дидактические игры
материал по математике (старшая группа) по теме

Асварова Миреста Айвазовна

дидактические игры по математике для детей старшего дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл d_igry_po_matematike.docx26.35 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры для детей старшего дошкольного  по математике.

Составление геометрических фигур

Составить 2 равных треугольника из 5 палочек

Составить 2 равных квадрата из 7 палочек

Составить 3 равных треугольника из 7 палочек

Составить 4 равных треугольника из 9 палочек

Составить 3 равных квадрата из10 палочек

Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника

Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника

Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники

Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.

Материал: счётные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-30см)

Задания:

Составить квадрат и треугольник маленького размера

Составить маленький и большой квадраты

Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2.

Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники. Прямоугольники и четырёхугольники.

Игра «Цепочка примеров»

Цель: упражнять в умении производить арифметические действия

Ход игры: взрослый бросает мяч ребёнку и называет простой арифметический, например 3+2. Ребёнок ловит мяч, даёт ответ и бросает мяч обратно и т.д.

Помоги Чебурашке найти и справить ошибку.

Ребёнку предлагается рассмотреть, как расположены геометрические фигуры, в какие группы и по какому признаку объединены, заметить ошибку, исправить и объяснить. Ответ адресовывается Чебурашке (или любой другой игрушке). Ошибка может состоять в том, что в группе квадратов может оказаться треугольник, а в группе фигур синего цвета – красная.

Игра «Только одно свойство»

Цель: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её.

Ход игры: у двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.

Игра «Найди и назови»

Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.

Ход игры: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д.

Игра «Назови число»

Играющие становятся друг против друга. Взрослый с мячом в руках бросает мяч и называет любое число, например 7. Ребёнок должен поймать мяч и назвать смежные числа – 6 и 8 (сначала меньшее)

Игра «Сложи квадрат»

Цель: развитие цветоощущения, усвоение соотношения целого и части; формирование логического мышления и умения разбивать сложную задачу на несколько простых.

 Для игры нужно приготовить 36 разноцветных квадратов размером 80×80мм. Оттенки цветов должны заметно отличаться друг от друга. Затем квадраты разрезать. Разрезав квадрат, нужно на каждой части написать его номер (на тыльной стороне).

Задания к игре:

Разложить кусочки квадратов по цвету

По номерам

Сложить из кусочков целый квадрат

Придумать новые квадратики.

Игра «Дороги»

Цель. Развивать умение определять свойства предметов: цвет, форму и величину; научить сравнивать и группировать предметы на основе выделенных свойств; понимать значение слов, обозначающих свойства предметов.

Материал. Логические блоки Дьенеша. Фигурки зайца, кошки, собаки, медведя, петушка и поросенка. Набор кирпичей и кубов.

 Содержание

Вариант I. На столах 6 домиков кубиков, у каждого из которых фигурка животного и геометрическая фигура из блока Дьенеша: маленький круг, большой круг, маленький квадрат, большой квадрат, маленький треугольник, большой треугольник. На небольшом расстоянии от домов выложена дорога из кирпичей. На отдельном столе три группы фигур: круги, треугольники, квадраты.

 Воспитатель приглашает детей поиграть с фигурками. Дети усаживаются так, чтобы им видны были домики и дорога, и беседуют с педагогом о том, что видят перед собой. Затем воспитатель предлагает помочь животным построить дорожки от дома до кирпичной дороги. Для этого нужно посмотреть, какая геометрическая фигура уже есть у дома, взять побольше таких же и построить из них дорожку. Договорившись о том, кто какому животному будет строить дорогу, приступают к работе.

 В ходе работы педагог общается с детьми, при необходимости помогает подобрать фигуры и называет их (надо взять все: и большие, и маленькие — фигуры заданной формы). Он поощряет попытки взаимообучения, особенно со стороны «зрителей», предупреждая конфликтные ситуации.

 После того как первая группа детей справилась с заданием, дорожки из фигурок убирают— дождик смыл— и к игре приступает вторая группа детей.

Вариант II. Среда для игры занятия организована так же, как и в первом варианте. Но геометрические фигуры группируются по цвету: красные, синие и желтые отдельно.

 У порога дома располагается одна цветная фигура. Воспитатель объясняет детям, что на этот раз животные хотят построить из фигурок дорожки одного цвета: заяц — из красных, кошка —из желтых и т.д. Дети выбирают, для кого они будут строить дорогу и приступают к работе. По ходу игры занятия педагог обращает внимание детей на то, что фигуры могут быть разной формы и величины, но обязательно одинакового цвета.

 После сооружения дорожек можно обратить внимание детей на расположение фигур; дать задание разложить их по величине, форме с тем, чтобы по ним было удобнее ходить.

Вариант III. На столах 4 домика: зайца, кошки, собаки и петуха. У порога фигура определенной формы: треугольник, квадрат, прямоугольник или круг. На отдельном столе фигуры, разделенные на четыре группы: треугольники, квадраты, круги и прямоугольники. Воспитатель объясняет детям, что животные хотят, чтобы дорожки у них были построены из фигурок одинаковой формы: только из треугольников, квадратов, кругов или прямоугольников.

 В ходе игры занятия педагог обращает внимание детей на то, что фигурки надо подбирать одинаковой формы, а их цвет и величина не имеют значения.

 После выполнения игровых заданий можно предложить детям поиграть с геометрическими фигурами: перестроить дорожки так, чтобы они выглядели красиво — упорядочить фигуры по величине, цвету и др.

 «Лети, желтый лепесток»

Цель. Развивать представления о недельном цикле.

 Материал. 7 разноцветных кругов. Красочный календарь на текущий год.

 Предварительный этап. Дети рассматривают изображения радуги, называют семь ее цветов, затем слушают отрывки из произведения В. Катаева «Цветик-семицветик». Игру занятие лучше провести во вторник.

 Содержание

Вариант I. Воспитатель организует непринужденный разговор о том, какой день недели сегодня, какой был вчера, и в какой день взрослые не идут на работу, а дети в детский сад. Рассматривают календарь и определяют, каким цветом выделено воскресение. С помощью педагога последовательно называют дни недели, начиная с понедельника.

Вариант II. Педагог предлагает детям обозначить дни недели цветными кругами, чтобы их легче было запомнить, и выложить ряд из цветных кругов —дней недели (начиная с понедельника). Затем дети упражняются в назывании дней недели и обозначении их определенным цветом, отвечая на вопросы типа: «Каким кружком мы обозначили вторник? Какой день недели обозначает голубой круг?» За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. В конце игры занятия дети с помощью взрослого последовательно называют дни недели, начиная с понедельника, указывая на кружок, которым обозначен день.

 После этого воспитатель предлагает подумать, какой день недели наступает после воскресенья. Выслушав ответы детей и наградив правильные двумя фишками, предлагает сделать из кругов, не меняя их последовательности, цветик семицветик.

Игра  «Магазин».

Цель. Развитие внимания и наблюдательности; научить различать аналогичные предметы по величине; знакомство с понятиями «верхний», «нижний», «средний», «большой», «маленький», «сколько».

Правила игры. Игра делится на три этапа.

1. Магазин. У овечки был магазин. Посмотри на полки магазина и ответь на вопросы: сколько полок в магазине? Что находится на нижней (средней, верхней) полке? Сколько в магазине чашек (больших, маленьких)? На какой полке стоят чашки? Сколько в магазине матрешек (больших, маленьких)? На какой полке они стоят? Сколько в магазине мячей (больших, маленьких)? На какой полке они стоят? Что стоит: слева от пирамиды, справа от пирамиды, слева от кувшина, справа от кувшина; слева от стакана, справа от стакана? Что стоит между маленькими и большими мячами?

Каждый день утром овечка выставляла в магазине одни и те же товары.

2. Что купил серый волк? Однажды под Новый год в магазин явился серый волк и купил своим волчатам подарки. Посмотри внимательно и угадай, что купил волк.

3. Что купил заяц? На следующий день после волка в магазин пришел заяц и купил новогодние подарки для зайчат. Что купил заяц?

Игра  «Светофор».

Цель. Ознакомление с правилами перехода (проезда) перекрестка, регулируемого светофором.

Игровой материал. Красные, желтые и зеленые круги, машины, фигурки детей.

Правила игры. Игра состоит из нескольких этапов.

1. Один из играющих устанавливает определенные цвета светофоров (наложением красных, желтых или зеленых кругов), машин и фигурки детей, идущих в разных направлениях.

2. Второй проводит через перекресток машины (по проезжей части) или фигурки детей (по пешеходным дорожкам) в соответствии с правилами дорожного движения.

3. Затем игроки меняются ролями. Рассматриваются различные ситуации, определяемые цветами светофоров и положением машин и пешеходов.

Тот из игроков, который безошибочно решает все возникшие в процессе игры задачи или допускает меньше ошибок (набирает меньшее число штрафных очков), считается победителем.

Игра «Чудесный мешочек»

Дидактическая задача: с целью развития осязательного восприятия учить выделять признаки предметов по структуре поверхности, группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса). Активизировать словарь; воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры.

Игровое правило: класть предметы можно только на тот поднос, который сделан из того же материала, что и предмет.

Игровые действия: угадывание на ощупь предмета, отгадывание предмета по описанию; поиск предметов, сделанных из разных материалов; группировка их по качеству; использование «чудесного мешочка».

Для этой игры подбирают предметы, сделанные из разного материала: деревянные, резиновые, пластмассовые, металлические, стеклянные.

Педагог проводит короткую беседу до начала игры, в процессе которой уточняет знания детей о том, что все окружающие нас предметы сделаны из разных материалов; предлагает вспомнить, какие они знают материалы, а также сделанные из них вещи.

Затем педагог предлагает новую игру, в ходе которой дети должны называть, из чего сделан предмет, помещаемый ребенком в мешочек. Объясняет правила: нужно на ощупь, не глядя на предмет, узнать, из чего он сделан, и рассказать о нем так, чтобы дети по описанию узнали и правильно назвали его; напоминает, что мешочек открывается лишь в том случае, если и тот, кто описывал предмет, и тот, кто отгадывал, не ошиблись.

Чтобы все играющие учились определять предметы по материалу, вторую половину игры педагог проводит с другим содержанием. Для этого он предлагает всем детям пройти по комнате, найти предметы, сделанные из разных материалов, и распределить их следующим образом: металлические положить на поднос, сделанный из металла, деревянные — на деревянную дощечку, пластмассовые — на поднос из пластмассы и т.д.

В конце игры педагог отмечает тех, кто был наблюдательным, внимательным и помог своему товарищу найти нужный предмет.

Усложнением игры может быть увеличение количества отобранных предметов, а также их не ярко выраженное качество.

«Узнай, что изменилось»

Дидактическая задача: вырабатывать навык в определении пространственного расположения предметов: справа, слева, впереди, сзади, сбоку, около и др.; развивать наблюдательность, активное запоминание, речь и активизировать словарь.

Игровое правило: изменения в расположении предметов называют только те дети, на кого укажет Петрушка.

Игровые действия: за ширмой переставляют предметы так, чтобы дети не видели. С использованием кукольного персонажа дети отгадывают перестановки.

В игре используется кукольный персонаж Петрушка. Веселый и озорной, он все время что-то переставляет, передвигает, а потом забывает и просит ребят подсказать ему, куда он поставил свои игрушки.

Петрушка. Дети, сейчас мы будем с вами играть. Я принес сюда игрушки: матрешку, пирамидку и куклу Катю. Посмотрите, где они стоят. Где стоит Катя?

Дети. Посередине стола.

Петрушка. А пирамидка?

Дети. Справа от нее.

Петрушка. А как можно сказать, где стоит матрешка?

Дети. Она стоит слева от Кати.

Петрушка. Запомнили, где стоят игрушки? Ваня, скажи, где стоит матрешка?

Ваня. Она стоит слева от Кати.

Петрушка. Правильно. А где стоит пирамидка? Правильно. А кукла Катя между ними. Так, ребята? А теперь я закрою игрушки ширмой, что-то здесь переставлю, а вы отгадаете, что изменится. Хорошо?

Педагог закрывает ширмой свой стол и делает перестановку: кукла «перешла» к детям поближе, а сзади нее оказались рядом пирамидка и матрешка.

Что здесь изменилось? Где сейчас стоит Катя? Отвечать будет только тот, кого я назову. Будьте готовы! Полина, скажи, где сейчас стоит Катя?

Полина. Она стоит впереди.

Петрушка. А матрешка с пирамидкой где? Скажи, Настя!

Настя. Они стоят сзади куклы Кати.

Петрушка. Правильно, ребята. А сейчас я опять что-то переставлю, и вы отгадаете.

Опять закрывается ширма, но перестановка не сделана.

А сейчас кто скажет, что изменилось? Что я переставил?

Дети (недоумевают). Ничего не переставил.

Петрушка. Подскажите мне, ребята, где эти игрушки стояли раньше.

Дети. Они так и стояли: Катя впереди, а матрешка и пирамидка сзади.

Петрушка за ширмой переставляет игрушки, разговаривает с ними. Куклу сажает сбоку, а пирамидка с матрешкой остаются посередине стола. Дети отгадывают, произнося слова «сбоку», «посередине», «слева».

Игру можно проводить в том случае, если у детей имеются определенные знания и умения в пространственной ориентации. Петрушка повышает интерес к выполнению правила: отгадать изменение в расположении игрушек, помочь ему найти нужную игрушку.

 «Что лишнее?»

Дидактическая задача: учить замечать ошибки в использовании предметов; развивать наблюдательность, чувство юмора, умение доказать правильность своего суждения; закреплять знания об орудиях труда.

Игровое правило: закрывать картонкой только лишнюю картинку. Выигрывает тот, кто первым обнаружит ненужный предмет.

Игровые действия: находить и закрывать изображения ненужных предметов.

В больших квадратах нарисованы люди разных профессий, а в клеточках необходимые им для работы предметы и орудия труда. Среди них есть и такие, которые для этой профессии не нужны. Например, в центре — рисунок, на котором изображена медсестра, лечащая больного, а в клеточках нарисованы все необходимые для ее работы предметы и среди них — гантели.

Играющие дети должны заметить и закрыть чистым квадратиком ненужный предмет. Необходимо подобрать рисунки, изображающие знакомые детям профессии: повар, дворник, водитель, строитель, учитель, продавец и др. Дети обмениваются карточками, и игра продолжается.

 «Когда это бывает?»

Дидактическая задача: закреплять знания о частях суток; упражнять в сопоставлении картинки с частями суток: утро, день, вечер, ночь.

Игровые правила: по слову, которое произносит педагог, показывать карточку и объяснять, почему он ее поднял.

Игровое действие: поиск нужной картинки.

На столе у играющих разные картинки, отражающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия, игры на участке, сон, уборка групповой комнаты, катание на санках, приход родителей и др. К каждой части суток должно быть несколько сюжетных картинок. Дети выбирают себе картинку, внимательно рассматривают ее. На слово «утро» все дети, в руках у которых соответствующие картинки, поднимают их и каждый объясняет, почему он думает, что у него изображено утро: дети приходят в детский сад, их ждет воспитатель, они делают утреннюю гимнастику, умываются, завтракают, занимаются и др. Затем педагог говорит слово «день». Поднимают картинки те, у кого есть изображение какого-либо события или деятельности детей в это время суток: на прогулке, трудятся на участке, обедают, спят.

Педагог. Вечер.

Дети поднимают соответствующие карточки.

Почему ты показал эту карточку?

Ребенок. Потому что за детьми пришли мамы, на улице темно.

Педагог. Ночь.

Дети поднимают карточки с изображением спящих ребят.

Так закрепляются знания детей о частях суток. За каждый правильный ответ дети получают фишки: розовая фишка — утро, голубая — день, серая — вечер, черная — ночь.

Затем все карточки перемешиваются, и игра продолжается, но слова называются в другой последовательности: педагог сначала называет «вечер», а потом «утро», тем самым усиливая внимание к словесному сигналу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...