дидактические игры как использование занимательного материала на занятиях по математике
методическая разработка по математике (подготовительная группа) по теме

МИНГАЛИМОВА ЛЕЙСАН РАКИПОВНА

 

Управление  образования  дошкольных  учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация   для   воспитателей

              на    тему :

  «Дидактические   игры  как

использование   занимательного

материала  на  занятиях  по

        математике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Обучение  математике  детей  дошкольного  возраста  немыслимо  без  использования  занимательных  игр , задач , развлечений.  При  этом  роль  несложного  занимательного  математического  материала  определяется  с  учётом  возрастных  возможностей  детей  и  задач  всестороннего  развития  и  воспитания : активизировать  умственную  деятельность , заинтересовать  математическим  материалом , увлекать  и  развлекать  детей , развивать  ум , расширять , углублять  математические  представления , закреплять  полученные  знания  и  умения , упражнять в  применении  их  в  других  видах  деятельности , новой  обстановке.

     Используется  занимательный  материал  (дидактические  игры)  и  с  целью  формирования  представлений ,  ознакомления  с  новыми  сведениями.  При  этом  непременным  условием  является  применение  системы  игр  и  упражнений.

      Дети  очень  активны  в  восприятии  задач-шуток  головоломок  логических  упражнений. Они  настойчиво  ищут  ход  решения , который  ведёт  к  результату.  В  том  случае , когда  занимательная  задача  доступна  ребёнку , у  него  складывается  положительное  эмоциональное  отношение  к  ней , что  и  стимулирует  мыслительную  активность.  Ребёнку  интересна  конечная  цель :  сложить , найти  нужную  фигуру , преобразовать , - которая  увлекает  его.

     При  этом  дети  пользуются  двумя  видами  поисковых  проб : практическими (действия в  перекладывании , подборе)  и  мыслительными (обдумывание  хода , предугадывание  результата , предположение  решения).  В  ходе  поиска , выдвижения  гипотез , решения  дети  проявляют   и  догадку , то есть как  бы  внезапно  приходят  к  правильному  решению.  Но эта  внезапность , безусловно , кажущаяся.  На  самом  деле  они  находят  путь , способ  решения  лишь  на  основании  практических  действий  и  обдумывания.  При  этом  дошкольникам  свойственно  догадываться  только  о  какой –то  части  решения , каком-то  этапе.  Момент  появления  загадки  дети я.  Как  правило , не  объясняют : « Я подумал  и  решил. Так  надо  сделать».

    В  процессе  решения  задач  на  смекалку  обдумывание детьми  хода  поиска  результата  предшествует  практическим  действиям. Показателем  рациональности  поиска  является  и  уровень  самостоятельности  его , характер  производимых  проб.  Анализ  соотношения  проб  показывает , что  практические  пробы  свойственны , как  правило , детям  средней  и  старшей  групп.  Дети  подготовительной  осуществляют  поиск  путём  сочетания  мыслительных  и  практических  проб , или  только  мысленно.  Всё  это  даёт  основание  для  утверждения  о  возможности  приобщения  дошкольников  в  ходе  решения  занимательных  задач  к  элементам  творческой  деятельности.  У  детей  формируется  умение  вести  поиск  решения  путём  предположений , осуществлять  разные  по  характеру  пробы , догадываться.

     Из  всего  многообразия  занимательного  математического  материала  в  дошкольном  возрасте  наибольшее  применение  находят  дидактические  игры.  Основное  назначение  их – обеспечить  упражняемость  детей  в   различении , выделении , назывании  множеств предметов , чисел , геометрических  фигур , направлений  и  так   далее.  В  дидактических  играх  есть  возможность  формировать  новые  знания ,знакомить  детей  со  способами  действий.  Каждая  из  игр  решает  конкретную  задачу  совершенствования  математических (количественных , пространственных , временных )  представлений  детей.

     Дидактические игры  включаются  непосредственно в  содержание  занятий  как  одно  из  средств  реализации  программных  задач.  Место  дидактической  игры  в  структуре  занятия  по  формированию  элементарных  математических  представлений  определяется  возрастом  детей , целью , познанием , содержанием  занятия.  Она  может  быть  использована  в  качестве  учебного  задания , упражнения , направления  на  выполнение  конкретной  задачи  формирования  представлений.  В  младшей  группе ,  особенно  в  начале  года , всё  занятие  должно  быть  проведено  в  форме  игры.  Дидактические  игры  уместны  и  в  конце  занятия  с  целью  воиспроизведения ,  закрепления  ранее  изученного.  Так  в  средней  группе  на  занятиях  по формированию  элементарных  математических  представлений  после  ряда  упражнений  на  закрепление  названий , основных  свойств  геометрических  фигур  может  быть  использована  игра.

      В  формировании  у  детей  математических  представлений  широко  используются  занимательные  по  форме  и  содержанию  разнообразные  дидактические  игровые  упражнения.  Они  отличаются  от  типичных  учебных  заданий  и  упражнений  необычностью  постановки  задачи , неожиданностью  преподнесения  её  от  имени  какого-либо  литературного  сказочного  героя.  Игровые упражнения  следует  отличать  от  дидактической  игры  по  структуре , назначению ,  уровню  детской  самостоятельности , роли  педагога.  Они , как  правило , не  включают  в  себе  все  структурные  элементы дидактической  игры.  Назначение  их – упражнять  детей  с  целью  выработки  умений , навыков.

    Часто  в  практике  обучения  дошкольников  дидактическая  игра  приобретает  форму  игрового  упражнения.  В  этом  случае  игровые  действия  детей , результаты  их  направляются  и  контролируются  педагогом.  Так , с целью  показа  детям  способа  установления  поэлементного  соответствия  в  младшей  группе  провести  игровое  упражнение « посадим  куклы  на  стулья» .

     Итак  дидактические  игры  и  игровые упражнения  математического  содержания  -  наиболее  известные  и  часто  применяемые  в  современной  практике  дошкольного  воспитания  виды  занимательного  материала.

 

 

 

 

 

                          Использованная   литература :

 

  1. З.А.Михайлова  «Игровые  занимательные  задачи  для  дошкольников»,- М «Прос.», 1985.

 

 

  1. Л.А.Венгер ,О.М.Дьяченко «Игры  и  упражнения  по  развитию  умственных  способностей  у  детей  дошкольного  возраста» , -           

     М «Прос.» , 1989.

 

 

3.  А.А.Смоленцова «Сюжетно-дидактические  игры  с  математическим  содержанием» , - М «Прос.» ,1987.

 

 

4.  А.К.Бондаренко , А.И.Матусик « Воспитание  детей  в  игре» ,-                        М «Прос.» ,1983.

 

 

5.  Р.К.Шаехова « Играя  размышляем» , - К ,2004.

 

 

6.  Т.И.Тарабарина , Н.В.Ёлкина « И  учёба , и  игра» , - М «Прос.» , 1989.

 

 

7.  Л.А.Абрамян ,Г.В.Антонова  и  др.  «Игра  дошкольника» , - М «Прос». 1989.

 

 

8.   « Программа  воспитания  и  обучения  в детском  саду» . – М , 2004.

 

 

9.   Газета «Воспитатель»  и  «Дошкольник».

 

 

10.  Журнал «Дошкольное  воспитание».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Игра : «Выбираем  транспорт».

    Сегодня  нам доставили  телеграмму : Фея  из  волшебной  страны  Математики  приглашает  нас  в  гости .  Давайте  выберем  такой  вид  транспорта ,  который  позволит  нам  быстро  добраться  к  Фее  и  вовремя  вернутся  домой. Отгадайте  загадки :

 

  Сядь  верхом  и  мчись  на нём !

   Только  лучше  правь  рулём.  (велосипед)

Кто  на  бегу  пары  клубя ,пуская  дым  трубой,

Несёт  вперёд  и  сам  себя,  да  и  меня  с тобой.  (паровоз)

Дом  по  улице  идёт,  на  работу  всех  везёт.

Не  на  курьих  ножках ,  а  в  резиновых  сапожках.(автобус)

Летит  птица-небылица, а  внутри  народ  сидит,

Меж  собою  говорит.  (самолёт)

А  вот  эта  загадка  не  простая ,  а  зашифрованная.  Соедините  на  своих  листиках  точки  по  порядку  -  и  получится  картинка.

   Дети  соединяют  точки  по  получают  картинку  ракеты.  Проверка  по  готовому  образцу :

                                                            Чудо  птица ,  алый  хвост,

                                                          Прилетела  в стаю  звёзд.  (ракета)

  Мы  полетим  с  вами  ребята  на  самом  быстром  виде транспорта- ракете.  (звучит  музыка). Вот  мы  и  прилетели.

  1. Игра : « Волшебная  лужайка » .

Ну  вот  мы  прилетели  в  страну  Математику.  На  лужайке  перед  сказочным  замком  Феи и  трава ,  и  птицы ,  и  звери  -  всё  необыкновенное , сказочное ,  математическое . Рассмотрите  картинку ,  какие  цифры  спрятались  в  рисунках ?

3.  Игра  «  художники » .

Фея  очень  любит  рисовать.  Она  просит  вас  дорисовать и разукрасить  рисунок , для  этого  нужно  решить  примеры.   Сели  все  правильно ,  спинки  выпрямили  и  приступаем  к  выполнению  задания.

  1. Физкультминутка  :

Эй ребята что вы  спите ? на  зарядку  становитесь !

Справа  друг  и  слева  друг,  вместе  все  в  весёлый  круг!

Под  весёлые  напевы повернёмся  вправо,  влево ,

Руки  вверх , руки  вниз ,вверх ,  и снова  наклонись !

  1. Игра :  « числоград » .

В волшебной  стране  Феи  математики  столица – город  чисел  Числоград.  Давайте  мы с  вами  определим  номера  домов  при  помощи  решения  весёлых  задач. Слушайте  внимательно  и  решение  задачи  выкладывайте у  себя  на  столе  с  помощью  цифр  и  знаков.

Пять  пушистеньких  щенят  все  в  корзиночке  лежат,

А  один  решил  сбежать – сколько  их  останется  лежать.

5-1=4

У  меня  и  Аллочки  пять  счётных  палочек.

Две  из  них  сломалось.  Сколько  же  осталось.

5-2=8

На  заборе  сидело  8  воробьёв.  4  воробья  улетели  на  землю  и  стали  клевать  булку.  Потом  к  ним  слетел  1  воробей.  Сколько  воробьёв  осталось  на  заборе?

8-4-1=3

Мила  и  Галочка купили  по  2  лимона,  а  Володя  купил  3  лимона. Сколько  лимонов  купили  дети.

2+2+3=7

  1. В  Числограде  необычные  дороги – числовые  отрезки.  Чтобы  путешествовать  по  этому  городу ,  надо  знать  правила  «дорожного  движения»  : что  происходит  с  числом  при  движении  вправо,  влево?(при  движении вправо  числа  увеличиваются ,  а  при  движении  влево  уменьшаются ).

Молодцы ,  ребята , а  я  та  самая  Фея  которая  пригласила  вас  в  гости.  Вижу  я  вы  успели  выполнить  не  мало  заданий  по  пути  комне ,  а  теперь  отдохните  немного.

Умеют  все  ребятки  с  носочка  встать  на  пятки ,

Вздохнуть  и  потянуться , нагнуться , разогнуться.

Вот  так , вот  так ,нагнуться , разогнуться.

  Я  очень  рада  что  вы  побывали  у  меня  в  гостях.  И  как  полагается  гостеприимной  хозяйке  я  хотела  бы  угостить  вас , в  этом  мешочке  мои  угощения , а  теперь  мне  пора  досвидания  детвора.  

      Мы  с  вами  погостили  в  стране  Математики ,  теперь  нам  пора  возвращаться  домой.  На  каком  транспорте  вы  хотите  вернуться  домой?  

       Политим  на  самолёте.  Приготовились  и  полетели .  вот  мы  и  дома .  Вы  сегодня  побывали  в  гостях  у  Феи  в  её  волшебной  стране ,  где  всё  связано  с  математикой.  Что  вам  понравилось?  Какие задания  были  трудными ,а  какие  лёгкими?

  На  этом  наше  путешествие  закончилось.

Раздача  угощения.

     Управление  образования  дошкольных  учреждений.

      Консультация   для    воспитателей     на   тему :

     «  Занимательный     материал    в  обучении     дошкольников    элементарной            математике »

                                                      Составила : воспитатель  д/с № 74

                                                                           Мингалимова Л.Р.

                          Республика  Татарстан

                             город  Нижнекамск

  Любая  математическая  задача  на  смекалку ,  для  какого  бы  возраста она   предназначалась , несёт  в  себе  определённую  умственную  нагрузку , которая чаще всего  замаскирована занимательным сюжетом , данными , условием задачи и так далее. Умственная задача  : составить  фигуру  или  видоизменить  её , найти  путь  решения ,  отгадать   число  -  реализуется  средствами  игры  в  игровых  действиях.  Смекалка , находчивость, инициатива   проявляются  в  активной  умственной  деятельности , основанной  на  непосредственном  интересе.

   Занимательность  математическому  материалу  придают  игровые  элементы , содержащиеся  в  каждой  задаче , логическом  упражнении , развлечении , будь  то  шахматы  или  самая  элементарная  головоломка .

    Многообразие  занимательного  материала  -  игр , задач , головоломок  - даёт  основание  для  их  классификации ,  хотя  довольно  трудно  разбить  на  группы  столь  разнообразный  материал ,  созданный  математиками  , педагогами , методистами.  Классифицировать его  можно  по  разным  признакам :  по  содержанию  и  значению ,  характеру  мыслительных  операций , а  также  по  направленности  на  развитие  тех  или  иных  умений.

     Исходя  из  логики  действий ,  осуществляемых  тем , кто  решает  задачу , разнообразный  элементарный  занимательный  материал  можно  классифицировать  3 основные  -  задачи , развивающие  игры ,  и  упражнения. Основанием  для  таких  групп  является  характер  и  назначение  того  или  иного  вида.

    В  сборниках  занимательной  математики  широко  представлены  математические  развлечения : головоломки , лабиринты ,игры  на  пространственное  преобразование  и  другие.  Они  интересны  по  содержанию , занимательны  по  форме , отличаются  необычностью  решения , парадоксальностью  результата.

   Посмотрим  другие  виды  занимательного  материала , например , математические  игры. Это  игры ,  в  которых  смоделированы  математические  построения , отношения , закономерности.  Для  нахождения  ответа (решения) , как  правило , необходим  предварительный  анализ  условий , правил , содержания  игры  или  задачи.  По ходу  решения требуются  применение  математических  методов  и  умозаключений.

    Приводим  несколько  математических  игр  для  детей  старшего  дошкольного  возраста.

  внешними

                  « Цепочка  примеров »

ЦЕЛЬ: упражнять  детей  в  умении  производить  арифметические  действия.

ХОД  ИГРЫ :  две  группы  участников  садятся  на  стулья  -  одна  напротив  другой.  Один  ребёнок  берёт  мяч , показывает  простой  арифметический  пример : 3+2  и  бросает  кому-нибудь  из  другой  группы.  Поймавший  мяч  продолжает пример , в котором  надо  произвести  действие  с  числом , являющимся  ответом  в  первом  примере. Участник  игры , давший  неверный  ответ  или  пример  выбывает  из  игры.

                              «  ОТГАДАЙ    ЧИСЛО  »

     

    ЦЕЛЬ: закрепить  умение  детей  сравнивать  числа.

    ХОД  ИГРЫ:  по  заданию  ведущего  ребёнок  должен быстро назвать  число (числа)  меньше  8 , но  больше  6 ,  больше  5 , но  меньше  9  и  так  далее.  Ребёнок ,выполнивший  условия  игры ,получает  флажок. При делении  детей  на  2  группы ,  ответивший  , выбывает  из  игры.

   

   Обе  игры  просты  по  содержанию  и  поставленной  задаче : их  участники    должны  произвести  арифметические  действия или  назвать  требуемое  число  основе  знания  последовательности  чисел  и  отношений  между  ними.  Занимательность ,интерес  обеспечивают  игровые  действия (бросание  мяча) , игровую  постановку  цели , правила , приёмы  стимулирования  умственной  активности.

    Разновидностью  математических  игр  и  задач  являются  логические  игры , задачи , упражнения.  Они  направлены  на  тренировку  мышления  при выполнении  логических  операций  и  действий : « Найди  недостающую  фигуру » , « Чем  отличаются? » , « Мельница » , « Лиса  и  гуси » , « По  четыре » и  другие.  Игры  « Выращивание  дерева »  , «Чудо-мешочек » ,       « Вычислительная  машина » предполагают  строгую  логику  действий.

     К  занимательному материалу  относятся  и  различные  дидактические  игры ,а также  привлекательные  по  форме  и  содержанию  упражнения.  Они  направлены  на  развитие  у  детей  разного  возраста  логического  мышления , пространственных  представлений ,  дают  возможность  упражнять  ребят  в  счёте , вычислениях.

                               «  ЧИСЛОВОЙ     РЯД  »

      ЦЕЛЬ : закрепить  знание  последовательности  чисел  в  натуральном  ряду ».

       ХОД  ИГРЫ : двое  детей , сидящих  за  одним  столом , раскладывают  перед  собой  лицевой  стороной  карточки  с  цифрами  от  1  до  10.  при  этом  каждому  из  детей  даётся  определённое  количество  карточек  с  цифрами  (например , до  13 ).  Некоторые  из  цифр  встречаются  в  наборе  дважды.  Каждый  играющий  в  порядке  очерёдности  берёт  карточку  с  цифрой , открывает  её  и  кладёт  перед  собой.  Затем   первый  играющий  открывает  ещё  одну  карточку.  Если  обозначенное  на  ней  число  меньше  числа  открытой  им  ранее  карты , ребёнок  кладёт  карточку  левее  первой ,если  больше – правее.  Если  же  он  возьмёт  карточку  левее  первой ,  если  больше – правее. Если же  он  возьмёт  карту  с  числом , уже  открытым  им , то  возвращает  её  на  место , а право  хода  передаётся  соседу.  Выигрывает  тот , кто  первым  выложил  свой  ряд.

     

      Занимательный  материал  очень  разнообразен  по  характеру , тематике , способу  решения. Самые  простые  задачи , упражнения ,требующие  находчивости , смекалки ,  оригинальности  мышления , умение  критически  оценить  условия , является  эффективным  средством  обучения  детей  дошкольного  возраста  на  занятиях  математикой , развития  их  самостоятельных  игр , в  свободное  время.  

   

                      Использованная   литература :

  1. З.А.Михайлова  «Игровые  занимательные  задачи  для  дошкольников»,- М «Прос.», 1985.
  2. Л.А.Венгер ,О.М.Дьяченко «Игры  и  упражнения  по  развитию  умственных  способностей  у  детей  дошкольного  возраста» , -            

     М «Прос.» , 1989.

3.  А.А.Смоленцова «Сюжетно-дидактические  игры  с  математическим  содержанием» , - М «Прос.» ,1987.

4.  А.К.Бондаренко , А.И.Матусик « Воспитание  детей  в  игре» ,-                        М «Прос.» ,1983.

5.  Р.К.Шаехова « Играя  размышляем» , - К ,2004.

6.  Т.И.Тарабарина , Н.В.Ёлкина « И  учёба , и  игра» , - М «Прос.» , 1989.

7.  Л.А.Абрамян ,Г.В.Антонова  и  др.  «Игра  дошкольника» , - М «Прос.» 1989.

8.   « Программа  воспитания  и  обучения  в детском  саду» . – М , 2004.

9.   Газета «Воспитатель»  и  «Дошкольник».

10.  Журнал «Дошкольное  воспитание».

    Управление  образования  дошкольных  учреждений.

Консультация   для   воспитателей

              на    тему :

  «Дидактические   игры  как

использование   занимательного

материала  на  занятиях  по

        математике.

    Обучение  математике  детей  дошкольного  возраста  немыслимо  без  использования  занимательных  игр , задач , развлечений.  При  этом  роль  несложного  занимательного  математического  материала  определяется  с  учётом  возрастных  возможностей  детей  и  задач  всестороннего  развития  и  воспитания : активизировать  умственную  деятельность , заинтересовать  математическим  материалом , увлекать  и  развлекать  детей , развивать  ум , расширять , углублять  математические  представления , закреплять  полученные  знания  и  умения , упражнять в  применении  их  в  других  видах  деятельности , новой  обстановке.

     Используется  занимательный  материал  (дидактические  игры)  и  с  целью  формирования  представлений ,  ознакомления  с  новыми  сведениями.  При  этом  непременным  условием  является  применение  системы  игр  и  упражнений.

      Дети  очень  активны  в  восприятии  задач-шуток  головоломок  логических  упражнений. Они  настойчиво  ищут  ход  решения , который  ведёт  к  результату.  В  том  случае , когда  занимательная  задача  доступна  ребёнку , у  него  складывается  положительное  эмоциональное  отношение  к  ней , что  и  стимулирует  мыслительную  активность.  Ребёнку  интересна  конечная  цель :  сложить , найти  нужную  фигуру , преобразовать , - которая  увлекает  его.

     При  этом  дети  пользуются  двумя  видами  поисковых  проб : практическими (действия в  перекладывании , подборе)  и  мыслительными (обдумывание  хода , предугадывание  результата , предположение  решения).  В  ходе  поиска , выдвижения  гипотез , решения  дети  проявляют   и  догадку , то есть как  бы  внезапно  приходят  к  правильному  решению.  Но эта  внезапность , безусловно , кажущаяся.  На  самом  деле  они  находят  путь , способ  решения  лишь  на  основании  практических  действий  и  обдумывания.  При  этом  дошкольникам  свойственно  догадываться  только  о  какой –то  части  решения , каком-то  этапе.  Момент  появления  загадки  дети я.  Как  правило , не  объясняют : « Я подумал  и  решил. Так  надо  сделать».

    В  процессе  решения  задач  на  смекалку  обдумывание детьми  хода  поиска  результата  предшествует  практическим  действиям. Показателем  рациональности  поиска  является  и  уровень  самостоятельности  его , характер  производимых  проб.  Анализ  соотношения  проб  показывает , что  практические  пробы  свойственны , как  правило , детям  средней  и  старшей  групп.  Дети  подготовительной  осуществляют  поиск  путём  сочетания  мыслительных  и  практических  проб , или  только  мысленно.  Всё  это  даёт  основание  для  утверждения  о  возможности  приобщения  дошкольников  в  ходе  решения  занимательных  задач  к  элементам  творческой  деятельности.  У  детей  формируется  умение  вести  поиск  решения  путём  предположений , осуществлять  разные  по  характеру  пробы , догадываться.

     Из  всего  многообразия  занимательного  математического  материала  в  дошкольном  возрасте  наибольшее  применение  находят  дидактические  игры.  Основное  назначение  их – обеспечить  упражняемость  детей  в   различении , выделении , назывании  множеств предметов , чисел , геометрических  фигур , направлений  и  так   далее.  В  дидактических  играх  есть  возможность  формировать  новые  знания ,знакомить  детей  со  способами  действий.  Каждая  из  игр  решает  конкретную  задачу  совершенствования  математических (количественных , пространственных , временных )  представлений  детей.

     Дидактические игры  включаются  непосредственно в  содержание  занятий  как  одно  из  средств  реализации  программных  задач.  Место  дидактической  игры  в  структуре  занятия  по  формированию  элементарных  математических  представлений  определяется  возрастом  детей , целью , познанием , содержанием  занятия.  Она  может  быть  использована  в  качестве  учебного  задания , упражнения , направления  на  выполнение  конкретной  задачи  формирования  представлений.  В  младшей  группе ,  особенно  в  начале  года , всё  занятие  должно  быть  проведено  в  форме  игры.  Дидактические  игры  уместны  и  в  конце  занятия  с  целью  воиспроизведения ,  закрепления  ранее  изученного.  Так  в  средней  группе  на  занятиях  по формированию  элементарных  математических  представлений  после  ряда  упражнений  на  закрепление  названий , основных  свойств  геометрических  фигур  может  быть  использована  игра.

      В  формировании  у  детей  математических  представлений  широко  используются  занимательные  по  форме  и  содержанию  разнообразные  дидактические  игровые  упражнения.  Они  отличаются  от  типичных  учебных  заданий  и  упражнений  необычностью  постановки  задачи , неожиданностью  преподнесения  её  от  имени  какого-либо  литературного  сказочного  героя.  Игровые упражнения  следует  отличать  от  дидактической  игры  по  структуре , назначению ,  уровню  детской  самостоятельности , роли  педагога.  Они , как  правило , не  включают  в  себе  все  структурные  элементы дидактической  игры.  Назначение  их – упражнять  детей  с  целью  выработки  умений , навыков.

    Часто  в  практике  обучения  дошкольников  дидактическая  игра  приобретает  форму  игрового  упражнения.  В  этом  случае  игровые  действия  детей , результаты  их  направляются  и  контролируются  педагогом.  Так , с целью  показа  детям  способа  установления  поэлементного  соответствия  в  младшей  группе  провести  игровое  упражнение « посадим  куклы  на  стулья» .

     Итак  дидактические  игры  и  игровые упражнения  математического  содержания  -  наиболее  известные  и  часто  применяемые  в  современной  практике  дошкольного  воспитания  виды  занимательного  материала.

                          Использованная   литература :

  1. З.А.Михайлова  «Игровые  занимательные  задачи  для  дошкольников»,- М «Прос.», 1985.

  1. Л.А.Венгер ,О.М.Дьяченко «Игры  и  упражнения  по  развитию  умственных  способностей  у  детей  дошкольного  возраста» , -            

     М «Прос.» , 1989.

3.  А.А.Смоленцова «Сюжетно-дидактические  игры  с  математическим  содержанием» , - М «Прос.» ,1987.

4.  А.К.Бондаренко , А.И.Матусик « Воспитание  детей  в  игре» ,-                        М «Прос.» ,1983.

5.  Р.К.Шаехова « Играя  размышляем» , - К ,2004.

6.  Т.И.Тарабарина , Н.В.Ёлкина « И  учёба , и  игра» , - М «Прос.» , 1989.

7.  Л.А.Абрамян ,Г.В.Антонова  и  др.  «Игра  дошкольника» , - М «Прос». 1989.

8.   « Программа  воспитания  и  обучения  в детском  саду» . – М , 2004.

9.   Газета «Воспитатель»  и  «Дошкольник».

10.  Журнал «Дошкольное  воспитание».

     Развитию  внимания   и   сообразительности   способствуют  задачи-

шутки , головоломки , предостерегающие  ребёнка  от  поспешных  и  

необоснованных  выводов.  Их не  следует  решать  как  обычные  задачи ,

 используя  то  или  иное  арифметическое  действие.  Эти  задачи  должны

  побуждать  детей  рассуждать , мыслить , находить  ответ  используя

 

имеющиеся  уже  знания.

      Приучая  ребёнка  внимательно  слушать условие  задачи , можно  

предложить  задачу-шутку , в  которой  имеются  числовые  данные , но

 производить  арифметические  действия  не  надо.

      Не  всегда  ребёнок  с  лёгкостью  может  найти  ответ , понимая , что

 задача  с  «секретом».   Пусть  взрослого  порадует  уже  одно  то ,  что

  ребёнок  не  станет  торопиться  с  ответом , а попытается  подумать ,

порассуждать , приводя  различные доводы и  опровергая  сам  себя.

 

Помогите  ему  нащупать  правильный  путь  рассуждений.

      Использование  задач-шуток  и  задач  на  сообразительность  поможет

  разнообразить  и  оживить  занятие  с  детьми.  Кроме  того , задачи

 подобного  рода  можно  использовать  при  проведении  математических

 

 досугов , весёлых  встреч  дошкольных  знатоков , КВНов.  Для

 проведения  одного  занятия  с  детьми  можно  взять  одну-две  задачи , а

  в  математический  досуг  следует  включить  не  более  пяти-шести

 заданий  разной  сложности.  Применение  математического  материала

 

вне  занятий  со  всей  группой  детей  целесообразно , когда  дети  с  этой

 

 точки  зрения  подготовлены.

         Примеры         :

  1. В  море  плавало  9  пароходов.  2  парохода  пристали . Сколько  пароходов в  море?  (9  пароходов).

  1. Шли  7  братьев , у  каждого  брата  по  одной  сестре.  Сколько  человек  шло ?

Занимательный  материал не  только  развлекает  детей , даёт возможность

  им  отдохнуть ,переключится я. Но  и  заставляет  их  задуматься ,

развивает  самостоятельность , инициативу , направляет  на   поиски

 нетрадиционных  способов  решения , стимулирует  развитие

 нестандартного  мышления.  Загадки  полезно  использовать  не  только  в

  работе  с  детьми , опережающими  в  развитии  своих  сверстников , но

  и  на  занятиях   со  всей  возрастной  группой.

    Воспитатель  даёт  возможность  детям  внимательно  выслушать

 загадку , просит  запомнить  её  содержание , помогает  её  отгадать.

 

Загадку  надо  отгадывать  эмоционально , неторопливо.  После

 нахождения  ответа  спросить  у  детей  толкование  решения , ход

 рассуждений.  На  одном  занятии  целесообразно  использовать  одну-три

 

 загадки.

           Примеры :

Пустые  поля , мокнет  земля ,

Дождь  заливает , когда  это  бывает. (осенью)

Двенадцать  братьев разно  называются ,

И  разными  делами  занимаются.  (месяцы  года).

    Дети  знают  много  считалок  и  чаще  всего  с  их помощью  выбирают

 

 ведущего  в  играх.  Этот  же  приём  можно  использовать  и  на  занятиях

  по  математике.  В  практике  работы  дошкольных  учреждений на

 занятии  воспитатель  сам  чаще  всего  выбирает  ведущего  или

 

назначает  того , кто захочет.  Чтобы  поднять  активность  детей  на

 занятии ,нужно  не  назначать  детей , а  делать  это  при  помощи

 считалки.  В  таком  случае  выбор  ведущего  будет  более  справедливым.

     Пример :

    Раз ,два , три , четыре , пять ,

    Вышел  зайчик  погулять.

    Вдруг  охотник  выбегает ,

     Прямо в  зайчика  стреляет.

    Но охотник  не  попал ,

    Серый  зайчик  убежал.

    Для  формирования полноценных  математических  представлений  и

 для развития  познавательного  интереса  у  дошкольников очень  важно

 

 наряду  с  другими  методами использовать занимательные ситуации .

Жанр  сказки   позволяет  соединить в  себе  то и  другое.  Сам  сюжет ,

сказочные  персонажи  привлекают  детей.  Вживаясь  в события  сказки ,

 ребёнок  как бы  становится  её  действующим  лицом.  При  этом

 

 повышается  познавательная  активность : он  стремится  вмешаться  в

 ситуации  и  повлиять  на них.  Живой  интерес ,  который  возникает  у

 

 ребёнка , можно  использовать  для  повышения  эффективности  

обучения.        

                   Материал :

 Т.И.Ерофеева  ,  Л.Н.Павлова , В.П.Новикова  « Математика  для

 

дошкольников» ,  -  М , Просвещение ,  1992.

        

   Во-первых , игра – это  школа  произвольного  поведения ( Д.Б.Эльконин ).

 Попробуйте  заставить  ребёнка  стоять  смирно – он  не  простоит  и  двух

 секунд.  Но  если  это  действие  включить  в  игровой  контекст , цель  с  

успехом  будет  достигнута.  Вспомните  :  «Море  волнуется - раз , море

 

волнуется - два , море  волнуется – три , морская  фигура  замри».  Ведь

  замирают  самые  непоседливые  мальчики  и  девочки , даже  на  одной

 

ножке.

    Во-вторых , игра – школа  морали  в  действии (А.Н.Леонтьев ).  Можно

 сколь  угодно  долго  объяснять  ребёнку «что  такое  хорошо , что  такое

 

плохо» , но  лишь  сказка  и  игра  способны  через  эмоциональное

 сопереживание , через  постановку  себя  на  место  другого  научить

 действовать  и  поступать  в  соответствии  с  нравственными  требованиями.

  Психологические  исследования  показали : если «недругов»  включить  в

 игровое  взаимодействие , в  котором  они  вынуждены  работать  сообща ,

заботясь  друг  о  друге , взаимная  неприязнь  вскоре  улетучится , и  

наоборот  -   для  друзей , оказавшихся  игровыми  соперниками . азарт  и  

желание  выиграть  часто  оказываются  сильнее  дружбы.

     В-третьих , игра – ведущая  деятельность  в  дошкольном  возрасте ,

деятельность , определяющая  развитие  интеллектуальных , физических  и

моральных  сил  ребёнка.

     По  мнению  русского  историка  и  философа  Василия  Зеньковского ,

«игра – свободное  творчество , важнейшее  проявление  эстетического

 начала  в  человеке» , средство  проникновения  в  сферу  смыслов ,

постижения  единства  мира  и  его  Творца.

    Ещё  К.Д.Ушинский  отмечал , как  важно  наблюдать  за  детской  игрой

 для  определения  общего  и  интеллектуального  здоровья  детей.  Если  

ребёнок  не  выражает  интереса  к  играм , пассивен  или  играет

 

стереотипно  и  примитивно  для  своего  возраста – это  серьёзный  сигнал

 для  взрослого : такой  ребёнок  требует  особого  внимания , это

 «особенный»  ребёнок – может  быть  гений , а  может , неблагополучный…

     С  помощью  игры  обучение  ребёнка  идёт  эффективнее , а  воспитание

 приятнее.  Игра – средство  диагностики  психического  состояния  ребёнка ,

 

его  личностного  развития , но  это  и  превосходный  метод  коррекции  тех

 

 или  иных  дефектов . недостатков , отставания  в  развитии.  Одним  из

 самых  из  самых  молодых  психологических  методов  является  игровая  

психотерапия.

              Использованная    литература  :

     1.  А.А.Смоленцова «Сюжетно-дидактические  игры  с  математическим       содержанием» , - М «Прос.» ,1987.

2.   А.К.Бондаренко , А.И.Матусик « Воспитание  детей  в  игре» ,-                        М «Прос.» ,1983.

3.   Р.К.Шаехова « Играя  размышляем» , - К ,2004.

4.  Т.И.Тарабарина , Н.В.Ёлкина « И  учёба , и  игра» , - М «Прос.» , 1989.

5.   Л.А.Абрамян ,Г.В.Антонова  и  др.  «Игра  дошкольника» , - М «Прос». 1989.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2  2 2 2 2

3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3

4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4                         4 4 4 4

5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5

6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6   6 6 6 6

7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7

8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8

9 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9

= = = = = = = = = = = = = = = =

+ + + + + + + + + + + + + + + +

 -  -  -  -

 -  -  -  -

 -  -  -  -

  1. Физкультминутка  :

Эй ребята что вы  спите ? на  зарядку  становитесь !

Справа  друг  и  слева  друг,  вместе  все  в  весёлый  круг!

Под  весёлые  напевы повернёмся  вправо,  влево ,

Руки  вверх , руки  вниз ,вверх ,  и снова  наклонись !

Фея  из  волшебной  страны  математики  приглашает  нас  в  гости.

 

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: "Использование занимательного материала на занятиях по математике"

Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания—наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. О...

Обобщение опыта по теме: "Использование занимательного материала на занятиях по математике"

Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания—наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. О...

Консультация "Использование занимательного материала на занятиях по математике"

Консультация "Использование занимательного материала на занятиях по математике"...

Использование занимательного материала на занятиях по математике

Консультация для родителей:  Использование занимательного материала на занятиях по математике"...

Консультация для педагогов «Методические рекомендации по использованию фольклорного материала на занятиях по математике»

Консультация для педагогов«Методические рекомендации по использованию фольклорного материала на занятиях по математике»...

Использование занимательного материала на занятиях по математике

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется на осно...

Использование современного материала на занятиях по математике (блоков Дьенеша и палочек Кюизенера).

В своей статье я хочу поделиться опытом работы использования блоков Дьенеша и палочек Кюизенера на занятиях по математике....