Рабочая учебная программа по логическому мышлению
рабочая программа по математике (подготовительная группа) по теме

Рабочая программа по логическому мышлению в ДОУ для детей старших дошкольных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_log._myshleniyu.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида детский сад №32 «Сказка»

«СОГЛАСОВАНО»                                                  «УТВЕРЖДАЮ»

Зам. зав. по ВМР                                               Заведующая МБДОУ д/с№32  ______ Юмакулова О.Ю.                                             ______ Рыбалкина Н.Ю.

        

«__»_____ 20_ г.                                                     «__»_______20_ г.

Рабочая программа развития математических способностей дошкольников

«Логическое мышление».

 (5 - 7 лет)

старшая и подготовительная группы

Автор: воспитатель-специалист по логическому мышлению

                                            Хотеенкова Н.В.

                                                      Рассмотрено на заседании

                                                    педагогического совета  от

                                                      «__»__________2012г.                

                                                                     протокол № 1

Рабочая учебная программа по формированию элементарных математических представлений с элементами логического мышления.

Автор: воспитатель-специалист по логическому мышлению

                                            Хотеенкова Н.В.

Рецензенты: Розанова Л.Н. - главный специалист отдела дошкольного образования УО Администрации Мытищинского муниципального района; Осипова М.В. -  методист дошкольных образовательных учреждений УО;  зам. зав. по ВМР  МБДОУ д/с №32  Юмакулова О. Ю.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа занятий, включающая комплекс заданий и упражнений, разнообразных методов приемов работы с детьми (наглядно-практические, игровые), помогает дошкольникам овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания в самостоятельной деятельности. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности. Игровые ситуации с элементами соревнований, используемые на занятиях, мотивируют деятельность детей и направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика проведения занятий не предполагает прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком математических заданий, а подразумевает создание ситуации содружества, содеятельности. Активизация мыслительной деятельности развивает активную позицию ребенка и формирует навыки учебной деятельности.

Цель программы: 

Пропедевтика основных понятий по ФЭМП, развитие интеллекта и логического мышления.

Задачи программы:

1 Формирование мотиваций учебной деятельности, ориентированной на активизацию познавательных интересов.

2 Развития восприятия и представления детей через накопление и расширение сенсорного опыта.

3 Увеличения объема внимания и памяти.

4 Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления за счет обучения приемам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка, установление причинно-следственных связей).

5 Обучение элементарным математическим представлениям в объеме программы старшей и подготовительной к школе группам.

6 Развитие речи, введение в активную речь математических терминов, активное использование знаний и умений, полученных на занятиях.


         
Рабочая учебная программа составлена на основании программ:

  1. «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2010г

 2. «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой

3. «Математика в детском саду». Л.С. Метлиной

  4. «Давайте поиграем». Математические игры для детей 5-7 лет». А.А. Столяр

           Дополнительные занятия (кружок) по формированию элементарных математических представлений с элементами логического мышления в старшей и подготовительной к школе группах проводится раз в неделю. Всего по 31 дополнительному занятию в год в каждой возрастной группе. Длительность одного занятия: в старшей группе 25 минут, в подготовительной к школе группе – 30 минут.

Дополнительные занятия направлены на реализацию национально-регионального компонента.

Форма занятий: целое (полное)

                            Индивидуальное

            Задачи по национально-региональному компоненту:

Формирование мотиваций учебной деятельности, ориентированной на активизацию познавательных интересов.

Национально-региональный компонент.

        Особенностью работы кружка является выделение специального времени на занятия (2-я половина дня), направленного на реализацию национально-регионального компонента.

         Компонент ДОУ (локальный компонент). Осуществляется через дополнительные занятия (кружок) название кружка, отраженные в учебном плане ДОУ.

МЕТОДЫ и ФОРМЫ РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ:

   Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

       Важной составляющей программного материала по развитию элементарных математических представлений у дошкольников является специально разработанная совокупность заданий содержательно-логического характера, направленных как на более осмысленное усвоение математического содержания, так и на развитие у детей основных познавательных процессов и интереса к математике.

           Успешное обучение детей в школе зависит от уровня развития познавательных процессов (мышление, память, внимание, воображение). Остановимся на этом подробнее. Особое внимание уделяется работе, направленной на развитие произвольного внимания, так как от уровня его развития зависит успешность и четкость работы сознания, а следовательно, и осознанного восприятия изучаемого математического материала. Естественно, что все задания и их последовательность подчинены дидактическому требованию постепенного усложнения и в итоге подводят к успешному развитию произвольного внимания, которое служит основой развития других познавательных процессов. Ребенок должен находить отличия между предметами, выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу, находить несколько пар одинаковых предметов.          

         Среди заданий на развитие памяти в дошкольном возрасте предпочтение отдается зрительным и слуховым диктантам и упражнениям, в содержании которых используются математические символы, записи, термины, геометрические фигуры и их расположение на листе бумаги. Большое значение в развитии словесно-логической памяти имеют дидактические игры, предполагающие развитие у детей приёмов смысловой группировки представленных слов или словосочетаний.

         Таким образом, ведущей методической линией является организация разнообразной математической деятельности, в результате которой идёт накопление элементарных математических представлений и активное развитие основных познавательных процессов у детей, приоритетных среди которых являются  воображение и мышление. Именно поэтому большое внимание  уделяется развитию таких мыслительных операций, как сравнение, анализ и синтез, обобщение, классификация, аналогия.

Анализ - это процесс, расчленения целого не части, а также установление связей отношений между ними.

Синтез - это процесс мысленного соединения в единое целое частей предмета или его признаков полученных в процессе анализа. Анализ и синтез неразрывно связаны друг с другом и являются одним из основных мыслительных операций.

Сравнение - мысленное установление сходства и различия предметов по существенным или несущественным признакам. Ребёнок старшего дошкольного возраста должен уметь сравнить выделяя сначала наиболее существенные признаки сходства и различия а также видеть между признаками сходства и признаками различия. Развитие умений проводить сравнение отрабатывается с помощью усложняющих заданий: сначала это задания в которых предполагается сравнивать два предмета при этом результат сравнения выражается графически; затем сравниваются группы предметов их изображения после чего переходят к сравнению несложных сюжетов картинок или композиций.

Обобщение - процесс мысленного объединения в одну группу предметов и явлений по их основным свойствам.

Ребенку старшего дошкольного возраста нужно уметь обобщать предметы, исходя из их существенных признаков, самостоятельно выделяя эти признаки.

Классификация – это распределение предметов по группам, обычно по существенным признакам. Очень важно правильно выбрать основание классификаций. Часто дети ориентируются на второстепенные признаки. Необходимо учить малышей называть группы предметов обобщающими словами или наоборот, подбирать предметы к обобщающему слову.  

  Учитывая, что запас математических знаний у дошкольников еще не так велик, задания содержательно-логического блока не всегда будут иметь ярко выраженное математическое содержание, что, однако не снижает их развивающей ценности и значимости для развития познавательных способностей детей. Постепенно с ростом математической базы у ребенка, такие задания все более обогащаются разнообразным математическим содержанием и выполняют уже одновременно несколько функций.  

Большинство заданий даются в игровой, занимательной форме, что способствует наиболее успешному развитию познавательных процессов у детей. Основные требования к заданиям содержательно-логического характера:

  1. задания должны иметь яркую целевую направленность на развитие одного или одновременно нескольких познавательных процессов, среди которых отдается приоритет математическому мышлению, но присутствуют и такие познавательные процессы как внимание, восприятие, память.
  2. задания должны иметь математическое содержание и нести определенную интеллектуальную нагрузку для детей, расширять их представления или знакомить с простейшими методами познания действительности.
  3. Задания должны быть представлены в интересной форме и построены на близком детям материале.

Содержание программы по логическому мышлению в старшей группе:

  1. Формирование элементарных математических представлений.

Количество.

Закреплять умение создавать множества (групп предметов) из разных по количеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений); разбивать множества на части и воссоединять их; устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество большей части, а часть меньше целого множества; сравнить разные части множества на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному; определять большую (меньшую) часть множества или их равенство.

Закреплять умение считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах 5-10 (на наглядной основе).

Формировать умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет («7 меньше 8, если к 7 добавить один предмет, будет 8, поровну», «8 больше 7; если из 8 предметов убрать один, то станет по 7, поровну»).

Развивать умение отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10).

Развивать умение считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10).

Познакомить с цифрами от 0 до 9.

Познакомить с порядковым счетом в пределах 10, учить различать вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них.

Продолжать формировать представление о равенстве: определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов; правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь 5 петушков, 5 матрешек, 5 машин – всех игрушек поровну – по 5).

Упражнять в понимании того, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета).

Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале: 5 – это один, еще один, еще один, еще один и еще один.

Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре).

Закреплять умение называть часть, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньшего целого.

Величина.

Закреплять умение устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру: «Розовая лента – самая широкая, фиолетовая – немного уже, красная – еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент» и т.д.

Развить умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно – с помощью третьего (условной меры), ровного одному из сравниваемых предметов.

Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему.

Содержание программы по логическому мышлению

в подготовительной группе:

Формирование элементарных математических представлений

 Количество

 Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.

 Упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей. Закреплять умение устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составления пар предметов или соединения предметов стрелками

Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 20.

Познакомить с числами второго десятка.

Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 ( в пределах 10).

Закреплять умение называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.

Познакомить с составом чисел от 0 до 10.

Формировать умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).

Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей (различение, набор и размен монет).

Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание ( вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=).

Величина

Закреплять умение считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.

Закреплять умение делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.), а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых) и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.

Формировать первоначальные измерительные умения. Развивать умение измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку).

Закреплять умение детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры.

Дать представления о весе предметов и способах его измерения. Закреплять умение сравнивать вес предметов (тяжелее – легче) путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.

Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.

Форма

Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.

Дать представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника), о прямой линии, отрезке прямой.

Закреплять умение распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.

Закреплять умение моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов – один большой прямоугольник; из частей круга – круг, из четырех отрезков – четырехугольник, из двух коротких отрезков – один длинный и т.д.; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.

Закреплять умение анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.

Ориентировка в пространстве.

Учить детей ориентироваться в пространстве на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).

Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.

Формировать умение «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).

Ориентировка во времени.

Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности дней недели, месяцев, времен года.

Закреплять умение пользоваться в речи словами – понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.

Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час).

Формировать умение определять время по часам с точностью до 1 часа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2012-2013 учебный год. Образовательная область «Музыка» для детей дошкольного возраста (2-7 лет)

Рабочая учебная программа отвечает требованиям Государственного стандарта и возрастным особенностям детей. Программа разработана с учетом дидактических принципов - их развивающего обучения, псих...

Рабочая учебная программа развития логического мышления у детей 6 – 7 лет на основе занимательной математики «Логика»

Пояснительная запискаВы хотите научить своего ребёнка нестандартно мыслить, развить у него упорство и сообразительность, умение находить оригинальные решения? Участие в кружке даёт детям не только опр...

Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2014-2015 учебный год. Образовательная область «Музыка».

Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2014-2015 учебный год.  Образовательная область «Музыка» ...

Рабочая учебная программа по реализации «Основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ №15 «Югорка» в группе компенсирующей направленности для детей с 4 до 5 лет с тяжелыми нарушениями речи №9 на 2018-2019 учебный год

Рабочая учебная программа по реализации«Основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ  №15 «Югорка»в группе компенсирующей направленности для детей с 4 до 5 л...