакомиться? (называют свое имя.)

Воспитатель показывает детям  человечка, на котором надета красная одежда и шапка.  Человечек здоровается с детьми и спрашивает, как их зовут. Дети здороваются в ответ и называют свои имена.

 Воспитатель говорит, что человечка зовут Красный.

- В каком домике он живет? ( в  красном)

- Какая дорожка к красному  домику? (красная)

Один из  детей ставит человечка на нужную дорожку.

 Далее воспитатель показывает детям зеленого (желтого, синего) человечка.

 - Как его зовут?

- В каком домике он живет?

 -  Какая дорожка ведет к его домику?

Игра «Танцуют все»

Человечки приглашают гостей потанцевать. Дети, подражая движениям воспитателя, танцуют под веселую музыку. В конце цветные человечки дарят восковые карандаши на группу.

  1. Итог непосредственной образовательной деятельности.

Воспитатель собирает детей около себя.

- У кого в гостях вы сегодня побывали?

- Какой человечек вам понравился больше всего?

Воспитатель говорит детям, что они смогли продолжить дорожки, потому что знают цвета.

МБДОУ детского сада №14  «Крепыш»комбинированного вида ЩМР МО

Открытое непосредственное образовательное деятельность.

Тема: Цвет

( Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемсова  «Игралочка»)

2 младшая группа.

Провела: воспитатель Губушкина Лилия Сергеевна

Дата:



Предварительный просмотр:

Тема: Квадрат

Цель:

  1. Сформировать представление о квадрате как общей форме некоторых предметов, умение распознавать квадрат в предметах окружений обстановки и среди других фигур (треугольников и кругов), познакомить с некоторыми свойствами квадрата;
  2. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя ( на основе рефлексивного метода) и опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает»;
  3. Закрепить счет до четырех, представления о круг и треугольнике, умение определять и называть свойства предметов;
  4. Тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, творческие способности.

Материалы к занятию:

Демонстрационный: предметы квадратной формы, контурные изображения квадрата, круга, треугольника, сапожка, репки, книги, картинки с изображением различной обуви, овощей, предметные картинки, имеющие круглую, квадратную, треугольную форму, карточки с изображением кругов, квадратов, треугольников разного цвета и размера.

Интеграция областей:

Познание, Художественное творчество, Чтение художественной литературы, Коммуникация, Социализация, Физическая культура, Здоровье, Музыка, Безопасность, Труд.

Мотивация:

Поможем коту найти квадратный магазин.

Сюрпризный момент:

Квадратное печенье

Ход непосредственной образовательной деятельности.

  1. Введение в игровую ситуацию.

(Воспитатель в роле Мери Попенс )

Мери Попенс появляется под музыку «Ветер перемен»

Мери Попенс  собирает детей возле себя.

-Ходите ли вы с мамами по магазинам?

-В какой магазин вы любите ходить больше всего?

Мери Попенс предлагает детям пройтись по магазинам.

  1. Актуализация знаний.

Игра «Назови магазин»

В группе на одном столе расположены картинки с изображением различной обуви, на другом –овоще, на третьем – различные предметы квадратной формы разного размера. Количество квадратных предметов должно равняться количеству детей.

 Дети вместе с воспитателем подходят к первому столу.

- Назовите все, что видите на витрине.

Дети перечисляют: тапочки, кроссовки, сапоги и т.д

- Как называется этот магазин? (Обувной)

- Почему вы считаете, что это обувной магазин? (потому что тапки, кроссовки, сапоги – это обувь)

- Почему такие разные предметы назвали одним словом – обувь? (Их носят на ногах  для того, чтобы ноги не мерзли, нее пачкались.)

Аналогично разбирается второй магазин.

  1. Затруднение в игровой ситуации.

Игра «Назови магазин»

Дети походят  столу, на котором находятся квадратные часы, квадратная коробка из-под печенья (конфет), настольная игра в квадратной коробке, квадратная картина, несколько листов цветной бумаги квадратной формы, платки квадратные и т.п.

- Назовите предметы, которые продаются в этом магазине.

После того как дети перечислят находящиеся на столе предметы, звонит мобильный телефоне. Мери Попенс говорит детям. Что звонит кот и спрашивает, где мы с вами находимся. Он хочет к нам прийти и поиграть с нами.

Как правило. дети отвечают, что находятся в магазине.

- Как называется это магазин? – спрашивает кот.

 Дети затрудняются в ответе, так как все предметы разные.

- Смогли ли вы объяснить коту, как называется магазин? (нет)

- Почему не смогли? ( Мы не знаем, чем похожи все товары, которые в нем продаются)

         4. Открытие нового знания.  

- Что нужно сделать для того, чтобы узнать название магазина? (Надо выяснить, чем похожи все товары, которые в нем продаются.)

 Дети встают за стол, на котором расположены квадратные предметы, и берут по одному.

- Чем похожи коробки, платок и т.д.?

 Если дети не могут ответить на поставленный вопрос, Мери Попенс задает им наводящие вопросы:

- Одинаковый ли цвет, размер у всех предметов в этом магазине? (нет.)

- Может быть, все эти предметы сделаны из одного материала? (Нет, к5оробка – картонная, листы – бумажные, часы – пластмассовые и т.д.)

Если понадобиться, можно задать им вопрос:

- Может быть, все эти предметы имеют одинаковую форму?

Таким образом, дети приходят к выводу о том, что у всех предметов, которые продаются в этом магазине, одинаковая форма. Задача Мери Попенс здесь, как обычно, создать атмосферу доброжелательности, заинтересованного отношения ко всем версиям, высказанным детьми, эмоциональной поддержки тех, кто догадался, что форма у всех предметов одинаковая – ведь это действительное интеллектуальное достижение детей!

 В завершении игры Мери Попенс предлагает детям обвести свой предмет пальцем. Делать это лучше всем вместе.

Мери Попенс говорит:

- Поставьте палец на угол. Проведите по одной стороне (показывает). Заверните за угол, снова ведите пальчиком по стороне, снова заверните за угол и т.д.

 - Сколько раз вы завернули за угол? (четыре)

 - Значит, сколько углов у платка,  коробки и т.д.?

Мери Попенс делает вывод: у всех предметов в этом магазине 4 стороны и 4 угла.

- Кто знает, как называется эта форма?

Поскольку термин квадрат ранее уже  был введен в речевую практику, то обычно дети сами верно его называют. Если же никто из детей не ответит, можно закрепить с ними способ преодоления затруднения «спросить у того, кто знает»:

 - Что нужно сделать, если чего-то не знаешь и очень хочешь узнать? (надо у кого-либо спросить)

Затем дети задаю вопрос и Мери Попенс  рассказывает, что такая форма называется квадратом.

Мери Попенс делает вывод: у квадрата 4 стороны и 4 угла.

Дети набирают номер мобильного телефона кота и рассказывают ему, что магазин называется « Магазином квадратных товаров»

  1.  Включение нового знания в систему знаний.

Игра «Вывеска»

Мери Попенс  рассказывает детям о том, что раньше на магазинах не было написано название, а висела вывеска, глядя на которую люди сразу понимали, какой это магазин.

Мери Попенс выкладывает на стол схематичное изображение обуви, овощей, а также карточки, на которых нарисован круг, квадрат, треугольник, и предлагает на разные магазины повесить такие вывески, чтобы кот нас смог найти.

- на каком магазине можно повесить такую вывеску?

Мери Попенс показывает по очереди на обувь, на овощи. После ответов детей эти карточки убираются.

- Какую вывеску надо повесить над нашим магазином?

 Мери Попенс  предлагает детям выбрать карточку из оставшихся. Дети должны выбрать квадрат.

Появляется кот. Танец «Паровозик»

Игру «Квадрат»

Кот просит детей помочь привезти со склада в магазин квадратные товары. Дети подходят к столу, на котором находятся предметные картинки треугольной, круглой и квадратной формы, причем картинок, имеющих квадратную форму столько же, сколько детей.

 - Выберите квадратные товары.

 Если кто-то из детей успеет взять две картинки, то кому-то картинки не достанется.

 - Все выполнили задание? (нет.)

- Почему ты не взял предмет квадратной формы? (здесь больше их нет.)

- как надо поступить для того, чтобы картинки были у всех?

После того как картинки выбраны, Мери Попенс задает вопрос каждому ребенку:

- Какой предмет ты повезешь в магазин квадратных товаров?

 Дети отвечают, согласовывая прилагательное с существительным в роде: квадратный стол, квадратную скатерть, квадратное  окно и т.п.

  Мери Попенс показывает детям на треугольные и круглые предметы.

- Почему вы не взяли эти картинки? (потому что они не квадратные)

  Дети относят товар в магазин.

Игра «Поездка на автобусе»

Мери Попенс предлагает детям вернуться из магазинов домой на автобусе.

Каждый ребенок получает карточку, на котором нарисована одна фигура: 1 квадрат, 1 треугольник или 1 круг. Фигуры имеют разный цвет  и размер.

  В разных местах группы стоят стулья, на которых прикреплены карточки с контурным изображением этих  фигур. Дети двигаются по группе. По сигналу Мери Попенс они должны подойти к тому стулу, на котором нарисована фигура нужной формы.

 Игра проводится три раза. Каждый раз Мери Попенс меняет «билеты» у детей таким образом, чтобы у каждого в руках побывали карточки с разными по форме фигурами.

Итог непосредственной образовательной деятельности.

Дети собираются около Мери Попенс.

 - Где вы сегодня побывали?

 -  Кому смогли помочь?

 - Смогли ли вы объяснить коту, где находитесь?

Мери Попенс  говорит детям о том, что они смогли дать название магазину, завести в него нужные товары, сделать для магазина вывеску потом, что теперь они знают, что такое квадрат. (Выносится поднос с печеньями квадратной форсы.)

МБДОУ детского сада №14  «Крепыш»комбинированного вида ЩМР МО

Открытое непосредственное образовательное деятельность.

Тема: Квадрат

( Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемсова  «Игралочка»)

Средняя группа

Провела: воспитатель Губушкина Лилия Сергеевна

Дата:

  



Предварительный просмотр:

Тема: Выше, Ниже

Цель:

  1. Уточнить представления о пространственных отношениях «выше» - «ниже», тренировать умение понимать и правильно употреблять слова «на», «над», «под» в речи, сформировать представление и сравнении предметов по высоте;
  2. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);
  3. Закрепить счет в пределах трех, умение соотносить цифры 1-3 с количеством, умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов;
  4. Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, воображение, логическое мышление.

Материалы к занятию:

Демонстрационный: три елки, изображение ровного и неровного рельефа земли .

Раздаточный:  кубики ЛЕГО, листы бумаги разного размера.

Интеграция областей:

Познание, Художественное творчество, Чтение художественной литературы, Коммуникация, Социализация, Физическая культура, Здоровье, Музыка, Безопасность, Труд.

Мотивация:

Давайте поможем маме и сыну выбрать елку.

Сюрпризный момент:

Шоколадные фигурки елок.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

  1. Введение в игровую ситуацию.

(Воспитатель в роле Метели)

Под звук вьюги появляется Метель.

Дети сидят на ковре.

-Любите ли вы праздники?

-  Какой праздник у вас самый любимый?

- Что обязательно должно быть на Новый год? (Елка)

- Где можно купить елку? (На елочном базаре.)

 - Хотите узнать историю про маму и сына, которые под Новый год покупали елку?

 2. Актуализация знаний.

Игра «Елки» начало

Дети подходят к фланелеграфу, в разных местах которого расположены 3 елки разной высоты. Самая маленькая елочка расположена выше остальных. Внизу, где стоит самая высокая елочка, выложен неровный рельеф уровня земли.

 Метель рассказывает, что мама с сыном пришли на елочный базар вечером и поэтому там остались только эти елки.

- Сколько елок было на елочном базаре? (Три)

- Одинаковые или разные елки продавались на базаре? (Разные.)

- Чем отличались елки?

Как правило, дети говорят, что «эта елка маленькая, эта – побольше, а эта – совсем большая». Метель соглашается и уточняет, что одна  елка низкая, другая – повыше, третья – совсем высокая, то есть елки отличаются по высоте. 

3.Затруднение в игровой ситуации.

Игра «Елки» продолжение

Мама с сыном хотят купить самую высокую елочку.

Сын показывает на одну елку (воспитатель дотрагивается до самой высокой елки), мама с ним не соглашается и показывает на другую (воспитатель дотрагивается до самой низкой елки, которая расположена вверху).

- Кто из них прав?

Как правило, дети верно указывают на высокую елку, Метель высказывает сомнение.

 - Смогли ли договориться мама с сыном и мы с вами? (нет)

 - Как вы думаете, почему?

 Выслушиваются все ответы детей, после чего Метель подводит итог: мы не смогли договориться, потому что не умеем сравнивать предметы по высоте.

Физминутка:

Елочки зеленые на ветру качаются 

Елочки зеленые на ветру качаются,
На ветру качаются, низко наклоняются.
Сколько елочек зеленых, столько сделайте наклонов.
Приседайте столько раз, сколько бабочек у нас.
Сколько беленьких кружков, столько сделайте прыжков.

4.Открытие нового знания.

Игра «Елки» окончание.

- что нужно сделать, чтобы сразу стало видно, какая елка выше?

Если дети предложат поставить елки рядом, Метель ставит елки на неровный рельеф уровня земли, выложенный на фланелеграфе, так, чтобы самая низкая елка стояла на самом высоком месте, и все елки получались бы одинаковой высоты.

- Можно ли так определить, какая елка выше? (нет)

 Чтобы проиллюстрировать полученный вывод, можно поставить на коробку или на стул самого низкого ребенка в группе рядом с самым высоким так, чтобы маленький оказался выше большого.

- Как надо поставить елки, чтобы определить, какая из них выше?

Дети должны догадаться, что елки надо поставить рядом на ровную поверхность.

Метель  соглашается с детьми, хвалит их и проговаривает вывод: чтобы сравнить предметы по высоте, надо поставить их рядом на ровную поверхность. 

Мальчик благодарит детей и просит их сделать рисунок для того, чтобы не забыть, как надо сравнивать по высоте.

 Метель еще раз проговаривает вывод с детьми и на глазах у них приклеивает на лист бумаги две полоски разной высоты. Лист вывешивается на видное место.

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Игра «Кто выше?»

Метель собирает детей возле себя.

- Ходите ли вы на елки?

- Что вы там делаете?

Метель предлагает детям представить, что они пришли на елку, а там устроили игру.

- Хотите поиграть?

Метель предлагает детям встать в пары и определить, кто в паре выше, а кто – ниже.

Метель может сама организовать пары так, что один в паре будет явно выше другого. Сделать это можно следующим образом:

- Саша, встань в пару с девочкой, у которой на кармашке нарисован зайчик.

 - Маша встань в пару с мальчиком, у которого клетчатая рубашка. И т.д.

- Как вы будете меряться ростом?

Метель обращает внимание детей на схему. Дети должны рассказать, что им нужно встать рядом друг с другом на полу.

Детям предоставляется самостоятельность. После выполнения задания они должны проговорить результат, например: «Я выше Саши» или «Саша ниже меня».

  1. Итог непосредственной образовательной деятельности

Дети собираются около Метели.

- Кому вы сегодня помогли?

Метель хвалит детей и говорит, что они смогли помочь маме и сыну выбрать елочку, потому что они научились сравнивать предметы по высоте, и за это они вам дарят шоколадные елочки.

МБДОУ детского сада №14  «Крепыш»комбинированного вида ЩМР МО

Открытое непосредственное образовательное деятельность.

Тема: Выше, Ниже

( Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемсова  «Игралочка»)

2 младшая группа.

Провела: воспитатель Губушкина Лилия Сергеевна

Дата:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по учебному пособию Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова по программе «Игралочка» (для детей 4-5 лет).

Тематическое планирование по учебному пособию  Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовапо программе «Игралочка» (для детей 4-5 лет)...

Примерное тематическое планирование «Игралочка – ступенька к школе» Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова четвертый год обучения (дошкольники 6-7 лет)

Примерное тематическое планирование «Игралочка – ступенька к школе» Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова четвертый год обучения (дошкольники 6-7 лет) с включением игр В.В. Воскобовича и ИКТ технологий....

Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса по ФЭМП Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. Старшая группа.

Готовое перспективное планирование по ФЭМП в старшей группе поможет воспитателям в подготовке к работе....

Личный творческий план по теме : «Развитие математических способностей детей через курс «Игралочка» (авторы: Л. Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова).

Тема: «Развитие математических способностей детей через курс «Игралочка»(авторы: Л. Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова). на 2019 – 2020 учебный год...

Игралочка. Математика для 3-5 лет. Метод. реком. Ч.1 и 2_Петерсон, Кочемасова_2012 -224с

Уважаемые воспитатели детских садов, учителя, родители!Перед вами учебно-методическое пособие «Игралочка», предназначен-ное для развития математических представлений детей 3-4 и 4-5 лет.Да...

Рабочая программа по «Формированию элементарных математических представлений у дошкольников» (младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группа) по программе Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. (Игралочка) на 2021/2025 учебный год

Программа «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (в дальнейшем именуемая Программа) соответствует Федеральному государственному стандарту дош...

Перспективное планирование по математике для второй младшей группы на 2023 - 2024 учебный год (по Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова: "ИГРАЛОЧКА")

В школе ребенок с первых дней должен продемонстрировать свои интеллектуальные и личностные качества. Теперь ему уже мало воспроизвести по памяти тот или иной учебный материал, он должен уметь а...